Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные положения социологии Франкфуртской школы. Концепция Э. Фромма




Фр-я шк. - одно из наиб. влият-х леворадик-х теч-й, возн-ее в кон. 1920-х на базе франкф-го Инст. соц. иссл-й. Рук-ль и отец - М. Хоркхаймер (1895—1973), "Критическая и традиц-я теория". Представители: Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас. Влияние росло с 1940 до нач. 1970. Франкфуртцы сыграли значительную роль в появ-ии неомарксизма - нового направления соц. мысли. Капит-м рассм-ся как об-во всеобщего отчужд-я и подверг-ся резкой критике ("критическая теория"). Неомарксизм связывается с признанием необ-ти антикапиталист-й революции. Гл-й ее движущей силой ("гегемоном") яв-ся не пролетариат (Макркс), а группы "соц. дна" капиталист-го об-ва: люмпенизированные слои нас-я;; безработные; молодеж. движ-я; секс-е меньшинства; наркоманы и т.д. Массовый хар-р этих групп в зап. странах обеспечили популяр-ть неомарксизма. Шк. критиковала не только капиталист-е об-во, но и структурно-фун-й ан-з за значит-й разрыв между абстрактно понимаемой соц. теорией и соц. практикой. Это напр-е было "обвинено" в возм-ти исп-я парадигмы структурного функц-ма в целях усиления соц. контроля для поддержания в капиталист-м об-ве порядка. Шк. занимала антипозитивистскую позицию. Позитивизм ассоц-ся с академической социологиейей и индустриализмом, против чего они резко выступали

Г. Маркузе (1898—1979), немецко-американский социальный философ и социолог. Конц-ии близки критическому духу школы и идеям неомарксизма. Кн: "Разум и революция" (1941), "Эрос и цивилизация" (1955), "Одномерный человек" (1964), "Контрреволюция и бунт" (1972) и др.

Индустр-е об-во зашло в тупик тоталит-ма. Технология не может быть безразличной по отн-ю к об-ву и лич-ти: в условиях капитализма она способствует подавлению индивидуальности и свободы. Происходит выравнивание людей на уровне их "усреднения", что облегчает осуществление власти и господства. Возникает "одномерное общество". В нем индивид не в состоянии критически оценить ни общество, ни свое место в нем, - он становится "одномерным человеком". Его многомерное культ-е, соц-е, моральное, чисто человеч-е, индив-ое развитие становится невозможным.

Об-во (индустр-е) формир-ет у людей определенные структуры элементарных жизненных ("витальных") потребностей ("влечений"), соот-х требованиям об-ва в его социокульт-х пределах; затем создает необ-е условия для удовлетворения этих потребностей. Гл-е - сексуальные потребности как Фрейд). Т.о. революция против "одномерного" об-ва возможна лишь, если она выйдет на ур-нь витальных потреб-тей, т.е. необ-мо превращ-е соц. револ-и в антропологич-ю (сексуальную), точнее – соед-ю их в ед-ю рев-ю.

Маркузе выд. 3 ур-ня революции: сексуальный - "освобождение" подавленных об-вом эротических влечений; культурный - борьба против "репрессивной культуры" индустриального об-ва; социальный – осуществляется «люмпенами» против "Позднекапиталистического общества". Гл-я революц-я сила у него – это не рабочий класс, т.к. им управляют с помощью "массовой культуры", он - не угроза индустр-му об-ву. Трехуровневая концепция революции имела большой резонанс но, к сож., воплотилась в терроризме, нигилизме, аморализме. Идея "Великого Отказа" от "репрессивной тотальности" не нашла в творчестве Маркузе необходимых и реальных механизмов осуществления.

Т. Адорно (1903—1969) Зан-ся соц-ей музыки: "Фил-я новой музыки". "Диалектика просвещения" (с Хоркхаймером, 1947) - программное изложение неомарксизма, его социально-философских и социол-х идей. Центр - проблемы отчуждения. Оно рассм-ся как постепенная утрата ч-ком индивидуальной свободы в условиях усиливающегося безумия буржуазного об-ва ("неудавшейся цивилизации" с признаками "фашизоидности"). 1950 - коллект-й труд под рук. Адорно "Авторитарная лич-ть", в основе – конц-я авторитарной лич-ти Фромма. Это один из наиболее характерных типов лич-ти в усл-х капиталист-го об-ва, а ее св-ва и приз-ки анализ-ся с позиций их антигуманной направ-ти. "Негативная диалектика" (1966) - критическое переосмыс-е диалектики, как Гегеля, так и ряда мыслителей XX в. Это критика традиц-х понятий и категорий диалектики, абсолютизация ее отрицающей фун-ии, т.е. негативность в противоп-ть диалектике, согласно чему гл-е — не отрицание, а утверждение, исп-щее лишь в кач-ве одного из своих моментов отриц-е. "Негативная диалектика" выступала отриц-ем существов-х соц-но-экономич-х, культ-х и духовно-идеологических реалий. Характерная черта этой диалектики - вульгарный социологизм. Он базир-ся на изнач-м признании факта эксплуатации чел-ка чел-ком, его подавления и угнетения.

Э. Фромм (1900—1980), фил-ф, соц-г, психоан-к. 1941 - "Бегство от свободы". 1950 – конц-я личности - "радикальный гуманизм". Гл-е — проблема человека. Гл-е в уч-ии Фромма — идея соц. обусловленности поведения ч-ка, процесса формир-я лич-ти. Стр-ра лич-ти среднего инд-да и соц-но-эконом-я стр-ра взаимообусловлены. Соц. среда для лич-ти более значима, чем ее инстинкты, в том числе инстинкт пола. Изолир-го ан-за только биол-го, психич-го или соц-го надо избегать. Осн. подход - в понимании отношения ч-ка к миру, к др. людям, к природе и к себе. Ч-к реагирует на преобразования внеш. обстановки тем, что изм-ся сам. Ч-к —един-е животное, для кот-го собств-е существ-е яв-ся проблемой, кот-ю он непременно должен решить. Лич-ть противоречива вследствие противоречивости возд-я на нее как объективных прир-х процессов (жизнь и смерть), так и экон-х и полит-х (характер влияния НТР, политической власти и т.д.). Отсюда — учение Фромма о бытии и обладании. Чел-во в результате кризиса близко к эконом-й и психол-й катастрофе. Выход связан только с изменением хар-ра ч-ка, его установки на обладание (биол-й фактор) установкой на бытие (соц-й фактор). Переход от потреб-го об-ва к здоровому об-ву гуманизма.

Его категория - любовь- жизненная потребность каждого человеческого существа, и великая, объединяющая сила. Современное западное общество вместо объединяющей любви продуцирует разъединяющее зло. В работе "Искусство любить" рассматривается как теория, так и практика любви. В разделе "Теория любви" любовь - разрешение проблемы человеческого существования на протяжении всей его истории. Он выд-ет: любовь между родителями и детьми, братскую любовь, материнскую, эротическую, любовь к себе, к Богу. В других исследованиях он отмечает "любовь к мертвому" и "любовь к живому", противопоставляя последнюю различным нормам насилия. В каждом заложены— любовь к жизни (биофилия) и любовь к смерти (некрофилия). Если ч-к утрачивает стремление к жизни, торжествует инстинкт смерти. Некрофилия здесь есть стремление к разрушению в самых различных формах. Это потенциальную опору диктатур, терроризма. Некрофила влекут тьма и бездна.

Конц. «соц. хар-ра». Соц. характер - форма связи между психикой индивида и соц. стр-рой об-ва. Он яв-ся ядром об-ва, выявляет отличия одной кул-ры от др-й. Индивид-й же хар-р присущ людям в рамках одной кул-ры. Характер - форма кристаллизации психической энергии ч-ка, кот-я позволяет исп-ть ее как производительную силу в соц. жизни. В работе "Человек для себя" он выделяет специфич-е отношения лич-ти с миром, в кот-е она вступает: 1) поср-вом овладения вещами и их ассимиляции (процесс ассимиляции) и 2) посредством отношений с людьми (процесс социализации). Ориентации, поср-вом кот-х инд-д вступает в отнош-я с миром, опред-ют суть его хар-ра.

Каждой ступени развития об-ва присущ свой соц. характер. Соврем-му ему этапу капитализма свойственны: неплодотворными и плодотворными типы хар-ра. Типы хар-ра неплодотворной ориентации: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, стяжательский, рыночный.

Рецептивный – ч-к стремится обрести что-л. извне. Люди зависят от людей, способных оказать поддержку. Они не могут взять на себя решения и ответственность. Берущая ориентация.

Эксплуататорский - люди так же видят ист-к получения всего вовне. Однако они не надеются получить от других что-л. в дар, а отнимают это силой или хитростью. Они склонны переоценивать то, что принадлежит другим, и недооценивать собственное. Овладевающая ориентация.

Стяжательский – главное - стяжательство, экономия, скупость. Люди стараются меньше давать не только денег и материальных предметов, но даже любви. Основное - обладание. Отличается педантичностью, упорядоченностью, аккуратностью, часто - до абсурда. Сберегающая ориентация.

Рыночный - задается рынком и его экономической фун-й в соврем-м обществе. Означает стремление рассматривать любую ценность как меновую. «Ч-к заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром». Обменивающая ориентация.

Все 4 типа характера "имеют свою долю в чел-м жизнеустройстве, а доминирующее положение той или иной ориентации зависит от особ-тей кул-ры ". Рецептивная - прежде всего рабовладельческое об-во. Стяжательская - пираты, феодалы. Рыночная - современный продукт. Плодотворная ориентация - идеал гуманистической этики. "Плодотворность" – способ-ть ч-ка исп-ть свои силы и реализовать заложенные в нем возм-ти; особый сп-б отнош-я ч-ка к миру. 3 типа плодотворного характера (ориентации): деятельный, любящий, разумный. Классическому капитализму свойственны такие черты соц. хар-ра, как стремление к накоплению, индивидуализм, агрессивность. Совр-е буржуазное об-во - стремление к потреблению, чувство неуверенности, одиночества, скуки и т.д.

Наряду с теор-м знач-м соц-ии Фромма, она сыграла и практич-ю роль в активизации молодеж. движ-й кон. 1960., заставила задуматься над изм-ем соц. хар-ра и этого поколения, и об-ва в целом.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты