Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 46 – Критерии классификации правовых систем




Луковская Д.И. рекомендует ряд критериев сравнения национальных правовых систем (идеологические критерии Р. Давида):

1. Доктринальный критерий (Какие доктрины превалируют в данном обществе, тип правопонимания, категории)

2. Практика (Законотворчество, правоприменение)

3. Нормативные критерии (что такое норма права, источники права, главенство права)

4. Институциональные критерии (организация права) - (Суд, прокуратура, другие учреждения)

То есть все то, что характеризует правовую культуру той или иной страны. [1]

В своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие "правовые семьи", "семьи систем права") Р. Давид исходит из двух критериев, рассматриваемых и учитываемых в их совокупности (и Луковская Д.И. с ним согласна):

1) юридико-технического критерия (источники npaва, структура действующего права, юридическая терминология, правовые принципы, концепции, конструкции, методы и практика работы юристов и т.д.)

2) идеологического критерия (философские, политические и экономические принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).

Либертарная школа считает уровень развитости (по Западу)- важным критерием

С учетом этих критериев им в начале 60-х годов была предложена следующая классификация "правовых семей современного мира":

1) Романо-германская правовая семья,

2) семья общего права,

3) семь социалистических систем права,

4) философские или религиозные системы.

Государство вымирает через укрепление.

Основные правовые семьи, согласно Р. Давиду, — это три первые группы. При этом он объединяет романо-германскую семью и семью общего права в "единую семью западного права" и говорит о "большой семье западного права", имея в виду то, что марксисты называют "буржуазным правом". А различные философские или религиозные системы (мусульманское право, индусское право, иудейское право, обычное право Африки и Мадагаскара, право стран Дальнего Востока и т.д по его оценке, полностью независимы друг от друга и не образуют семьи в полном смысле этого слова.

 

Существуют и другие подходы к классификации различ­ных национальных систем права. Так, К. Цвайгерт и Г. Котц в своей классификации исходят из такого критерия, как "пра­вовой стиль" национального права, который определяется пятью факторами (Луковская уделила внимание и этой классификации):

1) происхождением и эволюцией соответству­ющей системы права,

2) своеобразием юридического мышления,

3) специфическими правовыми институтами,

4) природой источни­ков права и способами их толкования,

5) идеологическими особен­ностями.

Исходя из этого, они объединяют различные системы права, обладающие единством "правового стиля", в следую­щие "правовые круги" (группы): романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, исламский, индусский.

Еще разделяют (Луковская):

- сокральные религиозные правовые системы

- секулярные светские правовые системы

Традиционно различают (Луковская):

1) Романо-германская правовая семья,

2) семья общего права,

3) семья мусульманского права.

Критерии классификации правовых семей:

1) Историко-…

2) Цивилизационные

3) По географическому признаку

4) Смешанный


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты