КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ.Соц антропология – это раздел С, кот. изучает примитивные об-ва и традиц-ые обществ-ые системы. Термин был впервые употреблен Фрезером, а формиров-е этого направл-я исслед-ий относ-ся к кон. 20 в. Один из основопол-ов Боас связывает формир-е этой науки с именами древ-их авторов этнографич-их описаний. Один из первых соц-ых антропологов был Геродот. В более позднее время к соц. антропологам относят: Руссо, Шиллера. В рамках более широкого понятия «науки о человеке» соц. антроп-я противопоставлялась физической антропологии. Становл-е теорет. соц. антропологии нач-ся в 19 в. Становл-е соц. антропологии происх-т в борьбе с революционизмом. На протяжении длит-го времени основ-ым объектом исслед-я соц. антропологии считались «примитивные» об-ва. При этом к-ра рассматривалась как аспект общест-ой жизни, как составная часть предмета с. а. В отличие от культ-ой антроп-и, сложившейся в США, С.а., получившая распростран-е в Великобрит-и, не включает в свои исслед-я лингвистику и археологию. Существует мн-е, что С.а. по своему содерж-ю аналогична этнографии (этнологии). Однако в противоположность этнографии С.а. никогда не рассматривала этнические общности в кач-ве своего объекта. С.а. в ряде случаев близка к С, непрерывно расширяющей сферу своих исслед-ий, что приводит к опасности стирания грани м\у ними. Но все- таки в отличие от С.а., С кас-ся не древних обществ, жителей кот уже нельзя опросить присущими ей анкетными методами, а только совр-ых. Сегодня представления о предмете антропологии изменились. Считается, что антропология обладает широким гуманистическим взглядом на мир. Т-ко антропология предоставляет чел-у уник-ую возм-ть побывать сразу во всех общ-вах, рассмотреть их в кросс-к-рной перспективе, т.е сравнивая традиции и обычаи разных стран. Вот почему неправильно ограничивать антропологию изучением т-ко доиндустриальных обществ. В ее горизонт попадают буквально все общ-ва – и древние, и современные, и она пытается описать их, сравнивая и сопоставляя др с др. С.а. как учение о внутреннем духовном мире чел-ка – творца и преобразователя соц-но-култ-ой реаль-ти. Объективация продуктов духовного мира чел-ка – осн-я проблема С.а. Философские категории бытие и небытие, природа и дух, субъект и объект, матер-ое и идеальное, сознание и самопознание, чел как субъект общественной жизни, смысл жизни как основа внутренней активности субъекта, смысл жизни и пути его обретения – исходные категории для С.а. которые она изучает. Нравственно – воспитательная наполненность понятий и категорий С.а. – свободы, творчества, игры, смысла жизни, ответственности, совести. СА исслед-т вопр взаимод-я чел-а с к-рой, в рамках кот он сущ-ет и дейст-т , т.е. СА изуч-т чел ч\з призму его к-ры. В рамках соотнош-я «чел-к-ра» ее интерес-т чел как: природное сущ-во; становл-е его лич-ти в истории и конкр соц-й среде; типичные ситуации его взаимоотнош-я с др людьми, принадлеж-ие как к своей так и к иной к-ре; откл-я его повед-я и деят-ти о принятых в данной к-ре ценностно-нормативных координат. Объектом СА явл-ся чел, жизнедеят-ть кот-го, протекает совмест с др людьми; он рассм-ся в контексте природного, соц-ого и искуст-ого окр-я чел-а. 5.СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ: ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ. Совр-я С семьи – это спец-ая (частная) социологич-кая теория, кот выполняет ф-ции как формиров-я теоретико-методологической базы исслед-я семейно-брачных отнош-й, так и осуществления эмпир-их исслед-й в данной области. Предмет С семьи очерчив-ся выясн-ем всех обстоят-в успеха или неудач семьи как соц-го инст-та, реализующего жизненно важн для О ф-ции по рожд-ю, содерж-ю и социализ-и детей, благодаря притягательным сторонам сем-ого образа жизни, прочности межличн-ых взаимодейс вступл-ю в брак и обзавед-ю неск-ми детьми. Специфика социолог-го подхода к изуч-ю семьи закл-ся в пристальном вним-и к фундамент-му знач-ю посреднич-ва семьи во взаимод-ях лич-ти и О, к гармониз-и взаимоотн-й лич-ти и гос-ва ч\з фокусировку на интересы семьи как автономной целостности. Уясн-е предм С семьи в сравн-ии с подходами др соц-ых дисциплин неизб-но связано с рядом нереш-ых вопр, поск-ку направл-ть С на изуч-е закономер-ей «соц-х измен-й семьи», на изуч-е уник-х и существ-ых лишь для семьи ф-ций, на ан-з семьи как первичной группы взаимодействующих лич-тей и т.д. неизб-но сталкив-ся с тем, что все эти, а также и не упомянутые здесь обл исслед-й так или иначе, но рассматрив-ся смежными дисципл-ми. В исслед-ях семьи м\о выделить макро и микротематику. В рамках макросоциологии семья рассматр-ся как соц-ый инст-т. При этом изуч-ся ее соц-е ф-ции, взаимодействие с др соц-ми инст-тами. Семья анализ-ся как соц-ый инст-т в тех случаях, когда важно выяснить наск-ко образ жизни семьи, ее функционир-ие соотве-ют или не соответ-ют обществ-ым потребностям. Исслед-ля интересуют, прежде всего, образцы сем-го повед-я, устоявш-ся в семье роли, особ-ти формал-ых и нефор-ых норм и санкций в сфере сем-но-брач отнош. Микросоциология рассматр-ет семью как соц-ую группу, исслед-ию подверг-ся отнош-я м\у инд-дами, составляющими семью. В круг ее проблем входят: мотивы и причины разводов; динамика супружеских отнош-й; регулир-е размера семьи; вопр социализации молодого покол-я, хар-р отнош-й м\у род-лями и детьми; распред-е рес-сов, задач и обязан-тей в семье; поддерж-е порядка внутри семьи, а также м\у семьей и посторонними (интенсивность эмоц-но-психолог-их связей, регулир-е половых отнош-й, общение с др группами и соц-ми стр-рами). Многообр-е подходов к изуч-ю семьи, существующих в совр-й С приводит к существованию разных трактовок предмета С семьи и ее задач. В самом общем виде м\о определить предмет С семьи как осн-ые тенденции развития семьи как соц-го инст-та и соц-ой группы. Осн-ые задачи С семьи тогда будут выглядеть следующим обр: · исслед-е сущности семьи как одного из ведущих компонентов соц-ой стр-ры, ан-з взаимосвязи инст-та семьи с др соц-ми инст-тами; · изуч-е историч-х типов и форм семейно-брачных отнош-й, осн-х тенденций и перспектив их развития; · ан-з соц-ых ф-ций семьи и ее особ-тей как соц-го инст-та и группы; · выясн-е факторов, детерминирующих числ-ть и стр-ру семейной общности, а также хар-р соц-ых отнош-й в ней; · исслед-е мотивации браков и разводов, а также соц-но-психологич-их факторов, способствующих планированию семейной жизни, возникнов-ю и преодол-ю сем-ых конф-в, интеграции и дезинтеграции семьи; · разраб-ка методики и техники эмпир-х исслед-й в обл семейно-брачных отнош-й. Ф-ции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая (поддерж физ здоровья, уход за нетрудоспос-ми), экономическая, сциально-статусная (врспр-во соц-ной стр-ры О), досуговая, эмоциональная, сексуальная. Типы семьи: (1)-Традиц-ый (патриарх-ый)-(ведущие отнош-я кровнородств-е, завис-ть жены от мужа, детей от родит-й); - современная-(ключевое отнош-е порождение, дети снанов-ся желанными); постсовременная (супружеская)-муж и жена отказ-ся подчинять свои интересы детям. Гл особ-ть –основополагающие сем-ые ценности выраб-ся антирутинный механизм и автономия кажд члена семьи). (2)в завис-ти от размещения семьи: неолокальная – семья размещ-ся на нов тетритор; патрилокальная –жена приходит в семью мужа; матрилокальная – муж приходит в семью жены; матрифакальная – отец не живет в семье; натолокальная – муж и жена остаются жить в доме своих родителей. (3)по стр-ре власти в семье – патриархальная, матриархальная, неопатриархадьная – стратегич-ки деловым лидером явл-ся муж, а эмоц-м жена; неоматриархальная – наоборот, эгалитарная – полное равноправие во всех вопросах. (4)в завис-ти от типа организации: нуклеарная – сост из брачной пары, их детей не сост-х в браке; расширенная – объединяющая 2 нуклеарные семьи общим домхоз-ом: полная и стержневая – с родителями живет семья т-ко одного из детей. (5)в завис-ти от кол-ва детей: малодетная (0-2); среднедетная (3-4 реб); многод (5и >) Родственники – люди связанные происхождением. Родств-ки 1 степени – люди, один из кот рожден другим Родств –ки 2 степени – внук-дед Родст-ки 3 степени – прадед и правнук. 6. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Семья – добров-ый союз муж и женщ, основ-й на их взаимной склонности и включающий детей, кот возрастают в рамках этого союза'' (А. Грандке). Г. Ф. Шафранов-Куцев в своем учебн по С дает следующее опред-е: ''Семья – первичная ячейка соц-й общности людей, основ-ая на браке или кровном родстве, один из самых древних соц-х инст-тов, возникший значит-но раньше классов, наций, гос-в''. А. Г. Харчев под семьей понимает малую соц-ую группу, члены кот связаны брачными или родств-ми отнош-ми, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответств-тью. Семья — сов-ть лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом. Семья– один из наиб древних и значимых соц-х инст-тов, но, тем не менее, нет никаких основ-й утверждать, что все др соц-е инст-ты ведут свое происхожд-е от семьи и что все отнош-я подчин-я, солид-ти, кооперации строятся по образцу отнош-й м\у супругами, род-лями и детьми, родственниками. Инст-т семьи за историю своего существов-я претерпевал измен-я. На первых этапах развития челов-го сообщ-ва семьи, в нашем понимании, не существовало, имели место беспорядочные связи. Первой социальной санкцией в интимных отнош-х муж и женщ стало исключение из полового общения род-ей и их детей. Это та историческая граница, с кот добрачное сост-е первобытного О переходит в социально регулируемые отнош-я. В любом О семья имеет двойств-ый хар-р с одной стор, это соц-й инст-т, с др – малая группа, имеющая свои закономер-ти функционир-я и развития. Отсюда ее значимость от обществ-го строя, существующих религиозных, экон-х, полит-х отнош-й и одновр-но – относит-ная самостоят-ть. От инст-та семьи следует отличать др инст-т – инст-т брака, кот явл-ся основой семьи. Брак – санкциониров-ая общ-ом, соц-но и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отнош-й. Отличит-м признаком семьи от брака явл-ся совместное ведение дом-го хоз-ва. Кроме семей, основу кот сост-ет брачная пара, существуют семьи, характеризующиеся совместным прожив-ем, общим ведением хоз-ва, но юрид-ки не оформл-ые. В последнее время кол-во таких семей резко увелич-ся. Моногамное супруж-во - это брак 1-го муж с 1-й женщ. Моногамия встреч-ся в истории челов-ва дост-но редко. Более распростр-ым типом явл-ся полигамия - брак одного с неск-ми, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужч с неск-ми женщ и полиандрия - брак одной женщ с неск-ми муж (редко встреч-ся брак). Причем, в больш-ве О предпочтение отдается полигинии. Экзогамные браки – относ-ся к групповым, где супругов выбирают вне данной группы, среди членов др рода. Эндог-е браки закл-ся внутри племени, сост-го из двух экзогамных родов. Самым известным правилом эндогамии явл-ся запрет кровосмеш-я (инцеста), По критерию власти различаются патриарх-е семьи: там, где отец явл-ся главой семьи (Таиланд, Япония, Иран, Бразилия), и матриарх-е семьи, где наивысшим авторит-м и влиянием польз-ся мать (такие семьи встреч-ся редко). Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преоблад-т ситуативное распредел-е власти м\у отцом и матерью, м\о говорить об эгалитарных семьях. Амер соц-г М.Зелдич выделяет партнерскую семью с совместным обсуждением семейных реш-й, причем если муж имеет большее влияние, то это б\т партнерская семья с доминир-ием мужа, если жена, то с доминир-ем жены. По соц-му полож-ю супругов:гомогенными, где супруги происх-т примерно из одной соц-й страты, и гетерогенными, где они происходят из разных соц-х групп, каст, классов. По пространственно-территор-ой локализации семьи бывают патрилокальными, в кот молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальными, где новобрачные остаются жить у родителей жены. Кроме того, в последн время все большее распростр-е (особ на Западе и в США) получают неолокальные семьи, имеющие возм-ть жить отд-но от род-лей. Самыми распростр-ми явл-ся нуклеарные семьи, состоящие из род-лей и их детей. Расширенная же семья предст-ет собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохоз-ом и состоящую из 3-х или более покол-й – прародит-ей, род-лей и детей(внуков). В совр-м рос-ом О преобладает нуклеарная семья. Это явл-ся рез-ом процессов индустриализации и урбанизации, активно прогрессирующих в насте время. Типичная совр семья-муж, жена, 1-н – 2-е детей. По хар-ру распредел-я семейных обязанностей, по тому, как решается вопр лидерства в семье, социологи выделяют на сегодняшний день три осн-х типа семьи (типы власти в семье): Традиционная (или патриарх-я) семья. Такой тип организ-и семьи предпол-т существ-е под одной крышей мин трех покол-й, и роль лидера отвод-ся старшему муж. Для традиц-й семьи хар-ны: а) экон-я завис-ть женщ от супруга; б) функцион-но четкое раздел-е сфер сем-й жизни и закрепл-е муж и женск обязан-ей (муж – кормилец, жена – хозяйка); в)признание безусловного приоритета муж в вопр семейного главенства. Неотрадиц-ая семья. В ней сохран-ся традиц-ые установки на мужское лидерство и разгранич-е муж и женск семейных обяз-ей, но в отлич от семей первого типа без достаточных на то объективных экон-х основ-й. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поск-ку наряду с правом на равное с муж участие в обществ-ом труде женщ получает ''исключит-ое'' право на дом-й труд. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа хар-ны: а) справедливое, пропорцион-ое раздел-е дом-х обязан-ей м\у членами семьи, взаимозаменяемость супругов в реш-и бытовых пробл (так называемая ''ролевая симметрия''); б) обсужд-е осн-х пробл и совместн принятие важн для семьи реш-й; в) эмоцион-ая насыщенность отнош-й. Функции семьи: Репродуктивная – воспроизв-во в детях числ-ти род-лей. Воспитательная (ф-ция социализации) сост в удовлетв-ии индивид-ых потреб-тей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Хозяйственно-бытовая закл-ся в удовлет-нии матер-х потреб-ей членов семьи, содействует сохран-ю их здоровья. Эмоциональная– удовлетвор-е ее членами потреб-ти в симпатии, уважении, признании, эмоц-ой поддержке, психолог-ой защите. Эта ф-ция обеспеч-т эмоц-ую стабилиз-ию членов О, активно содействует сохран-ю их психолог-го здоровья. Ф-ция духовного (к-рного) общения - удовлетв-ть потреб-ти в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значимую роль в дух-ом развитии О. Ф-ция первичного соц-го контроля обеспеч-т выполн-е соц-х норм членами семьи, в особ-ти теми, кто в силу разл-х обстоят-в (возраст, заболевание) не обл-ет в достат-ой степени способ-тью самост-но строить свое повед-е в полном соотв-ии с соц-ми норма. Сексуально-эротическая– удовлетвор-е сексуально-эротич-х потреб-тей членов семьи. С т.з. О важно, что семья при этом осуществляет регулир-е сексуально-эротич-го повед-я членов семьи, обеспечивая биологич-ое воспроизв-во О. Семья играет значит-ую роль в процессе социализ-и детей. Социализ-я – процесс, благодаря кот осваивает языком, различ-ми правилами повед-я, обычаями, учится быть другом, семьянином. Этот процесс охват-ет всю жизнь чел-, но активно осуществл-ся в раннем возрасте. Семья как ячейка О представ-ет собой одну из разновидностей открытой эволюционирующей сист, так как вкл-т в себя части, опред-ым обр взаимод-щие др с др-, и однов-но находящиеся во взаимод-ии с др соц-ми объектами, как часть целого уже более высокого порядка, т.е. О. Моногамия, явившаяся вершиной больш и сложн пути, пройденного семьей в своем развитии, по-видимому, явл-ся лишь очередным этапом ее эволюции. Семья вообще, и моногамная в частности, находилась и наход-ся под непосредств-ым воздействием О, в силу чего б\т и впредь измен-ся вместе с ним. Инст-т семьи оказ-ет влияние на всю жизнь чел, но наиб значит-на ее роль в самом начале его жизн-го пути, когда закладыв-ся нравств-е, психолог-е,эмоцион-е основы лич-ти. Методы исслед-я: для ис-ия семьи м\о применять как колич-ые, так и кач-ые методы. Но в некот-ых случаях лучше прим-ть качест-е методы: глубокое изуч-е причин развода. 7.СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ: ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Духовная жизнь — самая богатая по своим проявл-ям сфера созн-я, по формам и методам его реализ-ии в жизнедеят-и О, классов, соц-ых групп и слоев, кажд чел-а. Это позволяло даже на опред-ом этапе развития научной мысли отождествлять понятия дух-я жизнь и обществ-ое сознание. В работах советск и рос-их В.С.Барулина, В.Е.Давидовича, В.В.Журавлева, В.М. Межуева, А.К.Уледова было убедит-но показано, что, во-первых, дух-я жизнь не м\б сведена к отнош-ям по поводу идей и взглядов, теоретич-му осмысл-ю действит-ти. Она функцион-ет как на ур созн-я, так и на ур практической целесообразной деят-ти чел-а, охватывает все многообр-ие дух-й жизни О, классов, соц-ых групп и кажд лич-ти, а соотв-но усл-я и факторы этой жизни. Во-вторых, дух-я жизнь характер-ся тем, как, на каких основ-ях и при помощи чего она измен-ся, совершенств-ся, обогащ-ся. Дух-я деят-ть, будучи способом существов-я особого рода обществ-ых отнош-й, выраж-ся в конкр-ых формах в обл науки, образов-я, массовой инфо-ции, к-ры, литературы и искусства, т.е. всего того, что образует специфич-ий феномен дух-ой жизни О. Такой подх к дух-ой жизни имеет большое теоретич-ое и практич-ое знач-е. Он не дает возмож-ти субъективизировать ее, сводить т-ко к взаимод-ю теорий, взглядов и идей. Объективный хар-р созн-я и повед-я людей проявл-ся во всем многообразии дух-ых отнош-й, позволяет и в духовной жизни выделить как матер-ый, так и идеологич-ий аспект и в тоже время обнаружить ту сторону в развитии чел, кот не измен-ся и не исчезает даже при смене общественно-полит-го строя. С социолог-ой т.з подх к дух-ой жизни как единству матер-го и идеального дает более точное представл-е о том, что м\о сделать путем воздействия на обществ-ое созн-е, что следует учесть, когда речь идет об объективности процессов, происходящих в сфере дух-ой жизни О. Т обр, дух-я жизнь — особый тип произв-ва, потребл-я и распредел-я культурных ценностей, характеризующих степень возвышения чел, его интеллект-ое богатство, используемое в интересах гуманизма. Отечеств-ая С накопила значит-ый опыт исслед-я процессов дух-ой жизни О (Е.М.Бабосов, В.Г.Байкова, Г.П.Давидюк, Б.А.Грушин, Л.И.Коган, Ю.В.Перов, В.М.Соколов). Основ-ем для выдел-я этих направлений в С явл-ся структурные Эл-ты или подсистемы дух-ой сферы, кажд из кот имеет достаточно четкие критерии своего обособления: цель, ср-ва ее достиж-я, объект и субъект воздействия, ресурсное обеспеч-е, а также определ-е конечные рез-ты. Даже в том случае, когда некот подсист близки м\у собой или частичн вып-ют схожие ф-ции (напр, образ-е и воспит-е), их нельзя идентиф-ть. Для С дух-ой жизни всегда большой интерес представлял ан-з деят-ти субъектов. Ее творцом и непосредств-ым участником явл-ся прежде всего само О, призванное обеспечить чел-у широк доступ к к-ре, помочь раскрыть ему творческие дарования. Реализуя ф-ции образов-я и воспит-я, оно прибегает к экон-им, соц-ым и правовым рычагам, кот, с одной стор-, стимулируют необход-ый для О дух-ый прогресс, с др — огранич-ют проявл-я анти- и эрзацк-ры, безнравств-го и асоц-го повед-я, унижающего честь и дост-во чел. Субъектом дух-ой жизни выступает сам чел. К сожал-ю, в 1960—1970-е годы при трактовке пробл обществ-го развития сложилась тенденция рассм-ть сост-е, тенденции и пробл дух-ой жизни, не уделяя должного вним-я созидат-ой энергии самого чел. Учитывая, что на ее развитие оказывает косвенное влияние окр среда, появились попытки даже абсолютизир-ть процесс внешн, опосредов-ого воздействия. В этой ситуации как бы забывался и затмевался вопр о творч-кой силе людей, их личной ответств-ти за все происходящее в О. 8.СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ: МОДЕЛИ И МЕТОДЫ. Соц-ое проектир-е — это проектир-е соц-ых объектов, соц-ых кач-в, соц-ых проц-ов и отнош-й. При проектир-ии соц-ых объектов субъективный фактор д\н учитыв-ся. Соц-ое проектир-е — это целенаправл-ая деят-ть при разраб-ке разл-х вар-ов научно обоснованного реш-я соц-ых пробл. Как одна из форм выработки и принятия решения, оно явл-ся важным Эл-том цикла управл-я, обеспечивающего реализацию других его ф-ций. Соц-ое проектир-е допускает многовариантность реш-й, исходя из имеющихся матер-ых, трудовых и финан-ых ресурсов, и не имеет строгого временного ограничения. Социальный проект - цель проектной деят-ти, как вида соц-го творч-ва. Осн-й конечной стратегич-ой целью соц-го проекта явл-ся созд-е оптим-ой общности организ-и коллективных отнош-й с учетом объект-ых усл-й и жизнедеят-ти разл-х соц-ых групп. Два осн-х недостатка соц-го проектир-я. Один недостаток — низкая проектосообразность (соц-ые проекты или утопичны, или подмен-ся соц-ми манифестациями), др — потеря соц-ых параметров. Субъектом соц-го проектир-я явл-ся разл-е носители управленч-ой деят-ти- как отд-е лич-ти, так и организации, трудовые коллективы, соц-ые инст-ты и т.п, ставящие своей целью организованное, целенаправл-ное преобразование соц-ой действит-ти. Необх-ая сторона субъекта проектир-я — его соц-ая активность, непосредств-ое участие в процессе проектир-я. Объектом соц-го проектир-я называют системы, процессы организации соц-ых связей, взаимодействий, включенных в проектную деят-ть, подвергающиеся воздействиям субъектов проектир-я и выступающие основ-ем для этого воздействия. методы соц-го проектир-я Методика матрицы идей— это когда на основе неск-х независ-ых переем-ых составл-ся разл-ые вар-ты реш-й. Обычно разраб-ка соц-го проекта завис от сложн-ти и первоочередн-ти поставл-ых задач, от сроков, в пределах кот треб-ся осуществить замысел, а также от матер-ых, труд-ых и финан-ых рес-ов. Просчитывая вар-ты из этих переменных, м\о опред-ть наиб эффект-ый путь реализации проекта в заданных усл-ях. Этот важный прием примен-ся, как правило, при ограниченных возможностях. Методика вживания в рольпомогает получить более точное представл-е о том, что нужно сделать в процессе проектир-я. Это не просто заглядывание в будущее, проектир-ое, а стремл-е глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая пробл требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достиг-ся, когда проектировщик вним-но изучает усл-я, в кот протекает процесс. Метод ассоциации - При подготовке проекта нередко возник-т необход-ть принять нов реш-е, кот вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопр, как улучшить полож-е, найти более рацион-ый и эффект-ый способ управл-я. С учетом накопл-ых знаний разрабат-ся подходы, кот позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е, затрагиваются не т-ко формы, но и существ-ые содержат-ые эл-ты. Метод ассоц предусматр-ет соч-е приемов приспособл-я, модификац и полно реорганиз. Методика мозгового штурма — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставл-я. Он осуществляется посредством коммуникат-го взаимодействия, в кот обсужд-ся разл-ые проекты, осуществл-ся оценки, экспертиза фактов, полемика мн-й. Методика синектики– неск-ко предложенных идей рассматр-ся отд-но др от др, а потом м\у ними устанавлив-ся определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Экспертные методы. относят аналитич-ие записки, заседания «круглых столов», экспертные оценки. Последние дают объективную характер-ку качеств-ых и колич-ых сторон объекта прогнозир-я на основе обраб-ки и ан-за сов-ти индивид-ых мн-й экспертов. Эффект Эдипа. суть сост в возм-ти самоосуществл-я или саморазруш-я прогноза, если к этому процессу подключается созидательная деят-ть людей, в процессе кот реализуются позитивные ожидания или устраняются предостережения угрозы. Метод прогнозного сценария. Характериз-ся логической последовател-тью, кот показ, как, исходя из реальной ситуации, м\т шаг за шагом развертыв-ся будущее состояние объекта исслед-я,соц-го процеса или явл-я.Прогн-й сценарий определ-т перспеквы разв-ия. Прогнозные графы. Прогнозные графы м\б ориентированными или неориентиро-ванными, содержать или не содержать циклы, быть связанными или несвязанными и т.д. Они участвуют в формулир-ке прогнозных целей, сценария, в определении Ур-й и критер-в эффективности прогнозов. Метод моделир-я. Этот метод основан на поиске альтернатив развития, что дает возм-ть отобрать оптим-ый для данных усл-й вар-т. Соц-ое прогнозир-е — это предвидение тенденций и перспектив возм-го развития соц-ых систем, объектов, общественных явл-й, процессов (труд-ых коллективов, регионов, процессов миграции насел-я, деторожд-я и т.п.). Объектом соц-го прогнозир-ия м/б все соц-ые системы, все явл-я, протекающие в О. Гл задача прогнозир-я — научная разраб-ка прогнозов. Прогноз — это научно обоснов-ое суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществл-я. Прогноз описывает будущее состоя-е сист. Прогноз как познават-ая модель носит описательный хар-р. Методы прогнозирования: делятся на 3 группы. (1) Эвристические - основ на пробладании интуиции и завис от лица, выполн-щего прогноз. При разраб-ке прогноза доминир-т интуиция, прежн опыт, тврч-во и воображ-е. К этой группе относ методы социолог-х исслед-й и экспертные методы. 1) дельфийский – выявл-е согласованной оценки экспертной групп путем независ-го ананимного опроса экспертов в неск-ко туров. 2)индивид-но экспертные оценки - для прогноза привл-ся 1 эксперт. 3) коллект-я экспертная оценка. 4)интервию. 5)коллективная генерация идей. 6)эвристическое пргноз-ие – построение и послед-ее сочинение дерева поиска экспертой оценки. (2)методы варификации примен-ся на этапе верификации прогноза. К осн методам относ: 1)верификации ксперта – сравн-ют с оценкой наиб компетент эксперта. 2)прямая вериф– повторная разраб-капрогноза другими методами. 3)инверсная вериф– проверка адекватности прогнозной модели. 4)консекветная верифик–вывед-е прогноза из ранее получ-ых прогнозов. 5)косвенная вериф – сопост-е прогнозами, полученными другими разработчиками. (3)экономико-матем-е методы – основ на инфо-ции, содержащей фактические данные (данные статистики, бухг-их и финан\х отчетов и др.) К ним относ: 1)авторепрессионный – прогноз-е стационарно-случ-х процессов, основ на ан-зе использ-ия корреляции значении динамич-го ряда с фиксир-ми временными интервалами м\у ними. 2)репрессионный – ан-з и использ-ие устойчиво стат-их связей м\у сов-тью перем-х аргументов и прогноз-ых ф-ций. 3)статистическай – постр-е и ан-з динам-их рядов характер-к объектов прогноз-ия стат-х взаимосв-й. 4)факторный – обраб-ка многомерных массивов инф-ии с помощью факторного ан-за и его разновидн-ей. 5)метод цепей Маркова – ан-з и исп-ие вер-ей перехода объекта прогноз-ия из 1-го сост в др. 9. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ: ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВА. Политич-ая С исследует полит-ую жизнь О, соц-ый срез полит-их явл-й, выявл-щий завис-ть политики от разл-х сфер жизнед-ти О, влияние на полит-ую систем соц-ой стр-ры. Полит-ие явл-я изучаются на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. На теорет-ом уровне вырабат-ся методология исслед-й, созд-ся объясняющие модели. На эмпирическом - проводятся конкретные политико-социологические исслед-я. Предметом СП явл-ся соц-ная обусловл-ть политики, соц-ые усл-я и основы действия, ее соц-ая роль. Изучать политику с позиций С — значит рассматр-ть ее сквозь призму взаимоотнош-й личности, соц-ой группы и обществ в целом. Объект СП — полит-ие группы и объединения; полит-ие инст-ты и организации; полит-ая к-ра; полит-ие интересы; полит-ие связи, действия отнош-й; полит-ое сознание и др. Но гл-м объектом остаются полит-ие системы О как институц-ые мех-змы политики и их осн звенья- гос-ва. СП исходит из того, что политика порождена общ-вом, а все полит-ие феномены — социальны. Ан-з СП позволяет объяснить возникновение и вызревание в обществе соц-ой потребности в полит-ом регулир-ии тех или иных обществ-ых отнош-й. Полит-ая система О — особый соц-ый мех-зм, обеспечивающий целостность его полит-ой жизни. Полит-ая система представляет собой подсистему общественной системы, взаимодействующую с др подсистемами: соц-ой, экон-ой, правовой, к-рой и т.д. Полит-ая система О сос-т из сов-ти учрежд-й и организа-й, деят-ть кот-х носит полит-ий хар-р. Важное ее звено — полит-ие инст-ты О. В полит-ую систему также входят многие обществ-ые организ-и (напр, профсоюзные, молодежные, союзы ветеранов и т.п.). Деят-ть всех составляющих полит-ую систему направлена на практическое осуществл-е полит-их интересов определ-ых классов, соц-ых групп, национ-ых общностей. Все эти учрежд-я и организ-и взаимосвязаны и наход-ся в постоянном взаимодействии. Системообразующим Эл-том полит-ой системы О явл-ся политическая организация, представл-щая собой сов-ть конкр-х организ-й и учрежд-й. Под полит-ми отнош-ми понимают взаимоотнош-я соц-ых групп, личностей, соц-ых инст-тов по поводу управл-я общ-вом. Полит-ое сознание представляет собой неоднородное образов-е, обозначающее восприятие субъектом полит-ой действит-ти. Это и полит-ие знания, чувства, пережив-я, оценки. Специализированное созн-е — это идеологически однородное созн-е, носителем которого явл-ся прежде всего полит-ие организации и объединения. Массовое полит-ое созн-е отражает опосредов-ый ур и содерж-е потребностей О. Оно отлич-ся динамичн-тью, имеет конкр-но-истор-ий хар-р и зависит от полит-го курса тактико-стратег-ой деят-ти тех или иных партий,разл-х соц-х потрясений и многого друго. Функции политической системы • интегральная ф-ция, выражающаяся в интеграции (объединении) в общественное целое всех Эл-тов соц-ой стр-ры на базе ценностей; • целеполагающая ф-ция — определяет цели и задачи развития общества; •организаторская ф-ция — мобилизует людские, матер-ые, дух-ые ресурсы для выполнения целей и задач О; • регулятивная ф-ция — обеспеч-ет обществ-ое признание политики и власти, т.е. легитимацию политики; • контролирующая ф-ция- предполагает способность полит-ой системы снимать постоянную соц-ую напряженность, преодолевать конф-ты. Гос-во как ведущее звено политической системы Гос-во явл-ся осн-ым инст-том полит-ой системы О. Гос-во представляет собой центр-ый инст-т власти в общ-ве и концентрированное осуществл-е этой властью политики. Осн-ми признаками гос-венной организации общ-ва явл-ся: налич власти одних людей над другими;территор-ое Рассел-е, не учитывающее кровные связи;налич государ-ого апарата; введение разл-ого рода налого. Типы политических систем В завис-ти от хар-ра полит-го режима выделяют:тоталитарные;демократические;авторитарные. Методы ан-за ситуации: Ан-з ситуации предпол-т использов-е суммы методов и проц-р междисциплинарного хар-ра, применяемых для накопл-я и первичной систематизации эмпир-го материала («данных»)- Наиб распространенные из аналитических методик: наблюд-е, изучение док-в, сравн-е.Наблюдение. Изучение док-в Сравн-е. Экспликативные методы: Наиб распростр-ми из них явл-ся такие методы, как контент-ан-з, ивент-ан-з, метод когнитивного картирования и их многочисл-ые разновидн-ти. Контент-ан-з Ивент-анализ Этот метод (метод ан-за событийных данных) направлен на обраб-ку публичной инфо-ции, показывающей, кто говорит или делает, что, по отнош-ю к кому и когда». Систематизация и обраб-ка соответствующих данных осуществл-ся по следующим признакам: 1)субъект-инициатор (кто); 2) сюжет (что); 3) субъект-мишень (по отнош-ю к кому) и 4) дата события (когда). Экспер-т как созд-е искусств-ой ситуации с целью проверки теорет-их гипотез, выводов и положений явл-ся одним из осн-х в естеств-ых науках. Прогностические методы: Дельфийский метод Речь идет о систематическом и контролируемом обсужд-ии пробл неск-ми экспертами. Эксперты вносят свои оценки того или иного междунар-го события в центральный орган, кот проводит их обобщение и систематизацию, после чего вновь возвращает экспертам. Будучи проведена неск-ко раз, такая операция позволяет констатировать более или менее серьезные расхожд-я в указанных оценках. Моделир-ие связан с построением искусств-ых, идеальных, воображаемых объектов, ситуаций, представляющих собой системы, Эл-ты и отнош-я кот соответствуют Эл-там и отнош-ям реальных междунар-ых феноменов и процессов.
|