Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Жанры публицистики. Принципы и критерии их классификации.




Традиционно публицистические жанровые формы делятся на 3 большие родовые группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Информационным жанрам (заметка, отчёт, репортаж, интервью) присуще наиболее лаконичное, высокооперативное отражение и осмысление происходящих событий. Так, заметка содержит информацию о каком-либо мероприятии, которое произошло вчера или произойдёт сегодня. Автор должен кратко сформулировать суть события и в сжатой форме его описать. В отчёте даётся представление о том, как произошло событие, мероприятие, акцентируется внимание на выступлениях участников. В репортаже автор старается передать читателю атмосферу события, наглядно, эмоционально, но достаточно кратко описать ситуацию, героев. В интервью журналист стремится донести до читателей мнение своего собеседника по какой-либо общественно-значимой проблеме. Более широкими возможностями в плане отображения реальной действительности обладают аналитические жанры (корреспонденция, обозрение, обзор печати, рецензия, письмо, статья). Они охватывают действительность в различных масштабах и временных измерениях. В аналитических жанрах событие, факт, явление не только констатируются, но и анализируются. Автор всесторонне рассматривает факт, изучает, осмысливает его, делает выводы и обобщения. Художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка) можно назвать промежуточными между публицистикой и беллетристикой. С одной стороны они фактографичны, с другой – вбирают в себя изобразительные элементы литературных произведений (образность, типизация, выразительность). Типическое в жизни раскрывается в художественно-публицистичеких жанрах как индивидуальное, персонифицируется. Очерк и зарисовка – позитивные жанры. Некоторые исследователи теории журналистского творчества в данную родовую группу включают и сатирические жанры – шарж, эпиграмму, памфлет, фельетон. В настоящее время в газетах печатается немало анекдотов, которые с уверенностью можно отнести к этой же группе. Учёные объединяют художественно-публицистические жанры и сатирические жанры в силу наличия у них общих черт: и тем и другим формам присущи публицистический домысел, эмоциональный стиль изложения. Другие учёные выделяют сатирические жанры в сомостоятельную родовую группу, поскольку сатирический элемент практически отсутствует в очерке и зарисовке.

ЖАНР (франц. genre) (иск.), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах иск-ва; тип худественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие "Ж. " обобщает черты, свойственные обширной группе произв. к.-л. эпохи, нации или мирового иск-ва вообще.

Жанр – исторически сложившийся, устойчивый набор изобразительных приемов текстообразования, подчиненных наиболее полному раскрытию авторского замысла. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным. ЖАНРОВЫЕ ПРИЗНАКИ В ЖУРНАЛИСТКОМ ТЕКСТЕ

Признаки: 1.композиция, 2.аналитичность текста, 3.лексика текста, 4.стилистика текста, 5.экспрессивность (интонация), 6.размер текста.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЖАНРОВ

Цели жанра: познавательные, оценочные, образные.

Функциональные возможности жанра – способность жанра с учетом присущих ему изобразительных особенностей выполнять информационные, аналитические, художественные задачи.

ЖАНРОВАЯ ДИФФУЗИЯ. БАЗОВЫЙ ЖАНР. АРХЕТИП ЖАНРА

Диффузия/взаимопроникновение – это когда к текстообразующему жанру добавляются изобразительные элементы другого жанра; не смешивание жанров, а обогащение.

Диффузия жанра – использование в дополнение к основному текстообразующему жанру изобразительных приемов из других жанров, которые играют в тексте вспомогательную роль.

Базовый жанр – такой жанр, основной признак которого - архетип.

Репортаж всегда имеет «эффект присутствия» – это и есть архетип (главный отличительный образ). Архетип - от греч . arche - начало и typos - образ.

Три фактора: предмет отражения (новость, личность), цель отражения, метод отражения (изложение, рассуждение).

А.А. Тертычный выделяет:

1. Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.

2. Аналитические жанры - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия.

3. Художественно-публицистические жанры отличаются от других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Очерк, портрет, политический портрет, эссе.

 

70. Журналистика английского Просвещения. Творчество Д. Дефо, Д. Свифта, Г. Филдинга. 18-й век в Англии начинается под знаком протестантизма. Раннее английское Просвещение хронологически соотносится с периодом 1689–1714 гг. Англия, переживающая «троякое обновление» – умственное, нравственное и политическое, становится родиной свободомыслия. Тезис «чистой веры» был общим для всех протестантов, лежал в основе лит-ры и ж-ки Англии 18 века (памфлет «История Джона Була»- в иносказательной ф-ме оценка расстановки полит сил. Автор Джон Арбетнот). Лит-ра была призвана поучать и воспитывать. Уже в годы раннего английского Просвещения роль прессы чрезвычайно усилилась. Ее начали считать «четвертым сословием» в королевстве. На рубеже XVII–XVIII вв. ежегодный тираж ведущих газет достигал 10 млн. экземпляров. Интерес к газетам был повсеместен. Газеты читались в кофейнях, на постоялых дворах, в собраниях и клубах. Но остатки феодальных ограничений, нашедшие выражение в цензурной политике страны, тормозили развитие журналистики. Поэтому, отстаивая другие гражданские свободы, просветители включились в борьбу за свободу слова. Активно выступал против цензуры Джон Локк. В 1695 г. закон о цензуре был отменен. По мнению Т.Л. Лабутиной, «уничтожение цензуры в английской печати объяснялось насущными потребностями укреплявшегося класса буржуазии, нуждавшегося в средствах, с помощью которых появлялась бы возможность свободно пропагандировать свои идеи, формировать в нужном направлении общественное мнение, оказывая идеологическое воздействие на сограждан. Отмена закона о печати повлекла за собой количественный и качественный рост прессы. В 1702 г. в Лондоне вышла первая ежедневная газета «Дейли Курант» («Ежедневные вести»). Этот факт знаменует собой важный этап в развитии журналистики, свидетельствуя о ее зрелости. Он демонстрирует наличие в обществе потребности в получении регулярной информации, а также существование средств, которые способны эту возможность реализовать. Вначале издание не носило самостоятельного характера и выглядело довольно скромно: две колонки, печатавшиеся на одной стороне листа, заполнялись переводами из голландских и французских газет и по внешнему виду напоминали знаменитый официоз – «Лондон Газетт» («Лондонская газета»). Первый выпуск содержал 10 параграфов и 104 строки новостей. Примечательно, что редакция обещала сообщать новости сразу же, как только почта их доставит. В скором времени газета стала выходить уже на двух сторонах листа, а к концу первого года своего издания она содержала полторы страницы новостей (пока еще из голландской и французской прессы), а также мелкие объявления. В дальнейшем она превратилась в четырехполосную газету. «Дейли Курант» просуществовала почти 30 лет. Примером «Дейли Курант» не преминули воспользоваться, и если в 1702 г. она была единственным ежедневным изданием в Лондоне, то в 1730 г. таких газет стало шесть, а в 1770 – девять, причем популярность их росла. «Спектейтор» («Зритель», 1711), хотя типологически он был скорее литературным журналом, несмотря на то, что выходил ежедневно; затем появились «Дейли Пост» («Ежедневная почта», 1719) и «Дейли Джорнэл» («Ежедневный журнал», 1720), которые копировали «Дейли Курант». В феврале 1730 г. увидела свет «Дейли Адвертайзер» («Ежедневные объявления»). Возникшая на базе чисто коммерческого листка, она содержала, прежде всего, коммерческую информацию. В августе 1706 г. начала выходить «Ивнинг Пост» («Вечерняя почта»). Ее выпуски появлялись три раза в неделю и сообщали сведения, содержащиеся в почте, которая приходила в Лондон вечером. Вечерними изданиями стали «Ивнинг Курант» («Вечерние вести»), «Найт Пост» («Ночная почта», 1711), «Сент-Джеймс-Ивнинг Пост» («Вечерняя почта Сент-Джеймса», 1713). В первые три десятилетия XVIII в. в Лондоне и провинции появились новые еженедельные газеты. В начале XVIII в. между изданиями уже наметилась определенная специализация: одни преуспевали в сообщении английских новостей, другие – шотландских, третьи – испанских. Некоторые отличались критическим тоном. : в 1712 г. был введен гербовый сбор – пошлина в пользу казны за выпуск периодических изданий, получивший название «налога на знание». гербовым сбором облагались не все печатные издания, а некоторые, например, шестиполосные еженедельники, но в целом он лег тяжким бременем на английскую прессу, и борьба с ним продолжалась почти 150 лет. слишком смелым журналистам, типографам и издателям грозил не только гербовый сбор. Существовало правило «пиллори» («позорного столба»), отмененное только в 1837 г.

Даниель Дефо (1660–1731) – непосредственный участник «Славной революции» – в «Очерке о проектах» (1693) разработал широкую программу достижения общественного блага в Англии. «Очерк» был одобрен королевским двором, и Дефо стал известен как придворный памфлетист (считается, что он служил секретным осведомителем Вильгельма III Оранского). Фортуна изменила Дефо после воцарения королевы Анны. В 1702 г. был опубликован памфлет «Кратчайший путь расправы с диссентерами»; через год писатель был арестован, выставлен у «позорного столба», но наказание обернулось триумфом: народ обвил «позорный столб» цветами, произносил тосты за здоровье Дефо, а написанный им «Гимн позорному столбу» читался на улицах.

Журналистскую славу принес Дефо еженедельник «Ревью» («Обозрение») (его писатель начал выпускать в 1704 г., находясь в тюрьме). Дефо «был одновременно репортером, редактором, правщиком, комментатором»[44]. Вначале «Ревью» выходил на восьми, а иногда даже на четырех страницах еженедельно, потом перешел на двух- и трехразовый выпуск в неделю. Издание продолжалось девять лет. Журнал освещал проблемы политики, общественной жизни, коммерции. Выходили также приложения, предназначенные для привлечения читателей.

В «Ревью» проявилось разностороннее дарование Дефо, а также противоречивость его натуры. Создавая журнал, Дефо заверил читателей, что это будет издание беспристрастное, лишенное типичных для журналистики того времени ошибок. Однако известно, что Дефо мог запросто сослаться на событие, произошедшие лишь в его воображении. Дефо так определял свою манеру письма: «Если кто-то захочет спросить, что я считаю совершенным литературным стилем, отвечу, что совершенным является тот стиль, с помощью которого автор, обращающийся к пяти сотням читателей, которые принадлежат к различным слоям и обладают различными способностями, может быть понят всеми, за исключением лунатиков и идиотов»[45]. Не случайно Дефо привлекали издания, носившие живой характер, например «Уикли Джорнал» («Еженедельный журнал»).

 

Неприятности с властями постоянно преследовали Дефо: после публикации нескольких памфлетов в 1713 г. он был вновь арестован; через год конфликт возобновился[46]. Современники по-разному оценивали личность Д. Дефо, но никто не мог умалить его значения для английской журналистики.

В 1701 г. Джонатан Свифт (1667–1745) написал свой первый памфлет «Рассуждения о раздорах и разногласиях знаний и общин в Афинах и Риме». Сопоставляя политические события, происходившие в современной для него Англии, с историей античности, Свифт пришел к выводу, что отстранение от управления достойных людей и замена их алчными и легкомысленными может привести к краху государства. В «Сказке о бочке» (1704) Свифт так резко критиковал католическую церковь, духовенство, что памфлет был включен Римом в список запрещенных книг[42].

Свифт не раз менял свою политическую ориентацию, поддерживая то вигов, то тори, однако не снискал благодарности ни у тех, ни у других. После прихода к власти тори писатель начинает издавать журнал «Экзаминер» («Ревизор») и в течение года (1710–1711) печатается в нем (до того как был вынужден покинуть Англию). М. Горький высоко ценил публицистический дар Свифта, его умение бичевать «грязный, циничный, отвратительный порядок жизни, основанный на беспощадном угнетении людей хищниками и паразитами»[43]. Литературное творчество Свифта оказало серьезное влияние на современников и не прошло бесследно для английской журналистики.

Ричард Стил (1672–1729) Стил проявил себя на разных поприщах. Он был военным, литератором, драматургом, камер-юнкером, редактором «Лондон Газетт». Под влиянием Дефо Стил стал ведущим автором еженедельника «Тэтлер» («Болтун», 1709), явившись, по мнению исследователей журналистики, основателем нового типа периодики, который в дальнейшем развился в современное еженедельное обозрение – ревю[47]. Стил ввел новый формат газетной полосы и макет, вполне соотносимые с современными. Эти новшества были связаны с новаторским характером журнала. «Тэтлер» был рассчитан на горожан, завсегдатаев кофеен, тех, кто был склонен к «цивилизованной дискуссии» и обращался как к мужчинам, так и к женщинам.«Тэтлер» выходил на двух страницах три раза в неделю. Первый его номер содержал семь статей, в том числе заметку о театральной жизни. В дальнейшем на его полосах печатались материалы об интеллектуальных интересах дня, о модах и о манерах. На страницах еженедельника печатались Дж. Свифт и Дж. Аддисон. «Тэтлер», безусловно, носил просветительский характер. В 1711 г. Стил и Аддисон начали издавать еженедельник «Спектейтор» (журнал не носил ярко выраженного политического характера, но хорошо освещал политическую жизнь страны), а в 1713 – еженедельный «Гардиан» («Опекун»), для которого была типична резкая критика партии тори, критике подвергалась даже королева. «Великий моралист XVIII в.» – Джозеф Аддисон (1672–1719) известен как литератор и общественный деятель, который сумел занять ряд высоких государственных постов. Поддерживая вигов, написал в 1707 г. памфлет «Рассмотрение современного состояния войны и необходимость ее продолжения», где рассматривалась целесообразность войны с Францией. Публицистический дар Аддисона проявился в «Тэтлере».

«Открытие» парламента было связано с одним из самых стабильных журналов XVIII в. – «Джентльмен'с Мэгэзин» («Журнал джентльмена»). Он был основан в 1731 г. и продолжал издаваться и в следующем веке. основатель журнала Эдуард Кейв. Отчеты о парламентских дебатах заняли достаточное место в «Джентльмен'с Мэгэзин», хотя он продолжал носить характер дайджеста литературных новинок и различных новостей.

В XVIII в. отчетливо проявилась тенденция усиления критической тональности в журналистике. Предметом критики становился и сама пресса. Одним из первых, кто выразил сомнение в совершенстве современных периодических изданий, был Генри Филдинг (1707–1754). В предисловии к своему журналу «Тру Патриот» («Истинный патриот», 1745) он отметил недостатки газет того времени: отсутствие правды и смысла, пустоту и поверхностность. В середине и во второй половине XVIII в. журналистика Англии достигла высокого уровня развития. В стране выходили пять ежедневных газет и разнообразная журнальная периодика[53]. Издавались ежемесячные литературные журналы типа «мэгэзин» объемом «ин-октаво», содержавшие иллюстрации[54]. Среди них историки журналистики выделяют «Юниверсал Мэгэзин» («Всеобщий журнал», 1747), «Политикал Реджистер энд Импартиал Ревью оф Нью Букс» («Политический журнал и беспристрастное обозрение новых книг», 1767), «Оксфорд Мэгэзин» («Оксфордский журнал», 1768), «Таун энд Кантри Мэгэзин» («Городской и сельский журнал», 1770). Считается, что эти издания пользовались наибольшей популярностью.Существовали журналы, напоминавшие современные дайджесты (уже упоминавшимся нами «Джентльмен'с Мэгэзин» печатал и извлечения из других изданий). Принадлежавший У.Т. Стеду «Ревью оф Ревьюз» («Обозрение обозрений») даже самим названием указывал на свой «дайджестный» характер. «Ревью» был очень близок по духу «Мэгэзин оф Мэгэзинз» («Журнал журналов», 1751), а также «Грэнд Мэгэзин оф Мэгэзинз» («Большой журнал журналов», 1758), который публиковал все, что было «любопытного, полезного и развлекательного» в английской и зарубежной прессе[55].

60-е годы XVIII столетия обозначили новый этап в борьбе прессы за право печатать материалы о работе парламента. К этому времени возросла экономическая независимость печати, укрепилась ее финансовая база, поэтому ограничения в обозначенной сфере воспринимались болезненно. Зарубежные новости перестали быть переводным материалом, почерпнутым из иностранных газет и журналов. Информацию из-за границы доставляли специально направленные туда корреспонденты. В конце 60-х годов XVIII в. в газетах, объем которых значительно увеличился, стали более серьезно освещаться новости, чаще начали появляться статьи на литературные и театральные темы, публикации политического характера. В Лондоне получили распространение памфлеты, адресованные политикам. Для конца XVIII в. продолжал оставаться актуальным вопрос о снятии с прессы пут и ограничений, установленных еще в тот период, когда промышленность Англии находилась в зачаточном состоянии, а число читателей ограничивалось состоятельными слоями населения. Этот процесс шел параллельно с борьбой за демократизацию прессы.

 

 

71. Журналистика как социальный институт: системные характеристики. Исторические типы журналистики. Журналистика – это явление соц.-ое и явл. частью соц.системы в целом. Журн. – это система опер.-го(миним. срок между событием и сообщением) и регул.( периодичность) обеспечения нас.-я акт.-ой (имеющей значение для всех) соц.-пол.(связ.ый с соб.,происх.между больш.соц слоями) инф. Журналистика – это открытая система, т.е. в нее поступает опр.-ое кол.-во необх.-ых частей, энергии; внутри ситемы идет ее переработка, затем уже в перер. виде выбрасывается наружу из системы. Соц. ин.-т – это гос.органы и др.орг.,сущ.-ие в сфере деят.т/и СМИ. Журналистика – особый соц. ин.-т, т.е. система различных учреждений(газеты, редакции, изд., аг.-ва, служба доставки, универ.). Жур. как система видов деят.-ти, как сов.-ть профессий, как система произведений, как комплекс каналов передачи масс. инф, как сов.-сть учеб. дисциплин. Жур изнач. формир. как инст.-т,облад. опред технол.св.(операт.,период.,массовость).Связь с полит инст.(отраж.полит.интер.тех соц.слоев к.-ые доминир.+ценности). Истор.тип связ.с 1стороны с орг.жур.работы,с др.-особое отн.с властью. Каждое изд. иораж.интер.т/и слоя(класса)+его ценности. Понятие «Исторический тип» связано с организацией журналистской работы, с особым отношением власти. Отношения с властью определяют социально-ценностные ориентации журналистики. Это значит, что каждое издание отражает фундаментальные интересы того или иного класса и несёт при этом аудитории ценности предпочтительные для того слоя, чьи интересы отражаются. Несуществует «Независимых изданий» независимых от общественного мнения. В зависимости от степени выраженности выделяют 4 исторических типа журналистики: 1. Феодально-монархический 2. Религиозно-клерикальный 3. Буржуазный 4. Социалистический. Для первого этап развития журналистики были характерны Ф-М и Л-К типы. По времени это совпадает с этапом персонального журнализма. Оба эти типа стали складываться после появления первых газет. Этот тип прессы возник по воле верховной власти в тот период, когда формировались мощные государства. Л-К журналистика в эпоху феодализма выступала как носитель и проповедник идеологии, основанной на религиозном мировоззрении. Это своеобразное дополнение к Ф-М типу прессы. Л-К журналистика освещала существующие порядки и формировала представления о надчеловеческом происхождении власти. Так сформировалась политическая концепция клерикализма. Буржуазная журналистика возникла в эпоху антифеодальной борьбы. Это журналистика идеологически обеспечивала приход и утверждение в качестве политической силы класса буржуазии. Очень непростым и политически сложным было сопротивление буржуазной журналистики феодальному государству. Долгое время буржуазная журналистика вела борьбу против монархии за политическое освобождение «Третьего сословия». Буржуазная журналистика прошла сложный путь, отражая динамику развития капитализма как системы. Социалистическая журналистика возникла на волне борьбы нового для Европы слоя пролетариата с буржуазным государством. К середине 19 века стало складываться ситуация противостояния рабочих и буржуазии. Рабочим нужна была собственная идеология и её стала создавать социалистическая журналистика. В Германии в 1848 году появилась «Новая Рейнская газета», издаваемая Марксом и Энгельсом. В России социалистические идеи выдвигались на страницах народнической прессы. В это время во всех крупных странах Западная Европа возникают социалистические издание. Позже в общеевропейском социальном движении возникли социально-демократические и коммунистическое движение.

 

 

72. Журналистика и публицистика Великой Фр. революции (1789-1793) Французская революция началась с того, что третье сословие генеральных штатов, отделилось и провозгласило себя национальным собранием. Во многом, этому способствовал Неккер. Генеральные штаты- высш. Сословно-представ. учереждение с 1302-1789 гг., сост. из депутатов духовенства, дворянства и 3-го сословия. Созывалось королем для получения от них согласия на сбор налогов. Политическое влияние минимально.Ход революции: кто у власти. 14 июня 1789 года-август-1792 года у власти фельяны ( роялистская партия), в стране конст. Монархия. Август 1792-1793 - у власти жиронда - нечто среднее между якобинцами и фельянами, потом, вследствие переворота 31 мая-2июня 93 года у власти якобинцы(93-94) в стране террор и диктатура. Пресса того времени. На первом этапе демократическая печать была более многочисленной, но по мере развития революции, вместе с исчезновением с политической сцены тех или иных политических группировок умирали те или иные периодические издания. Так, на первом этапе пользовались популярностью газеты “ Друг короля” или “Деяния апостолов” графа Ривароля. Эти газеты стояли на защите короля, считая необходимостью вернуться к прежнему строю. К тому же появляется большое количество еженедельных газет совершенно разных направлений: “Друг народа”( про эту газету см. билет№42), “ Французский патриот” Бриссо, “парижская газета”… Многие из этих газет принадлежали к определенным партиям либо политическим кружкам, что говорит о партийности французской прессы того периода. Особого внимания заслуживает газета Эбера “Папаша Дюшен” см. билет №45. С развитием революции некоторые газеты появлялись и исчезали . Что же касается основных черт французской печати, то она была глубоко политизированной, разные силы использовали газеты как трибуны их политической борьбы. Очень хорошо это получалось у Эбера с его газетой. Конечно, газеты выходили во Франции и до 1789 года, и не следует забывать о Ренодо и его «La Gazette». Но 1789 год не только вызвал к жизни огромное количество новых газет (только в Париже их насчитывалось свыше 150), но сделал их орудием борьбы. Журналистика стала зеркалом Великой французской революции, в ней отразились все её течения и противоречия. идеи Гоббса, развитые философами Просвещения и, прежде всего, Руссо, охватили умы такого широкого круга людей, что превратили Великую французскую революцию в самую массовую, самую многослойную. Ораторское искусство Мирабо сразу же сделало его авторитетным лицом в Национальном Собрании, Мирабо был революционером, но не республиканцем. добивались уничтожения абсолютизма и феодальных порядков, но считали конституционную монархию наиболее приемлемой формой правления.Это был непревзойденный оратор

Пожалуй, самой яркой личностью, общепризнанным лидером, «отцом народа» был депутат от третьего сословия, потомственный аристократ Оноре-Габриэль де Мирабо. Большое влияние на Мирабо оказали как обстоятельства личной жизни, заставившие его почувствовать всю подавляющую силу феодальной деспотии, так и идеи английской революции. В первом литературно-политическом опыте, памфлете «Опыт о деспотизме», опубликованном в 1776 году, а затем в трактате о «Тайных приказах и государственных тюрьмах» Мирабо выступил как сторонник теории естественного права и доказал законность и справедливость борьбы с тиранией: Мирабо стал лидером, объединив представителей трех сословий. Политическое чутье подсказало ему главную идею революции на её первом этапе – единство. Это был лозунг Мирабо, ставший лозунгом французов, теснивших короля в Собрании и штурмовавших Бастилию, т.е. объединивший всех участников революции. Вступив на арену политической деятельности в Париже в 1789 году, Мирабо стал издавать газету «Journal des Etats generaux» («Газета Генеральных штатов»), которая вскоре была запрещена королевским министром Неккером. Но неукротимый трибун возобновил издание под другим названием: «Письма к моим избирателям». Газета Мирабо была одним из первых революционных изданий. В ней начинали журналистскую деятельность Демулен и Ксавьер. Её отличительной чертой было то, что она делалась коллективом людей. Но идейным вождем здесь был Мирабо, его духом и идеями пронизаны все публикации.Пресса якобинцев была самой массовой и влиятельной. Но и в той блистательной плеяде имен, которыми представлена журналистика Великой французской революции, имя Жан-Поля Марата не знает себе равных. ».Секрет популярности Марата прост. Две вещи сделали его истинным другом народа: 1) то, что он всегда и, прежде всего, бесстрашно и настойчиво защищал интересы «маленького человека», бедняка или санкюлота, как говорили в те дни в Париже; 2) простой, понятный народу и одновременно «зажигательный», по определению жирондистов, язык газеты Марата.В отличие от большинства лидеров революции Марат не был оратором. И тем не менее его слышал весь Париж. Газету «Друг народа» грамотные парижане читали вслух для своих собратьев почти с первых дней революции. Газета стала выходить с 12 сентября 1789 года. На фоне восторженных приветствий революции, лившихся со страниц парижской прессы этих дней, голос «Друга народа» прозвучал резким диссонансом. Марат сразу же выступил против тех, кто решил ограничить революцию её первыми формальными достижениями. С самого начала и до последнего дня своей жизни он был беспощаден к тем, кого подозревал. Он стал непримиримым врагом этой влиятельнейшей партии Великой французской революции, что в значительной мере усложнило его жизнь. Марату пришлось дважды скрываться от суда в период революции именно по причине того, что он вызывал у своих противников желание уничтожить его (в 1792 году жирондисты требовали гильотинировать Марата Достоинством его публицистики, помимо названных уже: последовательности, страстности, простоты и общедоступности, была четкость, строгая фактическая обоснованность требований.Великая французская революция привела народ Франции от стен Бастилии через жестокую политическую борьбу Горы и Жиронды, массовый террор Диктатуры Робеспьера, сменившийся лицемерной деспотией Директории, к Консульству и Империи Наполеона. Таков был плачевный итог самой массовой и бескомпромиссной революции 18 столетия. Переломным в её ходе оказался 1793 год. Франсуа Бафеф создал газ.«Пикардийский корреспондент». Со страниц своей газеты он нападал на некоторые действия правительства, выступал с критикой лидеров революции (в частности, он с недоверием относился к Мирабо). Это и послужило основанием для репрессий против него. В1790 году он уже оказался в тюрьме, откуда был, однако, вскоре выпущен благодаря хлопотам друзей. Он на некоторое время оставляет журналистику и принимает активное участие в осуществлении политики нового правительства в своем департаменте. В1792 году Бабёф был назначен администратором департамента Соммы, а затем Мондидье. Его обвинили в подлоге, замене имен при продаже имущества, конфискованного у эмигрировавших аристократов. Пришлось долго скрываться и оправдываться.Это был трудный период в жизни Бабефа, и тем не менее он вернулся в Париж и основал там газету под названием «Journal de la liberte de la presse». Это было типичное парижское издание 90-х годов 18 века, сделанное в спешке, на плохой бумаге, с массой ошибок, но боевое, переполненное самыми отчаянными идеями. Более того, непримиримый, даже скандальный характер самого издателя делал её более решительной и резкой, чем многие парижские издания того времени. В октябре 1794 года Комитет общественной безопасности отдал распоряжение арестовать Бабёфа, но ему удалось скрыться. В таких условиях издавать газету было практически невозможно, но и отказаться от возможности продолжать борьбу посредством журналистики тоже было немыслимо для Бабёфа. Через некоторое время после ухода в подполье появляется новая газета «Le tribune du peuple» («Трибун народа»), руководителем которой стал Бабёф. В 1795 году из-за очередного ареста редактора газета временно прекратила издание, которое было в этом же году возобновлено. Но в 1796 году ей пришлось перейти на нелегальное существование.

Первый период: май 1789 - август 1792. Свержение монархии Бурбонов. Вся демократическая печать вела ожесточенную борьбу с аристократической и роялистской прессой. Революция вызвала возникновение огромного количества новой газетной продукции. В 1788 году во всем королевстве выходило 60 периодических изданий. С 1789 по 1792 годы появляется более 500 газет. Такие заголовки газет: «Патриот, Республиканский, Республика, Бюллетень, Газет, Хроник, Курьер». Накануне революции более распространенные - «Парижская газета», всего 8 тыс. В большинстве случаев тираж 300-500 экземпляров, выходит 2-3 раза в неделю. Была в них реклама: частные объявления, анонсы. Дело дорогое, трудоемкое, но рентабельное. «Парижская газета» давала после революции давала до 100000 ливров в год.

Появляются вечерние газеты, которые публикуют отчеты о работе власти. Были очень популярны, так как отличались оперативностью. Были как газеты, получавшие субсидии от правительства («Часовой»), так и газеты, которые были собственностью клубов и кружков («Железные уста»). Лишь в 1815 г. стала вводиться техника, до этого все делалось вручную. Один человек - редактор, издатель, автор, продавец в одном лице, это и есть эпоха персонального журнализма. Максимальный тираж на одном прессе за 24 часа - 3 тыс. экземпляров. Бумага была низкого качества.

 

1789 год - начало новой эры в журналистике. Роль книги закончилась, настала очередь газеты. Начало журналистике положил Бриссо, напечатав в 1789 году проспект «Французский патриот». Один за другой начинают появляться новые газеты. Начала издаваться самая интересная газета «Народная трибуна» - радикально настроена. «Парижские революции» - прочная материальная база. Номер состоял из 40-64 страниц - еженедельные обзоры положения дел в стране, парижские новости, о революционном движении, театральные события, гравюры и др. В этом же году Жан Поль Марат издает газету «Парижский публицист» - еженедельная.

В начале 1791 появляется газета «Папаша Дюшен» (ее хозяином был Жан Рене Эбер): для языка характерно использование шуток, жаргонные выражения. Мгновенный отклик на события политической жизни, прислушивались к нуждам трудящихся. Старается придерживаться объективности. Орган выражения интересов королевского двора «Газет де Франс» - печатались отчеты, заявления. Начинается отсеивание всех новых революционных изданий.

Второй период - 1792-93 гг. Казнен представитель королевской власти - Людовик, и приходит конец роялистской печати. Все типографское оборудование перешло к демократической печати. Появляются партии жерандистов, якобинцев, представители - Марат, Эбер, Робеспьер.

Третий период - 1793-94. Период начала иностранной интервенции. Убийство Марата - кризис в журналистике Франции. Революция пошла на убыль, и печать тоже. Начало деятельности Бабефа, выпускает «Газету свободы печати». Вывод: Великая Французская революция доказала исключительную важность печати для всех политических партий и группировок. В эти годы можно говорить о проявлении массовой политической печати. Кроме всего этот период оказал сильное влияние на французский язык - он значительно упростился и демократизировался. Марат, Эбер и другие обращались к народу на его языке.

Марат (Marat) Жан Поль (24.5.1743, Будри, Швейцария,— 13.7.1793, Париж), деятель Великой франц. революции 1789, учёный и публицист. Испытал влияние идей франц. Просвещения. В своих трудах «Цепи рабства» (1774), «План уголовного законодательства» (1780) выдвигал идею вооруж. восстания и революц. диктатуры, обосновал право бедных на борьбу против угнетателей. С началом Великой франц. революции М. целиком посвятил себя делу служения восставшему народу.В 1789 он написал проект «Декларации прав человека и гражданина», начал издавать газ. «Друг народа» (в 1792 переим. в «Газету Французской республики»), завоевавшую популярность в массах как бое- вой орган революц. демократии. В своих статьях и письмах М. предлагал целую программу социальных преобразований в интересах простого народа, требовал довести революцию до конца. Свою задачу видел в политич. просвещении нар. низов. В 1790 вошёл в состав клуба кордельеров, в к-ром преобладающее влияние имели демократы левого направления. Он гневно разоблачал врагов революции, требовал применения к ним революц. Террора. 15 мая 1790 в открытом письме «К просвещённым и отважным патриотам» он выдвинул программу действий народа на случай войны, призывал противопоставить войне между народами гражд. войну. М. вёл непримиримую борьбу против изменников революции. Преследование властей, травля со стороны политич. пр-ков вынуждали М. скрываться. В янв. 1790 и дек. 1791 — апр. 1792 он находился в Англии. После падения монархии М. был выдвинут в Комитет наблюдения революц. коммуны Парижа. Он стал одним из вождей якобинцев и решительно выступал против пепоследоват. политики жирондистов. В сент. 1792 М. был избран депутатом Конвента.

Максимилиа́н Робеспье́р (6 мая 1758, Аррас — 28 июля 1794)

Жак-Рене Эбе́р (фр. Jacques-Réné Hébert; 15 ноября 1757 — 24 марта 1794) — деятель Великой французской революции, крайне левый среди якобинцев, «предводитель» эбертистов и защитник санкюлотов. В 1790 году он, наконец, нашёл себя. Он опубликовал свой первый памфлет «Маленький гарем аббата Мори». Впоследствии стал выпускать газету «Пер Дюшен», которая стала популярнее, чем газета Марата. Эбер умел разоблачать контрреволюционные интриги и проницательно предрекать ход событий.[источник не указан 276 дней]

Вначале он был умеренным монархистом. Он говорил о Людовике XVI как о представителе независимого государства, порвал с Лафайетом и был настроен предубежденно против священников, в особенности высших иерархов церкви. Но, что, прежде всего сделало его газету популярной, так это его талант общения с санкюлотами на их собственном языке.

В январе 1791 года Эбер высказался против разделения общества на так называемых «активных» и «пассивных» граждан, изменив своё отношение как к королю, так и к Национальному собранию. К этому времени он эволюционировал от умеренного монархиста к демократическому республиканцу. К марту 1791 года он присоединился к Клубу кордельеров и, после бегства Людовика в Варенн, стал твёрдым республиканцем. После событий на Марсовом поле он стал осторожен, однако резко раскритиковал высокий имущественный ценз, необходимый для выборов в Законодательное собрание, агитируя за «хороших депутатов», таких как Максимилиан Робеспьер.

В 1792 году Эберу было 35 лет, и он являлся единственным владельцем и издателем газеты «Пер Дюшен», игравшей заметную роль в мобилизации федератов (национальных гвардейцев департаментов Франции) и представителей секций на антимонархическую демонстрацию 20 июня 1792 года. В следующем месяце он был избран председателем Клуба кордельеров, принявшем радикальную политическую программу: устранение короля, замена агентов Людовика комиссией и осуществление некоторых мер для демократизации управления.

 

 

73. Понятие «тип издания». Типология федеральных и региональных периодических изданий.

Типологич.палитра рос.СМИ изм-сь за послед.десятилетие дост. осн-но.Это объяс-ся влиянием след. факторов: переменами в социальной структуре рос.об-ва; нов.технологич.моментами.Это слож.процесс, и Россия, к-рая в сов.эпоху почти полностью нах-сь вне общего потока развития СМИ, сегодня оказ-ся включенной и в этот поток.От вертик-ой и парт-ой — к гориз. и коммерч.структуре. Это было обусл-но неск.факторами(ушла в прошлое КПСС, опред-ая осн.параметры со-в.печати, и вместе с ней исчезло подавляющее больш-во парт.изд., на базе к-рых возникли независ.газеты ;распалась адм-команд. система управления, опред.многие эл-ты типологии газет, журналов. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до район.газеты. Вместо этого получила развитие гориз.структура, соотв-ая совр.демокр.принципам. Мен-ся типологич.параметры,общие положения: исчезла партийная пресса, появились независ.коммерч.изд., газеты мнений, элитарные газеты и масс.изд.бульв., к-рые часто относят к «желтой» жур-ке, а также электр.газеты и электр.версии газет в Интернете. Больше стан-ся качеств.газет. Рос.пережив.бум фин-ых газет(прибл. к элит.газ.Запада) – первая попытка«Коммерсантъ», но стала газетой более массовой. В мире нашей прессы, наряду с нек-рым увелич. числа качеств.изд.наблюд-ся процесс бульваризации, «пожелтения» многих газет, даже таких, как «Комс.правда» и «Известия».Реклама стала настолько важным действ-им фактором в мире росСМИ, что способ-ла появлению нов.вида бес-пл.газет(чисто рекл. «Экстра-M» и «Центр-Плюс», и инфор-рекл.«Метро»). Глобализация(сопров-ся усилен. развитием мест.прессы)- растет число малотир.газет для неб.групп.Увелич.число специализир. изд. Географ.принцип типологии — общерос., центр.или нац-ая, регион.пресса и пресса местная — продолжает, конечно, действовать, но нет вертикали молодеж., профс. прессы и т.д. Каждое изд.функц-ет в рамках своего региона, взаимод-уя с др.принадл-ми, напр.к тому же холдингу и той же комп. изд-ми, но в плане не столько политич,ск-ко экономич.вертикали. На сост.совр.типологии прессы оказ.влияние экон.трудности.Газеты практ.утратили свой когда-то универс.охват нас-ия. Местная пресса, как правило, замык-ся в локальных проблемах, меньше внима.уделяя общерос.и т.б.междунар.Это спос-ет не только инф. регионализации страны, но и в значит.ст. уменьшает возмож-ти самой мест.прессы. Регион.(област., республ., краевые газеты).В рамках регионов наблюд.тенденции структ-го хар-ра: мест.газ.в больш.случаев как бы распад-ся на две катег: газ.для обл., респ.,рассчит. в больш.ст. на города и поселки, и газ.городские.Специализир-ые: по ауд.газ.( 1998 г.):(молод., дет.. для жен..делов..учительские,религ.,профс.,и т.д.) и журналы(мол.,жен.,сем..муж.,религ.,заруб).;по тематике:газ.:экон.,эколог.,по промыш. и стр-ву,по трансп.,физ-ра и спорт,культура, лит.,иск.,медиц.;жур.:полит.,соц-экон.,с/х,мед.,тех,и.др. Типология СМИ – это наука, позволяющая классифицировать СМИ. 1. Научный метод, основанный на разбиении какого-то множества на группы по одному или нескольким признакам; 2. Структура СМИ в России. Типологизация – это классификация, которая позволяет: а). Увидеть большое количество единиц вещания; б). разбить на группы по общности каких-либо признаков; в). Выявить типы, подлежащие общему анализу; г). Анализ типов с различных точек зрения.

Традиционная цепочка: род – тип – вид – жанр. Три рода журналистики: печать, ТВ, Радио. Тип издания – это исторически сложившаяся устойчивая модель (коллективный образ) группы изданий, которая определяется по какому-либо признаку.

Система СМИ никогда не бывает окончательно сформировавшейся. Это всегда процесс. Система СМИ РФ – пестрое, зыбкое множество разных СМИ.

Сейчас в России – более 70 тысяч печатных СМИ и около 20 – электронных. Реально же выходят лишь чуть больше трети.

Классификация по способу кодирования информации:

1. Печатные периодич. СМИ

2. Электронные СМИ

3. Особые СМИ (для слепых, например)

По доступности информации:

1. Массовые СМИ (КП, АиФ и прочие)

2. Профессиональные СМИ (пресса в основном. "Журналист". Это необходимо для работы!)

3. Специализированные СМИ (научные журналы всякие)

99% массовых СМИ – электронные. 1% - корпоративные.

По рангу:

1. Транснациональные (Cosmo, Playboy)

2. Федеральные

3. Региональные

4. Местные (городские, сельские???)

5. Районные (???)

СМИ могут быть разными по периодичности выхода, по времени выхода, по социально-демографическому признаку(то есть молодежные, женские и т.д.), по увлечениям (канал "Рыбалка").

Для типологии важны три фактора:

1. Аудитория

2. Учредитель

3. Назначение

Аудитория – группа людей, которую объединяют информационные потребности, способ получения информации, характер отношений со СМИ.

По интересам может быть:

1. Потенциальная – люди, которые живут на территории вещания

2. Реальная – люди, которые покупают издания, смотрят передачи

3. Целевая 0 Те, которые потребляют информацию, активно реагируют на нее.

Учредитель – человек или организация, которые получают право на производство и распространение СМИ, отвечает перед законом за его деятельность и содержит его.

Учредителем может быть:

1. Физическое лицо

2. Юридическое лицо

3. Смешанный тип учредителя

У учредителя может быть интерес:

1. Коммерческий (деньги)

2. Социально-политический (влияние на аудиторию)

3. Графоманский (просто хочется иметь свое СМИ, чтобы самому там и писать часто)

Назначение – Концепция издания.

В последнее время внимание к типологии как научному методу заметно возросло. В первую очередь, это связано с возможностью применения типологических раскладок в маркетинговых исследованиях. Сущность типологии - объединение типологических единиц (в данном случае изданий или программ) в группы по характерным признакам. Такими признаками могут быть:

• характер аудитории;

• целевое назначение;

• время выхода (вечерняя газета, утренняя телепрограмма);

• периодичность (ежедневная газета, еженедельная программа и т.д.).

По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий и программ:

• общероссийские (их аудитория включает все основные группы населения, проживающие на территории РФ - напр., “Аргументы и факты” и т.д.);

• межрегиональные (охватывают население нескольких регионов - напр., СТС, РЕН-ТВ и т.д.);

• международные (объединяющие группы населения разных стран - напр., “Cosmopolitan”, “Домашний очаг” и т.д.);

• этнических общностей (наций, народностей):

• территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);

• для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)

• для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.);

• для возрастных групп (молодежи, пожилых и т.д.);

• для женщин и мужчин;

• для малых групп (семья, клуб и т.д.)

• для групп верующих (православных, католиков и т.д.)

По целевому назначению:

• публицистические;

• литературные;

• культурно-просветительские (“Театр + ТВ”);

• развлекательные;

• учебно-образовательные;

• методические (журнал “Литература в школе”);

• научные (“Очевидное-невероятное”);

• рекламные (газета “Экстра-М”);

• информационные (“Время, “Сегодня”) и др.

(Возможно сочетание в одном издании или программе различных назначений - напр., научно-публицистические). По целевому назначению СМИ классифицируются с учетом осуществления функций политики, экономики или каких-либо течений. По этим признакам они могут быть классифицированы как оппозиционная пресса, правая печать, либе-ральные СМИ и т.д.

Возможна классификация по тематическому признаку (спорт, кулинария и т.д.) или по жанровому (интервью, ре-портаж, ток-шоу и т.д.).

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты