Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социологическая концепция П. Сорокина: российские и американские периоды




П.А. Сорокин (1889—1968) 2 периода — рос. и америк. «Преступле­ние и кара, подвиг и награда» (1913), «Границы и предмет социологии» (1914), «Система социологии» (1921).

В «Сис. соц.» - проблема интегральной социологии - сквозная для всего творчества. Темы: формы межличностного взаимодействия людей, биопсихосоциальные различия между ними, классовая, групповая, территориальная, языковая, культурная, про­фессиональная, возрастная и иные структуры общества и мн-е др. Сорокин исходил из положения - обществе действуют законы, общие для всей Вселенной. Задача соц-ии - выявле­ние и анализ отношений и функциональных связей и зависимостей, обес­печивающих существование общества в его многообразных конкретных формах. В «Сис. Соц.» наиболее ярко отразился неопозитивизм раннего Сорокина - критиковал поверх­ностность и наивность многих соц. теорий. В 1й гл. кн. он определяет предмет этой дисциплины и ее отношение к другим наукам: «Соц-я изучает яв­ления взаимоде-я людей друг с другом, с одной стор., и явления, воз­никающие из этого процесса взаимод-я, с др-й». Имеются все необ-е основания для сущ-я соц-ии как автономной науки, обладающей практич-й и теор-й важностью.

Он выд-ет: теоретическую и практическую соц-ю. В теоре­т-й – соц. аналитика, механика и соц. генетика. Предмет соц. аналитики - изучение строения соц. явления (статистического) и его основных форм. Имеет два «подотдела»: 1й, в кот-м изучается строение простейшего соц. явл-я, и 2й, в кот-м анализ-ся строение слож. соц. единств, образов-х путем комбинации простейших. Пред-т соц. механики – изуч-е процессов взаимо­де-я людей, их поведения. Она исп-ет данные соц. аналитики для изуч-я соц. функций. Дает классиф-ю «раздражителей» и изуч-т влияния каждого раздражителя на поведение людей и на общественные явл-я. Соц. генетика – опред-е истор-х тенденций на основе изуч-я осн-х линий развития соц. жизни. Дает объясн-е отклонениям от этих тенденций. Это есть теория соц. эволюции. Практич-я соц. - изучение политич-й деят-ти людей. Связан с ролью со­ц-ии в осущ-ии рациональных соц. реформ, в б/бе с соц. болезнями. Практич-я соц, опираясь на законы теоретич-й соц., дает чел-ву возм-ть управлять социальными силами сооб­разно поставленным целям.

Соц-я как науку: Во-1х, должна строиться и развиваться по типу ес­тественных наук. Во-2х, должна изучать только те явления, которые поддаются наблюдению и измерению. В-3х, должна опи­раться только на факты, отказаться философствования. В-4х, признать необходи­мость плюрализма в социологии. В-5х, отказаться от какого-л. нормативизма в соц. познании. Проблема метода социологии. Субъективный метод - вспомогательный. Основной - объективный, связанный с выявлением обьективно данных фактов и функциональных связей между ними.

Элементы взаимод-я (из «соц. аналитики»): индивиды, акты, проводники. У инд-дов он выявлял наличие физиологичес­ких и морфологических предпосылок. Источ­ник соц. поведения - потребности (голод, физиологические, дыхания, сна, общения с себе подобным и т.д. (10 потребностей)). Акты (действия) - внутренняя реализация соб-й психической жизни, а также - стимул, раздражитель, вызывающий реакцию других лиц. Жизнь людей - поток акций и реакций на них. Проводники – средства пере­дачи раздражений от одного индивида к другому: зву­ковые, световые, механические и др. Это, по сути, материальная культура взаимодействий. Так, н.р., можно взаимод-ть ч/з прост­ранство и время.

Структура общества(«населения»). Сравнивал об-во с куском слюды, к-й расслаивается на отд-е слои. В об-ве может быть много групп и структур, не связанных между собой (как слои в слюде), в отл-е от конкрет. слоя, где существует взаимное тяготение индивидов. Т.о. единого об-ва быть не может, есть совокупность конкрет­ных об-в, прожив-х на одной территории. Классиф-я строения (структуры) населения: а) элементарное, коллек­тивное единство (на основе 1го признака); б) кумулятивное кол­лективное единство; в) сложный социальный агрегат (на основе 2х и более признаков). Еще одна клас-я включает выде­ление закрытых, открытых и промежуточных групп. Сорокин наз. «закрытыми» группы, членство в кот-х от ч-ка не зависит (раса, пол, возраст). Открытые - воля и желание ч-ка (партия, ассоциация и др.). Промежуточные группы - сочетаются св-ва закр-х и откр-х (класс, сословие).

Предп-ки теории соц. поведения в «Преступление и кара, подвиг и награда». Они связаны с проблемами соц. мотивации. Кары и награды - решающий фактор поведения. Сущ-т 3 типа действий: дозволенные (поступки, связ. с осущ-ем прав и обяз-тей), запрещенные (противоречащие предст-ям о должном), рекомендуемые (не противоречащие представ­лениям о должном, но и превышающие необходимый минимум «доброго» поведения). 3м типам действий соответствуют 3 формы реагирования на них: соответственно, должная реакция, наказание или кара, благодарность или награда.

В рос. период под влиянием идей Ковалевско­го разрабатывались проблемы соц. генетики. Центр. пробл.- пробл. прогресса. Общую тенденцию прогрессивной эволюции он видит в понижении стимулирующей роли внешних санкций и усилении влияния внутреннего регулирования поведения личности на ос­нове осознания своего долга. Прогрессивным он считает общество, в котором возрастает роль знания, усиливается личная ответственность, повы­шается заинтересованность человека в общем деле, смягчаются внешние санкции и растет социальная солидарность. Идеалом является создание об­щества, в котором не будет преступлений, кар и наград. Социальное равенство - пропорциональность соц. благ в соот­ветствии с заслугами людей.

Америк. п-д: «Соц-я револ-й» (1925), «Соц. мо­б-ть» (1927), «Социокульт-я дина­мика» (1937-1941)

«Социология революций» - революции и войны усиливают дезинтеграцию об-ва. Цен­ности и идеалы революционного периода ил­люзорны. Закон «социально­го иллюзионизма». Н-р – Октяб. Револ-я. Революции, несмотря на побуждения рево­люционеров, культивируют вражду, ненависть, разрушение. Закон кри­зисного периода – з-н позитивной и негативной поля­ризации. Люди во время кризисов ведут себя неоднозначно: одна часть общества становится более склонной к со­ц. аномии (негативный полюс), другая — к моральному совершен­-ю и религиозности (позитивный полюс). Реформы об-ва в усл-х кризиса должны исходить из интегральной сущ-ти ч-ка и не препят-ть его базовым инстинктам.

«Соц. мобильность» (1927) - основы теории соц. стратификации и мобильности. Соц. Стратиф-я: диффер-я некой данной совокупности людей (населения) на клас­сы в иерархическом ранге. Основа — в неравномерном распределе­нии прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии соц. ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Деление на высшие и низшие кл. Виды: эконо­мическая, политическая и профессион-я. Соц. стратиф-я — это постоян­ная характеристика любого организованного общества. Нсстратифицировапного об-ва не бывает.

Так же нормальным состоянием об-ва – соц. мобильность - «любой пере­ход индивида или соц. объекта (ценности), т.е. всего того, что со­здано или модифицировано чело-ой деятельностью, из одной соци­альной позиции в другую». Различается по направленности (горизонталь­ная и вертикальная: восходящая и нисходящая), по форме (коллективная и индивидуаль­ная), по интенсивности и масштабности. Вертик. Моб-ть рассм-ся социологом в 3х формах соц. стратиф-ии - полити­ческая, экономическая, професс-ая. Ме­ханизмы моб-ти: семья, школа, церковь, армия, професс-е, эконом-е и полит-е орг-ии.

В теории социокультурной динамики. В соц. теор. гл-е движущие силы социокультурного измен-я – это соц. и культурные факторы. Обществ-я реал-ть в историческом срезе - иерархия различ. соц. и культ-х си­стем, начиная с мелких и кончая самыми крупными— супер­системами. Последние охватывают все виды соц. взаимо-ий и формы жизни людей: науку, искусство, религию и т.д. В каждую историч. эпоху доминиру­ет одна из культ-х суперсистем, в структуре которой можно обнаружить как остатки ее «предшественницы», так и ростки «на­следницы».

Историч-й процесс – движе-е культур. 3 типа к-р: чувственный, рацио­нальный (умозрительный), идеациональный. 1й хар-ся преобладанием непоср-го чувственного восприятия действит-ти, 2й — господством рацион-го мышления, 3й — доми­нантой интуиции. Каждый присущ чел-му об-ву на различных этапах его прогресса. Центр. категория в конц. социокультурной динамики— ценности. 4 группы: ценности, возникающие в результате познавательной деятельности (истина), ценности эстетического удовлетворения (красота), ценности соц. адаптации и морали (добро), ценности объединяющие все в единое целое (польза – главная интегрирующая роль). Интерес к проблемам социокультурной динамики был связан с кризисом совр. ему культуры (фактически об-ва). Он стремился обосновать возм-ть преодоления кри­зиса культуры и об-ва поср-вом «моральной реконструкции чел-ва», в кот-й значит-я роль уделялась реализации идеи интегрализма.

В конце жизни Сорокин призывал к конвергенции социологии, сбли­жению и единению ее представителей, за что был подвержен критике.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты