КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соединение звука и изображения. Синхронный и асинхронный звук. Контрапункт.
В зависимости от сочетания с изображением звуки подразделяют обычно на внутрикадровые (синхронные), закадровые (несинхронные) и фоновые. Деление это связано с технологией записи шумов и их монтажа с изображением. Внутрикадровыминазывают те звуки, которые сопровождают видимое в кадре движение. Обычно они фиксируются на фонограмму вместе с речью во время синхронных съемок или записываются синхронно на последующем шумовом озвучении. Например, чьи-либо губы в момент разговора, или же движения пальцев в момент игры на инструменте, или наблюдаете за действиями, которые создают шумы (например, шаги). Закадровыминазывают звуки, источник которых находится вне кадра. Абсолютная синхронность для таких звуков зачастую не обязательна. Например, человек, поговорив о чем-то со своим приятелем, пошел к двери; дверь в кадре не видна — виден оставшийся в кадре приятель, стук же двери слышен. Этот стук и будет закадровым. Музыка может быть как синхронной (внутрикадровой), так и несинхронной (закадровой) Фоновые — это те звуки, что звучат на фоне. На первом плане происходит какое-то действие, слышны соответствующие звуки, на фоне же (иногда видимом, иногда невидимом) звучат какие-то другие, второплановые шумы. Обычно они не требуют синхронности. Они «озвучивают» то, чего нет в кадре. Такие звуки обычно характеризуют место действия (природа, птицы, шум телевизора или радио, если их нет в кадре) или несут чисто художественную функцию – передают эмоциональное состояние героя, нагнетают атмосферу и т.д. Иногда понятия закадровых и фоновых шумов соединяют в одно и называют их либо фоновыми, либо закадровыми — точной, стандартизированной терминологии пока еще нет. Сочетание звука и изображения есть звукозрительная композиция кадра, в которой характер звука и изображения может совпадать(иллюстративность) или не совпадать (контрапункт). Рассмотрим для начала первый случай. В каких же случаях совпадение звука с изображением его источника художественно целесообразно? Во всех, где он дополняет это изображение, дает ему новое измерение и активно включается в звукозрительный образ. Например, мы имеем дело со звуком неизвестным (или малоизвестным) зрителю-слушателю. Без показа предмета, издающего такой звук, последний просто не будет понят. Только тогда, когда зритель в своем представлении свяжет звук с его источником, звук сможет «жить» самостоятельно, в отрыве от видимого источника, во взаимодействии уже с иным изображением. Оправдано подобное совпадение звука с изображением и в тех случаях, когда авторам фильма необходимо связать с героем или каким-либо зрительным образом тот или иной характерный звук (если даже он и широко известен в жизни). Связать опять же для того, чтобы в дальнейшем, не показывая зримого образа, напоминать о нем звуком. Мы видим на экране человека, идущего по улице (по комнате, по лесу и т. д.). Видим сапоги на его ногах. Но авторам фильма нужно подчеркнуть, что сапоги новые, впервые надетые. Своеобразный скрип кожи подчеркивает это их качество — «со страшным скрипом сапоги» (известно, что костюм и обувь тоже характеризуют человека). Звук можно синхронизировать с изображением его естественного источника (синхронность) или с другими кадрами (асинхронность) Синхронность – звуки и образы совпадающие на экране, синхронны и в жизни. Н-р – слушаем и видим говорящего человека Асинхронность – звук и образы не совпадают в реальной действительности, представлены на экране одновременно. Мы отводим глаз от говорящего человека, которого мы слушаем ,в результате чего его слова будут синхронизированы ,например, с кадром другого лица, предмета. Прямым пример является использование дикторского текста в документальном кино. Параллелизм – слова и зрительные образы несут смысловую нагрузку, в этом случае их смысл параллелен. Жесты и черты говорящего показаны на экране настолько выразительно ,что они полностью влияют на смысл его речи Контрапункт – звук и звукозрительные образы говорят о разном. Напрмер, крупный план лица говорящего может разоблачить его как лицемера. Синхронность и асинхронность, параллелизм и контрапункт не реализовываются независимо друг от друга. Контрапункт требует асинхронной трактовки звука. (фильм дорога. Бродячие циркачи располагаются на мрачной окраине большого города и слышим как один из героев, упоминает слово РИМ) Контрапункт.Основной принцип выразительного использования звука в кино был сформулирован ещё в 1928 году Сергеем Эйзенштейном, Всеволодом Пудовкиным и Григорием Александровым: “первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами”. Именно это значит понятие "контрапункт". (Примером может служить видеоизображение военного парада, сопровождаемое комичным цирковым маршем.) Заявка "Будущее звуковой фильмы", написанная отечественными режиссерами и теоретиками, содержала программные принципы, на которые должны опираться творцы фильмов в своей практике. Генеральная идея программы состояла в том, что звук в экранном произведении не может и не должен повторять изображение, что ему надлежит нести другую, дополнительную к пластическим образам информацию. Цели использования контрапункта могут быть разными: например, усиление комического эффекта, или драматического, или введение подтекста, демонстрация точки зрения автора, характеристика персонажа и т.п.. Так же контрапункт может полностью изменить смысл видеоизображения. Вторгаясь в структуру фильма, контрапунктная музыка рождает новые ассоциативные впечатления, создает иное драматургическое содержание материала. Так же контрапунктивными с успехом могут быть и шумы. Однако звук не может быть включен в экранное произведение только по принципу контрапункта, так как такой подход вступил бы в противоречие с реалистичностью.
|