КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Биологический эволюционизм Г. СпенсераОдин из крупнейших представителей классического этапа в развитии социологии — английский ученый Герберт Спенсер (1820—1903). Работа: «Основания социологии». На социологические идеи Спенсера глубокое влияние оказали философские и естественно-научные труды Й. Бентама, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ч. Дарвина. Эволюционно-организмическая концепция английского социолога испытала на себе наиболее полно воздействие закона борьбы за существование и теории биологической эволюции, открытых и сформулированных Дарвином. В отличие от О. Конта, который связывал новую науку об обществе с прогрессом идей, понятий, знаний о нем, Спенсер считал, что предметом социологии должна стать конкретная объективная реальность самого общества, описываемых социальных явлений и процессов. Спенсер отмечал, что Конт в своей концепции выступал как истинный метафизик (в основу прогресса он поставил интеллект), а дорога метафизики – утопизм. И задачей социологии, по Спенсеру, становится объяснение эволюции общества как телесной организации. Подчеркивая объективный характер развиваемой им науки, он исходит из органической связи естествознания и социального знания, из продолжения первого вторым. Спенсера с Контом роднит стремление трансформировать, перенести законы естественной науки в сферу анализа общественных явлений и процессов. Социология становится подлинной, настоящей наукой лишь тогда, полагает Спенсер, когда она следует идее природного, эволюционного закона(общество – часть природы и управляется оно общими законами природы). Эволюционизм Спенсера: Английский социолог рассматривает три вида эволюции — неорганический, органический, надорганический, соответствующие неорганической, органической природе и человеческому обществу. Эволюция рассматривается как переход из одного состояния в другое, более развитое, в рамках одной социальной системы. На начальном этапе развития социология должна заимствовать свои объяснения из наук о живой природе, т.е. проводить аналогии с живым организмом = это получило название «органицизм». Поскольку Спенсер считает, что главным для социологии является вопрос о том, что такое общество, он стремится дать на него ответ в первую очередь. Социолог отвергает попытку определить общество как собирательное имя для обозначения определенного количества индивидов. По его мнению, это особое бытие, которое, хотя и слагается из отдельных единиц, но не равно их сумме. Главное здесь — постоянство отношений между частями общества. Г. Спенсер приходит к выводу, что общество есть организм, который имеет много общего с живыми существами. Это социальный организм, цель которого – приспособление к изменяющейся окружающей среде. Спенсер сравнивает индивидов с клетками организма, т.к. они так же рождаются, функционируют, умирают… Подобное сходство позволяет сделать и дальнейшие аналогии.: социальный организм растёт и увеличивается в объёме, как и биологический. Существуют 2 способа роста: 1)Увеличение населения; 2) Социальный организм начинает усложняться, и этот процесс протекает через 1. дифференциацию отдельных органов; 2. Их специализацию; 3.взаимозависимости этих органов. Общество всё время увеличивается и усложняется – это и есть эволюция общества как тела: более развитое общество более сложно устроено, так же, как и структура организма в процессе биологической эволюции усложняется. И ещё одно сходство: как в биологическом, так и в социальном организме дифференциация структуры его элементов сопровождается аналогичной дифференциацией их функций. Несходство общества с биологическим организмом заключается в следующем: 1) Общество не имеет внешней границы, как у организма; 2) Способность чувствовать и мыслить сосредоточена лишь в определенных частях живого организма, тогда как в обществе сознание «разлито» по всему «агрегату» (нет «общественного чувствилища» в обществе); Если в природе части существуют для блага целого организма, то в обществе наоборот: оно существует ради блага индивидов, которые в нём живут (общество – ассоциация индивидов). В этом позиция Спенсера противоположна Конту: для Конта индивиды – лишь малая часть, и требования всего общества выше, чем требования конкретных индивидов. Конт ставит акцент на статику, Спенсер – на эволюцию общества. Таким образом, социологическая теория Спенсера в той ее части, которая касается понимания общества, основывается на положении, заимствованном в первую очередь из учения Дарвина о живом организме. По существу общество его копирует и воспроизводит, из чего следует, что для него характерны биологические законы. Последние адаптируются Спенсером применительно к обществу. Так, дарвиновский закон борьбы за существование, выведенный для биологической среды, рассматривается в его социальном проявлении как закон классовой борьбы (Так же, как и естественный отбор Спенсер рассматривал не только как биологический, но и социальный фактор). Выживание сильнейших определяет способность общества отвечать на «вызовы» внешней среды. А в результате отбора наиболее приспособленных изменяется опыт рода. Отождествление общества с биологическим организмом привело Спенсера к тому, что он весьма своеобразно характеризовал функции элементов, составляющих структуру социальной системы. Так, земледелие и промышленность, по его мнению, выполняют функцию питания, институт торговли — функцию кровообращения, армия — это своеобразный кожный покров, транспорт — сосудистая система и т.д. Характеризуя общество, ученый отмечает, что оно существует для блага своих членов. Удовлетворению их потребностей должна служить в первую очередь политическая организация общества, которую социолог часто называет «политическим агрегатом». Опорой социального порядка Спенсер считал социальные институты. Под социальным институтом английский социолог понимал способ и форму самоорганизации совместной жизни людей, хотя его строгого научного определения так и не дал (тем не менее он первым ввёл термин института). Институты является результатом роста общества: общество структурируется, усложняется, в нём появляются новые органы, которые и становятся институтами. Он доказывает, что в обществе но мере его эволюции становится все больше социальных институтов, цель деятельности которых состоит в обеспечении нормального функционирования всего социального организма, а также в превращении человека в социальное существо (т.е.создают условия для социализации личности). В рамках социальных институтов, по Спенсеру, действуют три системы органов (учреждений): 1) Регулятивная (управление и контроль общественной жизни на основе страха перед живыми/мёртвыми); 2) Поддерживающая (система церемониальных институтов, формирующих чувство субординации: семейные и обрядовые); 3) Дистрибутивная/распределительная (поддержание сотрудничества при достижении общей цели, принудительно либо добровольно). Для Спенсера также важным является соблюдение принципа равенства в свободе каждого человека. И чем меньше влияния государства на общество, тем быстрее и лучше это общество развивается. Структуру общества Спенсер рассматривает через выделение его социальных типов, и два главных среди них — это военное и промышленное (индустриальных) общество. В первом случае речь идет о военных конфликтах и истреблении или порабощении побежденного победителем; во втором – промышленная конкуренция, такого рода борьба является благом для общества, поскольку растет интеллектуальный и моральный уровень общества в целом, объем общественного богатства. Альтернативой такого естественного отбора является выживание и процветание «слабейших», что ведет к деградации общества. Спенсер был противником государственного принудительного перераспределения благ, однако признавал благотворительность как частное дело. Был критиком социализма, представляющего собой «поощрение худших за счет лучших». Был противником вмешательства государства в экономическую и частную жизнь, считая правительство «неизбежным злом». Вместе с тем признавал первостепенную роль государства в защите прав его граждан. Мировая социология получила целый «букет» хорошо разработанных понятий (социальный организм, система, структура, функции, социальный институт и др.), без которых стало невозможным ее дальнейшее развитие. Спенсер показал социологической науке обширные возможности использования сравнительно-исторического метода, который явился одним из основных инструментов изучения общества как социального организма. Английский социолог разработал типологию общества, которая и сегодня не оставляет равнодушными социологов, изучающих его различные структуры и классификации. Он сделал новый и очень важный шаг на пути превращения социологии в весьма значимую и престижную область научной деятельности.
|