Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основных вида социальных изменений.




Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная и т. д.), в структуре любой другой общности - малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в структурах управления и т. д. К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов (государства, системы образования, науки, религии); социальных организаций и т. д. Такие изменения предполагают перемены в рамках существующих структур, а также и образование новых социальных структур.

Изменения в социальных процессах. С определенной долей условности их можно назвать процессиальными социальными изменениями. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений между различными общностями, общностями и институтами, общественными структурами и личностью и т. д. Это отношения солидарности, напряженности, конфликта, отношения равноправия и подчиненности и т. д., которые постоянно находятся в процессе изменений.

Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями. Так, в соответствии с новой Конституцией России произошли существенные изменения в функциях исполнительной и законодательной власти страны.
Изменения в духовной сфере - сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Очень важно для социолога зафиксировать изменения в тех ценностях, целях, нормах, идеалах, которыми руководствуются люди в своем поведении, работе, общественной и иной деятельности. Например, при переходе к рыночной экономике существенно меняется мотивационная сфера огромных масс населения.

14. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, СПЕЦИФИКА

Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций.

Термин «социальный контроль» введен в научный оборот французским социологом и криминологом Тардом. Первоначально Тард рассматривал его как средство возвращения преступника к общественной деятельности. В дальнейшем Тард стал понимать социальный контроль как один из факторов «социализации» личности. Проблему впоследствии разрабатывали независимо друг от друга американские социологи Росс и Парк. Они под социальным контролем понимали способы воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми нормам.

Две стороны функционирования:

1. Нормативная: сводится к действию ценностно-нормативных регуляторов человеческого поведения;

2. Институциональная: представлена существованием в обществе системы субъектов социального контроля (специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций).

Выделяется два типа социального контроля:

1. внутренний контроль или самоконтроль;

2. внешний контроль совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм:

- Неформальный: основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения, которое выражается через традиции, обычаи, либо средства массовой информации. Агенты неформального контроля семья, род, религия важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

- Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах законах, указах, инструкциях, постановлениях. Осуществляют его образование, государство, партии, средства массовой информации.

Элементы социального контроля:

Социальные нормы – это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе.

Социальные нормы выполняют важные функции:

- регулирование общего хода социализации;

- интеграция индивидов в группы, а групп в общество;

- контроль отклоняющегося (девиантного) поведения;

- образец поведения.

Социальные санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Различаются четыре типа санкций:

1. Формальные позитивные санкции публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документами с подписями и печатями. К ним относятся, например, награждение орденами, званиями, премиями, допуск к высоким должностям и т. п.

2. Неформальные позитивные санкции публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.

3. Формальные негативные санкции: наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами и прочее. Это арест, заключение в тюрьме, отлучение от церкви, штраф и т. д.

4. Неформальные негативные санкции наказания, не предусмотренные законами издевка, порицание, нотация, пренебрежение, распускание слухов, фельетон в газете, клевета и т. п.

· Методы контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на: жесткие; мягкие; прямые; косвенные.

Методы социального контроля:

1. Изоляция. Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

2. Обособление. Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.

3. Реабилитация. Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

А.И. Кравченко выделяет следующие функции, которые выполняет социальный контроль по отношению к обществу:

· охранительную функцию;

· стабилизирующую функцию.

По мнению Т. Парсонса, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов.

· регулятивную - контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;

· охранительную - социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей

· стабилизирующую - социальный контроль обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

Социальный контроль может осуществляться:

1. через групповое давление осуществляется путем осуждения отдельных членов группы, поведение, внешний вид или мировоззрение которых не соответствуют установленным в данной группе стандартам. В зависимости от степени нарушения отдельными индивидуумами общеустановленных в данной группе норм, групповое давление осуществляется в разной степени: от простых замечаний до изгнания из группы. Групповое давление осуществляется по-разному еще и в зависимости от характеристик и статуса индивидуума, но которого осуществляется давление, а также от характеристик группы.

2. принуждение – социальный контроль, осуществляемый, путем установления системы законов и наказаний (например, в государственной системе); также посредством путем неформального группового контроля первичной группы.

3. путем социализации – это когда люди контролируются, бессознательно выполняя свои привычные роли. Социализация это один из основных видов социального контроля, так как она формирует людские привычки, желания и обычаи.

 

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее са­моконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия.

15. ДЕВИАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ТЕОРИИ

Социальная девиация — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе.

Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным.

Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Виды социальных отклонений.

1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

2. Индивидуальные и групповые отклонения.

· индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; 3.

· групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.

3. Первичное и вторичное отклонения.

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе.

Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:

· сверхинтеллектуальность.

· сверхмотивация.

· Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

Причины возникновения девиантного поведения

· несовершенство существующих норм и законов;

· несовершенство человеческой природы (эгоизм, пороки, стремление выделиться);

· биологические и психологические особенности личности (генетические отклонения, психопатия, умственные дефекты);

· социальные условия жизни личности (воспитание, образование, окружение, возможность хорошо работать и отдыхать).

Теории девиантного поведения:

1. Теория физических типов;

2. Психоаналитические теории;

3. Социологические или культурные теории;

4. Теория аномии (ввел Э.Дюркгейм).

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм − девиантным (отклоняющимся) поведением. Первое относительно, а второе абсолютно.

То, что для одного человека или группы − отклонение, то для другого или других может быть привычкой; Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших − отклонением.

Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы.

Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может, с их точки зрения, считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма - юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Особенности девиантного поведения:

· относительность (то, что для одной группы является девиацией, для другой – норма; например, интимные отношения в семье – норма, в трудовом коллективе – девиация);

· исторический характер (то, что считалось девиацией прежде, теперь – норма, и наоборот; например, частное предпринимательство в советское время и в наши дни);

· амбивалентность (девиация бывает положительной (героизм) и отрицательной (лень)).

Негативные последствия девиации очевидны. Если отдельные индивиды не в состоянии выполнять те или иные социальные нормы или считают их выполнение необязательным для себя, то их действия наносят обществу урон (приносят вред другим людям, искажают и даже прерывают значимые социальные связи и отношения, вносят разлад в жизнь группы или общества в целом).

Социально-значимые функции девиантного поведения:

· оно способно усиливать подчинение нормам;

· девиация позволяет точнее определить критерии (границы) нормы (что хорошо – что плохо, что можно – чего нельзя) и вооружить ими других людей (именно поэтому в старину устраивали публичные наказания, а в наши дни показывают по телевизору передачи типа «Человек и закон»);

· девиация способствует усилению сплоченности группы, стремящейся защитить себя от девиантов;

· девиация – фактор социальных изменений (во-первых, потому, что отклонение от нормы – это сигнал о неблагополучии в обществе, которое следует устранить; во-вторых, потому, что указывает на произошедшие в обществе изменения и необходимость пересмотра устаревших норм).

Дисфункции девиации:

1. девиантное поведение подрывает стабильность общества. Если некоторые индивиды не в состоянии выполнить свои действия в надлежащее время и в соответствии с общественными ожиданиями, институциональной жизни может быть нанесен урон.

2. примеры девиантных поступков, оставшихся безнаказанными, санкционируют подобное поведение среди других членов общества.

Теория аномии (Э. Дюркгейм):

Аномия - это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

Таким образом, состояние аномии возникает тогда, когда «старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы, слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

На практике дюркгеймовские понятия применил американский социолог Р. Мертон, разработавший аномическую теорию девиации. В основу типологии поведения людей Мертон кладет отношение личности к социально одобряемым целям и институциональным средствам их достижения. Согласно Мертону, разрыв между теми и другими как раз и порождает состояние аномии, порождающее девиацию.

В соответствии с различными вариантами отношения личности к целям и средствам, выделяется единственный недевиантный тип поведения - конформизм, т.е. принятие личностью и социально одобряемых целей, и институциональных способов их достижения, а также четыре девиантных типа.

Девиантные типы по Р.Мертону:

1. Инновация - принятие целей и отрицание традиционных средств их достижения.

2. Ритуализм - отвержение культурных целей, но принятие одобренных обществом средств.

3. Ретрецизм (от англ. retreat - уход, отступление) - отвержение и культурных целей и признанных средств для их достижения при полном бездействии.

4. Бунт - отвержение культурных целей, средств и замена их новыми нормами (например, в радикальных общественных движениях).

Теория культурного переноса:

Габриель Тард в конце XIX в. сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Он утверждал, что преступники, как и «порядочные люди», имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников. Таким образом, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.

В 1920 - 1930-е гг. социологи Чикагского университета установили, что в отдельных кварталах города уровень преступности оставался стабильным в течение многих лет, несмотря на изменения в этническом составе населения. Был сделан вывод, что криминальное поведение передается от одного поколения к другому, а детям представителей других этнических групп девиантные модели поведения передаются от местной молодежи.

Теория дифференциальной ассоциации:

Эдвин Г. Сазерленд разработал теорию дифференциальной ассоциации, в соответствии с которой девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения.

В связи с этим тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.

Ее можно проиллюстрировать исследованием, посвященным употреблению наркотиков и алкоголя среди американской молодежи (Альтерс, 1979).

Исследователи сделали вывод, что молодые люди берут на вооружение делинквентные образцы в той мере, в какой они встречают одобрение и вознаграждаются за положительное определение девиантности в противовес конформности.

Теория навешивания ярлыков:

Эта теория основана на двух основных положениях.

Первое состоит в том, что девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие.

Второе положение утверждает, что само навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию.

Ярлык преступника заставляет человека мнить себя попавшим в сеть преступных организаций, то есть обрести криминальную идентичность. Каждый последующий шаг по этому пути все более укрепляет у них ощущение, что они уже стали какими-то иными - не такими, как все, и не такими нормальными, как прежде. Иногда такой процесс называют стигматизацией (от греч. stigma - укол, пятно). В социологическом смысле стигма - это социальный признак, дискредитирующий индивида или целую группу.

По мнению Р. Коллинза, преступность создает само общество.

Р. Коллинз приводит следующий пример: продажа и приобретение наркотиков не были преступлением до тех пор, пока не были приняты законы, превращающие продажу и приобретение их частными лицами в серьезное преступление.

16. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ПОНЯТИЕ ФОРМЫ

Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого.

Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Признаки:

· предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;

· внешне выражено, а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной;

· ситуативно, т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);

· выражает субъективные намерения участников.

Социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции. Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:

· участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;

· участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне.

Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.

Четыре основных вида социального взаимодействия:

· физическое;

· вербальное, или словесное;

· невербальное (мимика, жесты);

· мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность, мотивированность, ориентированность на другого человека.

Типология социального взаимодействия по сферам:

· экономическая (индивиды выступают как собственники и наемные работники);

· политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);

· профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);

· демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);

· семейно-родственная;

· территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);

· религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

Можно выделить три основные формы взаимодействия:

· кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;

· конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);

· конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:

· обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.);

· обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;

· обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоционального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.).

17.Социологические теории стратификации: история и современные интерпретации. Особенности стратификационных процессов в современном российском обществе.

Социальная стратификация— постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе (от малой группы до общества); это — распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака); это — понятие, обозначающее, во-первых, структуру общества, во-вторых, систему признаков социального расслоения, неравенства.

Основными видами социальной стратификации являются: экономическая, политическая и профессиональная. В соответствии с видами социальной стратификации ыделяют критерий дохода (и богатства, т. е. накопления) критерии влияния на поведение членов общества и критерии, связанные с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которые оцениваются и вознаграждаются обществом. Социальная стратификация, фиксирующая естественное и социальное неравенство между людьми, устойчиво поддерживается и регулируется различными институциональными механизмами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является условием упорядоченного существования любого общества и источником его развития.

«Социальная стратификация, - отмечает П.А. Сорокин, - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Её основа и сущность - в неравномерности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». Это определение показывает, чем отличается социальная стратификация от социальной дифференциации (последнее понятие введено Г. Спенсером). Г. Спенсер под социальной дифференциацией понимает любое разделение общества на множество отличных друг от друга элементов вследствие усложнения его строения. Стратификация же есть разделение общества по типичным статусам (социальным положениям) его членов, которые имеют тенденцию к иерархическому выстраиванию в каждом конкретном обществе. Поэтому и стратификация отличается подобным строением, будучи дифференцированным ранжированием индивидов данной социальной системы.

М. Вебер сформулировал своё видение «трёх автономных измерений стратификации». На их основе он выделил:

Класскак совокупность людей, объединенных общим положением в экономической сфере (сходные профессии, одинаковые доходы, приблизительно одинаковое материальное положение), общими интересами и способностью к массовидным действиям.

Статусную группу,объединенную общим образом жизни, который задается общей для группы «субкультурой» и измеряется статусным престижем. Она способна к достаточно осознанному поведению и контролю над поведением своих членов.

3. Партиюкак объедин-ие людей по убеждению, динамичное и хорошо осознающее своё повед.

М. Вебер считал, что эти три типа страт, почти независимые друг от друга, позволяют лучше понять закономерности строения и развития общества, чем предположение жесткой связи между ними и разделение на первичные и производные.

Четыре главных типа стратификации — рабство, касты, сословия и классы.Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство— экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничившая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.С точки зрения эффективности производства использование рабов связано с рядом проблем: казарменная система рабства не подразумевает воспроизводства рабов, и их приходиться приобретать либо путем покупки на рынке, либо в ходе завоеваний. Таким образом, для системы рабства характерна острая нехватка рабочей силы; общество нуждается в развитой системе политического надзора из-за постоянной угрозы восстания рабов; рабов трудно заставить выполнять требующие квалификационного труда задачи при отсутствии системы дополнительного стимулирования. Рабство не обеспечивает основы долговременного экономического роста

Каста— социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. В данном типе социальной стратификации касты расположены в иерархическом порядке и отделены друг от друга в соответствии с правилами ритуальной чистоты. Кастовая система представляет собой пример социальных групп, исключенных из очищающих ритуалов. Классический тип кастовой стратификации существует в Индии на основе индуизма.

(-) структурирование системы не позволяло городским «средним классом» связать права человека со свободой собственности; разнообразие законов в каждой касте препятствовало появлению общей и «универсальной» законодательной системы; ритуальные стереотипы о связанных с кастой трудовых обязанностях мешали мобильности рабочей силы и применению новых технологий.

Сословие— социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV вв. общество делилось на высшие сословие (дворянство, духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов.

Классовыйтип социальной стратификации более подвижен по сравнению с другими, границы между классами никогда не бывают ясно очерченными. Принадлежность индивида к классу должна быть достигнута им самим, а не просто быть «данной» от рождения. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами. Главное основание классовых различий заключено в неравенстве между оплатой и условиями труда, оно действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом.

Основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.

До революции 1917 г. в России официальным было сословное,а не классовое делениенаселения страны. Оно подразделялось на два основных сословия — податных(крестьяне, мещане) и неподатных(дворянство, духовенство). Внутри каждого сословия были более мелкие сословия и слои. Государство предоставляло им определенные права, закрепленные законодательством.

Октябрьская революция разрушила старую социальную структуру российского общества. А новую назвали бесклассовой.Так оно и было на самом деле, поскольку уничтожалась объективная и единственная база для возникновения классов — частная собственность.Начавшийся процесс классообразования был ликвидирован на корню.

Социальная стратификация реального социализма принципиально отличалась от сложившихся исторических типов. Она была искусственной и конструировалась под высокую цель достижения социальной справедливости, которая понималась как гарантированный государством объем и уровень потребления. Характер потребления определялся такими социально-учетными параметрами, как прописка и место жительства, должность, занятость в более или менее важной отрасли народного хозяйства.

Новая социальная стратификация, в целом сложившаяся в 40—50-е гг., основывалась на распределительных отношениях, а не на отношениях к собственности, к средствам производства. Достоинствами были стабильностьи определенность:отношения между социальными стратами(или, точнее для данной системы, — социальными группами)полностью определялись и контролировались государством. Социальная структура советского общества состоит из двух классов (рабочих и крестьян)и прослойки (интеллигенции).При этом если классы определялись по отношению к двум формам собственности (государственной и колхозно-кооперативной), для принадлежности к интеллигенции достаточно было иметь высшее образование.

Высшим и правящим классом советского общества был особый новый класс — номенклатура,куда входили номенклатура партийных органов, руководители предприятий и т.д - 1,5% всего населения.

Соц-ая структура современного общества как система групп и слоев (Заславская Т. И.)

Российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базовогои нижнего,а также десоциализированного «социального дна».Под верхним слоемпонимается прежде всего реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяют факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Второй слой назван средним,во-первых, с учетом его положения на социальной шкале и, во-вторых, потому что он является зародышем «среднего слоя»в западном понимании этого термина. Это мелкие предприниматели, полупредприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.

Базовый социальный слойочень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.

К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства.

Нижний слой,Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. Признаки: очень низкий личный и семейный доход, малое образование, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

Социальное дно,главной характеристикой служит изолированность от институтов большого общества, компенсируемая включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Представителями являются преступники и полупреступные элементы, а также опустившиеся люди — алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

17. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ:


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты