КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интересен прием «показа» воспоминаний или лирических отступлений в звуковых образах.Такое введение звука раскрывает то, о чем задумался герой, «показывает» его прошлое, и в то же время значительно расширяет тему всего фильма. Необходимо только, чтобы эти звуки вызывали у зрителя определенные ассоциации. То ли связанные с какой-то эпохой и судьбами людей, то ли с каким-либо конкретным человеком.
Звуковая партитура фильма Звуковыми средствами в современном киноискусстве нередко удается передать недоступные зрительной фиксации смысловые нюансы, тончайшие ассоциативные связи и ощущения. Еще в тридцатые годы за звуковыми компонентами картины закрепились стандартные функции: речь - информирует, несет основную смысловую нагрузку, шумы - сопровождают изображение, удостоверяют реальность происходящего, музыка - эмоционально поддерживает и усиливает воздействие зрительного ряда. Звучащая речь- внутрикадровая, то есть принадлежащая действующим лицам, и закадровая, выступающая в качестве комментария автора или персонажа, - является в современном фильме важнейшим драматургическим средством. Она объединяет и реализует возможности литературы как словесного искусства и актерского речевого мастерства. Индивидуальные речевые характеристики действующих лиц, заложенные в сценарии, дополняются актерской индивидуальностью: тембром голоса, интонацией, манерой говорить. Случается замена при озвучании актера, сыгравшего в картине, другим. Иногда это диктуется объективными обстоятельствами: болезнь или смерть исполнителя, плохое владение языком, на котором должен говорить персонаж или вообще говорят в фильме, иногда - субъективно-творческими, имеются в виду более выигрышные речевые актерские (в том числе и вокальные) качества дублирующего. Так, например, в роли Ларисы в "Жестоком романсе" снималась Л. Гузеева, говорила же за нее А. Каменкова, а пела В. Пономарева. Шумы. К шумам в кинематографе относится все многообразие звуков за исключением музыки и человеческой речи. Хотя и речь порой выполняет роль всего лишь шумового фона - это может быть гул толпы или обрывки чьего-то нейтрального по отношению к действию разговора. Шумы, как и речь, подразделяются на внутрикадровые, источник которых находится в кадре, и закадровые. Источник последних не виден, но также должен быть понятен и узнаваем. Кроме того шумы делятся на натуральные и искусственные, имитируемые. Одна часть звуков берется для фильмов из фонотеки, где существуют сотни вариантов и оттенков шума листвы, моря, дождя, скрипа снега, завывания ветра, треска горящих поленьев, пения птиц, журчания ручья и так далее. Другая же создается специально, в частности в тех случаях, когда в соответствии с жанровыми особенностями картины и поставленными перед звукооформителями задачами, требуется не "типовое", а индивидуальное звучание. Шумы выполняют в звуковой партитуре фильма множество функций. Иллюстрирующие шумы, совпадая с изображением, характеризуют место и обстоятельства действия, создают впечатление реальности происходящего. Эмоционально окрашенные шумы формируют определенный настрой, атмосферу. Это могут быть искусственно созданные звуковые композиции построенные на преувеличении, деформации реальных звуков, или музыкальные фрагменты, заменяющие бытовые шумы. Психологические шумы оттеняют внутреннее состояние героя, косвенно, ассоциативно передают его мысли, чувства, воспоминания. Смысловые шумы, монтажно сочетающиеся с изображением, способствуют возникновению дополнительных или новых значений. Конечно, данная типология носит условный характер. Во-первых, перечисленные функции, взаимодополняя друг друга и выступая в различных комбинациях, на практике могут воплотиться в одном целенаправленно воссозданном или спонтанно записанном звуке. Во-вторых, эмоциональная или психологическая насыщенность звука отнюдь не являются альтернативой таким его качествам, как натуральность и достоверность.
|