Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 49 – Мусульманское право




Происхождение. Мусульманское право (МП) сформировалась в период разложения родо-племенной организации и становления феодального общества в Арабском халифате в VII-X вв.

Возникновение и развитие МП, его источники, структура и механизм действия отражают возаимодействие двух начал:

1. религиозно-эстетического (юр. Предписания Корана и сунны – собрание юр. Значимых преданий (хадисов) о поступках, высказываниях и даже молчании Мухамеда)

2. собственно правового (норма, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласного мнения («иджма») наиболее авторитетных правоведов, умозаключения по аналогии («кияс»))

В качестве основополагающей рассматриваются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране.

С VIII в. – работа правоведов, основываются школы-толкования.

Источники права. К нач. VIII в. мусульманско-правовая доктрина только начала складываться:

I шаг . «Рай» или «иджтихад»- относительно свободное усмотрение. Кот применялось при толковании Корана и сунны в случае их «молчания».

Бурное развитие иджтихада в VIII—X вв. привело к тому, что мусульманские ученые-юристы сформулировали большинство конкретных норм и общих принципов МП. Роль основного источника МП закрепилась за его доктриной. Ее расцвет - период кодификации и имамов (начало VIII — середина X в.), «золотой век» в развитии МП. Главным его итогом явилось возникновение различных школ-толков, своеобразных направлений в толковании Корана и сунны, каждое из которых предлагало свои приёмы формулирования новых правил поведения и на этой основе относительно автономно разрабатывало собственную систему правовых норм.

С XI в. мусульманское право развивалось в рамках нескольких правовых школ-толков.

Мусульманская правовая система представлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые др.

Структура права. Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право - шариат (путь к водопою, Богу)- это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права - Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя - открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.

Нет веротерпимости (европейское изобретение).

Не носит территориальный характер, а персональный.

Санкции- в душе.

Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:

1) Коран - речи и проповеди Пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме;

2) Сунна - биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях;

3) Иджма - общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями - муфтиями, судьями - кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках;

4) Кийас - суждение по аналогии.

5) Фетфа

6) Доктрины

Таким образом, помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права. При отправлении правосудия судья не обращается напрямую к Корану или Сунне, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа. В целом, правосудие отличается простотой, меньшей формализацией по сравнению с романо-германскими и англосаксонскими правовыми системами.

Особенности норм. Мусульманскому праву присущи ортодоксальность, традиционный - консервативный характер, оно мало поддается модернизации и реформированию. Кроме того, его характеризуют казуистичность, несистематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов перед дозволениями.

(Теория государства и права. Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. 2004 г.)

Законы и обычаи допускаются, но не являются источниками права (нормы ритуала, эстетические).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты