Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Марксизм как течение российской социологической мысли




Марк-м: 1)доктрина социол-го детерминизма, обосновывающая ведущую роль экономики и социальных структур в обществе; 2) пытался стать теорией не только сущего, но и должного, описать идеальное общество своб-х людей. Эти две стороны марксизма вступили в неразрешимое противоречие. Попытки его разрешить и определили эволюцию рус. марксизма. Три течения: 1) ортодоксальное по форме и содержанию (Плеханов); 2) ортодоксальное по форме, но неортодоксальное содержание (Ленин); 3) неортодоксальное, пытавшееся соединить марксизм с иными методологическими принципами, а затем полностью отошедшее от него (Бердяев, Булгаков, Струве и др). Отношения между народниками и марксистами находились в открытой конфронтации. Вопрос о природе социализма и путях его достижения был гл-м. Марксисты выступали против ложной утопической основы народнических теорий вульгарного крестьянского социализма, в которых за теорию выдавались неосуществимые пожелания “ уравнительности землепользования при сохранении господства капитала”. Внеклассовое понятие социализма, Крестьянство - наиболее многочисленный и активный элемент революции, противостоящий рабочим, Предпосылки социализма - в общинных формах деревенской жизни - кооперации, артели.

Плеханов (1856—1918) —историко-философский, гносеологический и соц. аспект материалистического понимания истории. Научный, материалистический взгляд на историю должен исключить волюнтаризм, субъективизм как в теории, так и на практике (в политике). Социализм необходим объективно, такое устройство общества отвечает новому способу добывания чел-вом материальных благ жизни. Научная теория социализма базируется на критериях выживания и развития человеческой цивилизации. Вывод Плеханова о неготовности России к социализму базируется на конц-ии научного социализма. Незрелости для такой революции определяется тем, что русский не может и не должен брать власть, поскольку он не является большинством в крестьянской стране. Необ-мо выяснять и обобщать потребности русской жизни, вести политическую борьбу рабочей партии для решения насущных социальных задач угнетённых классов. Борьба за власть - существо политического вопроса.

За Плехановым с критикой народничества выступили Ленин и «легальные марксисты». Ленин в центр внимания поставил проблемы теории познания. Он оценивет любые проявления идеалистической и религиозной мысли как выражение идеологической, а в конечном счете -политической реакции. "Легальные марксисты", выступая в конце 90-х гг. тоже с критикой народничества, разошлись с Плехановым (тем более с Лениным)— своим неприятием насильственных средств борьбы, неприятием подавления личности обществом.

В. И. Ленин (1870—1924) и его соратники исходили из всех основных принципов марксизма как единственно верной революционной теории трудящихся масс. Гл-й прин-п - материалистический подход к действит-ти: полный охват событий, исключающий односторонность; изучение тех явлений и процессов, которые имеют особую важность для деят-ти широких трудящихся масс: необ-ть при изучении любых процессов вскрывать материальную основу — производств-е, эконом-е отношения; уметь видеть за движ-ем отдельных людей и коллективов интересы больших общественных групп — классов; понимать и оценивать развитие союза с их позиций. Необ-мо послед-но придерживаться диалектико-материалистического подхода. Конкретный анализ конкретной ситуации - коренное условие науч. анализа и практич-й деятельности. Анализируя любой соц. процесс, необходимо ознакомиться со всеми выводами, накопленными наукой, и с оценкой этого процесса представителями различных классов. Только так можно успешно двигаться вперед. Работа «Критерий научности и формационная теория»: производственные отношения помогают понять исторический процесс. Треб-я к соц. иссл-ям: 1) материальное понимание истории; 2)системность в изучении общества.

90-х XIX в. - «легальный марксизм. Буржуазно-демократические направление русской общественной мысли. На передний план выходит антипозитивистская ориентация. Особую роль играло неокантианство. Оно рассм-т об-во не как организм, а как организацию духовно- нормативного типа, закономер-ти кот-й носят характер целевой необ-ти. Социальные структуры и институты - только типы повед-я людей. Неокантианство использовалось для «критического рефор-я» марксизма, для его «развития» в приемлемом направлении. Это имело некий противоестественный характер. «Лег-е марк-ты» заимствовали из марксизма отдельные социологические и экономические идеи, кот-е выливались вульгарно-экономический подход к оценке социологической концепции марксизма. Они отторгали от марксизма диалектический материализм. Струве отрицал его положительное. Диалектике противопоставлен плоский эволюционизм. Эволюционистские взгляды постепенного совершен-я капитализма, придания ему более цивилизованных форм.

Струве- гибель мелкого крестьянского хозяйства в интересах капитализма неизбежна. В кн. «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» - критика эконом-й и соц. теории и программы народничества. Он защищал капитализм, подчеркивая его экономическую и культурную миссию, скрадывая социальные пороки. Рассм-л эконом-е вне соц-го, отрицал значение классовой б-бы для общественного развития. Универсальной формой разрешения противоречий между классами и политич. пратиями считал компромисс. «Развитие демократии - высшая школа компромисса». Он придавал большое значение деят-ти буржуазного гос-ва, способного наладить нормальную эк-ю и пол-ю жизнь общества и разрешить соц. конфликты. Требовал кантианской ревизии марксистской социологии, утверждая, что «чисто философское обоснование этого учения еще не дано». Предлагал обратиться к совр-м послед-лям Канта. Свободу он противоп-л закономерности, необ-ти. Т.о. определение Энгельса о свободе как истор-й необх-ти яв-ся несостоятельным. Струве критиковал материалистич-е понимание истории, отстаивая прин-п свободы действия людей. Объективистский подход его означал исключение из материалистич-го понимания истории социального идеала — коммунизма. Струве признавал лишь 1 вывод материалистич-го поним-я истории - признание историч-й необх-ти капитализма, сменяющего феодально-крепостнический строй. «Лег-й марк-ст» при решении теорет-х вопросов истории он устраняет классовый ан-з, встает над классами. Марксист-я соц-я искажалась Струве, ее революционно-классовое содержание устранялось. Он на место марксист-го конкрет. соц. деления об-ва на классы выдвигал абстрактную дифферен-ю об-ва на группы.

Туган-Барановский - распределительная теория происхождения классов. Классовая б/ба является б/бой за распределение в об-ве продуктов. Струве отрицал неравномерность, противоречия, классовую борьбу в капитализме. Напротив, закономерность и пропорциональность - черты развивающегося капитализма. Капитализм в своем развитии безграничен. Он приводил свои схемы гладкой реализации продуктов в капиталистическом обществе, предлагал теории рынков. Нет оснований говорить о неизбежности кризисов (в раб. «Периодические промышленные кризисы» 1894 г). Туган-Барановский искажал марксизм в духе вульгарного экономизма и техницизма: производительными силами следует считать лишь материальные элементы хоз-го процесса, т.о. исключалась гл-я производительная сила — трудящиеся. Он был не согласен с выводами Маркса об обнищания рабочего класса. Доказывал, что ур-нь жизни рабочего класса в передовых капиталист-х странах неуклонно повышается. Рост производ-ти труда ведет и к росту благосост-я рабочих. Он предпочитал социализму цивилизов-й капиталистич-й строй. В социалистич-м об-ве должны получить больш. развитие производительные артели. Трудовые же кооперативы могут действовать и на госуд-х предпр-ях. Особое знач-е придавал свободной с/х кооперации, через кот-ю крестьяне могут прийти к крупному и эффективному с/х производству.

«Лег. марк-ты» пытались устранить из конц-и Маркса теор. классовой борьбы. «Экономич-й фатализм» исключал роль и знач-е классовой б/бы в капиталистическом обществе. Отвергнув закон классовой б/бы, «лег. марк-ты» выступили против марксист-й теор. революции. Еще в «Критических заметках» Струве потребовал коренного изменения в учении Маркса о революции. Он противопоставил ему путь реформ. Реформы - экономические и социальные - средство осущ-я прогресса в об-ве.

Это ложное понимание марксизма получило широкое распространение у «критиков» марксизма. Социально-политическая эволюция «легальных марксистов» сопровождалась их полным переходом в области философии и социологии на позиции идеализма, мистицизма и религии.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты