КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социологическая концепция В. Парето
В. Парето (1848—1923), в отличие от современника Дюркгейма, всю жизнь посвятившего социологии, сам к социологии обратился поздно. Важной представляется эволюция взглядов самого итальянского социолога — от демократических, либеральных, гуманистических убеждений молодости и начального периода зрелости до разочарования в прежних идеалах, пришедшего после 1900 г. в результате наблюдений за экономической и политической жизнью европейского общества, а также неудач в личной жизни и политической карьере. Пессимизм и цинизм прочно входят в «ткань» мировоззрения мыслителя, усиливая негативистский настрой и желание «срывать маски» и разоблачать все и вся. Социология превращается у Парето в средство именно такой деятельности. Будучи инженером и экономистом, Парето считал необходимым применение этих подходов и к социологии, анализу человеческого поведения вообще. Метод, который применяет Парето – это логический анализ наблюдаемых поступков, который, как он полагал, позволит установить закономерности в них как единообразия. При этом полученные результаты будут относиться только к тем фактам и явлениям, которые действительно наблюдались, и не могут быть распространены на все поведение человека, тем более на все социальные явления. Свой метод он назвал логико-экспериментальным, и его «Трактат об общей социологии» есть демонстрация применения этого метода к поступкам людей с целью определения их действительных мотивов. Чтобы объяснять поступки, надо сначала сформулировать принцип классификации. Парето предлагает делить поступки на два больших класса: логические и нелогические. Логические – это такие поступки, в которых цели ясно осознаются, фиксируются, и для их реализации выбираются такие средства, которые действительно, на деле приводят к осуществлению этих целей. Причем приводят к их осуществлению не по мнению только субъекта действия, но и по мнению внешнего наблюдателя. Такого рода поступки, говорит он, чаще всего встречаются в науке, экономике, промышленности и т.п., но даже в этих областях они не преобладают. Преобладают в человеческой жизни совершенно иные поступки, когда люди либо неправильно формулируют цели, либо неверно выбирают средства даже для верно выстроенных целей. Либо и то и другое вместе: и цели не те, и средства не для этих целей. Он ставит себе задачу как социологу сделать очевидной нелогичность человеческого поведения. В структуре нелогических поступков человека Парето выделяет так называемые осадки (остатки). Эти остатки выражают биопсихическую природу человека, то есть реальные природные основания человеческого поведения. Они даны человеку от природы, они не формируются, они всегда есть априори. Парето строит классификацию остатков, состоящую из шести классов. Первый из шести классов остатков – это «инстинкт комбинаций», то есть склонность человека к изобретательству, к созданию нового, к авантюрам, к творчеству. Второй класс – «инстинкт незыблемости агрегатов» есть склонность человека к противоположному стилю поведения, к сохранению существующего порядка, воздержанию от изменений, к отстаиванию привычного, сложившегося образа жизни, религии, правил поведения и т.д. Третий класс остатков – необходимость для людей выражать свои чувства в публичных действиях. Четвертый класс остатков – социальные остатки. Они лежат в основе склонности индивида поддерживать общественную дисциплину, которая совершенно необходима для самого существования общества. Они же определяют готовность человека к самопожертвованию ради семьи. Пятый класс остатков обосновывает единство индивида и того, чем он обладает. Этот класс остатков также способствует социальной стабильности и его очевидным следствием является создание в обществе системы уголовного и гражданского права. Шестой класс – это сексуальные остатки. Под ними Парето подразумевал не биологические инстинкты в чистом виде, а скорее тенденцию видеть поступки людей в сексуальных образах, терминах. Главными для Парето являются первые два класса. Первый из них – это основа изменений, трансформации общества, второй – главная основа его стабильности. Одаренных первым классом остатков обычно называют новаторами, изобретателями, авантюристами, спекулянтами и т.д. Они склонны изобретать новые виды действий. Людей, одаренных остатками второго класса, называют консерваторами, даже ретроградами, но в то же время людьми достойными, верными правилам чести, принципам религии, обычаям, нравам своего народа. Хотя нелогические поступки имеют основание в природе человека, поскольку именно ею они и мотивированы, они ни в коем случае не являются иррациональными, они рациональны, но в совершенно ином смысле: люди сами придумывают рациональные объяснения своим поступкам. Эти объяснения Парето называет деривациями, производными. Еще раз, производные – это рациональные объяснения человеческих поступков, совершенных под влиянием чувств, то есть человек совершает поступки под воздействием его чувственной природы и затем придумывает им рациональные объяснения. Остатки, будучи природой человека, неизменны, а деривации меняются, и делятся на 4 класса: 1) Простые, прямые утверждения (указание на то, что надо сделать «Надо, и всё тут»); 2) ссылка на авторитеты (Ленин, Христос…); 3) Обращение к общепринятым принципам, нормам («за свободу и демократию!»); 4) Вербальные или словесные доказательства, которые таковыми и не являются (политики, религиоз.деятели…). Сам Парето считал все великие идеи освобождения и религию деривациями! Общество для Парето – это пространство, где люди стремятся к реализации своих целей. Но пространство не хаотичное, а организованное как система, стремящаяся к равновесию. Равновесие это является состоянием оптимума, в котором действия индивидов или групп с целью улучшения своего положения приводят к ухудшению положения определенных других индивидов и групп и к сопротивлению с их стороны, то есть к нарушению оптимума, который затем восстанавливается в результате борьбы противостоящих групп и индивидов между собою. Таким образом, противостояние индивидов и групп, их борьба за собственные интересы есть нормальное состояние общества, она и определяет порядок, состоящий в нарушении равновесия и достижении нового. Подобную неравномерность Парето очень чётко сформулировал, что получило название «Принципа Парето» или «Принципа 80/20». Он установил, что 20 процентов населения Англии владеют 80 процентами национального богатства, и это соотношение достаточно стабильно для разных народов и исторических эпох. Тогда такая неравномерность распределения богатства должна иметь основание, и в социологической теории Парето это основание четко формулируется. Причина неравенства в распределении доходов, власти, достижений в науке, искусстве, в самой жизни, наконец, коренится в природном неравенстве людей. Одни представляют собой истинную элиту общества, другие– неразличимую массу. Элита - это те, кто хоть в каком-то деле добивается выдающихся успехов («от бога» художник, спортсмен, токарь, повар, ученый, летчик…). Все остальные есть масса. Отдельно от всех элит он рассматривает правящую элиту, определяющую жизнь в обществе – аристократию. Однако правящие элиты существуют временно, и смысл любой истории – это преемственность аристократий: «История – это кладбище аристократий». Любая аристократия переживает подъем, расцвет и деградацию. Элиты не могут быть вечными, не могут постоянно находиться у власти, поскольку способность управлять обществом по наследству не передается, поэтому элиты постепенно деградируют и уступают свое место новым молодым элитам, которые занимают место во главе общества. Его концепция получила название «кругооборот элит». Этот «кругооборот» имеет и иной смысл, который опирается на преобладание в правящей элите остатков либо первого, либо второго класса. Исходя из чего Парето, вслед за Макиавелли, называет их элитой «лис» либо элитой «львов». Первые – хитры, изворотливы, лживы, , вторые – сильны, жестоки, непреклонны и последовательны в отстаивании своего положения. Но «лисы» со временем слишком полагаются на свою хитрость и способность к уловкам и утрачивают решимость применить вовремя силу и жестокость для защиты своего положения, потому с неизбежностью уступают свое место «львам», которые берут эту власть силой, но сами со временем используют силу для предотвращения любых, даже самых необходимых изменений и погружают общество в безнадежность застоя, открывая дорогу наверх элитам, обещающим свободу и новое счастье и т.д. Эти стили правления – «львов» и «лис» – чередуются, сменяют друг друга: после периода управления «лис», когда происходит расцвет интеллектуализма, авантюрности, когда общество динамично трансформируется, но в то же время растет коррупция, обнищание одних и обогащение других и упадок морали, нравов, на их место приходят другие люди, которые обещают наказать коррупционеров, отобрать неправедно нажитые богатства, установить прочный справедливый порядок, то есть приходит время правления «львов» с его стабильностью, неизменностью, устойчивостью, господством традиций и тенденцией к застою. Идеальное состояние правящей элиты – гармоническое соотношение «львов» и «лис». Таким образом, согласно Парето, получается, что структура общества трехслойна: правящая элита, затем элита не правящая, то есть элита в широком смысле – те самые профессионалы в своей области, и масса, которая не имеет собственного смысла существования, ибо смысл ее существованию, бытию придает элита. В социологии концепция Парето явилась одной из главных основ для создания Великой теории Толкотта Парсонса, которая оказалась в центре всех социологических дискуссий века ХХ, да и нынешнего. В экономике – одной из теоретических опор современной либеральной экономики. В политике – теоретическим обоснованием демократических процедур. Он также является признанным отцом «элитологии» – дисциплины совсем молодой, но очень престижной.
|