КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Право и справедливость.Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости. Не случайно слова «правильное», «правда», «справедливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость). Сущность права состоит в том, что оно - способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивного) права любой страны общей природе и сущности права как такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной основой и гарантией осуществления правовых предписаний. В то же время даже самый справедливый социальный компромисс в силу самой природы компромисса (в любом случае предполагающей отступление от «своего» интереса в пользу общего) потенциально содержит в себе возможность отхода от условий и правил компромиссного решения, каковым по своей природе право и является. Вот именно в таких случаях право и проявляет свои возможности по принудительной реализации собственных предписаний: «справедливость, не поддержанная силой, немощна» (Блез Паскаль). Противоречия между правом и справедливостью могут выражаться не только в несправедливом применении правовых норм, но и в издании государством изначально несправедливых норм права. Поэтому справедливый подход должен быть обеспечен ,прежде всего в процессе издания государством нормативно-правовых актов. Таким образом, право, с одной стороны, должно основываться на моральных началах правды и справедливости, а с другой - быть формой возведения справедливости в закон жизни общества.
11.Право в объективном и субъективном смысле.Объективное и субъективное в праве. Право — весьма сложное и многогранное явление. От правильного понимания права зависят и правопорядок в обществе, и уровень правовой культуры населения, и повседневное отношение людей к государству, предписаниям, которые от него исходят.Существует объективное и субъективное право. Объективное право существует как явление, практически не зависящее от воли конкретного субъекта. Объективное право — регулятор общественных отношений, оно формируется постепенно. Люди в своей жизни вступают в многочисленные отношения, чтобы удовлетворить разнообразные потребности — в товарах, услугах, в создании семьи, в трудовой деятельности и т.п. В соответствии с этим со временем формируются нормы, устоявшиеся правила поведения, которые становятся нормами права. Поэтому к такому понятию права применяют термин «объективное».Объективное право (право в объективном смысле) выступает как система формально-определенных, общеобязательных и обеспеченных государственным принуждением норм, установленных или санкционированных государством для регулирования общественных отношений. Указанное определение отражает нормативный подход к праву (право как система норм). Субъективное право представляет собой притязания субъекта на возможное поведение (право на образование, право участвовать в выборах органов государственной власти и т.д.); это право принадлежит отдельному субъекту, его использование зависит от его воли, именно поэтому оно именуется субъективным. Право в субъективном смысле — это право на что-то, на какие-либо действия, например право на труд, право на образование, право покупателя по договору купли-продажи требовать передачи оплаченного товара. При этом субъективное право закрепляется в тех самых нормах, совокупность которых образует право объективное.Право в субъективном смысле достаточно конкретно: право на действия (или бездействие) предполагает более или менее точное определение того, что субъект может делать. Необходимо также добавить, что субъективное право может быть использовано в рамках тех общественных отношений, по которым государство устанавливает общеобязательные правила поведения (в правоотношениях). Поэтому в науке принято определять субъективное право как вид и меру возможного поведения участника правоотношения. Исходя из этого субъективным в праве является разрешение государством какого-либо действия, а объективным –право, исходя из воли народа. 12.Право, ценности и интересы Нормы морали и нравственности – один из видов социальных норм. Одновременно они являются частью морали и нравственности как вида общественного сознания. Мораль и нравственность оперируют такими понятиями и категориями, как добро и зло, плохо и хорошо, нравственно и безнравственно, честно и нечестно, добродетель и порок. Эти оценочные понятия применяются к поведению и деятельности человека. С их помощью формулируются нормы морали и нравственности, которые регулируют поведение человека, оценивая его как моральное или аморальное. Нормы морали представляют собой формализованную часть морали и нравственности, определенные правила поведения. Многие моральные нормы закреплены правом. В этом случае объект регулирования нормы права и нормы морали совпадают. Однако норма права имеет определенные особенности по сравнению с нормой морали. Во-первых, она конкретизирует моральное отношение и наряду с моральной ответственностью устанавливает правовую, гарантированную государством. Например,мораль запрещает и осуждает присвоение чужого имущества. Право определяет конкретные формы присвоения в виде кражи, грабежа, разбоя и устанавливает за их совершение уголовную ответственность. Во-вторых, моральные нормы регулируют очень широкую сферу общественных отношений. Нормы права регулируют только часть их, поскольку основная масса моральных проступков не представляет общественной опасности из-за их малозначительности. Право регулирует наиболее общественно опасные аморальные действия. Существуют нормы права нейтральные в моральном отношении. К ним относятся многие нормы процессуального права. Например, порядок оформления и предъявления гражданского иска, основания для отказа в его принятии и др. Однако нормы процессуального права, предусматривающие равенство сторон в судебном заседании, состязательность процесса, предоставление равного права его участникам на обжалование решения суда, некоторые другие, имеют и моральное, нравственное значение, поскольку опираются и на нормы морали и нравственности. Одновременно между нормами морали и правовыми нормами существуют различия. Во-первых, нормы права устанавливаются государством, нормы морали – самим обществом. Во-вторых, нормы права выражаются в письменных актах, нормы морали содержатся в сознании людей. В-третьих, исполнение норм права гарантируется государством, норм морали – общественным мнением. В-четвертых, нормы права едины для всех групп, слоев, наций, а нормы морали могут быть различными. Например, у защитников животных и устроителей собачьих и петушиных боев различное нравственное отношение к животным.
13.Право и экономика Исторически первыми возникли экономические отношения, которые представляют собой отношения между людьми в процессе производства, купли, продажи и потребления материальных ценностей, обеспечивающих реальные условия жизни человека. Необходимость упорядочения этих отношений обусловила появление права. Возникнув как результат экономических отношений, право стало оказывать определенное влияние на развитие и функционирование экономики. Например, в условиях социалистической формы хозяйствования право, поддерживаемое насильственными мерами со стороны государства, запрещало частную собственность и частнопредпринимательские отношения. Оно регулирует экономические отношения и в условиях рынка. Согласно мнению западных ученых, право в условиях демократического правового государства с развитыми рыночными отношениями может решать следующие вопросы в сфере экономики: 1) закреплять равенство всех форм собственности и их использование; 2) устанавливать запреты на негуманную и социально вредную предпринимательскую деятельность; 3) устанавливать круг лиц, которые могут быть хозяйствующими субъектами, и определять перечень условий, которым они должны соответствовать, а именно: иметь определенное образование, профессию, стаж работы по данной профессии, соответствующие медицинские показатели, лицензии на занятие данной деятельностью и т. д.;
4) запрещать порочные методы ведения хозяйства и коммерции, в том числе нечестные, насильственные; 5) регламентировать порядок разрешения хозяйственных споров и конфликтов, в основном с помощью судебных органов; 6) устанавливать юридическую ответственность предпринимателей и предприятий за нарушение законодательства, вплоть до ликвидации юридических лиц и уголовного наказания виновных. При соблюдении перечисленных функций, право дает возможность оценивать предпринимательство как правомерное либо противоправное со всеми вытекающими последствиями, а именно: честное законное предпринимательство правом охраняется, нечестное, незаконное – пресекается и наказывается соответствующими органами государства. 14.Право и политика Политика в переводе с греческого означает государственные или общественные дела. В настоящее времяона понимается как определенная направленность деятельности государства в сфере отношений между классами, слоями общества, нациями, религиями, имеющими свои экономические, политические и иные интересы. Регулирование этих отношений с целью достижения определенных целей и с учетом интересов различных социальных образований является содержанием политической деятельности государства. Политика проводится двумя способами: в форме непосредственной управленческой деятельности государства и в форме правового регулирования. Политика, проводимая государством, выражает интересы находящейся у власти группы людей, слоя, клана или большинства населения. Она закрепляется и в праве. Поэтому политическая направленность деятельности государства и характер правового регулирования совпадают. В современных демократических государствах право выражает и закрепляет интересы большинства граждан. Государственные органы формируются непосредственно народом на основе свободных демократических выборов. Поэтому деятельность государства оказывается во многом ограниченной правом и не является произвольной. Право закрепляет организацию органов государственной власти, их полномочия, формы и методы деятельности. И чем детальнее и четче урегулирована деятельность государственных органов, в первую очередь их отношения с гражданами, общественными организациями, частными предприятиями, тем более она оказывается подконтрольной обществу, а значит, и будет более законной в сфере политических отношений. Право в политике, как и в экономике, должно регулировать поведение и деятельность конкретных должностных лиц, государственных органов, принимающих политические решения. Оно должно определять их права, обязанности, ответственность за неисполнение обязанностей и т. д. В этом случае эффективность правового регулирования политических отношений будет выше по сравнению с регулированием их с помощью норм, содержащих только полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. В настоящее время подобное регулирование применяется довольно широко, особенно в конституционном праве, что позволяет должностным лицам, занимающим высокие государственные посты, действовать произвольно, по своему усмотрению, что чревато конфликтами с отдельными гражданами, общественными организациями, предпринимательскими структурами, большими группами и слоями населения, всем обществом.
15.Функции права.Общая характеристика Функции права – это основные направления воздействия права на общество, выражающие существенные черты и свойства права. Выделяются следующие функции права: познавательная, коммуникативная, воспитательная, идеологическая, регулятивная, охранительная, распределительная (дистрибутивная), функция разрешения правовых конфликтов, осуществления правового контроля, легитимационная, оценочная и прагматическая. Познавательная функция обеспечивает расширение знаний человека об обществе, закономерностях его развития, функционировании правовой сферы. Коммуникативная функция способствует развитию взаимодействия и взаимосвязи людей, органов и организаций, создает социальные цепочки отношений различных субъектов права, объединяет общество в единое целое. Воспитательная функция проявляется в положительном воздействии права на человека, способствующем его правопослушному поведению, формированию у него взглядов, мнений, установок, направленных на выполнение норм права Идеологическая функция выражается в том, что право оказывает воздействие на формирование у человека определенных взглядов, идей, выражающих его отношение к различным классам, слоям общества, нациям, религиям. Регулятивная функция представляет собой правовое воздействие на деятельность людей, органов и организаций путем установления правил поведения, предоставления прав и возложения обязанностей, в соответствии с которыми осуществляется деятельность юридических и физических лиц (регулятивная динамическая), а также путем запрета совершать определенные действия (регулятивная статическая). Охранительная функция права представляет собой защиту существующих в обществе экономических, политических, национальных, личных и иных отношений путем закрепления их в нормах права. А также сущ.:распределительная(распределение прав и обязанностей),ф-я разрешения прав.конфликтов,ф-я осуществления прав.контроля, легитимационная(законность действия гос.органов), оценочная(опр-е деятельности лиц как правомерное/неправом.) и прагматическая(использование права отдельными группами людей)
16.Принципы права Принципы права – это его основные, наиболее характерные черты и свойства, определяющие право как социальное явление. К принципам права относятся: принципы социальной свободы, социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия, законности, правосудия, взаимной ответственности личности и государства. Принцип социальной свободы означает установленную правом возможность вести себя по своему усмотрению в определенных сферах общественной жизни. Например, закрепленное законом право выбора вида трудовой деятельности, занятия законным предпринимательством, места жительства, вероисповедания дают возможность гражданам действовать самостоятельно в данных социальных сферах. Принцип социальной справедливости выражается в том, что право регулирует взаимоотношения между людьми на основе равенства, обеспечения одинаковых возможностей для жизни и деятельности людей, достижения ими своих законных целей. Принцип демократизма определяется закреплением в праве таких прав граждан, как участие в выборах государственных органов, права быть избранным в них, занятие государственных должностей и т. д. Данные качества права позволяют устанавливать и поддерживать демократию и выражают принцип демократизма права. Принцип гуманизма означает уважительное отношение к человеку со стороны государственных органов, общественных организаций. Право запрещает оскорбление, унижение достоинства человека, антигуманное обращение с лицами, находящимися в местах лишения свободы и т. д. Принцип равноправия означает равенство прав и обязанностей, а также равенство перед законом всех граждан независимо от их пола, возраста, вероисповедания, национальности, места жительства, уровня образования и других личных особенностей. Принцип законности полагает, что право должно быть законным. Это означает соответствие правовых норм и в целом законодательства интересам граждан, их менталитету, национальным, культурным и иным особенностям, моральным и нравственным ценностям, историческим обычаям и традициям народа. Принцип правосудия означает, что правом должны быть четко урегулированы полномочия судов, порядок их деятельности, определены дела, которые могут и должны рассматривать суды на основе равноправия и состязательности сторон. Принцип взаимной ответственности личности и государства, его органов и должностных лиц. Установление правом взаимных прав и обязанностей, порядка разрешения споров и конфликтов, привлечение к ответственности виновной стороны и образует содержание данного правового принципа.
17.Понятие и предмет права Общая теория государства и права - это система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования права и государства вообще, их сущности, а также связанных с ними государственно-правовых явлений. Предметом общей теории права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления. А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права . Предмет можно рассмотреть с двух сторон: · стабильные, всеобщие характеристики государства и права, их типичные черты, которые остаются неизменными на протяжении многих и многих лет. Эта сторона в большей степени относится к предмету учебной дисциплины; · научное выявление новых свойств и качеств, более высокий уровень познания права и государства, необходимость их анализа во взаимодействии с другими отраслями знания - все это со временем приводит к переосмыслению и преобразованию предмета науки. Эта сторона предмета - собственно научная, состоящая в приращении научного знания, поиске, открытиях, ошибках, дискуссиях. Место теории права в системе юридических наук определяется прежде всего ее особенностями и характерными чертами: · теория государства и права - вводная учебная дисциплина, которая дает исходные положения юридической науки; · теория государства и права - фундаментальная наука, в составе юридической науки она относится к первому блоку знаний; · это обобщающая наука, она "выводит за скобки", берет общие вопросы всех отраслевых наук. Например, вопросы толкования, юридической техники; · это методологическая наука, она разрабатывает положения, которые используются другими юридическими науками. Однако значение теории государства и права нисколько не умаляет значения других юридических наук, ведь без них она попросту не существует.
18.Теологическая сущность права. Согласно данной теории право создано Богом для регулирования жизни людей. При этом общественное регулирование осуществляется правителями государства. Так, в Законах Хаммурапи отмечается, что Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране. Это произошло после того, как бог Мардук раскрыл ему суть справедливости и достойного управления людьми. Как уже отмечалось ранее, в христианской религии наиболее ярким представителем теологической теории являлся Ф. Аквинский. Согласно его учению, мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником Бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям. Соответствующее подчинение есть и в системе законов: вечный закон — сам божественный разум, управляющий миром; божественный закон — это Библия. Из нее человек черпает представление об истине; естественный закон — отражение вечного закона человеческим разумом. Он исходит из природы человека и не зависит от усмотрения государственных законодательных органов. По сути, это закон, отражающий естественные права человека; человеческий закон — это позитивное право, т. е право, издаваемое государством. Но поскольку государство- это творение Бога, то и позитивное право также является отражением его воли. Не следует думать, что теологические взгляды на право — это далекая история. Это и наша современность. Так, современные христианские воззрения на право выражены, например, в папских энцикликах (посланиях) к верующим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное. Итак, согласно теологической теории право — это система норм поведения, исходящая от Бога. При этом позитивное право (т.е. право, издаваемое государством) исходит от Бога через посредника (правителя, пророка, государство). 19.Школа естественного права. Естественно-правовая теория свою завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев и др. Основные идеи данной доктрины: разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право); отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы); источник прав человека видится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, права человека приобретаются от рождения либо от Бога. Достоинства теории: это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, т. е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.; провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым выбивает «теоретическую» почву из-под ног произвола чиновников и государственных структур. Слабые стороны теории: такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто; такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей. 20.Историческая школа права. В конце XVIII — начале XIX в. наибольшую известность получила историческая школа права. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи: право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; право — это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. д.; отрицание прав человека, ибо в сословных обычаях эпохи феодализма, при которых возникла теория, не могли найти отражения никакие естественные права человека. Достоинства теории: впервые наиболее основательно обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе; справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения. Слабые стороны: данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя; ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений. 21.Юридический позитивизм. Нормативизм Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен и др. Основные идеи теории: исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о нраве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; по Ксльзсну, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально- экономическими (и другими сущими) оценками; в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме. Достоинства теории: верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы; нормативность органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по времени издания нормативных актов; признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму. Слабые стороны: осуществлен слишком сильный крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). Отсюда недооценка представителями данной теории связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами; признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными. 22.Социологическая школа права Социологическая теория права окончательно сформировалась в XX в. Представители: Е. Эрлих, Ф. Жени, С. А. Муромцев и др. Основные идеи: право и закон разделены, хотя и не так, как у идеологов естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего; под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — это реальное повеление субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права; формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества. Достоинства теории: такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление; совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой; эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления. Слабые стороны: если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной; в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны корыстных должностных лиц. 23)Историко-материалистическая школа права. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л.Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда. 24)Психологическая школа права. Ее родоначальником считается русский ученый Л.И. Петражицкий. Возникла в начале ХХ века. Согласно этой теории право является элементом человеческой психики. Оно есть определенные психические переживания, правовые эмоции человека. Петражицкий подразделял право на позитивное и интуитивное. К позитивному он относил право, выраженное в определенных внешних источниках (законах, кодексах, обычаях и т.д.), а к интуитивному - психические переживания каждого отдельного индивида или группы лиц. По мнению Петражицкого интуитивное право есть там, где существуют так называемые императивно-атрибутивные переживания, т.е. такие психические переживания, которые связаны с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом, требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. Интуитивное право по отношению к позитивному праву обладает приоритетом и является источником его преобразования, ибо правовые эмоции при определенных условиях объективируются в нормах позитивного права. Кроме того, Петражицкий различал право официальное и неофициальное. Под первым он подразумевал право, которое применяется и поддерживается государственной властью, под вторым - право, которое создается теми или иными социальными группами независимо от государства. По сути дела и Петражицкий, и его последователи отождествляли право с правосознанием, с той его частью, которая относится к правовым чувствам, эмоциям, переживаниям людей. 25)ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРАВЕ Это комплексное, системное использование методологических средств познания —деятельностного, личностного, инструментального и др., отображающих в своем единстве многоаспектное видение права: формирование юридически должного, или принципов и предписаний права и их признание государством; восприятие этих принципов и предписаний адресатами и воплощение в предметно-практической правомерной деятельности. Это способ познания права представлен в единстве его принципов (правовых идей), норм (правовых установлений) и фактических правомерных действий и отношений. Право с этой точки зрения есть правовая идея, выраженная в законе, воспринятая правосознанием и реализованная в фактической правомерной деятельности. Соответственно этому интегративный подход объединяет под своим «началом» совокупность однопорядковых методологических инструментов правопознания (аксиологический, деятельностный, инструментальный, личностный и др.), синтезированных специально-юридическим, мировоззренческим и социологическим подходами. Главной, системообразующей идеей (идеологемой), которая может быть положена в основание данного подхода, является идея «действие права». Это одновременно принцип и способ интегрирования разнопорядковых подходов в правопонимании, структурирования правового материала.
|