Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Этнические процессы на территории Казахстана




Этническая история Казахстана, как и всего региона Централь­ной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещива­лись судьбы множества племен и народов. Сведения о них разбросаныв большом количестве источников на многих языках, восточных и европейских. Исследователями несколькихпоколений востоковедов осуществлена большая работа по их изучению.

В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа — племени, народности, нации), как исторически стожившейся, устойчивой совокупности людей, обладающей не только общими внешними физическими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознани­ем своего единства и обособленности от других этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостнос­ти важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их из числа других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период формирования, консолидации этноса, в пределах единой, постоянной территории.

В XV—XVIвв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие века.

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюр­кских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся кXV—XVI вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них в разные эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время.

Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности — эпохе разло­жения первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти про­цессы были связаны с автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от этнических процессов на обшир­ных пространствах Центральной Азии. Движение этнической исто­рии на территории Казахстана, сложение в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге — казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаи­мосвязью хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также городской культуры, прогрессивными изменени­ями в общественных отношениях. Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-среднеази-атском регионе и за его пределами.

В развитии этногенетических процессов на территории Казахста­на выделяются несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяже­нии длительного времени европеоидный тип населения, подверг­шийся со временем более или менее сильному (в разных зонах)изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савро-матов — в северных и западных.

Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степных территорий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно — тюркской, становилась этнодемографическая обстановка в степной части территории Казах­стана и сопредельных стран. На огромной территории в южном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, вклю­чая Семиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена буту, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев.

Формирование новых социальных (раннефеодальных) отноше­ний и образование древнетюркской государственности в VI в.— Тюр­кского каганата, затем Западно-Тюркского каганата — содействова­ли интенсивному притоку тюркоязычных племен на западные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголи-зации антропологического типа, закреплению тюркских племен на определенных территориях.

В эпоху возникновения целого ряда тюркских государств интегра­ционные тенденции в этнических процессах на территории Казахста­на усилились. Эти государства обеспечили возможность политичес­кой консолидации местного и пришлого населения, его этнокультур­ного обособления в отдельных регионах, стабилизацию условий для хозяйственного освоения территорий.

На юго-востоке Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIII вв.) объединил племена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе и в Суябе. Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городской жизни (до того носителями этой культуры были в основном согдийцы).

В Карлукскую федерацию племен (VIII—X вв.), переместившихся на территорию Семиречья из области между Западным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственно карлуков, входили кочевые и полуко­чевые тюркоязычные племена, объединявшиеся единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши, дулу, халаджи, чаруки, аргу, барсханы и другие (часть из них ранее входили в Тюргешский племенной союз). В нее вошли также группы огузов, уйгуров, семиреченских согдийцев. Основная часть огузов ушла в Приаралье. В карлукской этнополитической общности преобладал европеоидный расовый тип с незначительной примесью монголоидности. Значительная масса карлуков мигрировала в Мавераннахр, составив существенную часть формировавшейся узбекской народности.

На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.).

объединило кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группы долины Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевые племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе — этнические группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом облике огузов преоб­ладали монголоидные черты. Впоследствии большая часть огузов передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-политического объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков.

В северных, восточных и центральных районах Казахстана в VIII—XI вв. обитали кимакскиеи кыпчакские племена, также создав­шие свою раннефеодальную государственность. В состав кимакского политического объединения входили кочевые и полукочевые тюрк­ские племена кыпчак, эймур, имак, татар, байандур и др.Преемни­ками кимакской государственности стали кыпчаки, одно из наиболее крупных племен кимакского объединения.

 

 

35) Завершение формирования казахской народности. Образование жузов

Монгольское завоевание оказало в целом большое влияние на ход этнических процессов на территории Казахстана. Оно явилось важнейшим политическим фактором, качественно изменившим ход развития этносов в регионе, открыло пути к сложению новых этносоци-альных общностей. Прежний эволюционный путь сложения упомянутых выше крупных раннефеодальных народностей на территории Казахстана был прерван. Изменились в этническом плане многие стороны жизнедеятельности местного населения, в частности, претерпели изменения этнический состав населения, формы его этносо-циальной организации, социально-экономические условия его жизни и т. д.

Выше были упомянуты новые этнические группы, тюркские и монгольские племена, появившиеся на территории Казахстана в эпоху монгольских завоеваний. Численность монголов была относительно невелика по сравнению с покоренными народами, но они составляли правящий слой и ядро военных сил в каждом из образованных ими улусов — государств. В Золотой Орде монголы составляли лишь четверть войска, от 40 тыс. в первые годы до 100 тыс. к рубежу XIV в. Войско Бату-хана названо в источниках кыпчакским, так как на 3/4 оно состояло из кыпчаков и других тюркских племен. На территории степной зоны Казахстана, где получил улус Орда-Ичен, было примерно столько же монгольского войска: “Из войск Джучи-хана,— сообщил Рашид ад-Дин,— половиной ведал он, а другой половиной — Бату. До 200 тыс. кочевников из монголов и тюркских племен с Алтая и Южной Сибири (кунгратов, барласов, бааринов. джалаиров и др.) переселилось в Семиречье и Притяньшанье до середины ХШ в.

Но постепенно монголы растворились среди подавляющего числа тюркского населения, приняли их язык и обычаи. На огромной территории Золотой Орды кроме кылчаков, составлявших подавляющую часть населения, проживали канглы, найманы, ксрситы, уйсу-ны,кенсгесы,аргыныимногиедругие. Арабский географ и путешественник Ал-Омари весьма образно отразил в XIV веке процесс ассимиляции в Золотой Орде: “В древности это государство было страной кыпчаков, но, когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с ними и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного |с ними] рода, от того, что монголы поселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними и остались жить на земле их (кыпчаков). Это наблюдение относится и к восточной части Золотой Орды — территории Казахстана.

Вовлеченные в завоевательные походы, кочевники из восточной части Дешт-и Кыпчака не всегда возвращались на прежние места обитания, они оставались в новых завоеванных краях (Поволжье, Булгария, Южная Русь). Часть кыпчаков под давлением монголов переместилась в другие районы, в пределы Северного Казахстана, Западной Сибири. Туда же ушли найманы, ксреиты. Это вело к уменьшению численности населения в их коренных.землях, ослаблению хозяйственного потенциала. Особенно сильно монгольское завоевание нарушило сложившуюся этнополитичсскую структуру в Семиречье. Бывшее городское и сельское население частью рассеялось, ушло в другие места, частью изменило тип хозяйства. Захват монголами лучших пастбищ, особенно в Восточном Казахстане и Семиречье, неизбежно вел к вытеснению с них коренного населения, а раздел монгольской знатью захваченной ими территории на улусы разобщал этнически родственные группы. Выше были отмечены аналогичные изменения в Южном Казахстане.

С образованием Монгольской империи и формированием улусов ускорился процесс интеграции племен и народов, как ранее обитавших на этой территории, так и мигрировавших с востока. Новые общественные структуры, феодальныедержания, улусы также сушест-венно изменили этническую карту региона. Распределив местное население по “тысячам” и “туменам”, раздробив кочевые племена между уделами и улусами, монголы смешали население, переместили крупные его массивы на новые места обитания. Замена близкородственных связей территориальными содействовала ускорению процесса консолидации кочевого населения в народность. В западной части Золотой Орды этот процесс протекал быстрее, чем в восточной, на территории Казахстана, в связи с более благоприятными экономическими условиями — в части соотношения оседлых и кочевых зон, сохранения старых и строительства новых городов — и более интенсивным социальным развитием золотоордынского общества.

С установлением монгольского господства на территории Казахстана сложились особо трудные условия для этнополитического развития местного населения, из-за исключительно неблагоприятных социально-экономических его последствий. Сокращение ареала городской и земледельческой культуры в монгольскую эпоху в силу сложившихся экономичсскихусловии, неспособствовавшихсе выживанию, усиление удельного веса кочевого скотоводческого сектора хозяйства, замедление социального развития, одним из основных проявлений которого было закрепление пережиточныхформ общественной организации,— все это сильно повлияло на ход этнических процессов. Разрушение экономики привело к разрыву хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение.

Но постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Стали возрождаться города на юге Казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры, расширялся товарообмен, восстанавливались хозяйственные контакты населения различных областей, что обеспечивало взаимообщение племен, племенных объединений, других этнополитических групп. Эти процессы связаны с историей образования и укрепления государств Ак-Орды, ханства Абулхайр-хана, Ногайской Орды и Могулистана. В рамках этих государств появились более благоприятные, чем то было в монгольских улусах, условия для политического, хозяйственного и социального развития населения Восточного Дешт- и Кыпчака и Семиречья, взаимообщения и взаимодействия его во всех формах общественной жизни. Политически объединив этнические территории племен, небольшие улусы и владения, возникавшие в результате усобиц и войн в Золотой Орде и Чагатаидском государстве, упомянутые государства явили собой более прочную, этнически обособленную государственную организацию, обеспечившую входившим в него племенам и племенным объединениям территориальное и политическое единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов населения различных районов Казахстана.

Известно, что важным условием слияния племен в народность является само развитие хозяйства, хозяйственных связей. Именно при кочевом и полукочевом скотоводстве с особой необходимостью устанавливались хозяйственные связи со смежными территориями оседло-земледельческой и городской культуры в силу самой природы разноотраслевой экономики этих территорий. Создавался единый экономический регион с устойчивыми связями населения как в хозяйственном плане, так и в этнокультурном, этнополитическом, устанавливались бытовые контакты не только между представителями близкородственных этносов, но и других этнических групп.

В XIV— первой половине XV вв., в период Ак-Орды, государства кочевых узбеков, стабилизируется этнический состав племен на территории Казахстана, сглаживаются различия множества местных и Переместившихся тюркских, монгольских племен, устанавливается общность этнических черт разных племенных объединений. Эти государства были по существу полиэтничными по составу населения. Этнический состав населения Ак-Орды, Ханства Абулхайра (Государства кочевых узбеков^, Ногайской Орды был в основном идентичным. Их населяли тюркоязычные племена, известные в письменных источниках того времени под собирательным этнополитическим термином (этнополитонимом) “узбек”: кыпчаки, уйсуны, конграты,

киреиты, мангыты, аргыны, карлуки, канглы, найманы. Кроме них источники называют племена и роды буркутов, кыятов, утарчи, джатов, чимбасв, кенегссов, дурманов, карлаутов, таймасов,. шадбаклы, маджаров, уйратов и др." Многие из этих племен известны в составе казахских Среднего и Младшего жузов. Другая часть на рубеже XV—XVI вв. ушла в Среднюю Азию и унесла туда имя “узбек”. В Ногайской Орде племена кыпчаков, канглы, найманов, уйшун и кунгратов вошли в состав ногайской народности, наряду с мангытами, алшинами, ктай, тама, ас и другими-1'. Все это были тюркские и тюркизированные племена и роды, общие для целого ряда тюркских народов Средней Азии и Казахстана, разбросанные и перемешанные на огромной территории региона бурными событиями XIII—XIV столетий. Эти народы формировались в эпоху развитого средневековья практически одновременно. Формирование это происходило не изолировано, а в тесных контактах этнических групп, в политических связях государственных объединений, хозяйственном и культурном взаимообщении населения. В рамках упомянутых государств процессы этнополитического развития были в определенной степени общими для узбеков, ногайцев, каракалпаков, сибирских татар, казахов.

Семиречье, входившее в состав Могулистана, населяли племена, известные в средневековых источниках под собирательным этнополитическим термином “могулы”: дуглаты (дулаты), киреиты (киреи), канглы (бекчики), карлуки, курлауты, барласы, чорасы, джалаиры, уйсуни, кушчи, кончи, калучи, булгачи и другие, числом более 30 наименований. Основная часть этих родов и племен вошла в состав другой ветви казахов — Старшего жуза. Другая часть могулов ушла в Восточный Туркестан, где стала составной частью уйгуров, а третья часть — в Прйтяньшанье, войдя в состав киргизов30.

Возникнув на территории древних историк о-этнографических областей — в районе расселения племен Кыпчакского и Усуньского союзов, и Ак-Орда, и Могулистан в XIV—XV вв. сохраняли преемственность основного этнического ядра местных племен древнего Казахстана. Этнической основой этих государств и казахских Среднего и Старшего жузов были соответственно одни и те же местные тюркские племена — ядра, занимавшие определенную этническую территорию, вокруг которых в течение многовекового хода этнического становления народности сгруппировались местные и пришлые, родственные и неродственные, целые и осколочные, тюркские и тюркизированные (ассимилированные) племена, роды и их подразделения.

Пребывание названных племен в государствах Ак-Орда, Ногайский Улус (Орда), Ханство Абулхайра, Могулистан, их общие исторические судьбы, как, например, общая борьба против власти золотоор-дынских ханов, необходимость сплочения для отпора завоевательной политики правителей соседних феодальных государств (в частности, Тимуридов Мавераннахра, ойратов), способствовали этнической консолидации населения. Сплачивающим фактором является также общность культуры в самом широком смысле, включая духовную и материальную культуру. Входя в разные государственные образования, население Казахстана в XIV- XV вв. пользовалось одним языком; в то же время исследователями отмечается преемственность языка у большинства племенных групп и племен в до- и послемон-гольских государствах на этой территории. Характерные особенности языка закрепились на протяжении этого времени и вполне соотносятся исследователями с языком памятников кыпчакскои литературы XIV—XV вв. Историческая память народа концентрировалась в фольклоре — эпосе, песнях, легендах. Продолжали развиваться особенности хозяйственного и общественного быта, материальной и духовной культуры складывавшейся народности. Антропологический материал, относящийся к этому времени, говорит о единстве в основном антропологического типа населения, идентичного казахам последующего времени"

Длительное вхождение населения в систему отдельных государств в XIV—XV вв., как и прежде в монгольские улусы, усилило воздействие отмеченных выше факторов, в силу которых на территории Казахстана возникло несколько узлов этнической консолидации в форме трех жузов. Племена каждого из казахских жузов были связаны общими маршрутами кочевания, имели общую этническую территорию, совпадавшую с основной частью территорий упомянутых государств. Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно; в его состав входили уйсуны, канглы, дулаты (дуглаты), албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры и др. Средний жуз занимал районы Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана; в его составе — кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлукские роды и др. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности. В его составе племенное объединение алшын и такие племена, как адай, алаш, байбакты, жаппас, тазлар, кара-сакал, каракесек и др.''2 Время н механизм образования жузов остаются неисследованными. Отведения источников относятся к позднему времени, однако появление составных частей жузов, т. е. наиболее крупных из упомянутых племен, на территории Казахстана было зафиксировано выше при изложении многих исторических событий в древности и средневековье.

Основное содержание этнической истории Казахстана того времени заключается в завершении формирования народности, вычленении состава племен казахских жузов, продвижении племен и родов, дополнивших древние автохтонные этнические ядра, на их поздней-шиетерритории, зафиксированные источниками XVII—Х1Хвв. Можно сказать, что к рубежу XV—XVI вв. жузы пришли уже сложившимися, но их формирование и перераспределение, поляризация племен происходили в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности, через этнополитические общности кыпчаков, узбеков, ногайцев, могулов и одновременно с вхождением отдельных родов и племен в другие формировавшиеся тюркские народности. Окончательное завершение процесса этнической консолидации казахской народности замедлялось разобщенностью отдельных, исторически складывавшихся ее частей, входивших в состав

нескольких государственных образований. Следует отметить, что в XIV—XV вв. продолжались многочисленные миграции. Так, во время войн Тимура переместились могульские группы из Семиречья в Среднюю Азию' При Абулхайр-ханс откочевали к нему из Могули-стана племена калучи ибулгачи, на каком-то этапе переместились из Семиречья киреи в Средний жуз, мангыты-ногайцы переместились с запада на Сырдарью; на исходе XV в. ушли в Среднюю Азию с Мухаммедом Шайбани-ханом многие роды и племена из восточного Дешт-и Кыпчака. Все это дестабилизировало политическое положение и затрудняло этническую консолидацию .населения обширной территории Казахстана.

Государственное объединение во второй половине XV—XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования народности. В отличие от ханства Абулхайра и Ак-Орды, а также Могулистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу — уже сложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена восточного Дешт-и Кыпчака, Туркестана и Семиречья.

Следует особо остановиться на проблеме этнической общности населения юга Казахстана и остальной территории расселения казахского этноса. Письменные и археологические материалы подтверждают связь населения этого района с обитателями восточного Дешти Кыпчака и Семиречья не только традициями хозяйственно-политического и культурного развития, но и этногенетическим родством, общими этнополитическими судьбами. На территории Южного Казахстана и Юго-Западного Семиречья издавна был стык двух главных этнических узлов формирования казахской народности, двух крупных этнополитичсских общностей древнего Казахстана — Кипчакского союза племен в Центральном, Северном и Южном Казах-' стане и Усуньского союза племен в Юго-Восточном Казахстане, ставших основой Среднего и Старшего жузов казахов. Их этнические территории простирались к северу и северо-востоку от бассейна средней Сырдарьи и Каратау. От низовий Сырдарьи на северо-запад и на север простирались земли казахского Младшего жуза. Фактически все три жуза выходили на территорию средневекового Туркестана, т. е. на значительную часть современной Шымкентской области. В Туркестане (области присырдарьинских городов и ареала Каратау) в XIV—XV вв. жили кыпчаки, канглы, конграты, аргыны, дуглаты, мангыты, джалаиры, представители других казахских и узбекских родов и племен. Одни из них (кыпчаки, канглы) жили на этой территории с древних времен; другие (конграты, джалаиры) переселились при монгольском завоевании, хотя и включили в себя массу местных родов и осколков племен, передав им свое имя; третьи (дуглаты, аргыны, мангыты и др.) попали сюда в период войн и миграций при Тимуре и Бараке, Абулхайрс и Джаныбске, могульском хане Юнусе и Мухаммаде Шайбани. Источники фиксируют и совместное проживание казахов, узбеков, каракалпаков на территории Туркестана в это время. В вакфной грамоте конца XVI в. в составе жителей Сыгнака и его округи названы казахи, тюрки (узбеки), арабы (потомки древних завоевателей), каракалпаки34. Длительное пребывание на территории Туркестана различных родов и племен, входивших в состав казахов и узбеков, мангытов и могулов, приводили к этнической пестроте местного населения, появлению особого этнического компонента в составе казахской народности, характерного только для Южного Казахстана. Вместе с укреплением Казахского ханства и ускорением процесса консолидации народности в ее состав вошли казахские роды и племена, находившиеся в подчинении правителей Могулистана, Сибирского ханства, Ногайской Орды. Распад Ногайской Орды, территориальная и этническая близость ногайцев к казахам послужили предпосылками присоединения восточной груп-пы ногайских улусов к Казахскому ханству и вхождения этой части ногайцев в казахский этнос в составе Младшего жуза.

Сложившаяся народность со второй половины XV в. известна среди соседей и в письменных источниках, отражавших современные события, под именем “казахи” (казак). Происхождение этнонима казах долгое время являлось предметом дискуссий исследователей, отражено в многочисленных легендах народа, сложенных им относительно своего происхождения". В источниках этот термин употреблялся сначала асоциальном смысле и означал “человека, отделившегося от своего госудаства, племени, рода и вынужденного вести жизнь искателя приключений” (В. В. Бартольд). По “Тарих - и Рашиди” и другим источникам термин “казахи” применялся для обозначения политической группировки во главе с Джаныбеком и Гиреем, откочевавшей в Семиречье, сначала в форме “узбек-казахи” (узбек-казак), затем “казахи” (казак). В XV в. термины “узбеки” и “казахи” не имели четкого этнического значения. Так, Ибн Рузбихан в начале XVI в. писал: “Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно из них — шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью; и третье племя — мангыты, а из них цари астраханские. С укреплением ханства Джаныбека и Гирея казахами стало называться все подвластное им население. Постепенно термин “казахи” приобрел этнический смысл и стал употребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Восточного Дешти Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Одна из последних и наиболее полных сводок сведений из письменных восточных источников о термине казах и его социальной и этнической интерпретации представлена в книге С. Г. Кляшторного и Т. И. Султанова.

Реальным историческим следствием жизнедеятельности Казахского ханства, длительного развития казахской государственности в его политических рамках явилась единая казахская народность. Сознание своего этнического единства народ отразил в эпических произведениях; в упорной борьбе с Шайбанидами и Аштарханидами Мавераннахра, сибирскими и русскими властями в Прииртышье и на Алтае, джунгарскими тайшами в Семиречье и на землях Восточного Казахстана отстаивал казахский народ свои коренные этнические территории, еще вXVI в. названные в письменных источниках термином “Казахстан”

 

36)Этнические процессы на территории Казахстана

Этническая история Казахстана, как и всего региона Централь­ной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещива­лись судьбы множества племен и народов. Сведения о них разбросаныв большом количестве источников на многих языках, восточных и европейских. Исследователями несколькихпоколений востоковедов осуществлена большая работа по их изучению.

В XV—XVIвв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие века.

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюр­кских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся кXV—XVI вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них в разные эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время.

Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности — эпохе разло­жения первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти про­цессы были связаны с автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от этнических процессов на обшир­ных пространствах Центральной Азии. Движение этнической исто­рии на территории Казахстана, сложение в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге — казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаи­мосвязью хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также городской культуры, прогрессивными изменени­ями в общественных отношениях. Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-среднеази-атском регионе и за его пределами.

 

37) Антропологические аспекты происхождения казахского народа.
Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить два стержневых: лингвистический и антропологический. Есть все основания полагать, что оба процесса на рассматриваемой территории развивались параллельно, главным образом по исторической вертикали. Такой подход позволяет проследить преемственность и сохранившиеся “предковые” черты. Правда, в отдельные исторические эпохи определенную роль сыграло и развитие по горизонтальной линии. Примечательно, что в древности коренные насельники региона имели общую лингвистическую и антропологическую основу, и у современных потомков генетическая кластеризация в основном соответствует лингвистической. Древнюю историю Казахстана можно разделить на два больших периода: индоевропейский и тюркский. *

Первый период, несмотря на свою значительную временную отдаленность, пред стает перед нами как реально сформировавшаяся фаза не только с выраженными хозяйственно-культурными традициями, но и рядом известных этнических объединений и расовых образований. В лингвистическом отношении на этом этапе насельники не только Казахстана, но и обширного региона Евразии входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи'. Хронологически рассматриваемый период в Казахстане охватывает III—I тысячелетия до н. э.

Имеющиеся археологические артефакты Казахстана, связанные с этим периодом, свидетельствуют, что на его большей части была распространена так называемая андроновская культура эпохи бронзы. В его западной части наибольшее распространение получила срубная культура. В целом эти культуры обладали выраженными региональными чертами, которые, в свою очередь, послужили основой для нового уклада жизни потомков в виде номадизма в последующую эпоху раннего железного века. На этом этапе преемственность культурно-исторической общности местных насельников раннего железного века с периодом эпохи бронзы Казахстана, о чем свидетельствуют многочисленные археологические источники, не вызывает сомнения2.

В рассматриваемый период территория Казахстана по существу становится центром распространения так называемой “кочевнической триады”, характерной для всех евразийских степей, т. е. ареалом повсеместного бытования классических предметов вооружения, конского снаряжения и “звериного стиля” в оформлении изделий. Истоки этой триады, как полагают некоторые исследователи, восходят к древним казахстанским племенам андроновской культуры середины П тыс. до н. э.3 Однако с открытием аржанской фазы развития номадических культур в последнее время региональные особенности евразийских племен от Хуанхэ до Дуная стали рассматриваться на фоне общего взаимодействия всего кочевого мира в целом4. Однако этот обширный кочевой мир имел своебразные локальные хозяй- Жтвенно культурные варианты. Одним из них являлись кочевые пле-Кена Казахстана эпохи раннего железного века.В этот период в евразийских степях в виде отдельных этнических Общностей зафиксированы индоевропейские племена под названием “скифы” (“саки”). Эти термины в сущности отражают одну и ту же Общность кочевых племен. Современниками сако-скифского племенного союза были савроматы, обитавшие в Западном Казахстане и за его пределами. Вместе с тем в древних источниках упоминаются их многочисленные подразделения с довольно туманной локализацией в европейских степях. Да и современная литература пестрит противоречиями об их местонахождении. Наиболее широкую освещенность в литературе получили племена массагетов, исседонов, аримаспеев и др. Некоторые исследователи последних лет настойчиво подчеркивают, что эти и другие этнонимы евразийских племен отражают не целостное этническое образование, а скорее обобщенное наименование нескольких определенных хозяйственно-культурных общностей5. Поэтому этническое определение в древних письменных источниках и современных археологических исследованиях относительно локализации различных кочевых объединений в евразийских степях эпохи раннего железа и античности становится слишком гипотетичным и нуждается в серьезном критическом изучении, возможно, и в пересмотре. Несмотря на это, сако-скифский племенной союз в Казахстане сохранил индоевропейскую общность в своем этнокультурном развитии до рубежа новой эры.

В антропологическом отношении черепа савромато-сарматского времени из Западного Казахстана характеризуются выраженным фенообликом южной ветви европеоидной расы. В масштабе этой расы по ряду морфологических признаков они сближаются с локальным вариантом восточносредиземноморского антропологического типа7.


38)Об этнониме "казах".

В казахском ханстве стало постепенно ослабевать родоплеменное сознание, усиливая общее для казахов этническое сознание. Так появились понятия: «казахская земля», «казахское государство», «страна казахов».

Различают три основных вида формирования этнических объединений: 1) род-племя; 2) народ; 3) нация. В каждом из этих объединений существует свое этническое сознание. Этническое сознание - это осознание человеком себя как члена определенного этнического объединения.

Первоначальный этноним «казах» - «Тысяча Алаша». Конечно, определение Кадыргали Жалаири «Тысяча Алаша» намного уже и незначительно по сравнению с казахскими родами и племенами, тем более нацией. Если выражение «Тысяча Алаша» напоминало военный союз, который начинал приобретать этническое значение, то слово «казах» - чисто этническое понятие, подразумевающее два исторических периода, два связанных друг с другом процесса. Небольшие группы найманов, алтынов, дулатов и других, некогда единых, сплоченных родов и племен, разбросанных среди татар, башкир, ногаев и других тюркоязычных народов, начали постепенно возвращаться к своим корням. Точно такой же процесс происходил и на казахской земле.

Конечно трансформация названия «Тысяча Алаша» в этноним «казах» происходило ни один год. Название, которое появилось середине XV в., - Дешт-и-Кыпчак в XVI-XVIIвв. начинают признавать и другие государства. Эволюция этнонима проходила следующим образом: Тысяча Алаша - Алаш - казах. Некоторые время казахское население обозначало себя не тем названием, которое ему дали соседние государства, а своим первоначальное названием. А название «Тысяча Алаша» позже трансформировалась в «Алаш». Позже первоначальное название приобрело священное, культовое значение и даже превратилось в призыв, лозунг народа. В XVI - XVII вв. оба названия - «Алаш» и «казах» - в среде самих казахов употреблялись параллельно [9, c 78].

Термин «казах». Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». Они дебатируются, начиная с XVIII в., но до сих пор исследователи не пришли к единому мнению.

На сегодняшний день имеется более двадцати объяснений этимологии слово «казах». Например, есть мнение, что оно образовалась из двух слов - «каз» и «ак». Поскольку эти слова обозначают «гусь» и «белый», то в доказательстве приводят легенду о том, что однажды казахов, отправлявшихся в кочевье, сопровождала летящая гусиная стая. Другие считают, что она образовалась также от двух слов: «кас» (хас) - «настоящий» и «сак» - название древнего племени, т.е. «настоящий сак». Некоторые ученые объединяют слова «кас» и «сак», но придают им другие значения. Будто бы эти слияния племен «касов», живших на побережье Каспийского моря, и племен «саков» (словом «кассак» называли саков, проживавших в Прикаспий). Иногда этноним связывают со средневековым племенем огузов (гуз-сак), со стрелой лука (каз-ок; «ок»- «стрела»). Некоторые исследователи соотносят его с особенностями военного мастерства казахов (сражаться, даже отступая) и считают, что он является производным от «кашан»- «беглец».

 

39) Образование Казахского ханства. Политика султанов Жанибека и Керея

В XIV-XV веках созрели предпосылки для создания само­стоятельного Казахского государства.

Казахские племена в XV веке населяли территории: найманы – от Улытау до Ишима;конраты – от Туркестана до Каратау; аргыны – от Иртыша до Центрального Казахстана; кереи – от Тобола до Жетысу, вдоль Иртыша; дулаты – на берегах Чу, Или, Таласа, Иссык-Куля, в южном Казахстане; канлы и жалаиры – у подножийКаратау, на берегах Сырдарьи и в Жетысу; уйсуны – в Жетысу.

Политическому объединению способствовало укреп­ление экономических, культурных, общественных и хозяйствен­ных связей между кочевым и оседлым населением. Вхождение казахских племен в разные государства и беспрерывные войны требовали их объединения в единое независимое государство. Преодолеть разобщенность родственных племен попытались султанцы Жаныбек и Керей. Коренное отличие созданного на земле Жетысу государства от других стран заключалось в том, что Казахское ханство появилось не в результате завоевания чужих территорий, а на основе местной политико-экономической и этнической общности.

Одной из предпосылок создания Казахского ханства стал кри­зис во внутреннем и внешнем положении ханства Абулхаира и Могулистана. В XV веке они утратили былую мощь, пришли в упа­док. В обо­их ханствах шла междоусобная борьба за власть. Влиятельные вожди племен стремились к политической независимости, искали могущественных покровителей. В 40-50-х годах XV века по­давляющее большинство племен сплоти­лось вокруг Керея и Жаныбека.

Острая борьба за власть в ханстве Абулхаира, жестокое подавление своих противников и усиление эксплуатации народных масс не способ­ствовали укреплению ханской власти. Из-за междоусобиц нарушились традиционные маршруты кочевок, это имело тяжелые последствия для кочевого скотоводства. Народ искал освобождения от тиранического правления Абулхаира.

В начале XV века ойратские племена напали на ханство Абулхаира. Поражение хана Абулхаира от ойратов явилось одной из при­чин откочевки казахских племен во главе с султанами Кереем и Жаныбеком за пределы ханства.

Султаны Керей и Жаныбек стремились уйти из-под влас­ти Абулхаира, воспользовавшись сложным политико-экономичес­ким положением в ханстве. Объединив под своим началом казах­ские племена, поднявшиеся на борьбу с Абулхаиром, они откочевали в Жетысу, на территорию Могулистана. Это был массовый протест против тяжелых налогов и повинностей, а также феодальных междоусобиц и непрекращающихся войн. В то время называвшиеся «кочевыми узбеками», на самом деле они были кочевыми казахами.

Хан Могулистана Есен-Буга (1434-1462 гг.) благосклонно принял Керея и Жаныбека и выделил земли для их поселения на берегах реки Чу. Есен-Буга хотел использовать Керея и Жаныбека в борьбе против хана Абулхаира, а также создать союз с ними дляборьбы за власть со своим братом Йунусом, которого поддерживали Абулхаир и тимуриды. Есен-Буга хотел также использовать казахов для отпора ойратам, которые в начале XV века нападали на Могулистан.

В Запад­ном Жетысу султаны Керей и Жаныбек создали Казахское ханство со ставкой вКозыбасы. Вначале Казахское ханство занимало поймы рек Чу и Талас. Они оба являлись чингизидами, поэтому оба имели право занять ханский трон. Ханом стал старший из них – Керей, советником стал Жаныбек. Жаныбек был сыном хана Барака, Керей – его старшего брата Болата.

В 1462 году умер хан Могулистана Есен-Буга. Возобновились племенные междоусобицы, ослабло государство. Ойратские племена завоевали часть ханства. Казахские племена из Могулистана стали перекочевывать в Ка­захское ханство, в результате увеличилось населе­ние и укрепилось Казахское ханство. На Жетысу совершал набеги хан Абулхаир, стремился разгромить Казахское ханство. ИсторикМухаммед Хайдар Дулати в кни­ге «Тарих-и-Рашиди» писал об образовании Казахского ханства в 870 году хиджры (1465-1466 гг.).

Во второй половине XV века в Казах­ском ханстве за счет перекочевавших пле­мен из соседних ханств значительно выросла численность населения, составив около 200тысяч человек.

Казахское ханство ставило перед со­бой задачи: 1) восстановить прежний порядок использования пастбищ в Дешт-и-Кыпчакской степи; 2) подчинить присырдарьинские города Сыгнак, Сузак, Отрар, Туркестан, расположенные вдоль торгово-караванных путей; 3) объединить казахские племена на единой этнической террито­рии.

Основные события истории Казахского ханства в конце XV - начале XVI веков происходили в регионе Сырдарьи. Ка­захские ханы на протяжении 30 лет вели войну с внуком Абулхаира Мухаммедом Шайбани за обладание присыр­дарьинскими городами и зимними пастбищами, имевшими стратегичес­кое значение. Своими союзниками казахские ханы сделали потомков Жоши, правителя Западной Сибири хана Ибака, властителей ногаев. Военные союзы Казахского ханства, заключенные во второй половине XV века с династией Шайбанидов, потомками эмира Ти­мура, ханом Могулистана не были прочными, так как характер этих военных союзов часто менялся в зависимости от хода сраже­ний и интересов ханов. В 1482-1485 гг. династия Тимуридоввстала на сторону Казахского ханства против Могулистана и хана Шайбани.

Присырдарьинске города были разделены между тремя государствами. По договору между Казах­ским ханством и ханом Шайбани города Отрар, Туркестан, Аркок, Бозкент отошли к хану Шайбани, а Сыгнак, Сауран, Сузак вошли в состав Казахского ханства. Ташкент и Сайрам были переданы Могулистану.

Присырдарьинские города Сыгнак, Сауран и Сузак приумножили мощь Казахского ханства, укрепили его политическое положение и влияние. Укрепление Казахского ханства вынудило хана Шайбани с частью дешт-и-кыпчакских племен переселиться в Мавераннахр. В начале XVI века Шайбаниды разгромили Тимуридов и пришли к власти в Средней Азии.

Значение образования Казахского госу­дарства: 1) прекратилось разделение между раз­ными ханствами, племена вошли в состав казахского народа; 2) централизованная система управления способствовала сплоче­нию казахского народа, защите этничес­кой территории; 3) государство не только укре­пилось, но и расширило границы; 4) были установлены прочные связи с соседними государствами; 5) социально-экономическое и культурное разви­тие ханства способствовало расцвету традиций и обычаев, распространению исламской религии.

 

40) Социально-экономическое и политическое положение Казахского ханства в первой пол. XVI в.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКОГО ГОСУДАРСТВА В XVI-XVII ВЕКАХ система правления в казахском ханстве В Казахском ханстве была сформирована национальная система управления, Основанная на родоплеменных традициях. Она из семи ступеней. 1. Аул - первая общественная ячейка, состоял из родственников или нескольких. Глава аула - аулбасы. Они должны были справедливо решать конфликты, следить за своевременной уплатой налогов, исполнением распоряжений и приказов властей. 2. Ата аймак (отцовский край) - несколько аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения. Управлял аксакал. 3. Род -10-15 аймаков. Руководил рубасы. 4. Арыс - несколько родов, управлял бий. 5. Улус - несколько арысов. Правитель улуса - султан. 6. Жуз состоял из нескольких улусов. Правителем жуза являлся хан. Каждый жуз избирал своего хана Ханы должны быть выходцами из ханских династий. 7. Ханство состояло из трех жузов. Повелителем ханства являлся великий хан. Важнейшие вопросы решались на созывавшихся курултаях, в которых участвовали самые знатные и уважаемые люди. В XV-XVI веках племенные объединения составили основу казахских жузов. В состав Старшего жуза вошли племена: жалаиры, албаны, суаны, дулаты, сарыуйсуны,сиргели, ысты, ошакты, шапрашты, шанышкылы, канлы. В Средний жуз - аргыны,найманы, уаки, кереи, кыпчаки, конраты. В Младший жуз -12 племен родового объединения байулы (адай, алшыны, жаппасы, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есенгемир, ысык, кызылкурт, шеркеш); 7 племен объединения жетиру (табын, тама, кердери, кереи, жагалбайлы, телеу, рамадан); 6 племен родового объединения алимулы (каракесек, карасакал, торткара, кете, шомекей, шекти). Ханская власть не всегда передавалась по наследству, хан избирался султанами из числа султанов. На выборы хана приглашались знатные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избранного ханом на белую кошму. Собравшиеся делили между собой весь скот хана, эта традиция называлась «ханталапай» («ханская дележка»). Хан отныне имел право жить за счет народа На ханский титул имели право претендовать только потомки Чингисхана. В каждом из трех жузов избирался хан. Между владениями не было четких границ..

 

41) Казахское ханство во II пол. XVI в.

 

Середина и вторая половина XVI века отмечены в истории Казахского ханства практически беспрерывными и не всегда удачными территориальными войнами с Могулистаном, Ногайской Ордой и Бухарой. К этому периоду относится ряд серьезных поражений казахских владетелей от узбеков,моголов и калмыков, следствием чего явились гибель целых султанских фамилий, потеря казахами части своих кочевий. В этот тяжелый для казахов период остро проявилась потребность в сильном и волевом лидере, который сумел бы укрепить и объединить разрозненные и ослабленные части ханства.

Именно таким лидером оказался Хак-Назар хан (1538-1580) – сын Касым хана, внук Жанибек хана. Биография Хакназар-хана Придя к власти, Хак-Назар начал активную деятельность по объединению казахских народов. В 50-х годах возникли междоусобицы среди мангытских мурз. Часть их хотела перейти в русское подданство, часть ориентировалась на казахов. В итоге большая группа ногайских народов откололась от юрта и приняла казахское подданство. Значительно усилившись, Хак-Назар в 1568 году совершил поход против Мангытского Юрта и закрепил за собой земли Северного Приаралья.

В период 1555-1558 годы войска Хак – Назара держали в постоянном напряжение правителя Ташкента, Наурыз-Ахмета. В этот же период разворачивается борьба с Сибирским ханом шайбанидов Кучумом. После ряда походов Хак-Назару удалось присоединить земли в верховьях Тобыла и Жаика. Кроме того, под его власть перешла большая часть башкуртских родов, входивших ранее в Сибирское и Казанское ханства. На северо-востоке Хакназар вел войну с войсками калмыков, они постоянно набегали на Казахское ханство. Кроме того, Хакназар мужественно выступил в схватке с могущественным Могулистаном. В итоге казахи в середине XVI века не только занимали среднее течение реки Сырдарьи, но и кочевали в Могулистане. Попытка вытеснения казахов из степей Могулистана послужила причиной казахо – могольской войны. В этой войне был разгромлен Абдурашид – хан, давний обидчик казахов и киргизов. В одном сражении было полностью истреблено войско под предводительством Абдулатифа султана, сына Абдурашид-хана. Результатом победы Хак-Назара над Могулистаном, контролировавшим весь Восточный Туркестан и претендовавшим на Семиречье, явилось то, что государство Великих Моголов было отброшено за хребты Тянь – Шаня. В 1569 году Хак-Назар произвел нападение на ногаев. В результате победы границы Казахского ханства расширились до междуречья Волги и Урала. В состав ханства вошла часть башкирского народа. В 1577 г. Хак-Назар начинает второй поход против ногайцев с целью захватить низовья Волги и Урала. Одной из самых драматичных (трагических) страниц жизни Хак-Назар хана является его война с Ташкентской ветвью династии шайбанидов в чьих руках находились важные города Ташкент, Туркестан, Фергана. Правил данными территориями сын Наурыз – хана Ахмет Баба. В 1579 году правитель Ташкента Баба султан, зажатый с одной стороны казахами, с другой войсками Абдаллаха Бухарского, потерпел поражение и удалился на север. Баба султан решил отомстить Хак-Назару и приказал убить прибывших для переговоров двух сыновей Хак-Назара, и вскоре, в 1580 году от рук наемного убийцы пал и сам Хак-Назар хан. Так закончился славный путь великого сына казахского народа хана Хак-Назара.

 

42) Казахское ханство в пер. пол. XVII в.

Казахское ханство в XVII в. Время правления Есим хана было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. Осложнились отношения казахов с каракалпаками. В конце XVI в. представители 40 каракалпакских родов обратились к Тауекель хану с просьбой выделить для них землю в Центральном Казахстане и Приаралье. Эта просьба была выполнена, а во главе новых подданных хан поставил своего сына. Через несколько лет каракалпаки восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против каракалпаков и в 1613 г. вынудил их покинуть среднее течение Сырдарьи. В то же время участились попытки бухарского хана овладеть Ташкентом. Осенью 1603 г. бухарцы выступили из Самарканда в направлении Ташкента. Объединенное казахско-кыргызское войско в местности Айгыр-Жар полностью разгромило бухарцев и осадило Самарканд. Осада результата не дала, и союзники вернулись в Ташкент. В 1607 г. бухарцы захватили Ташкент, но были выбиты Есим ханом. В 1612 г. бухарский Имамкули хан напал на казахов и дошел до Каратау, разграбив по пути несколько городов, а в захваченном Ташкенте посадил наместником своего сына. Как только бухарское войско покинуло город, ташкентцы подняли восстание и убили царевича. В 1613 г. казахи совершили ответный поход и разгромили объединенную армию Бухары и Балха. После военных неудач Имамкули хан решил способствовать приходу к власти в районе Ташкента своего ставленника из казахов. Такая возможность вскоре ему представилась. В 1613 г. правитель Ташкента Турсын султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил города Туркестан, Сауран, Андижан. Одновременно начались набеги ойратских племен. В конце XVI в. западно-монгольские племена ойратов продвинулись далеко на запад по территории Казахстана. Их улусы появились на Есиле, Ертисе, Тарбагатае и Тянь-Шане. Уже в начале XVII в. ойраты совершали набеги на среднеазиатские государства и кыргызские кочевья. В 1604 г. ойраты потерпели поражение от казахов, но после захвата власти Турсыном совершили новый поход и сумели подчинить себе Старший жуз. Есим хан вынужден был бежать в Восточный Туркестан. Окрепнув, Турсын хан начал войну против Бухары. В 1621 г. казахи дважды одержали победу над бухарцами, но закрепить успех не сумели. В это время в Казахстан вернулся Есим хан, разгромивший в 1620 г. ойратские племена. В 1624 г. Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора у него не хватило сил. Временно установилось равновесие между противниками. Есим хан заключил мир с ойратами и даже организовал совместный с Турсыном поход на Андижан, пытавшийся отделиться от Казахского ханства. Однако их отношения все более обострялись. В 1627 г. Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов - Турсын решил этим воспользоваться и напал на Туркестан, захватив в плен всю семью Есим хана. Когда хан возвращался с победой, Турсын устроил ему засаду в окрестностях Сайрама. В последовавшей битве Турсун был разгромлен. Есим хан взял Ташкент, и вторично взошел на престол. Есим не надолго пережил своего соперника и умер осенью 1628 г. Он похоронен в Туркестане возле мечети Ходжа Ахмета Ясави. Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти. Казахи называют его «Енсегей бойлы Ер Есим» (высокорослый Есим богатырь). Реформы XVII в. Включение в состав одного государства районов с различным политическим устройством при общей слабости межрегиональных экономических связей неизбежно привело к росту сепаратистских настроений. Это ярко проявилось после смерти в 1582 г. Шигай хана, когда четыре года продолжались смута и споры за право обладания верховной властью между западно-казахскими биями-едигеидами и султанами-чингизидами. Во внутриполитической борьбе одержали победу султаны во главе с Тауекелем, однако ему пришлось пойти на ряд уступок общинной знати.

 

 

43) Обострение казахско- жонгарских отношений во втор. пол.XVII в.

1.Политическое положение Казахского ханства в XVII-XVIII вв. было крайне тяжелым, но основная угроза исходила с востока, со стороны джунгар. Джунгары (ойраты, калмаки) известны в степях Евразии с XIII в. Принято считать, что джунгары еще в начале XIII в. входили в состав империи Чингис-хана.

Со временем в степях Монголии сложился так называемый ойратский союз, куда входили следующие племена: хошоуты, торгоуты, чоросы, дербеты. В первой половине 20-х гг. XVII в. прежний ойратский союз распался: племена хошоутов откочевали в Тибет, а торгоуты численностью около 1 млн. человек во главе с тайджи Хо-Урлюком отделились от основной массы ойратов и мигрировали на нижнюю Волгу, в Прикаспийские степи, где нашли свою новую этническую территорию и стали называться калмыками.

Оставшиеся кочевать на просторах Южной Сибири и в отрогах Алтая племена торгоутов, чоросов, дербетов объединились под эгидой чоросских князей и создали в 1635 г. на берегах Верхнего Иртыша самостоятельное государство под названием Джунгарского ханства. Во главе ханства встал энергичный и воинственный правитель Эрдени Батур-хунтайджи.

Основой экономики джунгар было кочевое скотоводство. Численность населения составляла около миллиона человек, а также полмиллиона представителей других народов. Административной и хозяйственной единицей являлся – улус. Военная организация джунгар была идентична структуре военной организации казахских ополченцев.

Строго иерархический характер имела социально-классовая структура джунгарского ханства. Господствующим сословием джунгарского ханства были ханы и тайши. Особое влияние на структуру и политическую жизнь оказывало ламаистское духовенство.

За период длительных войн у джунгаров выработалась своя тактика ведения боя в открытой местности. При этом они пользовались численным превосходством, а также сами производили порох из серы и селитры, изготавливали сабли, латы, шлемы и прочее.

С образованием в 1635 году Джунгарского ханства, почти сразу же началась изнурительная борьба с казахами за кочевья Жетысу и Северного Казахстана. Теснимые Цинской империей – джунгары, в поисках пастбищ и выхода к торгово-ремесленным районам Юга Казахстана и Средней Азии, они не ослабляли давления на казахские земли. В военном отношении Джунгарское ханство представляло собой серьезную силу. У них имелось «огненное оружие с фитилем». Джунгарское ханство было строго централизованным государством со всеми атрибутами военно-кочевой демократии, на становление которой оказала существенное влияние Цинская империя.

Особенно усилилась джунгарская агрессия в 80-х годах ХVII века. Джунгарские феодалы претендовали на территорию Южного Казахстана и пытались овладеть городами на Сырдарье. Джунгарские погромы стали одной из причин постепенного угасания жизни городов на юге Казахстана. Особенно обострились казахско-джунгарские взаимоотношения в 90-х годах ХVII в., когда правил хунтайджи Цеван-Рабтан и его преемник Галдан-Церен.

Особое место в притязаниях джунгарских ханов на соседние территории занимали южные земли Казахстана. Очередной набег джунгар на территорию Казахстана состоялся в 1699 году. Несмотря на сопротивление казахских родов, джунгарам удалось захватить около 10 тысяч пленных. В 1702-1703 гг. казахам удалось организовать нападение одновременно на Джунгарию и волжских калмыков. Ряд успешных военных действий показал силу казахского ополчения. Вместе с военными действиями, благодаря дипломатической политике хана Тауке несколько лет не было крупных военных столкновений.

В 1708-1712 гг. начались новые казахско-джунгарские затяжные войны с переменным успехом.

В этих условиях осенью 1710 года в Каракумах был созван курултай султанов, биев и родоправителей казахского народа. Основным вопросом на съезде был вопрос о создании единого ополчения против джунгар. Предводителем казахского ополчения был избран Богембай батыр. Объединение усилий казахских жузов некоторое время определяло успех войск Тауке хана. Но раздробленность жузов все же брала верх, это вело к несогласованным действиям, соперничеству группировок. В 1717 г. в верховьях реки Аягуз состоялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов.

В 1718 г. джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян, их цель была захватить ставку казахских ханов – Туркестан.

 

 

44) Роль казахских батыров в борьбе против жонгарского нашествия.
С самого начала XVII в. Казахские ханства переживали глубокие потрясения, вызванные дальнейшим обострением внешнеполитического положения. Хану Тауке на время удалось преодолеть междоусобицы, восстановить спокойствие в жузах с помощью усиления влияния биев, тем самым, обезопасив кочевья казахских родов от внешних вторжений. Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что он в своём распоряжении имел, по свидетельству источников, около 80 тыс. воинов. Однако борьба за власть и сепаратизм султанов вскоре нарушила единство, чем незамедлительно воспользовались соседи. С юга казахов теснили среднеазиатские ханства – Бухара, Хива; с юго-запада совершали набеги волжские калмыки, поддерживаемые яицкими калмыками; с севера нападали сибирские казаки; на кочевья за Яиком претендовали башкиры.
Но наиболее грозная опасность нависла над казахским народом с востока, со стороны сильного и агрессивного военно-феодального Джунгарского ханства. Борьба между казахскими и джунгарскими владыками продолжалась более века. В основе её лежало соперничество из-за пастбищ. По мере роста численности поголовья скота кочевники вынуждены были расширять необходимую для скотоводческого производства территорию.
Так, в 1635 г. на западе Монголии или в северо-западной части Центральной Азии сформировалось сильное кочевое государство – Джунгарское ханство, состоящее из монголо-ойратских племен: хоитов, дэрбэтов, чоросов, хошуотов и торгутов. Основу экономики Джунгарского ханства составляло экстенсивное кочевое скотоводство, как и у соседних казахов, халхасов, алтайцев.
Эпизодические вторжения джунгар на территорию Казахстана начались ещё в XV в. В конце XVI в. небольшая часть ойратов после неудачных набегов на казахов попали в зависимость от казахского хана Тауеккеля. Сам Тауеккель в своих грамотах в Москву именует себя «царём казацким и калмыцким». Потерпев тяжелое поражение в войне с Цинской империей (1690 – 1697 гг.), джунгарские феодалы пытались возместить утраченное за счёт завоевания Казахстана и Средней Азии. В 1698 г. тумены ойратского хунтайджи Цэван-Рабдана вторглись в кочевья Старшего жуза, что положило начало новой полосе вооруженных столкновений между ойратскими (калмыцкими) и казахскими феодалами. Именно с этого времени джунгарская опасность начала превращаться в главную опасность, угрожающему самостоятельному существованию Казахстана.
После начала второй ойрато-цинской войны 1717 – 1722 гг. натиск джунгар на Казахстан ослабевает. Воспользовавшись этим, казахи вновь нанесли им удар. Таким образом, на протяжении двух с лишним десятилетии между Казахскими ханствами и Джунгарией периодически вспыхивали вооруженные конфликты, не приносившие решающего успеха не одной из сторон.
Наконец, заключив мир с Цинской империей, ранней весной 1723 г. ойратские феодалы всей своей мощью обрушились на Казахстан и Среднюю Азию. Население кочевых районов Казахстана, занятое подготовкой к переходу с зимних стоянок на летние паздбища, было застигнуто врасплох. Сметая на своём пути заслоны из разрозненных и немногочисленных казахских отрядов, джунгарские войска быстро продвигались вглубь Казахстана, оставляя после себя груды мёртвых тел, пепел пожарищ, угоняя в Джунгарию десятки тысяч пленных, караваны награбленных богатств.
Один за другим после ожесточённых схваток в руки ойратов переходили казахские и среднеазиатские города – Ташкент, Сайрам, Туркестан и др. Бросая скот и имущество, казахи уходили в Среднюю Азию и на запад: Средний и Старший ж узы – к Ходжнту и Самарканду, Младший – в Хиву, Бухару, к Волге и Астрахани. Наплыв значительных масс кочевников и бежавших из земледельческих и ремесленных центров в города и области Средней Азии привело к обострению межнациональных противоречий, голоду, разрухе, вытеснению жителей этих оазисов в глухие, безводные районы. Узбекский историк Мухаммад Якуб Бухари писал, что «в Бухаре наступил такой голод, что даже человеческое мясо пошло в пищу людям, мертвых не хоронили, а съедали. Наступило полное смятение. Повсюду люди, покинув родные места, разбрелись в разные стороны. В Бухаре остались два гузара (квартала) жителей, в Самарканде ни одной души не осталось». То страшное время вошло в историю казахского народа, как годы Великого бедствия, а в устных казахских преданиях именуется «Актобан шубырынды».
Выражение «Актобан шубырынды» означает, что люди в полном изнеможении от голода и усталости бросились на землю и пластом залегли у озера Алаколь. На пути отступления казахов лежало два озера с одинаковым названием Алаколь. Первое находилось на левом берегу Сырдарьи, а другое – на правом, в 90 километрах от Ташкента. Поскольку отступившие казахи Старшего и Среднего жузов у озера Алаколь в полной уверенности, что они в не опасности и враги их не настигнут, то таким местом могло быть только озеро за Сырдарьёй, то есть на левом берегу.
Здесь уместно вспомнить о том, что точно такая же история в жизни казахского народа повторилась через двести лет в 30-е гг. XX в., в годы голощекинского геноцида. И тогда казахи от страшного голода спаслись бегством в Узбекистан и другие края, а прямые людские потери от голода составили 2 мил. 300 тысяч жизней.
Следует сказать о другой горькой правде. Если бы царское правительство прислушалось к обращениям казахских ханов Тауке, Кайыпа, Абулхаира о добрососедских отношениях и союза в борьбе с Джунгарией, то последняя не осмелилась на опустошительный поход в 1723 г. Царизм, наоборот, ждал ослабления казахской степи джунгарским нашествием и стремился поставить на колени казахов, вынудить дать клятву в верности и подданстве Российскому престолу в 1731 г.
Казахи Среднего жуза долго не смогли оставаться в пределах среднеазиатских ханств, ибо местные правители не только не предоставляли им кочевья, но заодно с джунгарскими захватчиками не прочь были пограбить казахов.
Массовое передвижение казахов на запад вызвало большую тревогу среди кочующих между Жайыком и Волгой калмыков. Новая волна пришедших на Жайык казахов была на столько значительна, что под вопросом находилась сама судьба Калмыцкого ханства. Об этом свидетельствует просьба калмыцких владетелей к царскому правительству о военной помощи, для охраны своих летних кочевий по левому берегу Волги. Так, в середине XVIII в. Жайык стал границей между казахами и калмыками.
В годы Великого бедствия обострились отношения казахов с Бухару, Хиву, Фергану и другие регионы Средней Азии, ввергли в голод и местное оседлое население. Положение казахов осложнилось еще и тем, что их передвижение под давлением джунгарских отрядов на запад привело к столкновению с туркменами, нарушению дружеских взаимоотношений с каракалпаками.
Огромные потрясения, вызванные джунгарским нашествием, массовая потеря основного богатства (скота) привели к экономическому кризису. А это, в свою очередь, усилило политические противоречия среди правящей казахской верхушки. Выходом из создавшег


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты