Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Особенности форм-я американской социологии. Чикагская социологическая школа




В США соц-я стала выражением америк-й цивилизации, демократии и образа жизни. Соц-я должна вскрыть механизм взаим-я поступков людей, полезными для дальнейшего соц. прогресса. В Европе соц-я - на место философии, теологии и т.п., в США – на свободное место. Отцом американской социологии был Спенсер (господство натурализма). 20-е гг. ХХ в – бурные темпы эконом-го развития, рост городов, развитие делового центра и жилого пригорода, «черных и белых» районов. Об-во массового потребления. Это вызвало много проблем к решению которых стремились разные интеллектуальные и соц. силы. С 1920-х эмпирической соц-ии присуща абсолютизация собст-ой роли: её начало - «Польский кр-нин в Европе и Америке» У. Томаса и Ф. Знанецкого - впервые для анализа применены понятия «личностные установки», ценности, а также методы изучения «личных док-в» (писем, дневников, автобиографий и др.). Знанец-й - 1 из основателей теории соц. действия.

Л.Ф. Уорд (1841-1913) считается одним из основателей и классиков америк-й с-ии. Гл. цель - создание социологической сис., кот-я помогла бы чело-ву достичь расцвета и благосостояния. Предмет социологии – чел-е достижения. Достижение - это не структура, а функция. Уорд подразделял соц-ю на 2 части - чистую и прикладную. Чистая (теоретическая) имеет дело с "генезисом" -истоками и процессом развития соц. явлений. Прикладная (практическая) - касается изменений в обществе, кот-е вызывает сознательное вмешательство ч-ка. Т.о. это природное и социальное, которые борются и дополняют друг друга. Природа - царство генезиса, т.е. эволюции живого. Общество - царство телезиса, т.е. индивидуальной свободы, частного предпринимательства. Ему удалось органично соединить жесткий натурализм Спенсера с гуманистически, ценностно ориентированой социологией. Он одним из первых в США попытался освободить социологию от биологии. Он верил в преобразующие возможности социологов, которые должны управлять государством на основе изучения социологических законов. Мечтал заменить политику социологией

У. Самнер (1840-1910) – ранний америк-й социолог. Гл-е труды - "Народные обычаи" (1906) "Наука об обществе". Общество, согласно У. Самнеру, представляет собой конгломерат групп. Кажд. группа заботится о сохр-ии своей целост-ти. Достигается это при помощи норм - особых правил, вырабатываемых группой и определ-х, что и как должны делать инд-ды в разл-х сит-ях. У. Самнер разработал целую классификацию социальных норм: Обычаи (нормы, нарушение которых не угрожает целостности группы); Нравы (групповуая мораль, или нравственность); Законы, третий вид норм, он подразделял на две категории: 1) обычное право (традиционной практики), 2) формальное право (государственной деятельности). Институт - одно из ключевых понятий социологии У. Самнера. Нравы и обычаи представляют собой предписания о том, как следует обращаться с членами своей группы и с членами чужой группы. Если Л. Уорд повторил проект О. Конта по превращению социологии в разновидность науки управления обществом, то У. Самнер сознательно ушел от глобальных проблем к сиюминутным аспектам повседневной жизни, обратив внимание на индивидуальные и коллективные привычки, обычаи, традиции.

Ф. Гиддингс (1855-1931) "фундатор" америк-й соц-ии. Он формировался под влиянием психологического эволюц-ма Спенсера, у кот-го об-во рассматривалось как этап космической эволюции, где каждая новая ступень строится на достижения предыдущих. Гиддингс базировался на 2х понятиях - сходства и возбуждения. Людей он подразделял в зависимости от степени развития у них "сознания рода". Экономич-е и соц-е кризисы обостряют чувство общности, "сознание рода". Народ сплачивается. "Сознание рода" исключает принадлежащих к иной расе/культуре. Гиддингс был против массовых переселений, которые "разжижают" нацию, делают ее гетерогенной. В сплочении нации помогает соц. инженерия и соц. реформизм. Для процветания общества нужна социологическая технократия. Ф. Гиддингс был твердым приверженцем западной демократии и противником социализма как антиэволюционной теории.

В 1892г. Открыто 1е отделение соц-ии при Чик. Ун-тете. Отцы-основатели шк.: А. Смол, Дж. Винсет, У. Томас, Ч. Хендерсон, они привлекли внимание американского об-ва к социологии. В этот период (1892-1915) добиться институализации социологии. Чикагская школа опиралась в мировоззренческом плане на протестантскую религиозную традицию, в социальном — на идеи реформизма, а в гносеологическом — на эмпиризм. Значительное влияние оказала фил-я прагматизма – Дж. Дьюи. Она стала важным этапом в институциализации соц-ии и эмпирических исслед-й и имела долгосрочное значение и влияние.

Гл-й практической задачей шк. поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго. Исследовались такие проблемы, как девиантное и маргинальное поведение. Объектом исс-я являлись жизнь в отелях, бродяги, городские районы порока, банды, самоубийства, религиозные секты. Также они заним-сь формированием общественного мнения и эффективностью соц. процессов в усл-х интенсивной урбанизации. Поэтому ими активно изучались СМИ.

Выделяется три поколения в развитии Чик. Соц. школы.

Первое поколение охватывает период развития с основания шк. до 1й мир. войны. Лидер - А. Смолл. В теории и практике соц. жизни США начала века сформ-сь мощная реформаторская традиция, а необ-ть преобраз-й раз-х сторон жизни стала рассм-ся как один из гл-х приоритетов в общ-м мнении США. Самой большой заслугой 1го поколения является устан-е тесных связей с городским правлением Чикаго и со всеми его администр-ми службами.

Второе поколение представляли Парк и Берджесс, основная проблематика — различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность получила их кн. «Введение в науку социологии» (1921), ставшая в США учебником студентов-социологов. Она считается основополагающей для современной эмпирической социологии.

Парк (1864-1944) - идейный создатель Чик. ш. Ввел пон-е соц. дистанции, как показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп, а также концепцию маргинальной личности, характеризующую индивида, находящегося в социальной структуре на стыке социальных групп либо же на их периферии. Он считается одним из основателей теории социальной экологии большого города. Р. Парк (изучение положения негров в США, бедных слоев в Европе), интер-ся в первую очередь опытом людей в реальном мире их повседневности, Интерес к географии привел к убеждению, что культура – это географический феномен. Парк разделил территорию города на концентрические круги, которые отражают рост городов: «зона бизнеса» в центре, вокруг – «зона трущоб», рабочие районы, затем благоустроенные жилые районы, «одноэтажные районы» и природная зона. Общество рассматривает с точки зрения экологии, важных для жизни человеческого сообщества условий окружающей среды.

Берджесс (1886-1966) — ближайший научный соратник Парка, развивавший вместе с ним экологическую концепцию социального развития. Главными областями его научных интересов были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины. Широко известна его методика «концентрических зон», с помощью которой он выявил социальную неоднородность пространства большого города.

Парк и Берджес были заин-ны не в систематике и создании теории, а в повседневной жизни людей, сведения о которой они собирали из первых рук. Они посылали студентов «на улицу», чтобы проводить прямые наблюдения и опросы. Качественное, эмпирическое изучение повседневного мира людей определило стиль Чикагской школы. При этом речь шла о темах и объектах, кот-е касались влияния промышленного развития, роста городов, массовой иммиграции и т. д. на жизнь людей; их опыт и реакции. В центре вним-я наход-сь не проблемы эволюции об-ва в целом, а повседневная жизнь и поведение людей здесь и сейчас в зав-ти от общих соц-х, эконом-х, полит-х усл-й и их изм-й, Именно Чик. Шк. удалось связать соц-ю с экологией и географией, историей и экон-кой. Укреплением этих связей в целях уточнения предметного поля занимался Р. Парк. Он предл-л новое назв-е науки – «социальная экология» («экология человека»). В нем содержалось признание неразрывных связей между об-вом и природной средой. В Ч.Ш. изуч-ся 2 темы: расовые отнош-я; город как соц. среда.

Третье пок-е Чик. Шк. (сер.30-х-нач.50-х) связывают с У. Огборном (1886—1959). Гл-я заслуга - выведение америк-й соц-ии с местного на общенац-й ур-нь. Огборн был сторонником широкого исп-я статист-х методов в соци-и, и при нем получило значит-е развитие матема-е обесп-е соц. иссл-й. Конец золотого века Чик. Шк. относят к середине 30-х годов.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты