КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.Жанр (в общем) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах иск-ва; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Как отмечают теоретики, причина возникновения жанров – практическая потребность общества, сама жизнь диктует определенные способы отображения текущей действительности. Так, со времен первой печатной газеты – петровские “Ведомости”(1702г) в РФ стали формироваться информационные жанры журналистики. С развитием печати стали появляться аналитические публикации, такие как статья и рецензия. С появлением в 18 веке российской сатирической журналистики наступает эпоха развития басни, эпиграммы, памфлета, фельетона и других. Но сегодня современные жанры журналистики представляют целостную и развитую систему. Характерной особенностью данной системы является то, что с одной стороны – она отличается определенной стабильностью, а с другой – подвижностью. Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях). Существует такое понятие как диффузия жанра – использование в дополнение к основному текстообразующему жанру изобразительных приемов из других жанров, которые играют в тексте вспомогательную роль. «Журналистика не может существовать без разделения на жанры. В противном случае – будет эклектика», поэтому необходимо создать систему жанров - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Существует несколько классификаций жанров журналистики. В ходе ответа я рассмотрю дифференциацию жанров Тертычного, Кройчика и Гуревича. Ал-др Алекс. Тертычный: под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие: 1. предмет отображения (событие, ситуация, процесс, личность) 2.целевая установка (функция) отображения (описание, оценка, прогноз, выявление причинно-следственных связей) 3. метод отображения (эмпирические (эксперимент, наблюдение, работа с документами и др.) и теоретические (индукция, анализ, синтез, метод историзма и др.) Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика. Каждый из них вносит свою толику в образование того или иного жанра. Тертычный наиболее весомым фактором считает целевую установку. Классификация жанров Тертычного: 1. Информационные. Составляют основную часть массовых информационных потоков. Такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Это: заметка, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ. 2. Аналитические. Нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. Это: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, комментарий, рецензия, статья, обозрение, журналистское расследование и др. 3. Художественно-публицистические жанры. Авторская, писательская журналистика. Проявляется она, прежде всего, в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности. Это: очерк, фельетон, памфлет, пародия, житейская история, анекдот и др. Лев Ефр. Кройчик говорит о том, что в 90-е годы резко изменилась поэтика публицистического текста: 1) на смену директивной, одноцветно идеологизированной прессе пришла публицистика более раскованная по мысли и стилю. 2) современная публицистика все отчетливее персонифицируется. 3) она работает в режиме диалога с аудиторией. 4) текст приобретает черты литературности: меняется его стилистика, слово становится более экспрессивным, более эмоциональным и остроумным. 5) развитие новых информационных технологий (сети Интернет, в частности) создало естественные предпосылки для унификации (упрощения) жанров. 6) в эпоху конкурентной борьбы изданий за скорость передачи информации у журналистов стали ценится такие качества, как оперативность: переход на эксклюзивность или на комментирование. Поэтому жанр комментария становится наиболее популярным среди газетчиков. Прежняя классификация устарела. Между тем, публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне). В этой связи тексты, появляющиеся в прессе, Кройчик разбивает на 5 групп: 1) оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях; 2) оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты; 3) исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия; 4) исследовательские – статья, письмо, обозрение; 5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) – очерк, эссе, фельетон, памфлет.
|