Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Возникновение позитивистской социологии: концепция О. Конта




Родоначальник социологии — французский мыслитель Огюст Конт (1798—1857), перу которого принадлежит целый ряд работ. Конт впервые предложил термин «социология» в четвёртом томе своей работы «Курс позитивной философии».

Рационалистическая философия 18 века рассматривала общество как продукт сознательного творчества людей. Однако французская революция (1789 г.) отвергла эту точку зрения как опасную в политическом отношении. И в итоге обществоведческая мысль пришла к выводу, что общественные явления – это не продукт человеческих рук, а чисто естественные явления, возникающие и развивающиеся подобно организму. Поэтому Конта можно рассматривать как одного из предшественников эволюционно-органической парадигмы.

О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпирически и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстрактных построений и стать «позитивной», т.е. способной положительно решать проблемы жизни общества (позитивное - реальное, полезное, достоверное, точное, организующее). Постоянно сравнивая социологию с доминировавшим в то время естествознанием, Конт называет ее социальной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, развитие которой позволит открыть его фундаментальные законы.

Все науки Конт делил на теоретические (социология) и практические. Социологию считал наукой абстрактной, подобно физике. В результате классифицировал науки по убывающей общности и возрастающей сложности: математика-астрономия-физика-биология-социология. Так Конт пришёл к выводу, что социология находит своё обоснование в биологии и рассматривается как подотдел органической физики. В приведенной выше классификации социология «возвышается» над остальными науками, «законодательствует», потому что определяет «гуманитарную» цель каждой из них.

Аналогия социологии с социальной физикой привели Конта к выделению в ней социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает общество как состояние целостности и равновесия его элементов, социальная динамика — как развитие и переход от одного состояния социальной мысли и общества к другому. Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз, согласно которым человек, общество и человечество по Конту проходят 3 стадии:

1. теологическая (фетишизм, политеизм, монотеизм) – разум стремится найти начальные или конечные причины явлений, стремится найти «абсолютное знание».

2. Метафизическая – разум посредством абстракций пытается объяснить внутреннюю природу явлений, способ их образования и предназначения. Эта стадия является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, поскольку она характеризуется господством абстракций и оторвана от реальности.

3. позитивная (реальная, научная)- разум исследует законы. Только эта стадия означает полное и окончательное утверждение нового взгляда на природу и общество.

Все три стадии предстают у социолога как исторически сменяющие друг друга типы социальной организации человечества.

На 3-ей стадии формируется истинная (позитивная) наука, цель которой – познание не фактов (это материал), а законов. Условие существования науки – существование неизменных естественных законов.

Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух узловых понятий в социологии Конта — порядка и прогресса. Они являются главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй — социальной динамике.

Прогресс для Конта оказывается прежде всего развитием порядка. Французский социолог выступает как автор теории, в которой различаются и анализируются четыре вида прогресса: материальный, физический, интеллектуальный и моральный. Последний больше всего способствует поддержанию порядка, совершенствованию общества и человека. Конт выстраивает своего рода иерархию системы человеческого совершенствования в соответствии с видами общественного прогресса (те же самые 4 ступени: материальное, физическое, интеллектуальное и нравственное совершенствование).

Главный методологический принцип, который использует Конт при изучении мира и общества, — целостный и системный подход. Общество выступает как своего рода организм, социальная система, элементы которой выполняют специфические функции и служат ее требованиям. Социология же призвана открывать законы функционирования и развития этой системы. Конт имеет в виду законы духовного и нравственного развития общества, но никак не касается его социально-экономической организации, особенностей труда и производства, профессиональной структуры. Но Конт не игнорирует вообще проблематику труда. Он, в частности, пишет о разделении труда, но видит его не в развитии экономических связей, а в укреплении солидарности классов, социальных групп и даже семей.

Основным методом в социологии является, по Конту, наблюдение социальных фактов. Оно придает науке объективность, поскольку сам наблюдатель имеет дело с фактами, существующими до и независимо от него. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент, под которым понимал наблюдение за изменением предмета, процесса, явления в результате специально создаваемых условий. Третий из широко используемых им методов — сравнительный — состоял в сопоставлении жизни различных народов.

Работы Конта имели большое значение для последующего развития социологии. В работах Конта содержатся предпосылки для перехода к конкретным эмпирическим исследованиям. Он оказал значительное влияние на последующее развитие социологической мысли - об этом свидетельствуют его идеи строгого отбора социальных фактов, понимание общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему. Именно эти взгляды французского мыслителя и оказались наиболее предпочтительными для дальнейшего прогресса социологии.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты