КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общество как социальная системаДо сих пор общество рассматривалось как взаимосвязь и взаимодействие социальных общностей. Однако если двигаться от «ядра» предметной зоны социологии к ее «периферии», то появляется возможность характеризовать общество как совокупность и взаимосвязь социальных процессов, связей и отношений, социальных институтов и организаций, как социальную структуру, наконец, как социальную систему. Что такое система вообще и социальная система в особенности? Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи понимал под системой взаимосвязь элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих некоторое единство. Среди основных системных принципов им были названы: целостность (означающая принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого), структурность (возможность описания системы через установление связей и отношений между элементами внутри системы), взаимозависимость системы и среды, иерархичность (каждый элемент рассматривается как система по отношению к его составляющим и как подсистема по отношению к более широкой системе), функциональный характер системы и ее элементов (система в целом и каждый ее элемент выполняют строго определенные функции, несводимые друг к другу). Системы характеризуются относительным постоянством, устойчивостью. Помимо названных принципов, обществу как системе присущи и иные: самоорганизация, динамизм, открытость, наличие управления, передача информации и др. Но главная отличительная особенность общества как системы состоит в том, что ее основными элементами являются люди, а сама она функционирует на базе тех или иных социальных общностей. Помимо взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, на основе которых формируется социальная система, она включает в себя социальные институты и организации, социальные нормы и ценности, регулирующие связи и отношения в этой системе, наконец, социальную структуру. Социальные системы выступают на двух основных уровнях общности — социетальном и социальном. Социетальный (от лат. societas — общество) — это самый широкий уровень; он означает рассмотрение общества как совокупности наиболее сложных и крупных систем с развитыми и разветвленными социальными структурами, институтами и организациями (например, экономической, политической, социокультурной), которые тесно связаны друг с другом, взаимодействуют, выполняя многочисленные функции. Социальный уровень характеризуется взаимосвязью явлений и процессов в рамках тех или иных конкретных социальных структур (подсистем), прежде всего, социальных общностей, институтов и организаций. Социальные системы могут быть либо гомогенными,либогетерогенными.Первые однородны, включают в себя элементы, обладающие одними и теми же свойствами, не обнаруживающие глубоких различий в структуре (например, студенческая группа как разновидность малой группы). Вторые разнородны и состоят из элементов с различными свойствами и структурами (например, предприятие, включающее в себя людей, технические подсистемы, организацию и т.д.). Основные составляющие системы общества: индивиды, общности, группы, слои, классы, касты, сословия, организация и институты (Индивид - это отдельно взятый человек в его природной данности; человек, обладающий совокупностью неповторимых физиологических и психологических данных; социальная общность — это взаимосвязь индивидов, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризующихся относительным единством, сходством целей, задач, интересов на основе общих условий бытия и деятельности; группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определённым образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других; слои - (от «соц.расслоение/стратификация») соц совокуп-ть людей с общими демографич., поселенческими характеристиками, облад. разным уровнем дохода (нищие, богатые, зажиточные…); каста – соц.группа/страта, членством в которой человек обязан исключительно рождению (Индия); сословие – соц группа, обладающая закреплённым обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями; класс- большие группы людей, отличающиеся друг от друга местом с системе обществ.производства, ролью в орг-ции труда, получении доли национального богатства (т.е. в основе деления лежит экономический принцип); социальный институт -это совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений; ). Общество как социальная система находится в состоянии самодвижения, источником которого служат многочисленные противоречия разного уровня: между природой и обществом/ между производством и потребностями /между свободной деятельностью и отчуждением и т.д. Для анализа социальных систем существенное значение имеют и другие противоречия — внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические. Антагонистические противоречия наиболее остры, оказывают сильное и глубокое влияние на ситуацию в обществе и не могут быть разрешены в рамках «своей» социальной системы, требуя перехода в новую. Преодоление неантагонистических противоречий происходит в форме компромисса и консенсуса, тогда как преодоление антагонистических противоречий — в форме конфликта. Одна из определяющих характеристик социальной системы — ее стабильность, Стабильность — это состояние социальной системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций к сильным воздействиям извне. Однако в обществе и его подсистемах постоянно возникают колебания, отклонения, изменения, которые дестабилизируют ситуацию, приводят эти подсистемы (либо общество в целом) к неустойчивости и разбалансированности. В такие периоды система проявляет способности к сохранению себя при резких колебаниях. Однако существует «критическая масса», превышение которой способно разрушить систему, привести к её краху. Одно из вероятных последствий такой дестабилизации системы— формирование склонности руководства системы к принудительным, авторитарным и даже тоталитарным мерам, связанным с многочисленными запретами, введением различного рода мораториев, объявлением чрезвычайного положения и т.д. Как же сохранить стабильность в обществе? Для этого существует ряд механизмов: к примеру, это могут быть программы экономической стабильности (в основе — принципы «не удушающего» налогообложения, эффективности, рентабельности производства в условиях регулируемых рыночных процессов), социальные программы поддержания человеческого потенциала (нормальное медицинское обслуживание, предоставление возможностей трудоустройства, образования, получения профессии). Системный подход, рассматривающий общество как тип социальной системы, формируется в социологии под влиянием общей теории систем, родоначальниками которой были А.А.Богданов и Людвиг фон Берталанфи. Г. Спенсер сравнивал общество с человеческим организмом. Так же, как и биологический организм, общество является функциональным единством многочисленных элементов (органов), каждый из которых выполняет свои важные функции. Это были начала системного подхода к обществу. О нем свидетельствует и то обстоятельство, что общество рассматривалось Спенсером как особый вид системы, имеющий целеполагание не в себе самом, а в благе своих членов. Общество, по Спенсеру, состоит из социальных институтов (именно он ввел это понятие в научный оборот, так же как понятия функции, структуры, системы, организации), которые не могут заменять друг друга. По мнению Спенсера, общество, подобно биологическим организмам, развивается от простых форм к более сложным, что связано с процессами адаптации к меняющимся условиям окружающей среды. Это приводит к специализации тех или иных общественных организмов (его структур) на базе усложняющегося разделения труда. Парсонс рассматривает общество как тип социальной системы, который достигает высшего уровня самодостаточности в отношении к окружающим ее средам. В данном случае самодостаточность может быть интерпретирована и понята как самообеспеченность общества (макросоциологическая парадигма понимания общества).
|