Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие о деятельности. Характеристика основных видов деятельности: учебной, трудовой.




Понятие деятельности является одним из базовых для отече­ственной психологии. Деятельность невозможно отделить от са­мой психики, от методологии ее научного исследования, понимания проблем возникновения и эволюции психики, трактовки понятия личности и анализа определенных составляющих ее психического облика. Разработка этой научной категории сопряжена с философией диа­лектического материализма и первоначально связана с такими вы­дающимися отечественными психологами, как Л.С. Выготский, ' С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. В дальнейшем в работе с понятием деятельности по-своему уча­ствовали практически все известные советские психологи, многие знаменитые философы и методологи XX в. Категория деятельности выступала предметом многочисленных теоретических дискуссий, служила в качестве «объяснительного принципа». Она стала одной из «единиц» изучения психики, поведения, личности.

Наиболее завершенная психологическая концепция (или тео­рия) деятельности принадлежит А.Н.-Леонтьеву, который разраба­тывал ее с середины 1940-х гг., дополняя и преобразовывая. Ему принадлежит множество различных толкований деятельности, по­этому приведем обобщенное определение. Деятельность — ак­тивные процессы, которые отвечают определенной потребности, под­чиняются мотиву и реализуют самостоятельное отношение челове­ка к миру. Это не всякая человеческая активность, понятие которой А.Н. Леонтьев отличал от деятельности, а только целеустремлен­ная активность, существующая в психологических связях личнос­ти, потребности, мотива, цели и задачи. Отсюда и вытекает возмож­ность осуществления, выражения в деятельности самостоятельного отношения личности к миру.

Деятельность, по определению, трехчленна, т.е. существует, реа­лизуется, проявляется одновременно в трех плоскостях: личность (субъект деятельности), объект (предмет деятельности) и внешний праксис (разные виды активных процессов).

Для наглядности представим психологическую структуру дея­тельности в виде некоторой упрощенной плоскостной схемы. На ней выделены основные, системообразующие блоки, составляющие, но не элементы, не единицы целостной деятельности. Эти блоки сопряжены попарно по горизонтали и в виде двух «столбцов» по вертикали: левый описывает интенциональный аспект деятельнос­ти, правый — операциональный.

А.Н. Леонтьев неоднократно отмечал, что разработанная им струк­тура отображает функции, от­ношения, динамику своих составляющих. Схема моделирует «жизнь» деятельности, аспекты ее существования, но не анатомическое или механическое устройство.

Итак, наличие у человека потребности приводит к активности. Это общее, недостаточно дифференцированное возбуждение, акти­визация ориентировки на поиск предмета актуализированной по­требности. Это некая психологическая предготовность, предраспо­ложенность к возможной деятельности. Наличие активности влия­ет и на существующую потребность, видоизменяя ее качественно и количественно. Да и последующая деятельность может быть в раз­ной степени активной.

Далее происходит психологическое событие, когда потребность находит свой конкретный предмет или мотив. Поисковая актив­ность психологически преобразуется в конкретную, отдельную дея­тельность, которая может привести к удовлетворению исходной потребности. В действительности потребность находит себя не в одном предмете, а в нескольких. Деятельность является на практи­ке многомотивированной, комплексной.

Положим, у человека актуализировалась потребность в путеше­ствиях. Вследствие этого он настроен на какие-то новые условия бытия, внутренне взволнован, заинтересован. Это не обязательно проявляется внешне. Субъективно это может быть выражено как обыкновенная «внутренняя усталость», неудовлетворенность. Ак­тивизируется соответствующая ориентировка, поиск возможных «выходов» из возникшего психологического дискомфорта, иниции­руется «работа» сознания. Далее происходит «чрезвычайный акт опредмечивания потребности». Например, позвонивший приятель предлагает поехать на экскурсию. Потребность психологически ' преобразуется в реально действующий мотив. В результате чело­век отправляется в путешествие, т.е. создает и реализует специаль­ную деятельность. Заработавший мотив требует своей реализации, целеполагания, выражения в целях, в их событийно обусловленной последовательности.

Цель — это всегда осознанное представление о результате бу­дущего действия. Это принятие личностью смысла действия (пред­стоящего и осуществляемого). Так, чтобы совершить путешествие, нужно купить билет, собрать вещи, добраться до места, пойти куда-то. Все это — реализуемые личностью цели, которые поставлены и приняты потому, что входят в зону действия мотива. Иначе, они были бы бессмысленны для субъекта.

Действие — это составляющая деятельности, подчиненная цели. Осознанная цель есть предмет действия, направленного на дости­жение цели. Но побуждается действие не целью, а мотивом общей деятельности. Цель не несет в себе функции побуждения. Она только «подчиняет» и исполняет действие, т.е. направляет его, ведет к ре­зультату, поэтому при анализе поведения психологу важно знать: что это —: деятельность или действие? Соответственно, чему эти процессы отвечают: мотиву или цели? "

Динамические отношения мотива и цели являются психологиче­ски очень важными, структурируют сознание и деятельность. Одина­ковое действие может входить в состав различных деятельностей, одна и та же цель — отвечать разным мотивам. Мотив придает цели личностную стоимость, смысл, поэтому сумма целей психологически не равна мотиву, а сумма действий также не. дает целостной деятель­ности. Один и тот же мотив может выразиться в разных целях, отче­го изменятся и действия, и деятельность, и личность.

Совмещение, совпадение мотива и цели возможно лишь «вто­рично», как некий этап в динамике деятельности, мотивации и лич­ности, как психологическое «событие». Это, в частности, известный феномен сдвига мотива на цель, когда ранее существовавшая цель приобретает функцию самостоятельного побуждения. Это смена психологического статуса цели, рождение, формирование в деятель­ности нового мотива.

Например, учитель ставит перед школьником цель прочитать книгу по истории. Цель принимается, поскольку соответствует ка­кому-то личностно значимому для учащегося мотиву, положим, исполнению обязанностей. Школьник читает эту книгу, откладывая другие дела, проявляя необходимые волевые усилия. Затем учитель просит прочитать еще одну книгу и т.д. Наступает момент, когда, школьник уже не получает заданий, но самостоятельно выбирает и читает книги по истории. Цель прочтения книги психологически преобразовалась в смыслообразующий мотив. Соответственно воз­никла и новая деятельность. Учащийся стал другим с точки зрения потребностно-мотивационной, деятельностной, личностной.

В «жизни» деятельности и личности наблюдается и обратный феномен — смещение, сдвиг цели на мотив. Возможно исчезнове­ние, изжитие мотива и превращение, психологическое «уменьше­ние» его в категорию цели. Мотив может «исчерпать» себя, поте­рять личностную значимость, потому прекратится соответствующая деятельность, изменятся потребности и личность, переменится по­ведение человека.

Совпадение мотива и цели происходит также и в случае осо­знания личностью мотива, который ранее был неосознанным. А.Н. Леонтьев называл подобный процесс рождением мотива-цели, когда, предположим, чисто формально, как бы автоматически выполня­емая работа переходит в ранг осознаваемой, мотивирующей ценно­сти, приобретает надежный личностный смысл. Это новая ступень самоуправления деятельностью и поведением, это расширение про­странства осознаваемого мира.

Обратимся к последней строке схемы структуры деятельности. Задача — это конкретные условия, в которых дана цель и которые диктуют способ выполнения действия, называемый операцией. По­ложим, у человека есть цель достать книгу, но условия реализации цели (задачи) могут быть объективно и субъективно различными: купить в магазине, взять в библиотеке. То, какими способами реали­зуется задача, составляет набор конкретных операций: от поездки в транспорте до размещения книги в портфеле.

Как и выбор целей, отвечающих мотиву, так и постановка задач не являются для личности случайными, продиктованными исключи­тельно внешними обстоятельствами. В системе задач так или ина­че проецируются и мотивы, и смыслы, и личность в целом. Разделе­ние целей и задач, действий и операций также имеет принципиаль­ное значение в психологическом анализе деятельности. Например, в инженерной психологии установлено, что при распределении функ­ций между человеком и машиной человеку предпочтительно дове­рять уровень действий, подчиненных целям, тогда как на уровне операций функционирование машины считается более надежным, чем использование человека.

Между целью и задачей, действием и операцией существуют определенные отношения, возможны взаимопереходы. Схема иллю­стрирует динамическое существование, саму «жизнь» деятельности, ее психологическое единство с сознанием и личностью.

Мотив воз­никает и осознается человеком не от правильных слов и нравоуче­ний, а в результате собственной деятельности личности. Мотив в свою очередь порождает новую деятельность, видоизменяя прежние. Все они сосуществуют в целостной личности, рождаются и исчеза­ют, развиваются либо деградируют. Подобно потребностям, моти­вам и смыслам, деятельности образуют свою иерархическую систе­му, которая служит практическим, поведенческим проявлением на­правленности личности.

Для описания психологической структуры деятельности необ­ходимо введение еще трех распространенных понятий: навыки, уме­ния и привычки, которые в обсуждаемой схеме формально отсут­ствуют, но органично вписываются в нее.

Навык — это действие, которое автоматизируется в процессе своего формирования и становится набором, целостным сплавом операций, включенным в состав более сложного действия. В этом определении отображена динамика, история навыка, который внача­ле существует как действие, т.е. подчинен цели. Автоматизация действия, психологически превращающая его в навык, означает выход цели из сознания. Сознание освобождается для постановки других целей. Происходит прочная систематизация сформирован­ных операций в структуре нового, более сложного действия.

Чем сложнее навык, тем больше требуется времени и усилий для его выработки. Навык— это результат трудоемкой работы моторики, сенсорики, памяти, мышления, воли, психики в целом. Все­возможные навыки пронизывают, вооружают, опосредствуют любую человеческую деятельность. Без них она просто невозможна, не говоря уже об эффективности многопредметных, составных деятельностей.

Умение — высшая форма навыка, объединенного с другими опе­рациями и действиями и перешедшего на уровень устойчивого свой­ства личности. Это возможность, способность реализации целей и задач, навыков и действий, деятельностей и всего поведения лично­сти в изменяющихся условиях жизни. Умения можно рассматри­вать как практическую сторону направленности личности. Умения не врожденны и не случайны. Они соответствуют потребностям человека, его способностям, характеру, профессиональному и соци­альному статусу. У каждого индивида существует личная система умений, в той или иной степени развитых и реализуемых в разных видах деятельности, в поведении и жизни.

В системе и качестве умений в значительной мере проявляется и реализуется опыт личности как одна из необходимых составляю­щих, подсистем ее психологической структуры.

Привычка — психологический, глубоко личностный сплав на­правленности и деятельности. Это устоявшиеся, традиционные для личности устремления, принятые и удобные формы действования и поведения, стили переживаний и отношений с миром. Это прочно сложившаяся, психологически закрепленная часть опыта личности. Человек многое делает, «не раздумывая», по привычке. Это облегча­ет его существование, особенно в ситуациях субъективных и объек­тивных затруднений, резких изменений бытия. Без привычек нет личности: от элементарного самообслуживания и режима дня до привычных форм и субъектов общения, переживания, профессионального и семейно­го поведения. Но в относительной неизменности, косности привы­чек заключено неизбежное противоречие с изменяющимися усло­виями жизни и деятельности. Слишком неизменное, привычное поведение может стать ригидным, неадекватным. Привычки время от времени должны как-то меняться, исчезать вовсе или вновь воз­рождаться. Поведение может быть и совершенно непривычным, внезапным.

Соединенные, систематизированные с навыками и умениями, со всей психологией жизненного пути, привычки представляют собой значимую часть не только деятельности и поведения, но и всего психического опыта личности.

Таким образом, деятельность психологически означает не про­сто активное действование. А потому изучение деятельности, по существу, сливается с изучением сознания, личности. Деятель­ность обоснованно приобрела общетеоретический, методологи­ческий статус одного из базовых понятий отечественной науч­ной психологии.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты