КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ И ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА РЕЛИГИЮ.Религия - один из наиб древних и широко распростр-х (по охвату насел-я) соц-х инст-тов. Р явл-ся объектом изуч-я многих обществ-х наук, кажд из кот рассматр-ет ее со своей т.з, используя свои специфич-е методы. Предм-м исслед-я в кажд из них станов-ся те или иные Эл-ты Р, ее взаимосвязи с различными сторонами действит-ти. Соц-ная роль- это следствие функционир-я религии здесь и сейчас (в данном месте в данное время); способы и стемпень влияния религии на жизнь О и личности. Философия: Р рассм-ся как форма обществ-го сознания, специфич-е видение мира, способ его позн-я. Философия стрем-ся дать ответ на вопр о природе и происхожд-ии Р, истинности религ-х представл-й и образов. История и др ист.науки: исслед-ся конкр формы функционир-я Р, возникавшие и сменявшие др др на определ-ых этапах развития человеч-го О. История изуч-т роль религ-х систем, религ-х организ-ий и движ-й в жизни конкр цивил-й,стран,народов и в общем ходе истор-го процесса. К-рология, эстетика: Р рассм-ся как составляющая мировой и нац-й к-ры, дух-го наследия человеч-ва. С религии, как научн дисциплина, свои первые шаги сделал в серед 19в. Конт - Р, представляющая собой неотъемлемую часть человеч-го О в период его возникн-я,постеп-но вытесн-ся и преодолев-ся научными знаниями.Спенсер рассм-л Р как один из регулят-ов жизни О,но менее значимый по сравн-ю с рынком и полит-й деят-ю. Наибольший вклад в социол-ю разраб-ку пробл религии внесли Дюркгейм, Вебер. . Дюркгейм обратил особ вним-е на интеграт-ую роль этого соц-го инст-та, поск-ку принятие людьми религ-х ценностей, норм, отправл-е обрядов способств-ло их соц-й сплоч-ти, стаб-ти О. Социолог ан-зировал религ-е символы, культовые действия и ритуалы на примерах примит-ого О и присущего ему тотемизма (веры в незримое родство м\у людьми и к-либо видом животных, растений или даже неодушевл-ых предметов). Все это оказалось действит-м, и даже некотор совр-е ритуалы христ-ва сохр-ли черты тотема. Значение концепции Р Дюркгейма сост в теорет-м и эмпирич-им обосновании в кач-ве наиб значимой интегративной ф-ции этого соц-го инст-та. Отсюда вытекала необход-ть не борьбы с ним, а его всесторонней поддержки. Вебер рассм-л Р как челов-й ответ на все без исключения вопросы бытия, включая жизнь, болезни, смерть. В этом смысле она играет чрезвычайно важную роль в жизни как О, так и отдельных соц-х групп и инд-дов. Если Дюркгейм акцентировал вним-е на интегративной ф-ции и соц-й роли Р, то Вебер анализир-л влияние религиозно-этических установок на хар-р и способ осуществл-я экон-й деят-ти, на формы ее мотивации и на то, как те или иные типы ведения хоз-ва изменяют религиозно-этические принципы. Вебер стремился доказать, что именно они были основными стимулами развития капитал-й экономики. «Протестантская этика и дух капитализма», в кот показал, что идеология протест-ма привела к вершинам успехов предпринимат-й деят-ти именно предст-лей этого религ-го направл-я, проповедующего аскетизм, воздержание, требоват-ть к себе и окружающим. Заслуга Вебера также в том, что он осуществил сравнит-ый ан-з различных мировых религ-х систем и дал их класс-ю, остановившись наиб подробно на высокоразвитых формах религиозной жизни («Хозяйств-ая этика мировых религий», 1916—1919). Нем социолог показывает, у каких соц-но-професс-х групп доминирует интеллектуально-догматическое содерж-е либо ритуальное, обрядовое, культовое начало. В дальнейшем социолог-ие концепции Р развивали Т.Парсонс, Н.Луман, Р.Мертон, Р.Белл. В частности, Белл считал, что Р «представляет собой символическую модель, формирующую человеч-ий опыт — как познават-ый, так и эмоцион-ый». В др.работе он уточняет свое понятие Р, рассматривая ее как «набор символ-х форм и действий, кот соотносят чел с конечными усл-ми его существ-я». Как видно, здесь остается неявным институциональный подход к Р. В более четкой форме он выражен у амер социологов Ч. Глока и Р. Старка, определявших Р как «институционализир-ю систему верований, символов, ценностей и практик, кот предоставляют людям возм-ть решать вопр, связанные с предельными категориями человеч-го бытия». В отеч-й СР С.Н. Булгакову, разделяющему веберовскую т.з на роль Р в экон-й жизни. В советск период Р была вытеснена на периферию обществ-й жизни, и, как следствие, ее научными исслед-ями заним-ся дост-но узкий круг ученых. На сегодн-ий день Р находится в центре обществ-го вним-я, в обществе широко используются религ-е символы и сюжеты для обретения привлекат-го имиджа. Р все чаще рассматрив-тся как фундамент подлинной морали, незаменимое ср-во нравственно-духовного возрождения (Л.Н. Митрохин). Итак, СР — спец-ая социол-я теория, изучающая генезис, соц-е ф-ции, место и роль Р в О, ее стр-ру. Предмет СР – религ-е сознание и повед-е, религ-е отнош-я, религ-е организации и инст-ты, а также их взаимосвязи м\у собой и с другими компонентами О. С не берется отвечать на вопр об истинности или ложности тех или иных положений вероучений, религ-х догм. С изучает религ-е сознание как соц-й факт, одну из реально существующих систем мировоззрения, соц-ых норм и ценностей. Р выполняет в О ряд опред-ых соц-х функций. 1)коммуникативно-интегративная. Взаимодействия м\у людьми (коммун-ция) и объединение (интеграция). Объедин-е на основе веры. 2) нормативная. Имея собств-ую систему норм и стандартов повед-я, Р приводит их в соотв-е с действующими в О, поддерживая его социорегулятивные мех-мы. 3) Психотерапевтич-я. Р помогает решать духовные пробл людей: позволяет преодолеть беспокойство и страх, бессилие при столкнов-ем с неудачей и злом. 4) ф-ция регулир-я путем утвержд-я опред-го повед-я в кач-ве желательного, богоугодного и объявл-я противоположного повед-я греховным, богохульным. 5) мировоззренческая -формирует определ-ую систему взглядов на мир, 7) досуговая -организация религ-ых праздников, проведения свободного времени. Это ф-ции религии не ст-ко как соц-го инсти-та, ск-ко как формы обществ-го созн-я.
|