КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трактовка общества в истории западной социологии и современной социологической мыслиГлавный методологический принцип, который использует Конт (1798—1857) при изучении мира и общества, — целостный и системный подход. Общество выступает как своего рода организм, социальная система, элементы которой выполняют специфические функции и служат ее требованиям. Социология же призвана открывать законы функционирования и развития этой системы. Однако, говоря о них и пытаясь их формулировать, Конт имеет в виду законы умственного, точнее, духовного и нравственного развития общества, по никак не касается его социально-экономической организации, особенностей труда и производства, профессиональной структуры. Но социология Конта не игнорирует вообще проблематику труда. Он, в частности, пишет о разделении труда, но видит его не в развитии экономических связей (поскольку не они, по мнению социолога, создают стабильность общества), а в укреплении солидарности классов, социальных групп и даже семей. Другой крупнейший представитель классического этапа в развитии социологии — английский ученый Герберт Спенсер (1820—1903). Поскольку Спенсер считает, что главным для социологии является вопрос о том, что такое общество, он стремится дать на него ответ в первую очередь. Социолог отвергает попытку определить общество как собирательное имя для обозначения определенного количества индивидов. По его мнению, это особое бытие, которое, хотя и слагается из отдельных единиц, но не равно их сумме. Главное здесь — постоянство отношений между частями общества. Г. Спенсер приходит к выводу, что общество есть организм, который имеет гораздо больше общего с живыми существами, нежели с неорганическими агрегатами. Это социальный организм, цель которого – приспособление к изменяющейся окружающей среде. Спенсер сравнивает индивидов с клетками организма, т.к. они так же рождаются, функционируют, умирают… Подобное сходство позволяет сделать и дальнейшие аналогии.: социальный организм растёт и увеличивается в объёме, как и биологический. Существуют 2 способа роста: 1)Увеличение населения; 2) Социальный организм начинает усложняться, и этот процесс протекает через 1. дифференциацию отдельных органов; 2. Их специализацию; 3.взаимозависимости этих органов. Общество всё время увеличивается и усложняется – это и есть эволюция общества как тела: более развитое общество более сложно устроено, так же, как и структура организма в процессе биологической эволюции усложняется. И ещё одно сходство: как в биологическом, так и в социальном организме дифференциация структуры его элементов сопровождается аналогичной дифференциацией их функций. Несходство общества с биологическим организмом заключается в следующем: 1) Общество не имеет внешней границы, как у организма; 2) Способность чувствовать и мыслить сосредоточена лишь в определенных частях живого организма, тогда как в обществе сознание «разлито» по всему «агрегату» (нет «общественного чувствилища» в обществе); 3) Если в природе части существуют для блага целого организма, то в обществе наоборот: оно существует ради блага индивидов, которые в нём живут (общество – ассоциация индивидов). В этом позиция Спенсера противоположна Конту: для Конта индивиды – лишь малая часть, и требования всего общества выше, чем требования конкретных индивидов. Конт ставит акцент на статику, Спенсер – на эволюцию общества. Таким образом, социологическая теория Спенсера в той ее части, которая касается понимания общества, основывается на положении, заимствованном в первую очередь из учения Дарвина о живом организме. По существу общество его копирует и воспроизводит, из чего следует, что для него характерны биологические законы. Последние адаптируются Спенсером применительно к обществу. Так, дарвиновский закон борьбы за существование, выведенный для биологической среды, рассматривается в его социальном проявлении как закон классовой борьбы. Отождествление общества с биологическим организмом привело Спенсера к тому, что он весьма своеобразно характеризовал функции элементов, составляющих структуру социальной системы. Так, земледелие и промышленность, по его мнению, выполняют функцию питания, институт торговли — функцию кровообращения, армия — это своеобразный кожный покров, транспорт — сосудистая система и т.д. Характеризуя общество, ученый отмечает, что оно существует для блага своих членов. Удовлетворению их потребностей должна служить в первую очередь политическая организация общества, которую социолог часто называет «политическим агрегатом». Фердинанд Тённис (1855-1936) является одним из создателей и классиков социологии в Германии. Ф. Тённис исходит из установки, что «национальный дух» (общее творчество) имеет генетический приоритет над индивидуальным: первым звеном в общественной жизни является сообщество, а не индивид. Главное внимание Ф. Тённис уделяет социальной группе как целому (гештальт) , чья сила определяется взаимозависимостью частей (отдельных членов). Объектом социологии, по Тённису, являются человеческие взаимодействия, которые связывают людей вместе – связанности.Он сопоставляет (а в известной мере, и противопоставляет) два типа таких связанностей и соответствующих им типа общества. Первый тип социальных связей он определяет как общинные (общностные), второй — как общественные. Суть общности, по Тённису, - это «реальная и органическая жизнь… Общество же – это публичность, мир. В общности со своими близкими мы пребываем с рождения, будучи связаны ею во всех бедах и радостях. В общество же мы отправляемся как на чужбину… Общность есть устойчивая и подлинная совместная жизнь, общество же – лишь преходящая и иллюзорная». Общинные (общностные) связи обусловливаются такими психологическими характеристиками как душевная близость, склонность людей друг к другу, наличие эмоций, привязанности, личных переживаний. Общественным связям присущи характеристики рационального плана: обмен, торговля, выбор. Первый тип отношений свойствен преимущественно патриархально-феодальным обществам, второй — капиталистическим. Общинные (общностные) отношения включают в себя родовые отношения, отношения соседства и дружбы. Общественные отношения имеют вещную природу и строятся в рамках принципов и структур рациональности. В общине (социальной общности) доминируют чувства, инстинкты, органические человеческие отношения. В обществе превалируют расчетливый разум, абстракции, механические рациональные отношения. Общность выступает как неформальная социальная группа, общество — как совокупность формальных социальных групп. В социологической концепции Тенниса два типа отношений, соответственно, два типа организации социальной жизни тесно связаны с двумя типами воли — сущностной (инстинктивной) и рациональной (избирательной). В первом случае человеческое действие определяется той социальностью, в которой он живёт (поступает по традиции, обычаю.., Н-р, мать любит своего ребёнка), инструментом является разум. Во втором случае цель действия поставлена сознательно, человек рассматривает другого как средство достижения цели. Инструмент – воля, подчинённая цели. Соответственно, когда действия определяются первой волей, мы имеем дело с gemeinschaft (общностью), где господствуют привычки и традиции. Если действия определяются рациональной волей – то gesselschaft (общество, объединение индивидов ради своих целей). Gemeinschaft всегда было и есть, а gesselschaft никогда не было, т.е. каждый раз создаётся заново. Общность наиболее явно выражается в трёх видах отношений: 1) в отношении между матерью и ребёнком; 2)в отношении между мужем и женой как супругами; 3) в отношении между людьми, которые сознают себя братьями и сёстрами. Общество же понимается как круг людей, которые мирно уживаются друг с другом, но пребывают в существенной отдалённости друг от друга. Каждый выступает сам за себя, сферы деятельности и власти строго отграничены друг от друга. То есть общество, по Тённису, можно понимать как скопление естественных и искусственных индивидуумов, чьи воли и области состоят в многочисленных связях друг с другом, но при этом остаются независимыми и не оказывают друг на друга каких-либо внутренних воздействий. Центральное методологическое место в творчестве такого выдающегося представителя социологических наук как Э. Дюркгейма занимает теория общества, получившая название «социологизма». Общество, по Д., является особой самостоятельной природой, управляемой собственными законами, следовательно, никакими заимствованными закономерностями (биологическим, географическими и иными причинами) объяснить социальные явления невозможно. Его лозунг: «Объяснять социальное социальным» - так и возникло название теории СОЦИОЛОГИЗМ. При нём общество – особая реальность, и объяснения из других наук могут быть лишь дополнительными. Э. Дюркгейм воспринял дихотомию Тённиса (разделение на общность и общество) как противопоставление органического и механического типов социальной связи и объявил общество всеохватывающей реальностью, обладающей самоценностью и определяющей все остальные ценности. В центр исследования общества им ставится солидарность как основной моральный регулятор отношений. Дюркгейм рассматривает общество и в иной ипостаси — как надындивидуальную духовную реальность, основанную на «коллективном сознании». Два основных положения характеризуют «социологизм» Дюркгейма. Во-первых, это превалирование общественного над индивидуальным. Общество рассматривается как более богатая и значимая реальность, чем индивид. Оно выступает как определяющий деятельность человека фактор, а социальные факты при таком подходе должны «находиться» вне их индивидуальных проявлений. В соответствии с трактовкой соотношения общественного и индивидуального Дюркгейм проводил четкое различие между коллективным и индивидуальным сознанием. Коллективное, или общее, сознание он называл психическим типом общества и рассматривал условия его существования и способ развития, несводимый к материальной основе. Чтобы обозначить эмоционально окрашенные верования и идеи, Дюркгейм ввёл термин «коллективные представления». Различая коллективное и индивидуальное сознание, французский социолог считал, что группа думает, чувствует, действует совсем не так, как делают это ее отдельные члены. Если исходить только из индивидуального сознания, мы никогда не поймем, утверждал Дюркгейм, того, что происходит в группе. Второе главное положение «социологизма» формулируется как принцип объективного научного подхода к социальным фактам, связанный с требованием объяснять одни из них другими, но не сводить к биологическим либо психологическим явлениям и процессам.
|