КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Согласование режиссерского и звукорежиссерского решений. Работа звукорежиссёра с режиссёром.
Звукорежиссер на всех этапах производства работает в самом тесном контакте с режиссером. Он должен принять его замысел, проникнуться нм, подчинить ему весь свой творческий труд. Общее режиссерское решение определяет творческий поиск звукорежиссера, дает ему то магистральное направление, в котором он движется для достижения творческой цели - целостного аудиовизуального произведения. Такая работа начинается с получения литературного сценария и уточняется, обогащается и развивается на стадии режиссерского сценария. При этом звукорежиссер уже может делать какие-то наброски планов будущей~ работы, определять в принципе решение ключевых мизансцен, | производить поиск звукозрительных образов. Важный этап — встреча с режиссером, поиск общего творческого языка, на котором они будут общаться в процессе производства фильма, тактичное посвящение звукорежиссером режиссера-постановщика в свою творческую лабораторию и апробирование в процессе общения своих творческих задумок в отношении драматургии и формы будущего фильма.
очень часто коллеги-режиссеры не восприимчивы к звуку, они не всегда понимают его роль, а, главное, не чувствуют выразительные возможности звука и не умеют ими пользоваться.
Начало работы звукорежиссера с режиссером всегда содержит элемент неопределенности: получится ли сотрудничество, которое может продлиться на годы, или это будет первая и последняя картина; как сработаются две творческие личности, сойдутся ли они характерами? Какой будет результат их совместной работы — фильм? Все это в начале пути не очень ясно. Но есть один момент, которого уже не избежать; начав совместную работу на фильме, вы практически обречены ее закончить, то есть довести до конца. Конечно, были и будут случаи, когда звукорежиссеры уходшш с 1арш ш ; нп это всегда воспринималось как чрезвычайное событие, своего рода ЧП. В этом и сказывается профессионализм: начав фильм, завершить его. С рекомендациями по совместной работе дело обстоит довольно сложно: каждое производство фильма имеет свою неповторимую специфику, каждый режиссер представляет собой, как правило, уникальную творческую индивидуальность. Что можно сказать о режиссуре. Она вполне определяется словами МИ. Ромма: ≪Кто может быть режиссером? Каждый, кто не доказал обратного. Режиссуре нельзя научить, но можно научиться≫. Но бывают случаи весьма одиозные. Как-то после очередных занятий одна из студенток-звукорежиссеров четвертого курса подошла ко мне с вопросом, как ей работать со студенткой-режиссером, снимающей дипломную(!) работу, поскольку та требует звуковое решение фильма, у которого снята середина, но нет начала и конца — как ей, звукорежиссеру, вести себя в данном случае и что делать? Ничего разумнее, чем дать совет дипломнице доснять пресловутые начало и конец фильма, а уже после этого приступать к вопросу звукового решения картины, я придумать не смог. После этого я задумался* что же это за студентка, будущий режиссер, ставящая такие обескураживающе непрофессиональные задачи творцам, с которыми она работает, и чему же она, вспоминая Ромма, научилась в институте? Понятно, что студентка столкнулась с начинающим неопытным режиссером, то есть режиссером еще непрофессиональным. Что для меня значит термин ≪непрофессиональный режиссер≫? Это режиссёр, не умеющий внятно и коротко изложить замысел своего фильма уже на стадии готового литературного сценария. Под замыслом я понимаю наличие режиссерской идеи изобразительного и звукового р е ш е н и я фильма. Такое решение может значительно видоизменяться в процессе создания фильма, но на любой стадии производственного процесса сотворец, в данном случае звукорежиссер, должен понимать, что он делает и для чего, или, по крайней мере, у него должна быть такая уверенность, внушенная режиссером. Другим признаком непрофессиональности служит неспособность; режиссера выстроить картину, то есть найти для неё форму. Это всегда выясняется па стадии монтажа фильма и, на мой взгляд, справедливо как для игрового, так и'неигрового кино. Встречаются и режиссеры, предпочитающие теоретизировать, которые в принципе знают о своем фильме все. Н6 всё теоретические построения такого режиссера разбиваются о прозу жизни в виде конкретных вопросов типа ≪Как снимать будем э т о т кадр?≫> ≪Какой характер шумов необходим для д а н н о г о эпизода?≫, ≪Чего будем добиваться от а к т е р а N на съемках и тонировках?≫ Конкретных, то есть профессиональных, ответов такой режиссер избегает и обычно предпочитает опять удаляться в теоретические эмпиреи. Тогда вступает в действие з акон о з а ме ще н и и к и н о п р офе с сий. Но о нем ниже. Если такой закон не приходит в действие, результат бывает обычно неудовлетворительным. Наиболее сложна в профессиональном и моральном отношении категория режиссеров, соединяющая не лучшие моральные качества творца с тщательно скрываемым комплексом профессиональной несостоятельности. Такой режиссер обычно осознает собственную беспомощность и от этого пребывает в перманентно-агрессивном состоянии. Вопрос-рефрен, который от него слышится всё время: - Неужели это неясно? Как вы этого не понимаете? Это и ребенку ясно... Группа работает с ним в постоянном нервном напряжении и ожидании неспровоцированных конфликтов, зачастую удерживаясь около него только из-за материальных соображений. Испытывая трудности творческого характера при съемке, а особенно при монтаже, когда проявляются все недостатки съемки, такой режиссер с ходу отвергает любые предложения творческого характера - мысль, что кто-то из окружающих может оказаться умнее, талантливее , тем более не его профессии, им воспринимается с трудом. И тем не менее, он в случае затруднений, а они могут возникать постоянно, требует от творческой группы непрерывного генерирования идей. Идеи подвергаются режиссерской обструкции,... а через некоторое время (часы, дни, недели) транслируются уже как собственные, выстраданные непосильными для простых смертных интеллектуальными усилиями.__
|