КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Петр Лаврович Лавров (1823—1900).П.Л. Лавров выделял два ряда наук: феноменологические (исследующие законы повторяющихся процессов и явлений) и морфологические (изучающие распределения предметов и форм). Социология, наряду с психологией, этикой и др., относилась к числу первых. Говоря о месте социологии среди других наук и рассматривая её взаимосвязи с ними, представители субъективного направления особо подчеркивали две тесно сопряженные с нею научные дисциплины — этику и историю. Именно они «ближе» всего к человеку, тем более что стоит задача, как считал Лавров, создания о нем единой науки. Нет в обществе знания, не относящегося к личности, к конкретному человеку. Предметом социологии как науки провозглашалось изучение общества. Лавров писал об обществе «как солидарном сожительстве сознательных особей для коллективной деятельности ввиду общих целей». Здесь на первое место в трактовке общества выходят уже не вопросы социального взаимодействия ради удовлетворения потребностей (о чём Лавров говорил в ранних работах), а проблемы социальной солидарности. Личность функционирует на основе социальной мотивации, считает Лавров. Он выделяет четыре группы мотивов действия: убеждения, интересы, аффекты, привычки (обычаи). Высшим уровнем мотивации являются убеждения, которые свойственны сравнительно небольшой группе критически мыслящих личностей, т.е. тем представителям интеллигенции, которые опираются на социально-нравственный идеал и благодаря этому обеспечивают общественный прогресс. Самым распространенным мотивом поведения выступает интерес, которым руководствуется большинство людей ради достижения пользы. На третьем месте среди мотивов находятся аффекты, которые иногда даже не столько мотивируют осуществление действий, сколько их тормозят. Наконец, обычаи выполняют, как правило, консервативную роль как мотив действия. За системой мотивации скрывается сложная система потребностей, которые во многом определяют деятельность личности: это первичные (личные) и вторичные (общественные) потребности. Личные в зависимости от происхождения делились на 1)инстинктивные; 2) основанные на обычаях, привычках; 3) сознательные. Последним уделял большое внимание и делил на природные (безопасность, питание..) и идеальные (потребность личности в развитии). Об особенностях субъективного метода: субъективное и объективное — это не более чем категории нашего мышления, которые по-разному отражают наши способы восприятия объектов. Субъективный метод имеет место тогда, когда в процессе восприятия мира (особенно общества и людей) наше отношение к нему начинает выполнять функции его понимания и истолкования. Лавров говорил, что именно социология должна проанализировать общество и увидеть, что в теперешней общественной реальности необходимо изменить, каковы цели её развития и установить, что в этой реальности возможно. Поэтому главной проблемой выступает прогресс. А задачей социологии – определить направление прогресса, темп, роль и функции. Теория прогресса дает нравственную оценку совершившимся событиям истории и указывает нравственную цель, к которой должна идти критически мыслящая личность, если она хочет быть прогрессивным деятелем. В своей работе «Исторические письма» Лавров указывает формулу прогресса: это развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости. Лавров считал, что, пока социология не установит смысл прогресса, она как единая и цельная наука не сможет существовать. Вопрос о прогрессе — это главный вопрос и социологии, и истории. Истории - потому, что прогресс — это понятие в основе своей историческое, охватывающее процесс развития, эволюции. Социологии — потому, что она должна воссоздать этот процесс как некую целостность. Структура общества по Лаврову: 1ый слой: деятели (интеллигенция, критическая мысль), фокус социологии- положение личности в обществе; 2ой слой – участники (ученики, выполняют указания); 3ий слой – присутствующие (живут для себя: «пасынки истории»- интерес только в еде и «дикари культуры» - гедонисты). Н.К. Михайловский «Герой и толпа» Рассматривая предмет социологических исследований, он выделял два их типа: одни исходят из судеб общества, другие отправляются от судеб личности, но при условии, что эти последние тесно зависят от общества, которое должно строить свою деятельность в расчете на удовлетворение потребностей людей. Второй тип исследований социологу был гораздо ближе первого. Говоря о субъективизме в социологии Михайловский утверждал, что социологи находят только то, что ищут. В этом смысле речь должна идти о наиболее характерном и полезном для социологии субъективном методе, поскольку исследователь сам отбирает нужные для него факты на основе имеющегося у него жизненного и научного опыта и нравственного уровня. Анализ и применение субъективного метода привели Михайловского к постановке вопроса о соотношении истины, правды и справедливости. Он ввел ставшие широко известными после его работ два понятия — «правда-истина» и «правда-справедливость». В значении слова «правда» сливаются в одно целое истина и справедливость, считал автор. Смысл этого единства определяется тем, что справедливость — это отражение истины в практической жизни, а истина — это отражение справедливости в теории. Поэтому истина и справедливость не могут и не должны противоречить друг другу. Субъективный метод ориентировал социологов прежде всего на изучение личности. Например, у Н.К. Михайловского «фокус» его концепции был сосредоточен на индивиде, индивидуальности, личности, человеке. Мерилом прогресса общества являлось для него развитие личности. Источник этого процесса он связывал с преодолением отчуждения личности от общества, ее отказом от роли его простого придатка. Главная форма общественной индивидуальности – отдельная личность. Наряду с ней существуют и более сложные организации, классы и даже институты. Все они ведут между собой борьбу с личностью, пытаясь подчинить её себе. Михайловский первым предложил рассматривать личность на трех уровнях — биогенном, психогенном, социогенном. Первый означает анализ процесса выживания человека как живого существа, для чего главным оказалось приспособление среды к удовлетворению его потребностей. Психогенный уровень анализа личности предполагает выявление характера взаимодействия индивида и толпы. Третий — социогенный — представляет собой рассмотрение личности сквозь призму ее включения в общественное (экономическое) разделение труда, кооперацию и сотрудничество. Социологическая теория личности Михайловского предполагала синтез всех трех уровней анализа личности. 2 типа взаимодействия личности и других форм индивидуальности (2 типа кооперации): 1) Простая кооперация = у людей сходные общественные функции, интересы; 2) Сложная кооперация = профессиональная и классовая дифференциация людей, раскол сознания и поведение по принципу «свои-чужие». Личность из целостной становится частичной, в обществе процветают предрассудки, возникает конкуренция, мода. 3) Последняя ступень – деградация личности, общество гибнет. Этапы развития эволюции общества: 1.Семья, разделение труда (это привело к сложной кооперации) 2. Вольница (казаки), подвижники (отдельно живут и развиваются) 3. Субъективно-антропологический. Михайловский стремился объяснить особенности поведения людей в больших социальных группах с помощью теории героев и толпы. Герой – личность, способная толпу вести за собой. Толпы порождаются кооперацией, в них личность деградирует, а герой придаёт толпе смысл, цель. Готовность людей к подражанию возникает вообще, считал Михайловский, не вследствие сознательно действующих причин, а прежде всего благодаря фактору бессознательного. Здесь следует специально отметить, что в своих рассуждениях о механизме подражания российский социолог опередил Г. Тарда. Будучи в основном теоретиками народничества, представители субъективизма выражали прогрессивные взгляды русской буржуазной демократии.
|