КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Публицистика эпохи Реформации. Становление демократической журналистики.Форм. жур.было длит.истор.процессом. Как система – 1п 16в.-н.17. 1609-вых.два перид.изд. в Герм. Появ.жур.обусл. рядом истор. усл. Гл. - начавш. В Евр.круп.модерниз.сдвиги. Уже с 12в. быстрый рост мануф. и ремесл.технологий. Евр. вступ. в фазу ускор.развития. Начин.разруш.-ие феод.эк-ки, появл. эл-ты капит.уклада. 13 в.- начало нов.эпохи. Мануфактура-центр соврем.круп.пром.-ти. Ее развитие связ. с появ.нов. слоя буржуа. Возн.жур.связано с круп.модерн.скачком – Реформацией. 15-16вв.-начало больших соц-пол.изм. Эта эпоха начало больших европ. рев., реформы кат.церкви. Реф.-ция нач.с восст. нар.масс в Евр.Борьба за нов.идеологию и нов.эк-ку – борьба за эк.прибыль. Необх.-ть в операт.инф., чтобы распр.на шир.ауд.бурж.пол.идеи.Уже к16в.-акт.обмен инф. За счет внедрения печ.станка. Кр.война в Герм 1525 инициир.развитие масс.пр-ва печ.листовок и прокломаций. Нек.ученые этот счит. этапом жур-ки.С уиверждением типогр.пр-ва печ.листовка получ. Мощный стимул разв. и стан.нов.ср-ом обществ.прогресса:распр.грам-ти, постеп.вытесн.религ.лит-ры светс.произв.-ми. Отдельно надо сказать о знач.для жур.-ки пол.сферы. Н.Макиавелли «Государь», Жан Боден «6 книг о республике», Гроций «Оправе войны и мира». Пол.теории опред-ли потреб.-ть в изменении трад.форм гос.прав. Нац.гос-ва стали отказ.-ть в гл.роли Рим.папе. Публиц.того вр.прониз.идеями соц.самодост-ти. Она,а затем и жур.-ка сыграли колос.роль в распр.нац.языков.Напр-ия журн-ки: 1)соц-эк.преобр.,вызв.развитием произв.сил и произв.отн-ий; 2)соц-пол. И идеол.сдвиги 14-17вв потреб.операт.пропаганды нов.идей; 3) технолог.факторы:появ.печ.станка, а значит-тиражирования новой капит.идеологии. Реф. По Марксу началась с критики небес, а законч.критикой соц.устр-ва. Германия 16 века оказалась самой экономически и политически развитой страной. Начинается Реформация - широкое антифеодальное и антикрепостное движение в Европе первой половины 16 века, которое положило начало протестантизму. Реформация - первая еще незрелая буржуазная революция в истории человечества, в которой буржуазия в союзе с частью дворянства выступила против господства католической церкви, а в результате удешевила, упростила и демократизировала церковь. Церковь попала в зависимость от государства, пользовалась меньшей властью, чем в католических странах. Публицистика Германии - не газетный продукт, а публицистическая литература агитационного характера, которая печаталась не в газетах, а в виде памфлетов, воззваний, диалогов, сатиры в прозе и стихах. Ульрих фон Гуттен. Гуманист, идеолог оскудневшего немецкого рыцарства. Ему принадлежат в основном диалоги. Диалог «Разбойники» 1521 г. - классификация всех разбойников. 1. самые безобидные - грабители на больших дорогах, 2. Купцы, писари, юристы, представители римского духовенства - вредные. Среди купцов самые вредные - самые богатые. «Созерцатель» и «фортуна» продолжают эту тему, об исправлении нравов: возврат к умеренности предков. Мартин Лютер - защитник умеренной бюргерской реформации, отрицал роль церкви как посредника между богом и человеком. Спасение человека зависит от искренности веры. В 1517 году он прибил к дверям церкви 95 тезисов против индульгенций (грамот об отпущении грехов прошлых и будущих). Торговля индульгенциями обогащала католическое духовенство, способствовало падению нравов верующих. Запрет индульгенций - главное требование реформации. Во всех трудах принцип различения внутренних (все, относится к духовным запросам и совести) и внешним благам (все для удовлетворения материальных потребностей). Он подчеркивал главенство первых благ над вторыми. Его идеалом является человек со средним достатком, который сохраняет экономическую независимость и не растрачивает нравственных принципов. Наиболее почтительное занятие - ремесло, земледелие. В статье «К христианскому дворянству немецкой нации» Лютер ставит сапожников в один ряд со священнослужителями. Рассматриваются разные профессиональные группы как взаимодополнение одного целого. Публицистические труды содержат нормы, предписания и запреты, призванные регулировать хозяйственную жизнь его современников. Лютер был первым переводчиком Библии на немецкий язык. Томас Мюнцер - выразитель третьего лагеря - плебейского. Выступает против духовенства, дворянства, сословного и имущественного неравенства. Был публицистом. В своих произведениях (памфлет, сатира и листовка) он призывал не столько к обновлению церкви, сколько к совершению социально-экономического переворота силами граждан и бедноты. Мюнцер широко использует христианские лозунги. В его устах доводы и примеры, заимствованные из библейского арсенала, получали революционное звучание, обосновывали идеал общественного равенства. Госуда́рь (итал. Il Principe; также часто встречается более близкий к оригиналу, но менее точный по смыслу перевод «Князь») — трактат флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли, в котором описываются методология захвата власти, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. Первоначально книга носила название: De Principatibus (О княжествах).Трактат был написан около 1513 года, но опубликован лишь в 1532 году, через пять лет после смерти Макиавелли Краткое содержание Трактата Государь — главный предмет рассуждения Макиавелли и центральный политический образ, созданный им в трактате. Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств («республики либо управляемые единовластно», гл. I), дав исторические примеры их различных вариантов, Макиавелли переходит к проблеме политической власти и прежде всего тех условий, которые позволяют ее завоевать, а завоевав, удержать. Далее он целиком сосредоточился на личности правителя. Макиавелли оправдывает политика, действующего по обстоятельствам, сохраняющего верность слову, являющего милосердие, но в душе всегда готов к тому, «чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны...». Говорит о Времени, которое позволяет или препятствует достижению успеха, а именно успех есть мера доблести. Макиавелли не видит в современной ему истории человека, достойного овладеть властью. Поэтому он готовтсогласиться даже на то, чтобы ее осуществил недостойный, каковой и послужил прототипом для его Г., — Чезаре Борджиа, герцог Валентине. Сын папы Александра VI, он являл собой пример самого жестокого, напористого и до поры до времени удачливого политического авантюриста. После смерти папы судьба, правда, отвернулась от Чезаре, обрекая его на гибель (1507), а государство, создаваемое им с таким мастерством и такой кровью, — на крушение. Макиавелли был непосредственным Свидетелем того, как это государство рождалосъ в войнах, ибо по поручению Флорентийской республики 1502—1504 гг. не раз сопровождал войска герцога Валентине, в своих донесениях не раз предупреждал, насколько тот опасен и коварен. При жизни бывший для Макиавелли политическим противником, Чезаре после своей смертистанет тем оригиналом, с которого будет списан портрет идеального современного Г. Он рисует картину качеств реалистических, которыми обладали и обладают реальные правители. И совет – каким нужно быть новому государю в реальной жизни – он дает аргументированно, ссылаясь на действительные события мировой истории.Макиавелли обстоятельно рассматривает такие категории и понятия, как щедрость и бережливость,жестокость и милосердие, любовь и ненависть. Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым. Ведя речь о таких качествах,как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким». Для удержания власти, правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им. Из-за этой частипроизведения Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств. Как истинный идеолог буржуазии, Макиавелли объявляет неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Все остальное зависит от самого государя. Советует государю Макиавелли и не быть в политике романтиком. Нужно быть реалистом. Это касается и того, нужно ли правителю держать данное им слово. Надо, но только если это не идет в разрез с интересами его государства. Государь должен поступать так, как диктуют ему обстоятельства. Преобладание общих государственных интересов над частными. Отношения государя с народом. Предупреждает, чтобы правитель не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных (непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием). Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частной собственности. Государю ни в коем случае не следует нарушать эти священные права, так как это быстрее, чем что-либо, приведет к ненависти к правителю со стороны народа.
Правителю может грозить лишь две опасности: извне и изнутри. Против опасности извне можно защититься оружием и доблестью. А против заговоров изнутри есть одно важнейшее средство – «не быть ненавистным народу». Макиавелли считает достижение равновесия междузнатью и народом одной из важнейших задач мудрого правителя. Ннарод гораздо большая сила, чем знатные подданные. В вопросе сохранения власти после ее завоевания Макиавелли рассматривает почитание и уважение государя подданными – одним из главных условий сохранения им власти в стране. Не обходит автор стороной и такой важный вопрос, как советники правителя - именно то, каких людей правитель приближает к своей особе, говорит о его мудрости. Макиавелли считает, что первая ошибка или, наоборот, первая удача правителя, это выбор советников. (государь должен стараться удержать их преданность с помощью богатства и почестей. ). Макиавелли пытается предостеречь государя от льстецов. Наделяя нового государя неограниченной властью, Макиавелли, в строгом соответствии с этим, возлагает на него всю ответственность за состояние государства, за сохранение и укрепление власти. Государь должен рассчитывать прежде всего на свое умение управлять государством и на созданное войско, а не на судьбу. Хотя Макиавелли и признает, что судьба «повинна» в половине происходящих событий, однако вторую половину он отдает в руки человека. Не раз Макиавелли возвращается к вопросу о войске государя.Любое войско можно отнести, по его мнению, к одной из четырех групп: собственное, наемное, союзническое и смешанное. Приходит к выводу, что наемные и союзнические войска опасны для правителя. Собственную армию автор рассматривает «как подлинную основу любоговоенного предприятия, потому что нельзя иметь более хороших солдат, чем свои». Одно из самых важных достижений Макиавелли — вычленение политики в самостоятельную науку. Исходя из требований своего времени, Макиавелли формулирует важную историческую задачу — создание единого унитарного итальянского государства. По ходу мысли Макиавелли приходит к выводу, что вести народ к построению нового государства может лишь государь. Не конкретно-историческая личность, а нечто отвлеченное, символическое, обладающее такими качествами, которые в совокупности своей недоступны
77. Профессиональная этика журналиста: основные нормы и правила профессионального поведения. Сущность этики журналистского творчества предстает в раздвоении единства на профес.-ый(гражд.)и служеб.(цеховой)уровни. Первый(более общий)-связан с выполнением констит.долга перед об.-ом и сводом мор.предписаний –это сост.-ет проф.этику журналиста - систему нрав.треб.-ий,устан.-щих оптим.взаимоотношения между профес.группой и об.-ом с целью наиболее полного удовл.-ия общ.-ых интересов. В прост.опред.-ии Проф.Э. – это то,что общ.-во треб. от жур.,а жур.- от общ.-ва. Следуя канонам проф. этики жур. должен соблюдать мор. предписания в след.парах: «Жур.-ауд» (добросовестность-ключ.пункт), «Жур.-источ.инф.»( открытый и скрытый характер, презумпция невиновности), «Жур.-персонаж произв.»(не навреди!), «Жур.-автор»(уважение, не нарушить пределы ред-го вмеш-ва в текст). Принципы жур.этики опред.осн.-ые нормы ТВ.поведения раб. прессы в обобщенном виде они сводятся к след.целевым установкам: 1)обяз.-ть Жур.перед общ.-ом-это обеспечение права граждан на инф.Нельзя исп.-ть СМИ в ущерб интересам об.-ва,правам и интересам личности для проповеди войны и насилия , нац., соц., и религ. нетерпимости, пропаг. жестокости и распр.порнографии и особ.для манипул.общ.мнением.; 2)правдивость и объективность. Жур.обязан давать правд. изобр.-ие действ.-ти путем точной и исчерпыв.инф.-ции. Не должен становится проводником эгоистич.-го, частного или групп.интереса.; 3) добросовестность-предпол. Проверку фактов, точное воспроизв. сведений, искл-ет подтасовку фактов, вымысел и фабрикацию материало; 4) честность. Заперщ.жур. польз-ся своим проф.положением в собст.интер. или интер.близких, сведение личных счетов;Жур.обязан хранить в тайне ист.инф., не допускать заавторства и плагиата; 5) уважение чести и достоинства личности Жур. избегает вторжения в лич.жизнь и обнародует такие сведения когда это необх.для защиты интер.об-ва.Не должен распр.слухи,распускать инф.способную подорвать чью-то репутацию; 6) уважение общечел.ценностей Жур.признает приоритет общечел.цен. перед всеми иными, выст.за гуманизм,мир. Первые кодексы появились в начале века: в 1900, в Швеции, но этот кодекс не получил широкого распространения. Более известна “Хартия поведения”, принятая в 1918 во Франции Национальным синдикатом журналистов.. В 20-е было принято много кодексов, проводились международные встречи журналистов по профессиональным вопросам. В 1923 были приняты “Каноны журнализма” в США. Они были написаны под явным влиянием концепции свободной, или либертальной, прессы, эта концепция возникла в начале века, и ее истоки восходят к идеям Мильтона, Джефферсона, Дж.-Ст.Милля. 1978 - Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада органов информации в дело укрепления мира и международного взаимопонимания, прав человека, борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войнам. В 1982 году в Праге были приняты "Международные принципы журналистской этики". В 1988 году в Бостоне приняты "Международные принципы профессиональной этики в журналистике". Все наши кодексы профессиональной этики – это слепки с западных кодексов. Всеми кодексами регулируются отношения журналиста с 1) органами власти; 2) коллегами; 3) аудиторий; 4) героями материалов; 5) источниками информации. Кодекс профессиональной этики журналиста был принят в нашей стране 1 съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе в 1991. Авторы кодекса: Д.С.Авраамов и М.Федотов. В кодексе три главы: принципы профессиональной этики, нарушение норм профессиональной этики, возложение ответственности. 1994 году в России был принят "Кодекс профессиональной этики российского журналиста" Основные положения: 1. Обязательное соблюдение принципов профессиональной этики. 2. Соблюдение законов своей страны, отклонение любых попыток давления и вмешательства со стороны правительства. 3. Распространение только полной, достоверной и проверенной информации. 4. Сохранение профессиональной тайны в отношении источника информации. 5. Уважение и соблюдение прав и свобод человека. 6. Не злоупотреблять своим профессиональным положением (в распространении рекламы и коммерческой информации и т.д.). 7. Уважение и отстаивание профессиональных прав своих коллег. 8. Отказ от задания, если его выполнение противоречит принципам профессиональной этики журналиста. 9. Журналист имеет все гарантии защиты в суде от насилия, оскорблений, морального ущерба, диффамации и т.д. 10. Профессиональный статус журналиста несовместим с занятием должностей в органах власти, политических партиях. Журналист не должен брать в руки оружие Журналист – коллеги • уважать общность интересов и целей журналистского содружества (предпочитать их интересам и целям политических или общественных организаций; профессиональная солидарность); • заботиться о престиже профессии (не допускать уголовно-наказуемых действий, не принимать подарков, услуг, привилегий, которые компрометируют моральную чистоту журналиста, не использовать служебного положения в личных целях, не отказываться от публикации и не писать заказных материалов в угоду чьим-то корыстным интересам); • приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудной ситуации или попавшим в беду; • уважать нормативы служебных отношений (дисциплинированность и творческая инициатива, конкуренция и взаимопомощь, поддержание достойного нравственного климата в редакции); • уважать чужие и отстаивать свои авторские права, уважать право коллеги на отказ от выполнения задания, если оно противоречит его личным убеждениям и принципам. Журналист – власть • проявлять уважение к власти как важному социальному институту. • оказывать информационную поддержку властным структурам (осуществлять прямую и обратную связь между ними и народом); • отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур; • разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах, заботиться о точности и доказательности критики; • отстаивать право журналистики на независимость от власти (это важнейшее условие ответственного контроля общества за деятельностью властных структур); • опровергать фактами несоответствующее действительности утверждение политиков. • Как вы понимаете, нравственные принципы – не приказ, не закон, и журналисты делятся на тех, кто им следует, и тех, кто ими пренебрегает. Надеемся, все вы собираетесь их соблюдать, однако, напомним, они имеют рекомендательный характер. Но есть нормы, которые журналист соблюдать обязан, невзирая на то, нравятся они ему или нет.
78. А. Пушкин – редактор и журналист. Жур.деят.Пушкина нач.-сь в 20-е гг.19в.выступает на стр. «Сын отечества», «Моск.телеграф»,альм. «Полярная звезда»(1-ые период.изд.в его жизне.Тема:борьба против консерв.мнений.Самая акт.участие П.приним.в поэтич. «лит.газете»Дельвига в 30г.,в т.ч.в кач.-ве одног из ред.-ов.Пуш.: «Лит.газ.была необх.-ма не столько для публики,сколько для нек.-рых пис.,к.-рые не могли печ.в др. изд. (Вяз., Барат., Гоголь)».Пуш.стрем.к созд.своего период изд.В 1836г.орг.-ет жур. «Современник»(4№ в год,тираж до 2500тыс.экз.) «твердые» гонорары-200р.за печ.лист.Гл.напр.-пропаганда и развитее отеч.лит.,нов.лит.школы-натуралистич.Участв.:Жук.,Гог.,Вяз.,Тютч.,и др.Интерес к рус.истории .Сам напеч. «Капит. дочку».При жизни Пуш.вышло 4№ .Осн.принцип: точность и краткость,живая разг. речь, «гл-ое.-искренность,прелесть нагой простоты».Язык Пуш.отлич.точностью,лаконизмом,движением мысли и свободой от различ.словесных украшений.Прям.порядок слов, простые бессоюз.пр-ия.»Вещность»Пушк.прозы – преобл.глаг. и сущ.. Открытая эмоц.,оцен.-ть.В 30-е гг исслед.-ли отмеч-ют , что наблюдают сближение поэзии и прозы. Напр-ия жур.-ой деят. Пуш.: 1) литер.критика –в общетеор. и лит-крит.ст. разраб.принципы эстетики реализма, с позиции реализма рассм-ал общест.роль лит. Пуш.-предшеств-ик.Бел-го.; 2) полемика- в ст..заметках и письмах сод-ся его многочисл. выск-ия о методах и приемах полемики, он наметил нек-рые стилист.принципы полемич.статьи.: стилизация, т.е. пародир-ие особ-ей речи и стиля оппонента; разобол.противника путем парод.защиты его мыслей; создание вымышл.образов-масок(Феофилант Косичкин в «Торжество дружбы») в целях маскировки своих позиций( полемика с Булгариным «Несколько слов о мизинце Булгарина»); 3) собств-но публ-ка( статьи о Радищиве). Более пятидесяти в печати и столько в рукописи. Хорошо знал историю. Журналистская деятельность Пушкина развивалась в трех направлениях: литературная критика, полемика и публицистика. такие важные вопросы, как народность и общественная роль литературы, историческая обусловленность литературного процесса, понимание истинно прекрасного в искусстве, значение литературной критики и т.д. В трактовке некоторых проблем (в частности, проблемы народности) и в оценке творчествотдельных писателей Пушкин выступал как предшественник Белинского.Предшественником Белинского Пушкин был и в жанре полемики. Пародия, сатира, иносказания, Пушкин охотно прибегал к острому слову, остроумным выражениям, каламбурам, эпиграммам, афоризмам Пушкин явно тяготел к малым формам литературной критики и публицистики. За исключением памфлетов, статьи Пушкина, как правило, невелики по размеру: от пяти страниц журнального текста до нескольких фраз. Это скорее даже не статьи, а миниатюрные заметки. В наброске статьи «О прозе» (1822) Пушкин писал: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозыЗаветным желанием Пушкина было, по его собственным словам, «пуститься в политическую прозу» (письмо к Вяземскому от 16 марта 1830 г.), но строгие цензурные условия не позволяли ему печатать открыто публицистические статьи Из собственно публицистических произведений Пушкина, оставшихся в рукописи, очень важны его две статьи о Радищеве В конце 1833 г. Пушкин начал работать над большим публицистическим сочинением «Путешествие из Москвы в Петербург», Первое выступление Пушкина-журналиста в периодической печати относится к 1824 г. В мае этого года в «Сыне отечества» (№18) появилась присланная из Одессы полемическая заметка Пушкина – его «Письмо к издателю «Сына отечества». В 1825 г. Вяземский привлекает Пушкина к сотрудничеству в «Московском телеграфе» Н.А. Полевого; здесь Пушкин напечатал несколько своих стихотворений. Самое острое из них – эпиграмма «Жив, жив, курилка!», направленная против «Вестника Европы», не была пропущена цензурой. Одновременно Пушкин выступает в «Московском телеграфе» с критическими статьями Начав в 1827 г. сотрудничать в «Московском вестнике» Погодина, Пушкин, однако, скоро убедился, что ему не удастся руководить журналом В 1825–1830 гг. Пушкин сотрудничал в альманахе А.А. Дельвига «Северные цветы», сначала как поэт, а после 1827 г. как критик и полемист. Дельвиг упросил цензурный комитет разрешить ему выпуск «Литературной газеты» без всякой примеси политики, и 1 января 1830 г. появился ее первый номер.«Литературная газета» выходила один раз в пять дней, на восьми полосах; каждая полоса была разбита на две колонки. Рабочая редакция «Литературной газеты» состояла из трех человек: издателя-редактора Дельвига, его помощника, литератора и журналиста Сомова, и секретаря редакции В. Щасного«Современник» и был дозволен как литературный сборник, выходящий четыре раза в год. Внешним видом он напоминал альманах, имея всего два отдела – «Стихотворения» и «Проза». В «Современнике» помещались не только художественные произведения, критика, библиография, статьи по истории и теории литературы, но и такие статьи, в которых затрагивались вопросы современной политики (конечно, не прямо, а «обиняками»), экономики, отечественной истории, культуры и просвещения, велась острая полемика с реакционным «журнальным триумвиратом». При жизни Пушкина вышли все четыре тома «Современника», высокий гонорар.
|