Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социальная стратификация 3 страница




Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к подвижному образу жизни легкая. небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды использовались специальные чехлы «шыныкап», например, для чашек из войлока, реже деревянные и плетеные.

Материальную и духовную жизнь народа отражают традиции и обычаи. Много исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии казахов, сохранившейся в исторических преданиях. Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале «кудалык салт», Отношения родителей невесты к жениху были свободны от многих обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма жених имел право тайно посетить невесту, и его первое посещение (урын-келу), обычно скрытое от родителей невесты происходило в доме брата или родственника невесты. Второе посещение жениха было открытым и носило название «калындык ойнау». В жизни казахов не было обряда венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы (жубайлык) скреплялись общим одобрением народа, пеняем хоровых песен «жар-жар», исполнявшихся на свадебном торжестве.

«Жар-жар» — песня-состязание. Ее поют обычно две группы молодежи: мужская, возглавляемая женихом, женская - невестой. Песня рассказывает о положении женщины в патриархальной семье, выражает грусть девушки в связи с переходом в другой аул, другую среду, разлукой с родными, удалением от родных мест. Переживания невесты, часто отягощенные сознанием того, что она выходит замуж против своей воли, выливались в искренние и волнующие песни-плачи (сынсу, «кыз-танысу»), в которых она, прощаясь с родными и аулом, выражала свою печаль. Традиция требовала, чтобы девушка в сопровождении подруг с прощальной песней посетила каждую юрту своего и ближних аулов. Это прощание девушки с родными у казахов называлось «кыз-танысу». В ауле жениха невесту встречали традиционным песнопением -бет-ашар» (открывание лица невесты). Он имел свой канонический текст из двух частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только что переступившей порог своего семейного очага. Помимо калыма со стороны жениха готовились обрядовые подарки: матери –сут-акы -(за молоко матери), отцу - той мал (свадебные расходы), братьям невесты - тарту (седла, пояса и т п.), близким родственникам невесты — каде. Беднякам нередко в таких случаях оказывали помощь родственники и друзья. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести так называемый каргы-бау - залог верности сговора, кит - подарки сватающим. Приданое (жасау) невестыприходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма. Родители заказывали свадебный головной убор (саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители одаривали невесту летним жилищем (отау тигип беру) со всем оборудованием.

Вывод: Кочевник – казах XIX в. находился под влиянием двух сил: одна - традиции, привычки - удерживали его в состоянии кочевника, другая - фатальная необходимость следовать за меняющимися экономическими условиями, подчиняться им, толкала его вперед, вынуждала приняться за сенокошение и земледелие, вынуждала следить и приспосабливаться к его требованиям.

64) Казахская литература (XVIII- нач. XX вв).

Художественная культура дореволюционного Казахстана вобрала в себя новации, рожденные колониальной эксплуатацией. Наиболее выразительными составляющими ее были литература и музыка. Религиозные догмы и запреты сильно задержали развитие изобразительного искусства и театральной культуры.

Литературные процессы шли по двум направлениям: устное творчество и письменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов, героических и лиро-эпических поэм сказок, поговорок и пословиц, загадок и т.д. В многочисленных айтысах (состязаниях) XIX—начала XX в, отличались острословием находчивостью, импровизацией, глубоким знанием обычаев, традиций, языка акыны Жанак, Шоже, Акан Сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал.

Основоположником казахской письменной литературы является Абай Кунанбаев. В 1886 г. в 40 лет Абай написал свое стихотворение «Лето», последующие двадцать лет жизни прошли в поэтической деятельности. Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По его мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности. Он хотел, видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек должен вносить в это свою посильную лепту. Поэтому Абай призывал всех людей, желающих быть в ряду разумных: «Раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму». Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», было одним из главных направлений творчества Абая. Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай Кунанбаев видел, прежде всего, в труде, как средстве достижения и расцвета материальных и духовных благ общества.

В начале XX в. опубликовали свои первые произведения С. Сейфуллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, М. Ауэзов, ставшие впоследствии основоположниками казахской литературы советского периода.

XIX - начало XX в. был периодом небывалого подъема музыкальной культуры казахского народа. Композиторы Курмангазы, Даулеткерей, Дина Нурпеисова, Таттимбет, Казангап, Сейтек, Ихлас создали бессмертные кюи. Вся казахская степь пела песни Биржам сала, Ахансере Мухита, Абая, Балуан Шолака, Жаяу Мусы, Мади, Ибрая, Истая и др. Творчество народных композиторов отражало горячую любовь человека к родному краю, воспевало красоту природы, заключало в себе нравственные и эстетические ценности. Оно запечатлело рост социальной напряженности в обществе, желание простых людей жить в мире и благополучии. Так, первое музыкальное произведение Курмангазы «Кишкентай» было посвящено восстанию Исатая и Махамбета, а события 1916 г. послужили причиной создания кюя Дины Нурпеисовой «Набор». Если песня «Г'акку» Ибрая стала своеобразный гимном любви, то «Зауреш» Мухита, по определению академика А. Жубанова, настоящий «Реквием». Песни Абая и Жаяу Мусы отличались насыщенностью элементами европейской музыкальной культуры.

В XIX в. началось зарождение казахской прессы 28 апреля 1870 г. вышел первый номер газеты «Туркестан уалаяты». 0на издавалась на казахском и узбекском языках. На ее страницах печатались материалы о Чокане Валиханове, восстании казахов Мангыстау 1870 г. и других событиях. В 1911 г, увидел свет первый казахский журнал «Айкап», за четыре года существования которого вышли 88 номеров. В 1913-1918 гг. издавалась газета «Казах». «Айкап» и «Казах» освещали все стороны жизни общества. Они выступали за переход казахов к оседлому образу жизни и овладение земледельческой культурой, в то же время, не отрицая значения и места кочевничества, смело поднимали женский и национальный вопросы, распространяли медицинские, агрономические знания, поддержали идею созыва Всеказахского съезда. Расширялось издание книг казахских авторов. В Петербурге, Казани Оренбурге, Ташкенте вышли произведения Абая Кунанбаева, Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Ахмета Байтурсынова, Миржакипа Дулатова, Абубакира Диваева и многих других. В 1912 г. в Семипалатинске была создана типография «Жардем» («Помощь»), специализировавшаяся на выпуске книг, на казахском языке. До Октябрьской революции на казахском языке было издано приблизительно 700 названий книг (не считая переизданий).

Вывод: Таким образом, перемены охватили все стороны культурной жизни казахского общества. Однако не все духовные ценности и достижения культуры доходили до народа. Сказывались массовая неграмотность населения, малочисленность культурно-просветительных учреждений, колониальная политика царизма.

65) Развитие народного образования в Казахстане (XVIII- нач. XX вв).

Грамотность населения. Почти до середины XIX в. обучение казахских детей осуществлялось в мектебах, где главным считалось механическое зазубривание сур Корана. Функции учителя выполнял преимущественно мулла, как правило, не имеющий представления об учебных планах и методике обучения, Мусульманские мектебы в основном посещали мальчики, что стало одной из причин высокого уровня женской неграмотности. В 1884 г., например, в мусульманских школах Верненского, Капльского и Ссргиопольского уездов обучались 47,5 тыс. мальчиков и всего 17,3 тыс. девочек. В 1895 г. «Киргизская степная газета», описывая урок в мектебах, писала: «Из юрты, где учатся дети, несутся адские крики. Каждый ученик выкрикивает свой урок... Такое преподавание продолжается около четырех лет. По истечении этого срока ученики проходят весь курс учения и оканчивают его, ничего не зная, оставаясь такими же невеждами, какими были».

Вопиющая неграмотность населения Казахстана обнаружилась в ходе переписи 1897 г., хотя она фиксировала прежде всего умение опрашиваемых читать по-русски. Грамотность на родном языке фиксировалась лишь в том случае, если опрашиваемый не умел читать по-русски. Однако материалы переписи не отражали уровня грамотности отдельных народов. По данным переписи 1897 г. лишь 8,1% населения края относились к числу грамотных, грамотность мужчин составила 12%, женщин — 3,6%, Относительно высокий уровень азбучной грамотности наблюдался в северо-­восточных губерниях, где проживала основная часть переселенческого населения.

Серьезного роста уровня грамотности населения Казахстана не произошло и в начале XX в.: из 10 детей школьного возраста лишь один посещал школу. Если в центральных районах России по инициативе прогрессивной интеллигенции искоренением азбучной неграмотности занимались воскресные школы, земства, то в Казахстане дело дальше слов не шло. Те воскресные школы, которые открылись в городах, охватывали ничтожное количество людей,

Школьное и профессиональное образование. В Казахстане народное образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому. Религиозное направление представляли мектебы и медресе, содержавшиеся на средства родителей. Обучение велось на арабском алфавите. Еще в XIX в, Ч. Валиханов с горечью писал о тяжелом положении аульных мектебов, где учительствовали в основном татарские муллы: «Чудовищная фанатика, мертвая схоластика и ни одной реальной мысли». В начале XX в. мектебы перестали удовлетворять возросшие запросы времени. Началось движение за реформирование конфессиональной школы, организаторами которого выступили джаддисты. Они предлагали заменить буквослагательный метод обучения звуковым, доказывали необходимость преподавания в мектебах светских дисциплин — арифметики, географии, естествознания, истории и др. Тем не менее новометодные мектебы не получили широкого распространения.

В системе религиозного образования большим влиянием пользовались медресе. Они готовили мулл, преподавателей мектебов и функционировали, как правило, при мечетях. В зависимости от типа медресе определялся срок обучения - от трех до четырех лет. Наряду с изучением ислама учащиеся получали сведения по философии, астрономии, истории, лингвистике, медицине, математике.

Из этой среды вышли крупнейшие деятели казахской культуры А. Кунанбаев, С. Торайгыров, М. Жумабаев, Б. Майлин и др.

Учебные заведения светского характера открылись после присоединения края к России. Они готовили чиновников для колониального аппарата, переводчиков, учителей, медиков. Так, в 1786 г. в г. Омске открылась Азиатская школа, в 1789 г. - правительственная школа при меновом дворе г. Оренбурга. Эти учебные заведения обучали детей, в т. ч. и казахских, профессиям переводчика, писаря. Военных специалистов и административных чиновников готовили Неплюевский кадетский корпус, открытый в 1825 г. в г. Оренбурге и Омский кадетский корпус, основанный в 184бУ

Первая казахская светская школа начала функционировать с 1841 г. в Букеевской Орде по инициативе хана Джангира. Ученики этой школы изучали русский язык, математику, географию, восточные языки, а также религию—ислам. Следующим учебным заведением для казахских детей стала семилетняя школа при Пограничной комиссии в г. Оренбурге.

В 1850 г. при Оренбургской Пограничной комиссии открылась другая светская школа. За 19 лет существования она выпустила 48 человек. В 1857 г. школу успешно закончил И. Алтынсарин.

В последней трети XIX в. открылись городские училища, приходские училища, прогимназии, русско-казахские и русско-туземные училища и школы, аульные школы и школы первоначальной грамотности. Они содержались за счет государства и выполняли роль начальных учебных заведений. В Букеевской Орде создавались стар­шинские школы, Учителями в них были казахи, окончившие курс двухклассного училища и сдавшие экзамен в учительской семинарии на звание учителя. С 1898 по 1914 г. количество начальных школ в Казахстане выросло с 730 до 1988, а численность учащихся в них — с 29,1 тыс. до 101 тыс. человек.

Медленно расширялась сеть средних учебных заведений — реальных училищ, мужских и женских гимназий. В 1914 г. их насчитывалось 12 с численностью учащихся 4 тыс. человек.

Прогрессивным явлением в постановке школьного дела стало развитие женского образования. Благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 г. было открыто женское училище в Иргизе. В 1890—1896 гг. открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае, поселке Карабутак, в Актюбинске. К 1896 г. в них обучались 211 девушек, в том числе 70- казашек. Основными препятствиями на пути к более широкому распространению женского образования у казахов были бесправное положение женщин и реакционные традиции ислама. В составе учащихся начальных и средних учебных заведении доля казахских детей была незначительна. Так, в Верненской мужской гимназии в 1911 г. обучалось 316 русских и всего 10 казахов, и Сырдарьинской области, по данным 1912 г., имелось 56 русско-туземных училищ, в которых обучались 3 тыс. детей коренного населения, что составляло 2% от общей численности учащихся. Царизм рассматривал школьное образование как одно из действенных средств русификации национальных меньшинств. «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, — писал в 1870 г. Министр народного просвещения Д. А. Толстой, - бесспорно, должно быть обрусение и слияние с русским народом». Почти во всех учебных заведениях обучение велось на русском языке, не изучались история и литература коренного населения.

Расширение школьного образования и сдвиги в социально-экономическом облике казахского общества, как никогда остро поставили вопрос о подготовке кадров специалистов. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 г. и Оренбургская казахская учительская школа (1883 г.) Положение о казахской учительской школе, утвержденное Госсоветом еще в 1880 г, предусматривало ежегодно выделять 17580 руб. на содержание школы. Позже учительские семинарии открылись в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. Эти учебные заведения подготовили за весь дооктябрьский период 300 учителей-казахов.

В XIX в. открылись сельскохозяйственные и фельдшерские школы, откуда выходили специалисты со средним образованием. Лишь один Боровский лесной техникум выпустил с 1889 по 1917 гг. 163 специалиста. Однако профессиональные учебные заведения дореволюционного Казахстана не соответствовали потребностям времени, В 1914—1915 учебном году в семи средних специальных учебных заведениях обучалось 352 человека, что не составляло и 1% от общей численности студентов вузов и техникумов России. Во всем крае не было ни одного института и университета.

Вывод: Наиболее просвещенные представители народа добровольно взяли на себя великую миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культуры края. Просторы для сохранения и воспроизводства прежних обычаев, традиции, нравов были значительно ограничены, но в, то, же время появились новые социокультурные ценности и ориентиры.

66) Участие населения края в первой русской революции.

Поскольку Казахстан был также местом ссылки политических и революционных деятелей России, следует отметить ту важную просветительскую и организационно-революционную роль, которую иг­рали эти люди в социально-политической жизни края. Во второй по­ловине XIX века в Казахстане возник ряд народнических кружков, а в 1896 году в Атбасаре ссыльным рабочим с Урала А. Д. Ушаковым был организован первый марксистский кружок в Казахстане. В нача­ле XX века марксистские кружки появились в Акмолинске, Петро­павловске, Уральске, Кустанае, Семипалатинске, Верном и других го­родах. На их основе оформились организации РСДРП. Стали возни­кать профессиональные союзы. В 1905 году одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске, наиболее крупным являлся профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Наибольшим влиянием среди подобных организа­ций рабочих пользовался Русско-киргизский союз против капитала на Успенском руднике, которым руководили П. Топорнин, А. Байчагиров, С. Невзоров и другие.

Поводом к революционным выступлениям в Российской империи послужили события "кровавого воскресенья" 9 января 1905 года в Петербурге, весть о которых достигла и Казахстана. В феврале 1905 го­да в ряде населенных пунктов края - в Туркестане, Перовске, Джусалах, Шалкаре и других - состоялись выступления трудящихся в знак протеста против расправы над демонстрантами. Под воздействием рабочего движения Петербурга, Москвы и других городов России в Казахстане стали нарастать революционные настроения среди рабо­чих, все активнее распространявшиеся на жителей казахского аула и переселенческой деревни. В мае 1905 года прошли рабочие стачки в Верном и Кустанае. Летом 1905 года протесты казахского населения приобрели более организованный и политический характер. В ходе событий того пе­риода во весь голос заявила о себе как выразительнице интересов ка­захского народа национальная интеллигенция, бесспорным лидером которой стал Алихан Букейханов. Он принимал активное участие в Каркаралинском движении летом 1905 года, во время которого на Куяндинской ярмарке собрались представители казахского населения - более 14,5 тыс. человек из 31 волости и приняли петицию к председателю Совета Министров, из­вестную как Каркаралинская. Она содержала требования незамедли­тельного решения жизненно важных вопросов и, прежде всего: аграр­ного, связанного с изъятием казахских земель, т.е. прекращение переселения русских крестьян, организация отдельного духовного управления для казахов, отмена цензуры, введение официального делопроизводства на казахском языке, введение суда присяжных, участие казахских депутатов в работе совещания по разработке проекта о созыве Государственной думы.

Рабочие Казахстана поддержали Всероссийскую стачку, прошед­шую в октябре, стачечные комитеты были созданы на Успенском руд­нике, в Уральске, Кустанае, Перовске, Верном. 18-19 октября состоя­лись массовые политические стачки в Оренбурге, 25 октября полити­ческая демонстрация в Омске, 16-28 ноября забастовка почтово-телеграфных служащих в Семипалатинске. К революционным выступ­лениям рабочих, крестьян, шаруа присоединились солдаты. 6-7 нояб­ря протест против антинародных действий выразили солдаты Запад­носибирского полка, а 21 ноября солдаты Жаркентского гарнизона. Самым крупным выступлением казахских и русских рабочих стала забастовка на Успенском руднике, где было занято более 300 рабо­чих, в том числе 265 казахов. Руководил забастовкой Русско-киргиз­ский союз против капитала. Ее поддержали рабочие Караганды, все­го в ней приняли участие 360 человек. 6 декабря 1905 года рабочие составили петицию, содержавшую требования о повышении заработ­ной платы, улучшении условий труда и быта, отстранении чинивших произвол служащих. 10 декабря некоторые из этих требований были частично удовлетворены, забастовка пошла на убыль, по истечении 12 дней ее подавили, а организаторов арестовали.

В декабре 1905 года волнения прошли в ряде городов и населен­ных пунктов, в том числе в Усть-Каменогорске, Павлодаре и других. Требования участников революционного движения становились все более политическими, наряду с лозунгами о повышении заработной платы и улучшении условий труда стали раздаваться призывы о свер­жении самодержавия, изменении существующего строя. В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся съезд казахов, который потребовал прекращения переселения в край, признания земли собствен­ностью казахского населения, свободы вероисповедания и равенства языков, развития образования на родном языке.

Число участников прошедшей 3 июля 1906 года крупной стачки рабочих в Семипалатинске достигает уже 500 человек. В это время наблюдается подъем крестьянского движения против колониальной аграрной политики. В частности, свой протест выразили крестьяне в Жаркентском, Аулие-Атинском, Чимкентском уездах, а также в ряде уездов Уральской и Тургайской волостей.

Революционные события в России происходили на протяжении около двух с половиной лет. Манифестом от 17 октября 1905 года в России учреждалась Государственная дума, "чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы", - гово­рилось в нем. I Государственная дума по своему составу была кадет­ско-либеральной и действовала с 27 апреля по 8 июля 1906 года. Государственная Дума, созданная манифестом Николая II от 17 октября 1905 г., явилась органом, разделившим с царем законодательную власть. В работе Государственной Думы должны были принять участие представители от населения, как России, так и национальных окраин. Царское правительство сочло необходимым создать специальную комиссию, которая должна была тщательно рассмотреть и проанализировать все особенности жизни казахской степи и разработать проект о выборах в Государственную Думу от Казахстана. 22 февраля 1906 г. проект Николаем II был одобрен и подписан. Особое Совещание разделило Казахстан на три региона: первый, уже рассмотренный, в него входили Акмолинская, Семипалатинская, Тургайская и Уральская области; второй - Букеевская Орда и третий - Туркестанский край. Согласно законодательству о выборах в Думу, для областей Казахстана было определено 10 депутатских мест. Распределялись они следующим образом: 4 получало коренное население и столько же русские, 2 места - население Уральского и Сибирского казачьих войск. Туркестанскому краю представлялось 13 депутатских мест, из них 5 - коренному и столько же - русскому населению, 1 - казакам Семиреченского войска и 2 места - отдельно для города Ташкента. Выборы депутатов в Туркестане и Казахстане не были всеобщими. Некоторые малые народности, проживавшие в регионе, такие, как уйгуры, узбеки, дунгане и другие, от выборов фактически отстранялись.

Выборы в Туркестане и Казахстане не были прямыми, а имели для каждой отдельной категории населения разную структуру. Например, для казачества устанавливались 2-ступенчатые выборы, а для крестьян Семиреченской и Акмолинской областей - 4-ступенчатые. Для коренного населения Ферганской, Закаспийской, Сырдарьинской, Самаркандской областей также были установлены 4-ступенчатые выборы, тогда как для всего пришлого населению - 2-ступенчатые. Характерной чертой выборов в Думу было национальное и социальное неравноправие. Избирательная кампания по выборам в первую Государственную Думу началась в марте 1906 г. Основной политической силой на выборах выступили конституционные демократы (кадеты) совместно с передовой казахской интеллигенцией и казахской буржуазией. Избирательную кампанию проводили и социал-демократы. В целом выборы в Думу в марте 1906 г. выявили значительный перевес демократических партий, таких как кадеты и социал-демократы. От Семипалатинской области членами Государственной Думы стали представители партии кадетов: А.Н.Букейханов - ученый, сотрудник газеты “Семипалатинский листок”, Н.Я.Коншин - представитель городского и крестьянского оседлого населения Семипалатинской области, А.К.Беремжанов, бывший судебный деятель, представитель казахского населения Тургайской области. В связи с тем, что выборы в Казахстане начались позже, большая часть депутатов прибыла в Думу почти к завершению ее деятельности. Несмотря на небольшой срок их пребывания в Думе, они смогли развернуть значительную работу. Малый срок деятельности 1-й Думы не дал депутатам Казахстана возможности полностью изложить свои требования, включавшие вопросы управления и административных реформ в крае, разрешения земельного вопроса в интересах местного населения и защиты его законных прав и интересов. Депутаты от Степного края требовали приостановки переселения, полного землеустройства коренного населения.

Выборы во 2-ю Государственную Думу проходили в январе 1907 г. Они производились на основании тех же избирательных законов от 6 августа и 11 декабря 1905 г. II Государ­ственная дума начала свою работу 20 февраля 1907 года, как и в пер­вой, основное внимание уделялось аграрному вопросу. По своему составу она опять оказалась кадетско-либеральной. От Казахстана в ней было представлено 13 депутатов, в том числе пять - от казахского на­селения. Членами Государственной Думы стали: в Акмолинской области социал-демократ А.К.Виноградов; Семипалатинской - Н.Я.Коншин и кадет Темиргали Нороконев; Тургайской - А.К.Беремжанов и И.Ф.Голованов (от партии социал-демократов); Уральской - беспартийные Ф.Еремин и И.Космодамианский, а также член конституционно-демократической партии Б.Б. Каратаев; Сырдарьинской - беспартийный Тлеуш Аллабергенов. В результате разгона 2-й Государственной Думы и введения 3 июня 1907 г. нового избирательного закона большая часть населения Турестанского и Степного краев лишилась своих избирательных прав. На заседаниях Государственной Думы представители от Казахстана поднимали самые острые вопросы. В частности, депутаты Каратаев и Кальменев высказали отрицательное отношение к переселенческой политике правительства.

События 1905-1907 гг., возросшая агрессивность царизма в отношении захвата казахских земель, активная русификаторская политика органов колониальной администрации в значительной мере активизировали общественно-политическое движение наиболее просвещенных кругов казахского населения.

В конце 1905 г. в Уральске состоялся съезд делегатов пяти областей, на нем было высказано намерение о создании “Киргизской (Казахской) конституционно-демократической партии». Лидер этой партии А.Букейханов, был членом ЦК Российской партии. Социальный состав этого общественно-политического движения казахского народа включал национальную интеллигенцию, служащих различных звеньев администрации, передовую часть национальной торгово-промышленной буржуазии. Лидеры национального движения во главе с А.Букейхановым, А.Байтурсыновым, Б.Каратаевым сделали попытку направить движение на достижение либеральных реформ. Представители национальной интеллигенции неоднократно, с парламентской трибуны, подчеркивали мысль о том, что “земли, занимаемые коренным населением окраин, не могут быть признаны государственной собственностью, а являются собственностью казахских и киргизских родов”. Спад революционного движения позволил царю 3 июня 1907 года распустить II Думу. Это означало поражение революции. Участие населения Казахстана в революционном движении 1905-1907 годов явилось большой школой, позволявшей обрести опыт в борьбе за национальное и социальное освобождение.

Вывод: Революция 1905-1907 гг. в России, младотурецкая и иранская революции способствовали оживлению политической жизни. Местами съездов казахской общественности стали степные ярмарки, где обсуждались насущные проблемы жизни народа.

67) Социально-экономическое развитие Казахстана в нач. ХХ в.

К началу ХХ в. Казахстан окончательно втягивается в орбиту экономических отношений Российской империи, причем их следует охарактеризовать как отношения колонии и метрополии. В самой России в условиях многоукладной экономики, капитализм развивался крайне неравномерно, что и предопределило то, что «капитал» не только сохранял самые варварские формы эксплуатации, но и искусственно задерживал развитие полуфеодальных структур экономик колониальных окраин империи. Таким образом, российский капитализм включал казахстанскую экономику в орбиту своего функционирования, не проводя прогрессивных изменений в его структуре. Наиболее характерной для взаимоотношений метрополии и колонии являлась неэквивалентность товарного обмена. В колониях по сниженным ценам скупались хлеб, скот, мясо, кожа, шерсть, масло, хлопок, фрукты и т.д., а по завышенным ценам ввозились металлические изделия, машины, ткани и другая продукция. Такое соотношение в торговле приносило огромные прибыли российской буржуазии и определяло преобладание торгово-ростовщического капитала здесь, в азиатском регионе. По переписи 1897 г. в Казахстане количество торговцев и торговых посредников среди предпринимателей достигло 89%, что практически означало абсолютное преобладание торгового капитала над банковским и промышленным. Развитие в начале ХХ в. ярмарочной торговли отражало большую вовлеченность сельского хозяйства в товарные отношения. К 1912 г. на территории Казахстана насчитывалось 260 ярмарок, обороты которых превышали 50 млн. руб. в год. Ярмарки делились на летние и осенние. Первые имели особо важное значение для казахов-кочевников, поскольку последние лишь один раз в год, во время перекочевок, могли произвести обмен своего скота на промышленные товары. Осенние же сосредоточивались в местах, где были расположены казачьи станицы и крестьянские поселения. Наиболее крупными были Куяндинская (в Семипалатинской области) и Каркаринская (в Жетысу) ярмарки. После 1907 г. ярмарочная торговля пошла на убыль, что было связано и с кризисом в животноводстве, и с увеличением роли стационарной торговли. Видоизменилась и форма торговли, преобладающей стала денежная, но и здесь своеобразие “российского колониализма” проявилось в том, что, приобретая за бесценок продукцию местного производства, русская буржуазия способствовала обогащению в первую очередь ростовщического (местного) капитализма, который за счет искусственных мер стал преобладать в сфере экономических отношений. Сравнительно новая фигура - бай (крупный скотовладелец) становится одновременно крупным торговцем. Например, в Кокчетауском уезде из 70 баев, имевших по 500 голов крупного рогатого скота, 56 одновременно занимались торговлей, скупая за бесценок сырье и скот у аульной бедноты.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты