Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Структурный функционализм Р. Мертон.




Мертон (1910) спорил с Парсонсом и по конкретным аспектам развил и переосмыслил целый ряд его теоретических положений. Создатель теории "среднего уровня". Это по существу многочисл. промежуточные теории, как теории отклоняющегося поведения, ролевых конф-тов, бюрократической стр-ры и т.д. Гл-е - выяснение дилеммы: кем явл-ся социолог, какое направление он представляет - структурализм или функционализм? - какое место занимает соц. структура и структурный анализ в его теории?
Мертон исходит из того, что функционализм и структурализм нераздельно взаимосвязаны как направления единой теории соц. системы. Это обобщенно проявляется в его подходе к предмету социологии, задачей которой является "ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтверждаемых предположений о структуре общества и его изменениях, поведении человека и его последствиях ".
Т.о., благодаря объединению 2х направлений - функционализма и структурализма, 2х способов мышления, он разработал более конкретные концепции соц. структуры, отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов и др. Как считает социолог, любая структура не только сложна, но и внутренне асимметрична: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции, отклонения, напряжения, противоречия.
Теория функционализма Мертона состоит как бы из двух взаимосвязанных аспектов: критического и творчески-новаторского.
Применение 3х взаимосвязанных постулатов в функциональном анализе неверно:
1. "Постулат функционального единства общества". В сложных, сильно дифференц-х об-вах это "функц-е единство" сомнительно. Например, в обществе с разнообразием верований религия имеет тенденцию скорее разделять, чем объединять.
2. "Постулат универсальности функционализма" , т.е. все соц. или культурные нормы имеют позитивные функции. Мертон - любая часть общества может быть функциональна, дисфункциональна или нефункциональна!
3. "Постулат обязательности". Критикуя его, Мертон утв-ет, что нет убедительных доказательств, что такие институты как семья, религия являются атрибутами всех чел-х об-в. Взамен он предлагает концепцию "функциональных эквивалентов" или "функциональных альтернатив".
Определяя место Мертона в структурном функционализме, можно сказать, что он не только органично объединил теорию, метод и факты, создав "теорию среднего уровня", но его теоретические положения приобрели характер метода в эмпирическом и теоретическом аспектах. Он во многом преодолел абстрактность теории Парсонса.

Мертон сосредоточил все усилия на функциональном анализе соц. систем среднего уровня и разработке социолог. теории среднего радиуса действия. Эти теории находятся в промежуточном пространстве между частными, не претендуют на всеохватность и универсальность. Именно они лучше всего обеспечивают единство теории, метода и эмпирических фактов, решают задачу взаимосвязи и взаимодействия макро- и микросоциологии, эмпирических и теоретических исследований. Если Парсонс сосредоточил свое внимание на функциях, функциональности соц. систем и их структур, обеспечивающих соц. порядок, то Мертон – на дисфункциях, дисфункциональности, ведущих к усилению соц. напряженности, соц. противоречий и нарушению соц. порядка.

Фун-я для Мертона – наблюдаемые след-я, кот-е служат саморегуляции данной сис. или приспособлению к среде, а дисфункция – это прямо противоположные следствия.
Формы проявления функций – явной и скрытой (латентной). Первая имеет место тогда, когда речь идет об объективных и преднамеренных последствиях соц. действий, а вторая – о непреднамеренных и неосознанных последствиях. Такое разграничение служит цели недопущения смешения сознательной мотивации соц. поведения с его объективными последствиями, а также точки зрения действующего лица с точкой зрения наблюдателя.

Особенно великий вклад внес Мертон в разработку теории аномии и девиантного поведения. Соц. аномия - проявление кризиса, непорядка, разлада, дисфункциональности социальной системы, связанное с разложением нравственных ценностей и вакуумом идеалов в общественном и индивидуальном сознании.
Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, Мертон делит на 5 типов индивидуальной адаптации:

1. конформизм – соц. цели об-ва и сп-бы их достижения принимаются полностью;

2. инновационность - принимаются социальные цели, но не способы их достижения;

3. ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения непоколебимы и священны;

4. ретритизм - отрицание и того и другого;

5. мятеж - замена и первого и второго.

Основными понятиями теории структурного функционализма Мертона являются «функция» и «дисфункция». Функции —те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной сис. или приспособлению ее к среде. Дисфункции — те набл-мые следствия, кот-е ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде. Три условия, входящие в требования функционального анализа Р.Мертона:

1. Функциональное единство

2. Функциональная универсальность

3. Функциональная обязательность (принудительность)

Роберт Мертон выступил продолжателем Э. Дюркгейма, значительно дополнив его концепцию социальной аномии. На взгляды Р.Мертона оказали большое влияние Сорокин, кот-й пытался наполнить соц. теоретизирование материалами эмпирических и статистических исследований, и Лазарсфельд, разрабатывавший проблематику методологии применения социальных и эмпирических наук в соц. исследованиях.
В своих теоретических исследованиях, будучи убежденным, что «общая теория» является «преждевременной», он предпочел оставаться на среднем уровне, разрабатывая многочисленные промежуточные теории, такие, как теории отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, референтных групп, социологической амбивалентности, бюрократической структуры, научных сообществ и многие другие, не стремясь к всеобъемлющему объяснению социальных структур и процессов. Считается, что в работах Мертона гораздо больше систематической общей теории, чем он сам когда-либо признавал. В них содержится определенная система взглядов на общество, определенное представление о социальном порядке и социальном изменении.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты