КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общество как театр: социология И. ГоффманаГоффман внес значительный вклад в современную социологию благодаря своим исследованиям социальных взаимодействий, контактов, собраний и малых групп, отраженным в таких публикациях, как "Поведение в общественных местах" (1963), "Ритуал взаимодействия" (1967) и "Отношения на публике" (1971). Он также занимался ролевым анализом ("Контакты",1961). Больше всего его интересовали составляющие мимолетных, случайных и кратковременных контактов, иными словами - социология повседневной жизни. То есть Гоффмана интересовали явления взаимодействия людей «лицом к лицу». Ему важно было показать, каким образом действия людей в повседневной жизни (часто мелкие и незначительные) структурированы социально, как они выражены в символической интеракции. Для изучения повседневных действий и явлений социальной жизни, символов, с помощью которых они выражаются, смыслов и значений, которые придают им индивиды, Гоффман часто прибегал к методам включенного наблюдения и анализа документов, притом не всяких, а возникающих естественным образом (например, радиопередач или рекламных объявлений и изображений). И. Гоффман рассматривает индивидуальные отношения как акты театрального представления. В своих отношениях с другими индивид представляет себя и играет себя как комедиант перед публикой. Он выражает себя для того, чтобы вызвать определённое впечатление. Он подробно рассматривает средства, которые используют участники – жесты, мимика, создание вокруг себя предметной среды. Так, представление индивида включает в себя одежду (костюм), те или иные предметы, которые мы имеем при себе (реквизит), а также тон голоса и отдельные жесты (художественная манера). Кроме того, люди приспосабливают свое представление к среде (сцена). Человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить друг другу. Следует уточнить некоторые определения: 1) Под взаимодействием (лицом к лицу) мы понимаем взаимное влияние, которое партнёры оказывают на их взаимные действия, когда они физически присутствуют друг перед другом; взаимодействие – совокупность взаимодействий, происходящих, когда члены одной и той же общности постоянно находятся друг перед другом. 2) Под «представлением себя» мы понимаем совокупность деятельности данного лица с тем, чтобы влиять определённым образом на других участников. 3) Под «ролью» (или «рутиной») называется предопределённая модель действия, которая осуществляется во время представления и которую можно использовать в других случаях. Гоффман придерживается концепции множественности Я. Согласно ей, человек имеет столько разных социальных Я, сколько существует групп, в жизни которых он участвует и мнения членов которых для него значимы. В каждой из этих групп человек представляет себя другим по-разному, стало быть, демонстрирует различные стороны своей личности, своего социального Я. Согласно ему, человеческое «Я» делится на официальное «Я» (т.е. определяется социальная ситуация и вытекающая из неё роль) и «Я» творческое, которое играет эту роль. В современном обществе характер коммуникации определяет разыгрывание ролей друг перед другом. В каждом индивиде Гоффман различает актора и персонаж: актором является тот, кто ежедневно появляется на сцене для того, чтобы стать персонажем, т.е. образом, который, как он хотел бы, имели бы о нём другие. В некотором смысле актор является выражением, персонаж – впечатлением. «Фрейм-анализ» (фрейм – рамка, некая драматическая перспектива). Фрейм-анализ – это определённая ситуация в рамках смысловых ограничений, с одной стороны, в рамках объективной ситуации, с другой – её определение со стороны участников. В основе рамочного анализа — многозначное понятие рамки, которая выступает как некая обрамляющая социальное содержание теоретическая конструкция. Рамки могут быть представлены в различных формах: ритуал, игра, пьеса, драма… Рамочный анализ становится средством изучения социальных взаимодействий, которые лежат в фундаменте социальной реальности. Гоффман задаёт вопрос не «Что такое социальная реальность?», а «При каких условиях мы можем считать вещи реальными?». Изучение обстоятельств и составляет одну из главных задач рамочного анализа. Гоффмана интересуют прежде всего человек, индивид, восприятие им повседневного мира, включенность в него, накапливающийся социальный опыт личности. Главным для социолога здесь является исследование не самих реальных объектов и явлений, а тех смыслов и значений, которые придают им люди, тех интерпретаций социальных процессов, с которыми они постоянно сталкиваются.
|