КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурная составляющая системы государственно-административного управленияОрганизационная культура и ее роль в формировании дееспособного коллектива государственного органа. Организационная культура понимается как характеристика системы взаимоотношений, связывающей индивидов, принадлежащих к определенной группе, персоналу и через это — к общей культуре данной организации. Каковы бы ни были отношения по службе, по вертикали и горизонтали взаимодействия персонала, они не могут быть бескультурными, поскольку все, что предпринимается в сфере управляющего воздействия на людей, прямо относится к культуре. Уровень организационной культуры во многом, если не в основном связан с тем, как организована деятельность персонала, какова степень включенности в нее творчества служащих и каков его результат, каково самочувствие человека, занятого управленческим трудом, и каково влияние результатов его труда на самочувствие других людей, какими нормами и ценностями руководствуются служащие и каковы результаты, производимые ими, — все это производное организационной культуры государственного учреждения и профессиональной культуры служащих как составной ее части. Итак, организационная культура государственного учреждения — это сложная система, компонентами которой являются: — ценности, носителями которых являются члены коллектива, и прежде всего служащие; — нормы, правила, традиции, которым они следуют; — взаимо(со)действие, которое они выстраивают и поддерживают; — результаты деятельности, производимые ими; — определенный образ жизни членов данной организации. Учреждения, группы учреждений развивают свою собственную культуру, свои нормы и ценности, что оказывает влияние на «конечный продукт» этих учреждений. Дифференцированность государственной сферы означает, что в работе государственных учреждений существуют значительные вариации, и поэтому невозможно сформулировать некие общие правила. Ценности, свойственные государственным учреждениям, могут отчасти рассматриваться как производные от ценностей общества в целом. Однако можно выявить некоторые идеи, положенные в основу управленческих теорий. Доминирующие ценности как фактор организационной культуры. Ценности — это набор наиболее важных предпочтений, принимаемых членами организации и задающих людям ориентиры их поведения и действий. Основу культуры государственной службы составляют ценности, имеющие долговременное значение, они не сводятся к количественным показателям, а характеризуют в большей степени качественно, задают смысл деятельности госслужащих. Их значение острее всего проявляется в критические моменты, когда особую роль играет моральный фактор. Ведущую роль в культуре органов управления играют организационные ценности, т. е. предметы, явления и процессы, направленные на обеспечение деятельности госслужащих и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации: коммуникабельность, профессионализм, культура делового общения, гласность, система принятых на государственной службе представлений, норм поведения, ритуалов. Ценности субъективного характера, или ценностные ориентации, которых придерживается госслужащий в своей деятельности, — одна из ведущих категорий организационной культуры. Идейно-политические цели, нравственные приоритеты ориентируют служащего на то, какое поведение в организации является допустимым или недопустимым. Ценности, ценностные ориентации трансформируются в принципы государственного служащего и отражают факт его высокой гражданской и профессиональной зрелости. Честность и некоррумпированность. К сожалению, Россию относят к числу стран, в которых существует высокий уровень политической и управленческой коррупции, к которой отношение у власть предержащих и у многих потребителей государственных услуг весьма снисходительное. Поскольку от государственных учреждений в принципе требуется предоставление услуг соответственно принципу равноправия граждан, значит, ценностной ориентацией государственного (муниципального) служащего в его публичном администрировании является равенство прав при предоставлении им услуг, а точнее — императив справедливости. Действительно, трудно установить, как равенство будет выглядеть в каждом конкретном случае. Учитывая это, имеет смысл дополнить понятие «равенство прав», которое предполагает некую стандартизированность (одинаковость) понятием «справедливость», гораздо более тесно связанное с честностью в выполнении тех или иных законов, норм и правил. Взаимное доверие как ценность можно понять таким образом: если государственное учреждение сравнить с «большой деревней», где каждый знает каждого (или почти каждого), то взаимное доверие — это «валюта», при помощи которой ее жители ведут дела между собой. Нейтральность как условие объективности, рациональности при принятии решений. Собственные убеждения, политические пристрастия есть у каждого чиновника. На их основе он может давать советы политическим деятелям, но не занимать чью-либо позицию, отодвигать собственные убеждения в сторону в интересах профессионального решения, общего блага. Таким образом, нейтральность означает, что чиновник может иметь дело с любым политическим деятелем. Профессиональная честь и неподкупность. Кодекс административной этики включает такие качества, как служение обществу, государственному, а не частному, корыстному интересу, беспристрастность и гордость за хорошо выполненную работу, толерантность (лояльность) и правозаконность в отношениях с людьми, ответственность и надежность. В знак высшего одобрения о служащем говорят, что у него чистые руки, что с ним «в разведку можно идти» и т. д. Таким образом, организационная культура — это интегрированный показатель, характеризующий определенное учреждение, это итог внутренних процессов. Она является переменной величиной, подвержена управляющему воздействию и сама выступает регулятором организационного поведения. Ядром организационной культуры признается интегрированный набор базовых представлений, которые данная группа изобрела, случайно открыла, позаимствовала или достигла иным путем в .результате попыток решения проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые достаточно эффективно послужили организации, чтобы быть призванными, действующими и достойными закрепления и передачи новым поколениям членов организации.
|