Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Этнометодология Гарфинкеля: основные принципы




Этномет-я связана с симво-м интеракционизмом и феномен-й соц-й, т.к. и для нее основное - изучение взаимодействия между людьми. Основатель - американский социолог Г. Гарфинкель (род. в 1917 г.). Главный труд — "Исследования по этнометодологии", 1967 г. Ему принад-т термин "этнометодология". Яркие представители — Дуглас, Закс, Сикурел, Ливингстон.

Смысл этнометодологии в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык анализа совр. соц. и культурных явлений и процессов. Предмет этн-логии - процедуры интерпретации соц. явлений и их научного осмысления, осущ-го как раскрытие механизмов соц. комм-ии между людьми. Задача - в характеристике методов соц. исследования, связанного с рациональным, корректным языковым описанием практических повседневных соц. взаимод-й. Важно значение контекста (соц. среды) взаимодействия.

Этнометодология имеет дело с повседневными, обыденными действиями людей и их практическим мышлением в ходе их деятельности. Гарфинкель изучал поведение людей в суде, очередь как явление соц. порядка, беседы людей и т.д. Гл. - как, каким образом, благодаря каким методам осущ-ся деят-ть группы, производящей соц. порядок. (Ливингстон о деят-ти соц-га. Пример с перекрестком)

Центр. понятие - фоновые ожидания: свойства повседневной жизни, составляющие основу повседневной деятельности; социально одобряемые установки индивидов на те или иные действия; представления людей о социальном мире, выступающие в виде правил их взаимодействия, имеющих нравственно-принудительный характер и регулирующих моральный порядок в отношениях между индивидами. Благодаря им люди выступают активными субъектами взаимодействия, своеобразными "конструкторами" социальной реальности. Но фоновые ожидания — это не только условия индивид-ой активности, они же и факторы ее ограничивающие. В итоге все зависит от оценок индивидом тех обстоятельств, в которых он должен себя проявить. Т. о., благодаря понятию "фоновые ожидания" этнометодология получила возможность охарактеризовать и раскрыть механизм активности человека в ходе конструирования им социальной реальности.

Члены общества в повседневной жизни пользуются так называемым "документальным методом". Он предполагает часть образца какого-либо объекта или явления (аплодисменты ) представить как "документ", позволяющий дать определенную интерпретацию явлению (выступлению).

Индексация - трактовка смысла поведения человека, вытекающая из контекста этого поведения. Она, как правило, связана с исп-ем языка. Анализ его индексированных форм позволяет раскрыть то, что содержится на заднем плане повседневного поведения. Это различные соц. структуры общества. Они признаются как сущ-ие только в связи с наличием мотивов взаимод-й, воспринимаемых его участниками как социально и морально должные.

Основное требование этнометодологии — не допускать разрыва между субъектом и объектом изучения. Социолог должен быть включен в ситуацию исследования, он не может смотреть на нее отстраненным взглядом. Задача социолога — оказаться в состоянии взаимосопряженности с исследуемым, именно на этом базируется их взаимодействие. Такое взаимодействие дает неизмеримо более богатую информацию, чем любой иной способ ее получения. Этнометодолог должен изучать прежде всего обстоятельства действия и мышления. Соц. реальность лишена объективных характеристик. В кач-ве объективных св-в присут-ют знач-я собст-х суждений, кот-е мы приписываем этой реал-ти. Соц. и культ. реальность конструируется в процессе речевой коммуникации.

Этнометодология раскрывает механизмы социальной коммуникации между людьми и методы соц. иссл-я. Гл-е - мастерство обычного языка, с помощью кот-го производится истолкование эмпирических ситуаций повседневной социальной жизни. Этим и должна заниматься социология.

В обычном состоянии фоновые ожидания не наблюдаемы. Для того, чтобы они стали явными необходимо создание экспериментальной среды – изменение обычного поведения, обычных условий взаимодействия. Этот метод экспериментирования наз. Гарфинкелингом. Такого рода кризисные эксперименты позволили сделать ему определенные выводы:

1)было обоснованно экспериментально, сто существует фоновые ожидания как видимые, но неосознаваемые ни самими участниками, ни посторонними, представляя о структурных взаимодействия, в которых участвуют люди. Эти представления обычно существуют в виде моральных правил, санкционированных группой.

2)эксперименты продемонстрировали обусловленность этих взаимодействий целями взаимодействия, т.е. глубина их (фоновых ожиданий) достаточна для практических целей, обеспечение норм, взаимодействия внутри группы.

3)функция их состоит в стандартизации взаимодействия для координации взаимодействия членов групп. Они позволяют обнаруживать отклонения от норм взаимодействия и вносить коррективы в ход взаимодействия для осуществления нормального, успешного, морально – санкционированного поведения.

4)эксперименты обнаруживали связь фоновых ожиданий с моральным состоянием человека, т.к. их разрушение делало поведение человека бессмысленным, приводило участников взаимодействия в смятение, они переставали понимать, что происходит.

Человек при эксперименте переживает психологический кризис, не знает как себя вести, выбит из колеи, т.к разрушается его сис. поведения. Это настоящий социологический эксперимент качественного характера, а не количественного, т.к. фоновые ожидания устанавливаются на этапе анализа в качестве интерпретации с точки зрения структурно – функционального подхода это не объективизм, здесь его нет это субъективизм, т.е. присуще вторжение экспериментатора в наблюдаемый процесс и его оценка человеческого поведения. И контроля за этим не может быть, так как фоновое ожидания – это уникальные для каждого индивида явления в сознании, и мы можем их только сравнивать. И здесь нет измерения, т.к. нет чисел, математики.

Поставить партнера в экстремальную ситуацию и таким способом выяснить скрытые реакции - общая для этнометодологов процедура «всматривания» в социальную реальность. Гарфинкель неожиданно приближал свое лицо, почти утыкаясь в нос говорящему, и следил за его реакциями. Одни обвиняли его в сексуальных домогательствах, другие предлагали обратиться к психотерапевту. Но главное было достигнуто: разрушалась обыденная структура ситуации. Эксперименты его студентов: выбирали в супермаркетах продукты из тележки других покупателей и клали в свою; давали «на чай» друзьям, родителям и посторонним людям за обычные проявления хорошего тона; вели себя как жильцы, квартиранты в своем доме. Но пользоваться такими экспериментами нужно осторожно, ибо разрушение повседневных моделей взаимод-я может вызывать психологические стрессы.

Реальные социальные проблемы могут быть обнаружены благодаря анализу социальных речевых коммуникаций. Исследуя повседневный разговор, можно выявлять социальные противоречия: давая рациональные объяснения своим действиям, люди делают эти действия рациональными, внося тем самым в социальную жизнь понятность, объяснимость и упорядоченность.

В соответ-ии с этнометодологией, соц. мир создается и исслед-ся в ходе осуществления процедур описания и объяснения его, что снимает вопросы о его объективности или субъективности. Решающее значение приобретает здравый смысл, поскольку он означает обыденные толкования реальности на основе веры в объективный характер окружающего мира.

В итоге мы имеем дело с достаточно субъективистским истолкованием социальной действительности, которая, по существу, отождествляется с ее восприятиемЭта прибавка знания посредством этнометодологических исследований и обусловила известную популярность рассмотренной парадигмы. Гарфинкель придумал новый способ изучения поведения в малых группах. Именно он позволяет обнаружить схемы поведения (Щюц) фоновые ожидания, которым человек обучается на своей практике, в решении своих проблем, а не учебника. Таким образом, он учится вести себя как социальный индивид.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 971; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты