КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В целом можно выделить следующие основные тенденции жанрообразования.• смещение одних жанров другими. В системе жанров журналистики на периферию отошли такие крупномасштабные жанры, как очерк, а в центр выдвинулись информационные жанры. Срединное положение занимает группа аналитических жанров; • возникновению новых жанров предшествует освоение журналистами новых методов познания действительности, взятых на вооружение из других сфер человеческой деятельности, например, социологическое резюме или статья-прогноз; • процесс размывания жанровых границ приводит не только к образованию гибридных жанровых форм (например, очерк-расследование), но и постоянному жанровому взаимообогащению; • изменяясь и трансформируясь, жанры в своем развитии сохраняют свою преемственность, основные типологические признаки, обнаруживаемые в многообразии отдельных жанров. По-другому к рассмотрению этого вопроса подходит Семён Моис. Гуревич. Он даёт определение самого понятия «жанр», признавая его как устойчивые особенности содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Соответственно, разнится и типология разделения жанров. По Гуревичу все жанры делятся на: - Жанры новостной информации (заметка, отчет, репортаж) - Диалогические жанры (интервью, диалог, полилог) - Ситуативно-аналитические жанры (комментарий, корреспонденция, статья, рецензия, обзор) - Эпистолярные жанры (письмо) - Художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка) - Сатирические жанры (фельетон, памфлет, эпиграмма) Эссе – полифонический жанр. Несмотря на богатство классификаций, журналисты и исследователи предпочитают традиционный способ рассмотрения жанров: 1) Информационные: хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др. 2) Аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др. 3) Художественно-публицистические: зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др. 5) Шоу-жанр: игры, конкурсы, реалити-шоу, ток-шоу и др. Со временем, одни жанры начинают преобладать над другими. Так, с развитием Интернет-журналистики первое место по распространенности завоевала информационная заметка. Художественно-публицистические жанры в большинстве своем остались в прошлом — в российской, белорусской и украинской прессе редко теперь встретишь фельетон или памфлет. По мнению Виталия Третьяка в современной журналистике существует лишь 4 самостоятельных классических жанра: информация, репортаж, интервью и статья. Все остальное – это служебные жанры. Однако в конце XX века появился пятый, рожденный ТВ неклассический жанр – игра (ток-шоу, реалити-шоу и т.д.). Если считать жанр условной категорией внутривидовой дифференциации искусства, то жанры журналистики являются жанрами искусства, а значит, всё вышеизложенное можно отнести и к журналистике. В журналистике, в отличие от других видов искусства, нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновение жанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике «чистота» жанра является качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны лишь для «бульварных» изданий и теле- и радиопередач низкого качества.
17. Журналистская деятельность А.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник») Журналистская деятельность Пушкина развивалась в 3х направлениях: литературная критика, полемика и публицистика. Первое выступление Пушкина-журналиста в периодической печати - 1824 г. в «Сыне отечества», «Московский телеграф» (пишет несколько стихов и статью о баснях Крылова, борется против «Вестника Европы»), в альманахе «Полярная звезда». Еще в южной ссылке мечтал о своем журнале или газете, но долго не мог реализовать это по политическим причинам. В 30х.19в. Пушкин сотрудничал с альманахом Дельвига «Северные цветы», сначала как поэт, критик и полемист. Пушкин не оставлял мысли о создании в Питере более оперативного печатного органа, который можно было бы противопоставить реакционной (антидемократичной) периодике Булгарина и Греча. «Литературная газета» выходила в 1830 - 31 гг.,1 раз в 5 дней, под редакцией Дельвига. Кроме Пушкина, участвовали Вяземский, Баратынский, Ф. Глинка, Н. Гоголь и др. Борьба против “продажной” журналистики Булгарина и Греча. Пушкин редактировал газету в 1830, пока Дельвига не было в Питере. Газетка была литературным и литературно-критическим изданием, соответственно имелись литературные и критические отделы. Газета стояла на позициях романтизма. Но уже критически оценивала его крайности. Выступала против «Вестника Европы», «Северной пчелы» и «Сына отечества». В газете: литературные материалы, статьи по научным вопросам. В отделе прозы - повести, отрывки из романов, описания путешествий, очерки, записки. В отделе поэзии - Пушкин, Дельвиг, Вяземский, Давыдов, Баратынский, Глинка и др.; без подписи печатались стихотворения ссыльных. В № 3 «Литературной газеты» вышла заметка Пушкина с отрицательной оценкой романа Булгарина “Иван Выжигин” (после этого Булгарин написал донос на газету). Так же Пушкин печатал эпиграммы на Булгарина и памфлет “О записках Видока” (под видом рецензии на книгу французского сыщика Пушкин клеймит Булгарина). В 1830 «Литературную газету» запрещают за публикацию четверостишия, посвященного жертвам июльской революции 1830 во Франции. Пушкин печатается в ней все реже и реже. Почти все участники «Литературной газеты» в свое время находились в более или менее тесных связях с декабристами, поэтому «Литературная газета» воспринималась современниками и правительством как орган политической оппозиции правительству. Булгарин участил доносы на «Литературную газету». В 1831 г. Дельвиг умер, и скоро газета закрылась. П.продолжает острую полемику с Булгариным и Гречем в журнале Надеждина «Телескоп». Пушкин выступил в «Телескопе» с памфлетом, под которым стояла подпись Феофилакт Косичкин. В 1831 - две фельетонные статьи Пушкина, направленные против Булгарина и Греча: «Торжество дружбы, или оправданный Александр Анфимович Орлов» (в нем Пушкин приравнивает творчество Булгарина к творчеству бездарного бульварного писателя Орлова, который писал подделки под роман “Иван Выжигин”, издевается) и «Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем» (построена на высказывании Греча, который, намекая на Пушкина, утверждал, что в одном мизинце Булгарина ума больше, чем в головах некоторых литераторов). Обе статьи перекликаются с басней Крылова “Кукушка и Петух”, тоже направленной против Булгарина и Греча, против их восхваления друг друга. Он разоблачает Булгарина как клеветника и доносчика, предателя. В 1836 году начал выходить «Современник» (Пушкин – издатель и редактор). Он был дозволен как литературный сборник, выходящий четыре раза в год. Внешним видом он напоминал альманах, имея всего два отдела – «Стихотворения» и «Проза». Белинский (тогда начинающий журналист) в заметке «Несколько слов о «Современнике»» доброжелательно отозвался о выходе нового журнала. Однако второй № «Современника» вызвал критические замечания Белинского за «салонный» тон некоторых статей. Пушкин сумел превратить литературный сборник-альманах в общественно-литературный журнал со всеми характерными для такого журнала материалами. В «Современнике» участвовали писатели: Жуковский, Гоголь, Вяземский, Тютчев, Дурова, Кольцов. Пушкин уделял большое внимание пропаганде русской литературы, в журнале даже не было переводов. При Пушкине «Современник» тяготел к публицистическим, документальным и научным жанрам: запискам, очеркам письмам, зарисовкам, отчетам, научно-популярным, критическим и публицистическим статьям. Отдел прозы пополнялся воспоминаниями и документальными материалами, отражавшими интерес Пушкина к русской истории. Были напечатаны не только “Капитанская дочка”, но и “Путешествие в Арзрум” (один из первых очеркистских циклов в русской журналистике). Изображая события на Кавказе, Пушкин оправдывал присоединение этого региона к России; изображение войны лишено романтизации, читатель видит ужасы войны, но вместе с тем Пушкин высоко оценивает исторический смысл побед русского оружия). Сделать «Современник» массовым изданием Пушкину так и не удалось. Журнал издавался в очень тяжелых цензурных условиях. С 50хг. - новый период в истории «Современника», объединившего на своих страницах самых передовых представителей русской общественной мысли во главе с Белинским.
|