Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Немецкая классическая социология на рубеже XIX – XX вв.: общие принципы, социологическая концепция Ф. Тенниса




Рубеж XIX—XX вв. - социология выходит на иной уровень теоретического развития. Теннис, Зиммель, Вебер образуют единое направление — классическую немецкую социологию. В названии видна явная аналогия с немецкой классической фило­софией (Кант, Фихте, Шеллинг, Ге­гель, Фейербах). Она не принимала социологию, позитивизм вообще, а особенно в применении к наукам о человеке. Дильтей и Риккерт ставили под сомнение существование и необходимость социологии как науки — ни человек, ни общество не могут быть поняты и осмыслены через их включение в природный мир на правах его части. Новая социология должна была стать продуктивным ответом на эту критику, каким и стала формальная социология (Теннис, Зиммель) и понимающая (Вебер). Классическая немецкая со­циология была антипозитивистской по своей направленности. Объектом социологии «классиков» осталось человеческое поведение (как в псих.), но чтобы ограничить её от психологии, они использовали кантианский подход, то есть создание системы категорий, понятий, позволяющих вскрывать смысл человеческих действий, поступков. Категорий, представляющих собой, как они говорили, некие идеальные типы, чистые формы, образцы, то есть сконструированные человеческим разумом априорные категории для понимания человеческих действий. Сторонники формальной социологии придавали особое значение форме, структурированию, классификации обществен­ных явлений и процессов.

Две общие черты классической немецкой социоло­гии: ее тео­ретико-методологическая нацеленность на постановку и изучение широ­ких социальных проблем и «формальный» характер. Одна из типичных её характеристик — акцент на исследовании социального действия и взаимодействия (осо­бенно присуще Зиммелю и Веберу) как основной «клеточки» при изучении общества и человека. Их классификации и типологии, где главная — 4 типа социального действия Вебера сыграли замет­ную роль и в концепциях самих «классиков», и в развитии социологической науки. Это были реша­ющие шаги в направлении институционализации, широкого обществен­ного признания и превращения в одну из наиболее значимых форм социальной деятельности. Научная работа Тённиса, Зиммеля, Вебера про­будили громадный интерес к социологии, сформировали социальную потребность в ее развитии. Немецкая социология оказалась серьезной основой для возник­новения и развития эмпирической социологии в XX в.

Самый старший, первым опубликовал труд, принесший известность, «Общность и общество», 1887. Главная идея – это рассмотрение социального порядка как коллизии двух стилей, родов социального устройства - «общности» и «общества», «Gemeinshaft und Gezelshaft”. «Gemeinshaft» - «общность», иногда переводят как «община» - некоторое единство, некая целостность (организм Спенсера), которая всегда дана до отдельного человека, где всякий человек существует как ее органическая часть. «Gezelshaft» - «ассоциация», объединение индивидов, создаваемое ими для реализации своих интересов, своих целей. Это «общество» как средство реализации целей (индивидуалистическая сторона концепции Спенсера).

Чтобы понимать, как происходит в реальности переплетение этих типов Теннис формирует систему чистых теоретических (идеальных типов), систему, по сути кантианскую. С помощью этих понятий можно определить, к каким из них склоняются те или иные реалии, к каким идеальным типам, к каким категориям приближаются.

Тенниса интересует прежде всего то, как устроен порядок в обществе. Объектом его внимания являются согласованные взаимодействия людей, которые делают нас взаимозависимыми – т.е. «связанности».

Чистая социология должна заниматься чистыми формами связанностей. Потому что реальные взаимодействия смешанные. Без них нельзя понять, почему люди поступают так, а не иначе. Главная задача социолога - понимать случаи реальных человеческих взаимодействий как связанностей.

Связанности - результат волевой деятельности ч-ка. Тип воли задает тип связанности. Воля бывает либо сущностной, инстинктивной, либо избирательной, рациональной. Сущностная – воля, на которую влияет то, что уже есть - окружение ч-ка, в кот-м он живет, дух социальной реальности, частью которой он является. Он поступает так, как надо той целостности, которой он принадлежит. Разум включается в такое воление, но не обсуждает его целей. Разум - инструмент. Цели выбирает сама жизнь, реальность ч-ка. Он поступает по-христиански, т.к. вера его и предков требует этого.

Рациональная воля включает только те элементы, которые позволяют достичь цели. Цель рационально устанавливается, для ее достижения используются средства, рационально необходимые для ее реализации. Здесь воля становится инструментом, а разум – законодателем.

Эти типы воли связаны с разумностью т.о., что в рациональной мы замысливаем цель, в сущностной - цели дело не разума, а общества. Необходимость любви матери к ребенку вне рационального осмысления, но сама любовь вполне может быть разумной. В этом принципиальная разница. Отсюда вырастают два типа общества: общество как общность, которая есть, потому что всегда была (сущностная воля), и общество как ассоциация, которое создается в результате наших рациональных действий (избирательная).

Все реальные связанности склоняются либо к типу Gemeinschaft, либо Gesellschaft. Тогда общность и общество становятся основными типами, определяющими все виды, формы связанностей в обществе, главные из которых: отношения, совокупности или группы и корпорации или соединения, союзы.

Социальные отношения – форма простых повседневных человеческих взаимоотношений, создающих ткань человеческой общности. Она держит человека, дает уверенность и покой в жизни. В противоположность - существуют абстрактные (договорные) отношения. Вступающие в них мыслятся как разобщенные отдельные личности, и каждый есть средство достижения цели другого.

Общностные отношения бывают 3х типов. Товарищеский - предполагает равенство людей и взаимосвязей, единство, целостность. Тип господства - оно необходимо, поскольку оно необходимо тому, кого оно защищает, характерно для традиционного общества. Господство внутри семьи, клана, рода. Смешанный тип - отношения товарищества и господства смешиваются, н.р., отношения между супругами.

Напротив, в общественных отношениях отсутствует товарищеский тип. Господство здесь устанавливается через свободный договор, где равенство условно. Яркий пример - государство, где господство определяется законом, формальной инструкцией. В современном государстве «общностность» почти изжита. Совершенная форма проявления господства в его общественной форме для Тенниса - демократическая республика.

Совокупности (группы) он делит на 2 вида: общностные и общественные. Общностные даны неизменными как бы от природы. Люди в них рождаются и живут. Касты в Индии или сословия. Общественные - это классы. В отличие от каст классы противоположны, антагонистичны. Классовая борьба характерна для современного общества, в традиционном её нет, сословия не собирались уничтожать друг друга.

Наиболее важная чистая форма – это корпорация - воспринимаемое как некое единство с общей волей. Они могут быть общностного (родовая, соседская община) и общественного характера.

Главный тип корпораций Тенниса - товарищество, складывающееся в совместной жизни традиционного города. Люди объединяются, устанавливают порядок, чтобы защитить себя и установить мир внутри собственной массы. Из этого рождается политическая община, которая в определенной степени уже общественна, а не только общностна. В городах начинает формироваться и распространяться индивидуализм, общностная жизнь убывает, и приходит новый общественный порядок. Из этого возникает гражданское общество, которое формирует новый тип государства: не общностный, а общественный, где эти договорные отношения становятся главными. Классическим выражением его является современное демократическое государство.

Но тем не менее, победа общества как Gesellschaftеще не окончательна, возможно возникновение общности поверх, после этого общества. Теннис говорит о двух современных формах государства: демократическом и социальном, которые для него есть олицетворение общественности, то есть Gesellschaft. Но узаконенные общественные отношения часто опираются на родство, на дружбу, товарищество, которые есть безусловно отношения типа Gemeinschaft,то естьи они тоже присутствуют в этом мире и играют весьма важную роль. В противоположность капитализму культивирование товарищеских отношений было свойственно как социализму, так и нацизму. Товарищами были как товарищи по партии коммунистической, так и нацистской.

Теннису удалось поймать разницу в духе традиционных и современных отношений между людьми. Эта разница не имеет характера внешней причинности, это то, что мы должны понять, интерпретировать, чего не увидеть в статистических соотношениях.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 405; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты