КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическое направление в социологии: общие принципы, концепции Г. Тарда, Г. ЛебонаНатуралистические теории не могли сколько-нибудь долго удовлетворять потребности быстро развивающейся социологии, которая, как губка, впитывала в себя все новейшие научные открытия и достижения и живо реагировала на них появлением новых направлений, школ и даже парадигм. Натурализм упрощал объяснение и анализ многих социальных процессов и явлений и не позволял увидеть по-настоящему роль человека в единстве его психической деятельности и поведения. Поэтому уже в недрах натурализма зрело недовольство им и стремление социологов выйти на уровень психосознательных факторов человеческого поведения. Активизировался поиск нового ключа к разгадке многих общественных явлений и процессов, его видели все чаще в сфере психики человека, мотивации его действий, выявлении потребностей, интересов, желаний. Ближе к концу XIX в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние на развитие ее как науки. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Кроме того, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует социальные процессы и поведение групп (общностей) людей. Психологическое направление в социологии, сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру. Выделим психологический эволюционизм (рассматривает процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющей направленный характер, как переход от простых этапов к сложным на основе разумного управления социальными процессами, Л. Уорд), групповую психологию, психологию подражания, психологию народов, инстинктивизм, интеракционизм (направление, изучающее межличностное взаимодействие). Все вышеназванные ответвления в рамках психологического направления объединяет стремление искать ключ к объяснению всех социальных явлений и процессов в психических факторах развития человека и общества. В литературе часто говорят не только о психологическом направлении в социологии конца XIX — начала XX в., но и о психологизме как черте других направлений социологии. Под психологизмом социологии принято понимать ориентацию ее отдельных представителей и направлений (течений, школ) на объяснение социальных явлений и процессов лишь с помощью данных психологической науки. По существу, это психологический редукционизм (полное или частичное сведение многообразных социальных явлений и процессов к действию тех или иных психических факторов), поскольку при таком подходе внимание обращается прежде всего на психологические механизмы человеческого поведения и межгрупповых, а также внутригрупповых отношений. При наличии общего для всего психологического направления и объединяющего его сторонников принципа, согласно которому только психическая жизнь и психические процессы могут объяснить общественную жизнь и общественные процессы, существует значительная разница между течениями и ответвлениями этого направления. В основной работе «Основания социологии» Гиддингс утверждает, что общественная эволюция – результат и физических, и психических причин, работающих вместе, а социология должна объединять объективное (подчиняющееся законам природы) и субъективное (результат сознательной деятельности людей) истолкование общества. На становление и развитие социальной организации влияет «сознание рода» (чувство тождества, которое испытывается одними людьми по отношению к другим), благодаря которому человек становится общественным существом, а общество структурируется исходя из степени группового сознания. «Сознание рода» означает духовное единство разумных существ, что делает возможным их сознательное взаимодействие друг с другом при сохранении индивидуальности каждого. Даже рассмотрение социальной и классовой структуры капиталистического общества несет на себе отпечаток наличия «сознания рода» как показателя развитости чувства солидарности. Цикл социальной причинности, по Гиддингсу, начинается и заканчивается естественным процессом, а между его началом и завершением действует сознательный выбор, определяемый сознанием рода. Социология изучает, прежде всего, процессы эволюции общества, а так же, как говорит Гиддингс, «истинная социология должна соединить в себе как субъективное, так и объективное объяснения». В связи с этим, социологу предстоит решить три задачи: 1)каковы условия формирования простого сообщества, 2)каковы законы субъективного процесса (который управляет социальным выбором), 3)каковы законы объективного процесса, формирующего общество как структурное подразделение, поглощающее отдельных индивидов и требующего приспособления их к себе. Основная же особенность социологии состоит в том, что ее представители объясняют социальные явления посредством использования причин психического характера. Говоря об обществе, Гиддингс рассматривает его как психическое явление, обусловленное физическим процессом (общество есть изначально сотоварищество, ассоциация, общая жизнь, которые Гиддингс рассматривает как социальные факты, психические по своей природе). В 20-е годы Гидденс оказывает заметное влияние на становление эмпирической социологии США. Соц. психолог, публицист, врач Гюстав Лебон (1841 —1931). «Психология народов», «Психология толпы». В последней трети XIX в. особое внимание исследователей привлекли массовые движения. Это были революции, протестные выступления экономического, социального и политического характера, охватившие ряд европейских стран (особенно Францию). Поэтому именно в этой стране возникли концепции, в центре которых находился анализ поведения больших групп людей — «массы», «толпы». «Толпа», или «масса» — это большая группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых следовать куда угодно за своим лидером. Совладать с ней не может никакая рациональная сила. Ход мыслей каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, заражаясь этим общим настроением. Он превращается из простого человека в «человека толпы». И индивид теряет чувство реальности и оказывается подверженным влиянию лидера значительно сильнее, чем в обычных условиях. Лебон делил толпу на однородную и разнородную. Разновидностями первой являются, по его мнению, классы, касты, секты, второй — парламентские собрания, уличные толпы и др. Выделяет характеристики толпы: способность толпы заражаться какой-л. идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, восприимчивость к внушению, предрасположенность к импульсивным действиям, готовность к бездумному следованию за лидерами, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики. В толпе у них появляется «коллективная душа». На базе этого понятия ученый сформулировал закон «духовного единства толпы». В толпе человек превращается в некий безвольный автомат с подавленными рациональными началами, поскольку в ней всегда преобладает бессознательное. Поэтому толпа способна как на героические поступки, так и на разрушительные действия, в зависимости от того, что ей будет «предписано» лидерами в каждой конкретной ситуации. Другой частью концепции Лебона была социологическая трактовка расовой проблемы. Лебон говорил, что различия между народами не стираются, а наоборот, становятся всё более глубокими. Преодолеть различия невозможно, т.к.они находятся в бессознательном слое психики. Главным отличием людей разных рас он называет психический склад. Что руководит поведением индивида? Наследственность, влияние родителей, воспитание, окружающая среда. Индивид = результат жизни предшествующих поколений. Все расы (народы) он делит на четыре группы: 1)первобытные (Австралия, фиджийцы), 2) низшие (негры), 3) средние (японцы, китайцы, евреи) и 4) высшие (индоевропейцы).Высшие отличаются от низших характером и умом, а между собой – только характером. Черты их характера: 1.обуздание инстинктов; 2. Владение собой; 3. Энергичная деятельность; 4. Принципы нравственности. Самый высший слой расы – элита, она рождает новые способы и формы жизни. Все расы не первичны и складывались столетиями при благоприятных условиях. По Лебону, развитие любого народа конечно. Теория подражания Ж.Г. Тарда (1843—1904). «Законы подражания» (1892); «Общественное мнение и толпа» (1902); «Личность и толпа». Социология рассматривалась им как коллективная, интерментальная психология, изучающая самые различные социальные процессы. Такая социология возможна потому, что основана на передаче одним сознанием другому необходимых элементов. Так образуется течение мнений, возникают массовые импульсы, традиции, национальные обычаи и другие социальные силы, структуры и процессы. Тремя основными типами социальных процессов Тард считал повторение (подражание), противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно основными социальными законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов) Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим. Что лежит в основе социального порядка? Согласованное взаимодействие людей (причина – в инстинкте подражать, он и заставляет людей действовать). Что является источником эволюции? Изобразительная деятельность отдельных людей - они способны придумывать что-то новое. От изобретений в обществе расходятся волны, пока не сталкиваются с другими. Далее следует интерференция (наложение волн друг на друга) и оппозиция. Действия оппозиции приводят к столкновениям между людьми. А далее осуществляется механизм адаптации: новые изобретения встраиваются в систему существующих. Задача социологии – изучение механизма распространения изобретений. Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира. Социальное познание — это прежде всего познание того, как происходит подражание. Всё многообразие социальных взаимодействий имеет в своей основе отношение «учитель — ученик». Под влиянием психологии подражания Тарда его последователи-социологи стали утверждать, что в обществе реализуются три основных типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, подражание идеалу. Теория подражания выходит за рамки отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностного взаимодействия. Общество, по мнению исследователя, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т.д. Тард выделял в качестве одной из форм протекания эволюции обычаи и моду, когда в обществе существует подражание своему и старому. Тард также обращался к характеристике толпы (как и Лебон), но постоянно сравнивал ее с публикой. В отличие от толпы, психическое единство которой создается в первую очередь физическим контактом, публика — это «чисто духовная общность», в рамках которой индивиды физически рассредоточены. Публика — это интеллектуальная общность. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Толпы изживают себя, и на их место приходит публика, которая более рациональна и едина, так как подвержена моде. Толпу Тард считал зародышем общества в городе, тогда как зародышем общества в деревне называл семью. Он рассматривал толпу как форму организации жизни общества на стадии развитой городской культуры. Занимаясь проблемами толпы, Тард характеризовал общие черты ее участников, такие, как вера, страсть, наличие цели, эгоизм, «коллективное самолюбие», односторонняя иррациональная подражательность. Основные характеристики публики: 1) Для появления публики необходимы публицисты. Они возникают, когда появляются СМИ, журналы, телеграф… (Тард одним из первых обратил внимание на возрастание роли коммуникативных средств: печати (газет), телефона, телеграфа) – следовательно, преобразование толпы в публику происходит с помощью этих инструментов. Важно: впоследствии эти и другие идеи французского мыслителя, касающиеся средств массовой информации, получили развитие в социологических исследованиях общественного мнения, массовых средств коммуникации, теориях «массового общества», в становлении новой науки — социальной психологии, одним из создателей которой по праву считают Тарда. 2) Публика находится под властью общественного мнения = мнения большинства, к которому должны прислушиваться власти. 3) Публика прогрессивнее толпы, но она не является двигателем прогресса (им является индивидуум, способный порождать новое). В рамках теории подражания был совершен постепенный переход от индивида как предмета исследования к межличностному взаимодействию, которое трактовалось больше как механическое и внешнее. Превращение межличностного взаимодействия в действительный предмет социологического исследования, проникновение в суть межиндивидуальных связей и отношений оказалось связанным с направлением интеракционизма (в переводе с английского языка термин означает «взаимодействие»).
|