Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Открытое и закрытое общество.




 

Открытое общество – классы

Закрытое общество – рабство, касты, сословия.

 

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком слу­чае статус выступает обобщающим показателем стра­тификации. Раньше мы отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выпол­няет важнейшую роль в социологии в целом.

Приписываемый статус характеризует жестко зак­репленную систему стратификации, т. е. закрытое об­щество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят раб­ство, кастовый и сословный строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные пере­ходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К та­кой системе относят классы (капиталистическое обще­ство). Таковы исторические типы стратификации.

В связи с этим следует различать понятия «закры­тое общество» и «открытое общество» не только в со­циологическом, но и в политологическом смысле.

В политологическом смысле закрытое общество ­это такое общество, где перемещение индивидов или информации из одной страны в другую исключено или существенно ограничено. В социологическом смысле закрытое общество - это такое общество, где переме­щение индивидов из одной страты в другую исключе­но или существенно ограничено. Таким образом, в первом случае речь идет о странах, а во втором - о стратах. Соответственно открытым обществом счита­ется то, где перемещения индивидов и информации ничем не ограничиваются.

Подобное разграничение крайне важно, и вот по­чему. СССР являлся в свое время открытым обществом в социологическом смысле и закрытым в политичес­ком. Действительно, в нем, по мнению зарубежных социологов, существовала очень интенсивная верти­кальная мобильность (по этому показателю с советс­ким обществом могло сравниться только американское). Но одновременно над обществом висел так называе­мый железный занавес, ограничивавший или вовсе запрещавший выезд людей за границу и проникнове­ние объективной информации о положении дел в зару­бежных странах.

Открытое общество именуют также обществом равных возможностей, где каждый имеет шансы подняться на самые высокие ступени социальной иерархии.

Закрытое общество характеризует жесткая социальная структура, препятствующая перемещениям людей не только вверх по социальной лестнице, но и вниз. В закрытом обществе из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены социальные перемещения, каждый знает свое место в обществе, и это знание передается из поколения в поколение. Социальные статусы становятся наследуемыми: крестьянин из столетия в столетие остается крестьянином, помещик - помещиком.

В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, мешающих продвижению наверх, те, кто поднимаются наверх, имеют тенденцию отходить от политической ориентации класса, из которого они происходят, и принимать политические взгляды класса, к которому они стали принадлежать. Аналогично выглядит поведение тех, чей социальный статус понизился: они становятся более левыми, чем члены страты, к которой они до того принадлежали, но менее левыми по сравнению с членами страты, в которой они оказались. Следовательно, движение в целом способствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества1.

Правящий класс и в закрытом, и, что особенно удивительно, в открытом обществе не заинтересован в пополнении своих рядов за счет представителей низших классов. Наследуя состояния и титулы своим детям, элита склонна к самовоспроизводству. В проникновении в высший класс заинтересованы прежде всего представители среднего и низшего классов. Для них это значительное продвижение по службе и показатель общего жизненного успеха.

 

 

85. Стратификация в СССР и России.

 

 

В период существования Советской России (1917- 1922) и СССР (1922 - 1991) основу теории социальной структуры составляла схема В.И.Ленина, описанная им в работе «Государство и революция» (август-сентябрь 1917 г.).

Классы - это большие группы людей, различаю­щиеся а) по их месту в исторически определенной си­стеме общественного производства, б) по их отноше­нию (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, в) по их роли в общественной организации труда, г) по способам по­лучения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут. располагать. Благодаря четырем критериям классов они получили название «ленинской четырехчленки».

Поскольку работа «Государство и революция» была написана до Октябрьской революции, Ленин не мог знать, какие именно классы должны существовать при социа­лизме. Впервые их обозначил И.В.Сталин в докладе «О проекте Конституции Союза ССР» В ноябре 1936 г. Мно­голетним дискуссиям обществоведов был положен конец.

Сталин создал трехчленную формулу, социалисти­ческое общество состоит из двух дружественных клас­сов - рабочих и крестьян и рекрутируемой из них прослойки - трудовой интеллигенции (синоним спе­циалистов и служащих).

Новый этап отмечен созданием в 60 - 70-е гт. те­ории развитого социализма. Социологи провели мно­жество исследований и, как им казалось, обнаружили следующее:

· существуют внутри- и межклассовые слои, раз­личающиеся характером труда, уровнем жиз­ни и образом жизни;

· межклассовые различия стираются, а внутри­классовые различия (дифференциация) возра­стают;

· слои не тождественны прослойке - слоев мно­го, а прослойка только одна;

· во всех классах и слоях возрастает доля умствен­ного труда и снижается доля физического труда.

В начале 60-х гг. появился термин «рабочие-интеллигенты». Он обозначал пограничный с интеллигента­ми (специалистами) слой рабочего класса, наиболее квалифицированных работников, занятых особо слож­ными общественными видами труда. В разные годы в него входило от 0,5 до 1,0 млн. человек.

В росте численности и удельного веса этого слоя советские социологи видели успехи социализма, при­знак зарождения новых социальных общностей. К спе­цифическим социальным группам относили военно­служащих, служителей религиозных культов и работ­ников аппарата управления.

В концепции развитого социализма получила тео­ретическое обоснование двухступенчатая схема эво­люции советского общества: преодоление различий между классами и постро­ение бесклассового общества произойдут в основном в исторических рамках первой фазы - соци­ализма; полное преодоление классовых различий и пост­роение социально однородного общества завер­шается на второй, высшей фазе коммунизма. В результате построения вначале бесклассового общества, а затем социально однородного обще­ства должна сложиться принципиально новая система стратификации: на смену «антагонисти­ческой», вертикальной системе неравенства по­степенно (в течение жизни нескольких поколений) придет «горизонтальная система» социального равенства.

В конце 80-х гг. среди социологов растет крити­ческое отношение к официальной теории. Обнаружи­вается, что с развитием общества социальные разли­чия не исчезают, а усиливаются. Степень неравенства при социализме выше, чем при капитализме. В СССР существуют и антагонизм, и отчуждение, и: эксплуата­ция. Государство не отмирает, а укрепляется. Работни­ки аппарата управления - не специфический слой, а социальный класс, господствующий и эксплуатирую­щий население. На смену старой теории постепенно приходит новая, которая постоянно совершенствуется и пополняется.

За рубежом, уже в 20-е гг. поднимается вопрос о возникновении в СССР нового господствующего клас­са и нового типа социальной структуры. Еще в начале ХХ в. М.Вебер указал на тех, кто при социализме ста­нет господствующим классом, - бюрократы. В 30-е гг. Н.Бердяев и Л.Троцкий подтвердили: в СССР образо­валась новая страта - бюрократия, опутавшая всю страну и превратившаяся в привилегированный класс.

Теоретическое обоснование идея превращения управленческой группы в управленческий класс полу­чила в книге американского специалиста по менедж­менту Дж.Бернхайма «Управленческая революция» (1991), о котором мы уже говорили. Он провозгласил, что на смену классу капиталистов приходит класс менеджеров, которые, не являясь собственниками, тем не менее контролируют корпорации и общество в це­лом. Хотя Дж.Бернхайм говорил только о США и не затрагивал СССР, многие отмеченные им особенности применимы и к советскому обществу.

Как и в США, управленцы в СССР (их называют «номенклатурой», «бюрократией») являются лицами· наемного труда. Но их позиция в обществе и системе разделения труда такова, что позволяет контролировать все сферы производства и общественной жизни так, будто бы они являются не наемными работниками, а собственниками. Понятие «общественная собствен­ность» служило прикрытием, и многих оно вводило в заблуждение. На самом деле общественной собствен­ностью распоряжались не все граждане, а правящая элита, и так, как она считала нужным.

В 1943 - 1944 гг. английский писатель Дж. Оруэлл в рассказе «Скотный двор» художественными сред­ствами высказал идею о существовании господствую­щего класса при социализме. В 1957 г. в Нью-Йорке выходит работа Милована Джиласа «Новый класс. Анализ коммунистической системы». Его теория при­обрела вскоре мировую известность. Ее суть состояла в. следующем.

После победы Октябрьской революции аппарат компартии превращается в новый правящий класс, который монополизирует власть в государстве. Прове­дя национализацию, он присвоил всю государственную собственность. В результате того, что новый класс выступает собственником средств производства, он является классом эксплуататоров.

Будучи еще и господствующим классом, он осуще­ствляет политический террор и тотальный контроль. Самоотверженные революционеры перерождаются в свирепых реакционеров. Если раньше они выступали за широкие демократические свободы, то теперь ста­новятся их душителями. Способ экономического хозяй­ствования нового класса отличается крайней расточи­тельностью, а культура принимает характер политичес­кой пропаганды.

В 1980 г. за рубежом опубликована книга бывшего эмигранта из СССР М.С.Восленского - «Номенклату­ра», получившая широкую известность. Она признана одной из лучших работ о советской системе и социаль­ной структуре СССР. Автор развивает идеи М.Джила­са о партократии, но называет господствующим клас­сом не всех управленцев и не всю компартию, а толь­ко высший слой общества - номенклатуру.

Номенклатура - перечень руководящих должнос­тей, замещение которых производит вышестоящий орган. В господствующий класс реально входят только те, кто состоит в штатной номенклатуре парторганов ­от номенклатуры Политбюро ЦК до основной номен­клатуры райкомов партии.

Численность высшего звена номенклатуры 100 тыс., а низшего - 150 тыс. человек. Это те, кого нельзя было всенародно избрать или сменить. Кроме них, в номен­клатуру входили руководители предприятий, строи­тельства, транспорта, сельского хозяйства, обороны, науки, культуры, министерств и ведомств. Общая чис­ленность - около 750 тыс., а с членами их семейств численность правящего класса номенклатуры в СССР - около 3 млн. человек, т. е. менее 1,5% населения страны.

Номенклатура и бюрократия (чиновничество) ­явления разные. Чиновники представляют слой испол­нителей, а номенклатура - высших руководителей страны. Она издает приказы, которые реализуют бю­рократы. Номенклатура отличается высоким уровнем и качеством жизни. У ее представителей роскошные квартиры, загородные виллы, прислуга, государственные машины. Они лечатся в спецполиклиниках, ходят в спецмагазины, учатся в спецшколах.

Хотя номинальная зарплата номенклатурного ра­ботника превышает среднюю зарплату только в 4 - 5 раз, но благодаря дополнительным привилегиям и бла­гам, получаемым за государственный счет, их уровень жизни в десятки раз выше. Номенклатура - иерархи­ческая структура высшего руководства страны - пред­ставляет, по мысли М.Восленского, господствующий и эксплуататорский класс феодального типа. Он присва­ивает прибавочную стоимость, созданную лишенным политических и экономических прав народом.

Обобщая 10-летний опыт строительства социализ­ма, известный советский социолог Т.Заславская в 1991 г. обнаружила в его социальной системе три группы: высший класс, низший класс и разделяющую их прослой­ку. Основу высшего составила номенклатура, объеди­няющая высшие слои партийной, военной, государ­ственной и хозяйственной бюрократии. Низший класс образуют наемные работники государства: рабочие, крестьяне, интеллигенция. Социальную прослойку между ними составили те социальные группы, кото­рые обслуживали номенклатуру: руководители, журна­листы, пропагандисты, преподаватели, медперсонал спецполиклиник, водители персональных автомашин и другие категории обслуги элиты.

Подведем итоги. Советское общество никогда не было социально однородным, в нем всегда существовала соци­альная стратификация, представляющая собой иерархи­чески упорядоченное неравенство. Социальные группы формировали подобие пирамиды, в которой слои разли­чались объемом власти, престиже. богатства. Поскольку отсутствовала частная собственность, то не было эконо­мической базы для возникновения классов в западном по­нимании. Общество являлось не открытым, а закрытым, наподобие сословно-кастового. Сословий в привычном смысле в советском обществе не было, поскольку не было правового закрепления социального статуса.

Вместе с тем, в советском обществе реально суще­ствовали классоподобные и сословноподобные группы. Рассмотрим, почему это было так.

Правильнее Россию относить к смешанному типу стратификации. Правда, в отличие от Англии и Япо­нии, в советский период, сословные пережитки не су­ществовали как живая и высокочтимая традиция, они не добавились к классовой структуре. .

В модифицированном виде остатки сословной и классовой системы стратификации возродились в но­вом обществе, которое, по замыслу, должно было быть лишено всякой стратификации, всякого неравенства. В России возник новый уникальный тип смешанной стратификации.

Но вот в конце 80-х гг. Россия повернула к рыноч­ным отношениям, демократии и классовому обществу по западному типу. В течение пяти лет сформировался высший масс собственников, составляющий около 3% всего населения, и образовались социальные низы об­щества, уровень жизни которых находится за чертой бедности. Они составляли в 1991-1992 гг. около 70% населения. А середину социальной пирамиды пока еще никто не занимает.

По мере повышения жизненного уровня населе­ния средняя часть пирамиды станет пополняться все большим числом представителей не только интеллиген­ции, но всех слоев общества, ориентированных на бизнес, профессиональный труд и карьеру. Из нее родится средний класс России. Но пока его нет.

А что есть? Есть все та же номенклатура, которая к началу экономических реформ успела занять ключе­вые посты в экономике и политике. Приватизация пришлась как нельзя кстати. По существу, номенклатура лишь легализовала свою функцию реального рас­порядителя и собственника средств производства.

Два других источника пополнения высшего клас­са - дельцы теневой экономики и научно-инженерная прослойка интеллигенции. Первые являлись фактичес­ки пионерами частного предпринимательства в пери­од, когда занятие им преследовалось законом.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 879; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты