КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Литературно-художественные издания русской эмиграции «первой волны».Было всего три волны эмиграции: 1) сразу после революции и гражданской войны (от 1,5 млн чел); 2) после ВОВ; 3) 70-е «застойные» гг. (диссиденты). Наибольшее культурное и литературное значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции. После октября 1917 - раскол культуры на два враждебных лагеря. Центры русской эмиграции: Европа, Восток (Китай), США, Австралия. Печатное слово — газеты, журналы, книги — были самым действенным и фактически единственным средством объединения всех эмигрантов. Поэтому основная роль в поддержании и укреплении чувства единства Русского Зарубежья принадлежала журналистике. В Берлине выходило достаточно много русских газет и журналов: «Руль», «Голос России», «Дни», «Время», «Новый мир» и т.д. В 1929 году начал выходить журнал «Бюллетень оппозиции» при участии Троцкого. До 70-80% материалов “Бюллетеня” принадлежали его перу. Всего вышло 87 книжек “Бюллетеня”. Журнал не имел собственной полиграфической базы, издавался там, где находился в это время Троцкий, на гонорарные средства от его публикаций и пожертвований его сторонников. Основным источником публикаций в “Бюллетене оппозиции”, в его постоянной рубрике “Революционные новости из СССР” были материалы советской прессы. Особое место занимал журнал “Рубеж” (с 1927, под ред. Михаила Рокотова). Издавался до 1946 в Харбине. Это был “журнал для всех”. Выходил за пределы Китая, распространялся даже на Дальнем Востоке. Иллюстрированный литературно-художественный журнал. Аполитичный, на его страницах печатались материалы от монархистов до анархистов и меньшевиков. Построен был таким образом, что учитывал интересы всех читателей, их уровень образования, социальное положение. Много внимания уделял литературной жизни России (Маяковский, Есенин, статьи о поэзии Баратынского, о Врубеле). «Последние новости» (1920—1940) стали самой «долговечной» из эмигрантских ежедневных газет. Освещение жизни в Советской России, информации, заимствованной из советской прессы, общеевропейских новостей. Особенно это касалось литературного и научно-культурного материала — через «П. н.» многочисленная эмигрантская аудитория получала сведения о советской литературе. Толстые журналы играли ведущую роль. Это гл. средство распространения худ литературы и идей. «Толстый» журнал - одно из высших достижений русской журналистики XIX—XX вв. журнал либерального направления с разнообразным содержанием. Первое такое издание эмиграции - журнал «Грядущая Россия», основанный в Париже в 1920 г. Редактировали его А. Н. Толстой, Н. Чайковский и др. печатались А.Н. Толстой, Набоков, и др. Вышло всего два номера. «Воля России» был основан в 1921 году, сначала в Праге, затем в Париже до 1932 года. Наиболее важную роль играл критик и историк Марк Слонин, он создал нов. тип изданий, пропагандировавших антибольшевизм. Авторы: Зайцев, Ходасевич, Цветаева, Ремизов. В ноябре 1920 года в Париже вышел первый номер “толстого” журнала «Современные записки», которому было суждено стать самым значительным литературным изданием первой волны русской эмиграции. Авторы: Толстой, Набоков, Цветаева, Бунин, Шмелев, Белый, Степун, Франк, Шестов. Редакторы: Вишняк, Гуковский, Руднев, Аксентьев, Фандоминский. Основанный при деятельном участии А.Ф. Керенского журналистами и публицистами эсеровских взглядов, он должен был способствовать уяснению причин “катастрофы и крушения русской демократии”. Но при этом создатели не собирались ограничиваться политическими дискуссиями. В этом журнале культура превалирует над политическими целями. Политическая линия журнала – неприятие большевизма, т.е. демократические идеалы февральской революции. Журнал представлен сильной публицистикой. Печатались воспоминания эмигрантов, письма Л. Толстого. Журнал задумывался как ежемесячное издание, но на деле издавалось не более 6 номеров в год, а с 1931 – всего 2-3 номера в год. Тираж – не более 2000 экз. Заявленной целью журнала было объединение русской эмиграции и предоставление трибуны антибольшевистским силам. Журнал, как и другие эмигрантские издания, был запрещен в СССР, но некоторые номера доставлялись в Кремль с дипломатической почтой. Кроме того, отдельные номера ввозились в СССР нелегально. Прекращение деятельности журнала было связано с оккупацией Парижа немецкими войсками. Журнал «Иллюстрированная Россия» издавался в Париже с 1924 по 1939 год. Двухнедельный литературно-иллюстрированный журнал. Первым редактором был его основатель – Миронов, он пробыл на этом посту до 1931 года. После него журнал на год возглавил Куприн, а после него изданием занималась редколлегия, в которую входили Бунин, Гиппиус, Шмелев, Мережковский. Издание выходило на хорошей мелованной бумаге, обложки изящно оформлены работами художников и знаменитых русских мастеров. За 15 лет существования журнала вышло 748 номеров. Все они представляют собой монументальную летопись, свидетельствующую обо всех сторонах жизни русской эмиграции. Журнал рассказывает в беллетристике, поэзии, воспоминаниях, исторических очерках, репортажах; об общественно-политической, обыденно-бытовой, культурно-просветительской, исторической жизни всего русского зарубежья. Общее направление журнала – либеральное. В журнале существовали постоянные разделы: Литература (беллетристика, поэзия), Литературные воспоминания, История, Русская художественная жизнь, Бытовая и ежедневная жизнь эмиграции. Журнал «Числа» -«журнал литературы, искусств и философии» русской эмиграции, выходивший в Париже с 1930 по 1934 год. За пять лет вышло 10 номеров. Гл. редактор – Николай Оцуп. В журнале в основном печатались авторы младшего поколения русской эмиграции: Газданов, Одоевцева, Полтавский. Также печатались Гиппиус, Мережковский, Зайцев, Ремизов и другие. В каждом номере было около 20 иллюстраций. Из-за недостатка средств журнал выходил нерегулярно и подчас сдвоенными номерами. Однако, «Числа» выполнили свою задачу консолидации молодых сил литературы русского Рассеяния. «Грани» -журнал литературы, искусства, науки и общественно-политической мысли. Изд. С 1946 г., осн. Евгением Романовичем Романовым (настоящая фамилия Островский). Первые три номера журнала вышли в Менхегофе – лагере для перемещенных лиц. Журнал неразделимо связан с группировкой НТС (Народно-трудовым союзом). «Грани» сыграли неоценимую роль в деле слияния очень высокой культуры первой волны эмиграции и культуры послереволюционного поколения, из которого и состояла «вторая волна». Однако деятели первой эмиграции в послевоенные годы один за другим уходили в небытие. Изгнанники, создавшие Россию за рубежом, сумели выполнить двойную задачу — сохранить и развить дальше наследие национальной культуры. Эмигрантская журналистика не только сохраняла традиции русского зарубежья, но и развивала их.
|