КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диффузность и звукопоглощениеПри проектировании музыкальных студий нежелательно использовать типичные для ТВ студий плоские облицовки. Здесь необходимо применять достаточное количество звукорассеивающих конструкций, чередуя их со звукопоглощающими материалами. Большее количество звукорассеивающих конструкций должно размещаться на потолке студии. Хорошо зарекомендовали себя на практике конструкции в форме призм и пирамид, которые изготовляются в виде отдельных объемных модулей, крепящихся затем к потолку. При выборе данных конструкций следует учитывать их диаграммы рассеяния звука на разных участках звукового диапазона. Обычно звукорассеивающие конструкции изготавливаются в виде деревянного каркаса, который обшивается фанерными листами. Известны также примеры, когда их удавалось делать из гипса при использовании армирования и специальных отливочных форм. В отечественной практике при проектировании музыкальных студий часто совсем отказываются от применения промышленных звукопоглощающих плит. Это связано как с их ограниченным ассортиментом, так и с недостаточно хорошим внешним видом, что весьма важно для музыкальных студий. При этом на стенах в ячейки несущего деревянного каркаса закладываются обернутые стеклотканью минерало-ватные плиты, а затем обращенная к студии их поверхность закрывается декоративным акустически прозрачным покрытием. В качестве последнего часто используются деревянные рейки. Такие весьма эффективно поглощающие звук конструкции выполняются в виде чередующихся фрагментов, а в промежутках между ними устанавливают звукорассеивающие элементы в виде членений разного профиля (пилообразного, треугольного и т.п.). Конструктивно эти элементы часто изготавливают из деревоплиты. При наличии соответствующих требований по технологии звукозаписи углы студии скашивают, размещая в них звукоизолированные кабины для ударной установки и отдельных исполнителей. В зарубежной практике находят широкое распространение высокоэффективные звукорассеивающие конструкции типа так называемых диффузоров Шредера. В своем классическом виде они представляют собой набор параллельных канавок (щелей), разделенных ребрами. Канавки имеют различную глубину, причем при переходе от одной канавки к другой она меняется по закону числовой последовательности с хорошими корреляционными свойствами. Подобные конструкции различного типа выпускаются американской фирмой RPG Diffusor Systems Inc. Уровень фонового шумаУровень шумов (как внутренних, так и внешних) в студии в соответствии с международными рекомендациями должен быть равен NC25. Достижение такого уровня является чрезвычайно трудной задачей, требующей размещения студии в достаточно тихой части здания и применения специальных мер при их строительстве для обеспечения звукоизоляции и виброизоляции помещения: специальных двойных стен и дверей, их акустической развязки с остальной частью здания с использованием «плавающих» конструкций пола, подвесных стен и потолков; использования специальных глушителей для вентиляционных систем.Было изучено множество референсных кривых для определения уровней фонового шума. NC (noise curves, шумовые кривые) и PNC (preferred noise curves, предпочтительные кривые) используются для помещений. На графике показаны наиболее современные диаграммы второго типа, а именно те, что имеют отношение к студиям (см. график).
Большинство профессиональных студий требует, чтобы уровень фонового шума не превышал кривую 15 или 20 дБ (т. е. удовлетворял одному из требований сертификации THX: студии должны соответствовать шумовому критерию NC25). В домашней или project-студии фоновый шум никогда не должен превышать 35 дБ, но порог 30 дБ нужно держать как цель. Это значение полезно иметь в виду при покупке системы кондиционирования. Стоит также подумать и о системе водного охлаждения для компьютера и сделать звукоизоляционные боксы для шумного электронного или электрического оборудования (при этом нужно соблюдать осторожность, чтобы не допустить перегревания приборов!). Этот же лимит необходимо использовать и в помещениях студий звукозаписи. Современные микрофоны настолько чувствительны, что высокий уровень фонового шума излишне ограничит их возможности. Боковая передачаЭто феномен огибания звуком звуконепроницаемой преграды, как правило, через несущие конструкции здания. Например, если вы построили звукоизоляционную фальшстену, чтобы усилить звукоизоляционные свойства уже существующей стены, зачастую причина снижения звукоизоляции заключается в том, что звук в форме вибрации передается через потолок, пол и другие стены. Именно поэтому гарантией надежной звукоизоляции существующих комнат в музыкальных целях может быть только применение изоляционных материалов по всем поверхностям комнаты, и чтобы по возможности эти материалы соприкасались с существующими стенами через эластичные материалы. Такая передача звуковых волн особенно заметна в бетонных зданиях, где можно слышать шаги и другие звуки даже из квартир, расположенных не в непосредственной близости. визуальный контроль с исполнителемКонтрольная комната Это помещение, где находится рабочее место звукорежиссера и где размещается оборудование: микшерный пульт, контрольные агрегаты, цифровые звуковые станции, процессоры обработки звука, магнитофоны и другая дополнительная аппаратура. Требования к акустическим характеристикам контрольной комнаты вытекают из обеспечения условий для слухового контроля создаваемых музыкальных и речевых записей. Кроме того, в настоящее время контрольные комнаты часто используются для непосредственного создания и записи электронной музыки.Контрольная комната должна иметь звуконепроницаемое окно в тон-зал, для обеспечения звукорежиссера визуальной связи с исполнителем. МониторингК аппаратным средствам персонального мониторинга следует отнести три группы устройств. Формирование сигнала обеспечивают микшерные пульты с возможностью отбора сигналов на несколько выходных шин. Выбор проводного или беспроводного тракта передачи сигнала (усилители-распределители или радиосистемы соответственно) диктуется спецификой области применения и предпочтениями исполнителей. Собственно воплощением персонального мониторинга являются устройства воспроизведения сигнала — среди громкоговорителей строго локализованное звуковое поле могут обеспечить только наушники.Многим вокалистам, особенно не имеющим большого опыта студийной записи, тяжело петь в наушниках. Вернее им тяжело слышать себя в наушниках, так как они привыкли контролировать свое пение в открытом акустическом пространстве. Поэтому наушники лучше использовать открытые. Можно подать звук только в один наушник и при этом снять другой. В конечном итоге можно отказаться от наушников и слушать в мониторах, если включить их не громко. Для дополнительного уменьшения проникновения аккомпанемента на вокальную дорожку можно запустить сопровождение в моно через два монитора и изменить фазу на одном канале. Чтобы это сработало, микрофон и мониторы должны составлять равносторонний треугольник (расстояние от микрофона до каждого из мониторов равняется расстоянию между мониторами). Естественно микрофон должен иметь кардиоидную или суперкардиоидную направленность и его следует повернуть в сторону от мониторов. Микрофонный паркМикрофоны в студии должны быть самых разных типов и характеристик, но все - высокого качества. Это дает возможность подходить к выбору микрофона для записи творчески и решать практически любые задачи.
|