КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обычное право и закон. Обычное право – это древнейшая форма образования рпОбычное право – это древнейшая форма образования рп. Обычное право – неписаное право, восходящее к обычаям первобытного общ-ва. С развитием цивилизации возникает писаное право в такой его форме как закон, например, «Законы XII таблиц» (Vв. до н.э.). Законами были некоторые постановления народного собрания («Закон Петелия» и т.д.). К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановления носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам; в) мандаты – инструкции императоров своим чиновникам; г) декреты – решения по поступающим на рассмотрение императора спорным делам. С усилением законодательной деятельности государства обычай в значительной мере потерял свое значение. С течением времени обычай стал выполнять новые задачи - именно функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права, обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и имел большое значение для обновления права. Наряду с прежним обычаем появляется новый - судебный, и судебная практика. В эпоху принципата значение обычая как живого и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом. В начале домината в практике законодательства оформилась тенденция, противоположная теории Юлиана, и было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы. В 319 г. н.э. Вышла конституция, в которой было прописано ограничение местного обычая, с другой стороны она выдвигает на вид общие смысл и цели закона. Его не могут изменять местные пережитки и состояние права, иногда в его первобытной форме. Закон. Понятие закона в республиканском Риме. В Древнем Риме законом являлось решение комиций - народного собрания. Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись: (1) Магистрат, имевший право созывать народное собрание, должен был сначала выработать письменный проект закона, испрошение закона. (2) Народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа. (3) Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената. Виды законов по их санкции. Формулировка принятых законов распадалась на три части: а) надпись, указывавшая собрания и обстоятельства, б) содержание самого закона и в) санкция-гарантия соблюдения самого закона. Первая категория - совершенные законы - воспрещавшие к-л юр акт и объявляли его ничтожным. Вторая категория – несовершенные - не предусматривали никакой санкции. Третья категория – менее совершенные - боролись с нежелательными актами угрозой негативных последствий, не объявляя ничтожным самих актов. Четвертая категория – более совершенные - содержали только воспрещение актов, без угрозы невыгодных последствий. Отмирание республиканского законодательства в эпоху принципата.К концу I в. н.э. народные собрания перестали проводить законы, хотя их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях находится в аграрном законе конца I в. н.э. Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: «что угодно императору, то имеет силу закона», а сам император «законами не связан». В период абсолютной монархии императорские законы стали именоваться leges; встречаются и новые термины: leges generates, sanctio pragmatica и др.
|