КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная стратификация 2 страницаСамое крупное восстание первой половины XIX в. против колониального гнета России - восстание под предводительством К. Касымова потерпело поражение. Политическая разобщенность казахов стала основной причиной поражения восстания 1837-1847 гг. под предводительством Кенесары Касымова. Кенесары Касымулы вел борьбу с Бухарой и Кокандом, но не смог создать коалицию против царской России. В ходе восстания 1837 - 1847 гг. предводители основных родов Семиречья склонялись к России.
60)Восстание в Тургайской, Уральской областях и на Мангышлаке во II- половине 19 века. В декабре 1868 года антиколониальное восстание началось в Тургайской и Уральской областях и длилось оно по октябрь 1869 года. К весне 1869 года сформировались вооруженные отряды повстанцев, они бойкотировали правительственные комиссии, оказывали вооруженное сопротивление царским отрядам. Восстание возглавили Сеил Туркебаев, Беркин Оспанов, они контролировали территорию по реке Эмба. Для подавления восстания были посланы значительные карательные силы из солдат и офицеров Московского, Петербургского, Харьковского, Казанского военных округов, всего было сосредоточено 5300 человек и 20 орудий, не считая гарнизонов укреплений. Во время наступления карателей восставшие сосредоточились по рекам Уил, Сагыз, Эмба. 6 мая 1898 года они атаковали около урочища Жамансай недалеко от Уила отряд фон Штемпеля из 200 всадников и роты пехоты. В течение семи дней около 20 тысяч повстанцев держали его в осаде, отряд вернулся в Калмыковскую крепость. Также сражение состоялось у реки Ашыбулак с отрядом майора Пирогова. С марта по июнь 1869 года на аулы султанов, биев, волостных управителей и аульных старшин было совершено 41 нападение с участием примерно 3 тысяч человек. Напуганные размахом восстания царские власти потребовали решительных действий по его подавлению. Карательную экспедицию возглавил сам военный губернатор Уральской области Н. А. Веревкин, под командованием которого был войсковой отряд свыше 1700 человек. Восстание было подавлено. Основную массу восставших составили бедные казахи, шаруа, которые несли все тяготы колонизации, участвовали в нем практически все слои общества во главе с родовыми правителями, например, султан Хангали Арсланов возглавил отряд повстанцев, но султаны, бии, старшины проявили непоследовательность и не оправдали надежд восставших. После подавления восстания каратели устроили расправу над его участниками. В марте 1870 года началось восстание на полуострове Мангышлак. Поводом к нему послужили угрозы Мангышлакского пристава подполковника Рукина с помощью войск и казаков принудить кочевавших здесь казахов племени Адай принять "Временные положения" и попытки запретить им пользоваться традиционными летними кочевьями в долине Эмбы, где били возведены укрепления. Восставших в районе полуострова Бузачи возглавили Досан Тажиев и Иса Тленбаев. 15 марта 1870 года отряд пристава Рукина с отрядом казаков, с управителями отделений всего 60 человек при четырех орудиях выступил в урочище Куруп, чтобы остановить перекочевку адаевцев на свои летовки. 22 марта повстанцы окружили и разгромили отряд, раненый Рукин застрелился. Весть о разгроме отряда послужила сигналом к освободительному движению. Повстанцев поддержали рыбаки и рабочие рыбных промыслов. Количество восставших достигло 10 тысяч человек. 5 апреля восставшие атаковали Николаевскую станицу и Александровский форпост, сожгли маяки у форпоста, разгромили укрепление Нижнее, где хранились запасы войскового гарнизона. Из захваченных лодок была образована своеобразная флотилия, которая принимала участие в осаде Александровского форпоста, которая продолжалась с 5 по 8 апреля. 9 апреля с Кавказа в форт прибыли войска под командованием графа Кутайсова. В конце апреля отряд графа в составе трех рот пехоты при одном орудии и трех сотен всадников выступил в степь, чтобы отрезать отход аулам на Устюрт. В мае прибыли новые силы с Кавказа: батальон Апшеронского полка, две стрелковые роты, две роты линейного батальона, четыре роты Дагестанского полка, две сотни терских казаков, 4 орудия. Несмотря на самоотверженное сопротивление, восстание было подавлено. Мангышлак был занят царскими войсками. Руководители восстания И. Тленбаев, Д. Тажиев, преследуемые карателями в декабре 1870 года ушли со своими сторонниками в пределы Хивинского ханства. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тысяч баранов.
61) Устное народное творчество казахов (XVIII- нач. XX вв). Период до нач. XX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, устная и письменная литература, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры. Поэзия жырау. XVIII- нач. XX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау - размышлений и наставлений и стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками. Актамберды жырау Сарыулы. (1675-1768) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антижонгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Жонгарии. Похоронен Актамберды в Семипалатинской области, в местности Журек Жота. Умбетей Тулеулы (1706-1778) воспевал героическую борьбу с жонгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру. Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаманулы (1668-1781). Бухар жырау был одним из влиятельных биев при Таукс хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов. К концу XVIII-началу XIX вв. относится творчество таких поэтов, как Татикара, Котеш, Шал. Татикара родился в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, участвовал в войне с Цинской империей, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Акыны-импровизаторы Котеш (1745-1818) и Шал (Тилеуке Кулекеулы) (1748-1819) слагали песни о жизни человека, моральных и этических проблемах. Песни. Широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кыз танысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату. Одной из наиболее широко распространенных форм казахского песенного творчества было "терме" - короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды. Если терме, за редким исключением, по своему музыкальному содержанию не имело развитой мелодической линии, то песенные произведения отличались выразительностью и напевностью, большим диапазоном, стройностью и разнообразием построений куплетных форм. Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни. Исполнение эпических и исторических сказаний носило характер речитативного распева небольших, коротких по диапазону мелодий, наполнявшихся под сопровождение кобыза или домбры. Песни лирического содержания отличались распевностью и широтой мелодии. Сказки и эпос. Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними породами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Существовали различные сказочные жанры: животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. В таких сказках, как "Ер Тостик", "Едил-Жайык", "Кула мерген", "Алтын сака». "Кара-мерген", "Аламан и Жоламан" и "Асан Кайгы" рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях. Много казахских сказок посвящено животным. В сказках "Бозинген", "Сырттандар", "Тенен кок" друзьями и помощниками человек выступают домашние животные, а врагами - звери. Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа. Казахский эпос - один из основных жанров устного творчества он восходит к глубокой древности. В древности на тюркских памятниках и надгробных эпитафиях увековечены ратные подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как "Кара-бек", "Ер Кокше", "Кобыланды", "Камбар" относятся в ХШ-ХIV вв. В ХУ1-ХУП вв. начинаемся новый этап в развитии героического эпоса, который сложился как сюжетная поэма, рассказывающая о защитниках родины от набегом чужеземцев. В них наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизма отражены исторические события. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, традиции народа. Наиболее популярными являются "Козы Корпеш и Баян Сулу'. "Кыз Жибек", "Кулше кыз", "Назымбек", "Супу шаш", "Макпал кыз" Существенное влияние на сложение казахских лирических поэм оказала классическая поэзия народов Востока. Лирические песни о любви "Жусуп и Злиха", "Лейли и Мажнун", "Боз жигит", "Сейфуль Малик", "Тахир и Зухра" пелись и в казахских аулах. Широкое развитие в казахском устном творчестве получили произведения различных жанров: пословицы, загадки, изречения, афоризмы, сатирические, юмористические, лирические песни словесные состязания на бытовые темы и т.п. Музыкальное творчество. Трудовая деятельность, обычаи и обряды, народные игры и празднества - все это находило свое отражение в музыке. Развитию вокального и инструментального искусства способствовало и то, что традиции поэтических состязаний стали распространяться на исполнение инструментальных и вокальных произведений. Казахам, как и некоторым другим народам, были известны только формы сольного исполнения. Певец-солист, аккомпанирующий себе на музыкальном инструменте, или солист-инструменталист являлись единственными носителями народной музыкальной культуры. Повсеместно распространенным музыкальным инструментом являющимся непременной принадлежностью каждого акына и певца была домбра - щипковый инструмент с треугольным или овальным корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен был и кобыз -щипковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя – затянута кожей. Для струн и смычка, имевших форму лука, использовался конский волос. Прочно входила в быт в XVIII- нач. XX вв. вв. игра на народных инструментах. Талантливые народные музыканты создавали инструментальные произведения (кюй) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Перед исполнением кюйев на домбре музыкант обычно передавал в кратком рассказе содержание произведения, заканчивал его фразой: «А теперь послушайте, как расскажет об этом домбра". Сочетание в одном лице сказителя, музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах развития музыкального искусства у казахов. Именно в силу этого до нас дошли связанные с музыкой замечательные образцы устного народного поэтического творчества прошлого. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы, импровизаторы Понятие "акын", "жырау", "жыршы" - во многом различны. Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняющего песни экпромтом, называли у казахов акыном. Они появились еще в средние века. Значение их усиливается в ХУ-ХУ1 вв. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества. Они подразделялись на жырши (сказители) и оленши (песенники). Многие из них были профессионалами. Вывод: Таким образом, устное народное творчество получает дальнейшее развитие и обогащение в период XVIII- нач. XX вв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы.
62) Наука и научное изучение Казахстана (XVIII- нач. XX вв). С принятием казахами российского подданства научное изучение края прочно вошло в круг деятельности центральных государственных структур и различных отрядов исследователей. Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в XVIII в., связаны с именем М. В, Ломоносова Он был инициатором организации экспедиционных исследований территории края и создания его географических карт, способствовал проведению научных поисков по истории, лингвистике, экономике и этнографии казахов. В 1769 г. одну из первых экспедиций возглавил П, С. Паллас. Маршрут ее проходил через Симбирск, Оренбург, Илецк, Орск, Яицкий городок, Гурьев, Оренбург, Уфу. Результатом экспедиции стал труд П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» в трех частях (Спб. 1773). В 1769—1772 г. Н. Рычков провел в составе войск работу по сбору сведений на территории Каратургая, Тургая, Тирсаккана, Ишима, крепостей Усть-Уйская, Крутоярская, Троицкая. Позднее вышел его труд «Дневные записки путешествия капитана Н. Рычкова в киргиз-кайсацкие стелив 1771 г.» (1772). Аналогичная работа проводилась и в последующие годы. Она позволила собрать сведения по самому широкому кругу проблем, связанных с принятием казахами русского подданства, торговлей, развитием производительных сил края, скотоводства и земледелия, социальной структурой казахского общества и его политическим устройством. Крупным итогом изучения Казахстана русскими учеными явился выход в свет книги А. И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацкий орд и степей» в трех частях (1832). Казахская проблематика занимала значительное место в работах В. В. Вельяминова-Зернова, И. В. Мушкетова. В, В. Радлова, П. П. Семенова-Тян-Шанского и многих др. Разностороннюю деятельность по изучению Казахстана развернули научные общества, В 1867 г, было открыто Оренбургское отделение Русского географического общества, где сотрудничали А. Алекторов, И. Алтынсарин, А. Добросмыслов, И. Крафт и др. Отделение занималось изучением географии, истории, этнографии, естествознания и статистики края, издавало «Записки» и «Известия». При нем работала библиотека, постоянно пополнявшаяся за счет обмена изданиями из других городов и государств. Во второй половине XIX в. изучением Туркестанского края активно занимались Общество сельского хозяйства, кружок любителей археологии и истории Востока, Общество любителей естествознания, антропологии и востоковедения, а также Туркестанский отдел РГО. В 1877 г, было основано Западносибирское отделение РГО, позднее — его Семипалатинский подотдел, с которым сотрудничал А. Кунанбаев. Выдающимся исследователем нового поколения стал Ч. Ч. Валиханов (1835—1865). Результатом его поездок явились законченные историко-этнографические произведения: «Дневник поездки на Иссык-куль» «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджи», «Записки о киргизах». Научная деятельность Валиханова привлекла внимание Русского географического общества, которое в феврале 1857 г. избрало его действительным членом. Новым этапом научной деятельности Чокана Валиханова стала, конфиденциальная поездка в Кашгарию в 1858 г., когда впервые после Марко Поло и иезуита Геоса (1603) он побывал в этой малоизвестной стране и написал знаменитый труд: «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарин) (1858—1859 гг.)». Труд был высоко оценен востоковедами России и за ее пределами и вскоре издан на английском языке. Ч. Валиханов умер в апреле 1865 г. в ауле Тезека, в урочище Кочен-Тоган, у подножья Алтын-Эмельского хребта. Оценивая деятельность Чокана Валиханова от имени Русского географического общества и от ученых России, крупный ученый-востоковед И. И. Веселовский писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий о судьбе тюрских народов: но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. Он умер от чахотки, не достигнув и 30-летнего возраста». Научное наследие Ч. Валиханова охватывает широкий круг проблем Казахстана и других народов, в решении каждой и них проявился его могучий научный талант. Во второй половине XIX- начале XX в. научная жизнь казахского общества обогатилась творениями М.-С. К. Бабажанова, К. Халиди М. Чорманова, А. Байтурсынова и др. Выпускник Оренбургского кадетского корпуса М.-С, К. Бабажанов опубликовал ряд нсторико- этнографических статей, посвященных проблемам коневодства, лечебных свойств кумыса, религиозных представлений казахов, памятников истории. Главным произведением К. Халиди, родившегося в Аягузе, является «Тауарих хамса», опубликованная в 1910 году казанским издательством «Урнэк». В нем содержится анализ исторического прошлого пяти народов Востока - уйгуров, узбеков, казахов, монголов, китайцев. Широко образованным человеком для своего времени был III. Кудайбердыев. Он знал несколько восточных языков, работал в библиотеке и архивах Стамбула и Парижа. Круг его научных интересов охватывал вопросы истории, философии, музыки, литературы религии. Исторические взгляды Ш Кудайбердыева наиболее полное выражение нашли в книге «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», увидевший свет в 1911 г В книге систематизированы основные сведения о родах Среднего жуза, династии ханов и тюркских народов Азии. Ш Кудайбердыев высоко ценил роль науки, знание в жизни общества и человека. Он избирался членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, совершил хадж в Мекку. Целая полоса истории казахской культуры, науки и народного образования связана с именем А. Байтурсынова. В 1900 г. в Петербурге вышла в свет его книга «Кырык мысал» (Сорок басен) - басни И. Крылова в переводе на казахский язык и несколько собственных произведений, написанных в том же духе. В 1911 г. в Оренбурге вышла вторая книга «Маса» (Комар). В эти же годы он занимается вопросами реформы казахского алфавита, педагогики, методики, обучения и др. С 1913 г. Байтурсынов стал редактором газеты «Казах». Статьи Байтурсынова по вопросам просвещения, литературы, языка знакомили читателей с культурным наследием казахов, призывали их к овладению знаниями, духовному совершенствованию. С июля 1917 г, газета «Казах» становится официальным органом партии «Алаш», идеи и программу которой поддерживала значительная часть дореволюционной казахской интеллигенции. А Байтурсынов - один из первых среди казахских мыслителей определил значение и место Абая как поэта, философа, ученого. Призывал широко проанализировать духовное наследие и идеи «главного поэта казахского народа». В образованности и культуре он видел решающий фактор социального прогресса. Для того чтобы школьное образование было на должной высоте, считал он, нужны три условия: нормальное финансирование школы, обеспечение учащихся соответствующими учебниками и учебными пособиями, подготовка высококвалифицированных учителей. Имя Байтурсынова приобрело широкую известность задолго до революции. Оно олицетворяло просвещенную часть казахского общества. Вывод: Наука дооктябрьского Казахстана, хотя и достигла определенных результатов, но не вошла в жизнь и быт широких слоев населения.Многие ее направления находились на стадии зарождения. На рубеже XIX- XX вв. научная мысль казахского общества испытывала тяжести колониального края, отсталых общественных отношений.
63) Хозяйство и материальная культура казахов. (XVIII- нач. XX вв). Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимние и летние, отличаясь величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: «агаш уй». «жер уй»,«кара там». Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. состояло из «кереге» - остова (деревянная решетка), сферического купола -«шанырак», радиально расположенных жердей (уык). Размер юрты зависел от количества крыльев - канат (частей кереге). Юрта, состоящая из 12 крыльев, имела площадь в 100— 120 кв. м. 12,-15,-18 — канатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в. Каждая решетка (Кереге) состоит из 36 планок- «Саганак», изогнутых посередине. Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема. Двухстворчатые двери украшались резьбой. Решетки каркаса юрты снаружи обкладывались циновками из тростника- шимшы. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода- узюки, на сам шанырак накрывали войлоком. Войлочные покрытия скрепляли с корпусом веревками и узорными лентами- бельдеу. По своему назначению юрты делились на парадные, свадебные, юрты, служившие жилищем. Наиболее простым переносным жилищем был шатер - «курке», состоявший из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама уй», состоявшие из трех-четырех решеток - кереге и уыков. Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные жилища на колесах куйме. Они покрывались тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины. Юрта по своему назначению делиться на семь основных частей. Центр юрты – ошак - служил местом приготовления пищи и обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты - тор - для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босага». Направо от входа располагались утварь и посуда, слева - конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской - шымылдык. Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры - текемет, войлочные ковры с аппликациями - сырмык, тканые ковры - клем. Существовало два вида ковров -безворсовые - такыр клем — и ворсовые — тукти клем. Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «тускииз». Утварь и посуда хранились в подвесных сумках (аяк-кап), войлочных коробках (шабадан), ковровых сумках (коржын), состоящих из двух равных карманов и соединяющих их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки. Деревянные предметы: подставки - (жук аяк), коробы для продуктов (кебеже), (адалба-кан) украшались художественной резьбой. Во многих районах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпича и дерна, По материалу изготовления их называли «агаш уй, «жер уй», «кирпиш уй». Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи, но в целом оно было максимально приспособлено к кочевому образу жизни. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготавливалась из сукна, перстяных и шелковых тканей, войлока и меха. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайгаков и тигров, мех енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы (тон). Шубы из меха пушных зверей назывались «ишик» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - бас тон, синим сукном - кок тон, парчой - парша тон. Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребенка - «жаргак» тон. Из козьих шкур выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток и шили шубы «кылка жаргак». Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XVII в. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - кебенек и халат из тонкого белого войлока - каттау. К старинным видам одежды относится также шекпен - длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был шапан, шившийся из шерстяных и шелковых тканей. Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор - калпак - из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались ак калпак, шляпы с широкими, загнутыми вверх полями «аир колпак». Из женских головных уборов наиболее оригинальным был свадебный убор саукеле - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани- кимешек. Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етик», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды - бир така, а также ичиги - маси - из козлиной юфти и калошы — кебис - из более плотной кожи, Зимой носили саптама етик, бедняки - шокай и шарке. Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - кебис. Богатые женщины носили орнаментированные сапоги - кестели етик, туфли на высоких каблуках из зеленой кожи - «кок сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией. Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка - белдик. Пояса из кожи, украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией, полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «кисе». У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также мягкие кушаки – кур. Женские украшения изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней, Массивные серебряные браслеты «блезик» покрывали позолотой и инкрустацией, серьги изготовляли в основном из серебряной проволоки в виде дужек, колец с подвесками из самоцветов, часто - из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками. Широко использовались накосные украшения - шашбау - в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой кольцами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относились и подвески «шолпы». Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней. Казахские ювелиры изготавливали и другие украшения: нагрудные - омырауша, ониржиек, «бой тумар», застежки к поясам - ильгек, фигурные бляхи к саукеле - шылтыр, массивные шаровидные пуговицы — торсылдак туйме, булавки - туиреуиш, При изготовлении женских украшений применялась различная техника: литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль. Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали, делали кривые сабли - кылыш, мечи - селебе, палаши — семсер. Широко использовались шпаги - сапы, кинжалы - канжар, длинные ножи с изогнутым клинком - жеке ауыз, длинные узкие ножи — буйда пышак. Наиболее распространенным орудием были лук — садак и стрелы. Наконечники стрел были различных форм: четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья - найза - имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили кожаные и металлические доспехи - сауыт - стальные кольчуги из колец стальных шлемов с сеткой икозырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами. Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготавливали кумыс (кымыз), из верблюжьего - шубат. Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров. Один из любимых напитков казахов было кислое молоко — айран. Смесь айрана с водой называлась «шалап». Из молока сбивали масло - сэры май. Для длительного хранения масла его промывали холодной водой, солили и укладывали в бараний желудок — карын. Важное место в рационе казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог - курт употреблялся в пищу зимой, растворяемый в горячем бульоне, изготавливались другие виды сыров - иримшики. Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Основными продовольственными культурами были просо, реже пшеница и рожь. Из проса казахи готовили пшено - тары, шедшее на приготовление пшенной похлебки тары коже. Жареное пшено ели с молоком, маслом, приготовляя из него толокно - талкан. Из пшена мололась мука, приготавливались пресные просяные лепешки - тары табанан. Из пшена готовилось праздничное блюдо «жент». Пшеница ценилась более. Из нее готовили похлебку бидай коже, талкан и жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек (таба нан), лапши (кеспе), обжаренного в сале теста (баурсак). Рожь и ячмень занимали в рационе казахов меньшее место. Из риса казахиюжных районов готовили плов (палау) и кашу (ботка). Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина. Из нее приготавливали различные блюда: подкожный жир верхней части шеи (жал) и жир области крупа (жая). Из прямой кишки готовили «карта», из реберного мяса с подпозвоночным жиром - «казы». Колбасы из мяса других частей туши назывались - шужик. Баранина употреблялось в основном в летнее время. Вареное мясоное блюдо казахов — подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и без него. Бульон (сорпа) употреблялся после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелкими кусками на медленном огне, назывались «куырдак».
|