Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Метод и жанр в публицистике, их соотношение в журналистском творчестве. 6 страница




РАДИОКОМПОЗИЦИЯ — это рассказ с лирическими или музыкальными иллюстрациями.

1)Информ-ые=новостные. (близость,известность,своевр-ть,воздействие, масштабность,конфликт, необычность,персонифиакция): инф.сообщение=заметка(видеосюжет), отчет,выступление (ведущего,стэндап(монолог в кадре), прямые включения,интервью(пробл.,портрет,инф.,анкета,протокольное),репортаж(прямой и фиксированный,событ.,тематич.,пробл., спец.(р.-расслед.),спорт.; 2)Аналит.:комментарий(закадр.), обозрение(обзор печати, «Вести Мордовии», «Намедни», «Неделя»), беседа, дискуссия, ток-шоу(появ. с перестройкой- «Тема», «Моя семья»), пресс-конфер.=брифинг. 3)Худож.: очерк(исслед.+рассказ, присут.автора в кадре, путевой,портр.,пробл.), зарисовка(часто просто изображение, муз.сопровожд.), эссе(=рецензия на стизи,теотр.постан., фильмы-эссе, фельетон и др.сатир.жанры( «Аншлаг» -не ТВ, «Фитиль»)

 

 

54. Правительственная политика в России в области печати (втор.пол.19в.) Неспокойная политическая обстановка в западной Европе и в России привели в еще большему ужесточению цензуры. Был учрежден специальный комитет по проверке содержания выпускаемых периодических издания и действий цензуры. Лишь “Северная пчела”, “Библиотека для чтения” и “Москвитянин” получили одобрение комитета. “Отечественные записки”, “Современник” и другие прогрессивные издания были строжайше предупреждены, некоторые литераторы, например, Салтыков-Щедрин, были отправлены в ссылку. Было решено создать дополнительный постоянно действующий негласный комитет (“Бутурлинский” комитет), который осуществлял бы усиленный контроль за работой цензуры и за содержанием журналов. Причем цензуре должны были подвергаться не только новые статьи, но и уже опубликованные, если их собираются перепечатывать другие издания. Председатель комитета Бутурлин даже в евангелие усматривал демократический, а в формуле “официальной народности” – и вовсе революционность. Было запрещено обсуждать в печати любые мероприятия. Гонениям подверглись даже славянофилы, был прекращен выпуск их “Московского сборника”. Порицания получал даже журнал “Москвитянин”. Закрылись многие издания, в частности, “Литературная газета”. Большинство журналов потеряли свое лицо, писатели печатались, где придется. Пришел в упадок отдел литературной критики. Получил развитие легковесный и пустой литературный фельетон. Разрослись в журналах отделы науки. Эти тенденции коснулись даже “Современника”, который стал менее ярким и либеральным. Журнал снова стал важнейшим типом СМИ этого времени – литературно-общественный ежемесячник. “Захирела” “Северная пчела”. Лишь Крымская война и ее окончание вызвали оживление на газетно-журнальном рынке. В 40-50-е гг. у “Северной пчелы” появился конкурент – “Санкт-Петербургские ведомости”. Они выходили большим форматом, и давали не только подборки новостей из иностранных газет, но публиковали сообщения собственных корреспондентов за рубежом. После 1855 г. газеты снова получили право писать о событиях внешней и внутренней политики России. Стало легче организовать новую газету. Крестьянская реформа 1861 г. способствовала распространению капиталистических отношений, росту городов и промышленности. Исчезал читатель-дилетант, интересующийся всем понемногу, но ничем в особенности, для дела.. Появлялся новый массовый читатель – ремесленники, чиновники, извозчики, прислуга. А вместе с ним и новый тип газеты – массовый. Это привело к расширению прав печати, росту числа и значения частных газет. Это было узаконено в 1865 г. во “Временных правилах о печати”. Согласно им от предварительной цензуры освобождались столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги объемом более 10 печатных листов. Под цензурой оставались иллюстрированные, сатирические издания и провинциальная печать. Но это не значило отмену цензуры для части изданий. Министр внутренних дел в случае нарушений мог посылать им предостережения и даже по решению суда закрывать издания. Мог преследовать издателей в судебном порядке. Издание массовых газет становится коммерческим предприятием, главной задачей которого не только информировать публику, но и извлекать прибыль из своего дела.

В 1862 г. было разрешено печатать объявления всем газетам, это позволило многим из них существенно улучшить свое материальное положение. Кроме того, газеты стали распространять не только по подписке, но и продавать в розницу, прежде всего на железнодорожных вокзалах. А в 1865 г. “Временными правилами” была разрешена уличная продажа газет разносчиками. Такое право надо было купить. Система периодической печати конца XIX в. хорошо сформирована. Есть уже массовые и качественные издания, общественно-политические и специализированные. Большинство ежедневных газет свою главную задачу видят в максимально возможном достоверном информировании читателей о событиях внутренней и международной жизни. Среди ведущих газет – “Новое время”, “Русский курьер”, “Свет”, “Новости дня”, “Русское слово”, “Русский листок”, “Россия”. Мелкая – дешевая массовая пресса обслуживает интересы простонародья - “Петербургская газета”, “Петербургский листок”, “Московский листок”. Газета “Московские ведомости” продолжает оставаться в числе популярных. Улучшается полиграфическое оформление газет. Частные объявления, реклама и справки становятся обычным делом в газетах и приносят им значительны доходы. В частности, популярными становятся криминальные материалы и судебные очерки, в газетах появляются сенсации и необычные репортажи, так называемые “материалы человеческого интереса”. Особое место занимают фельетоны и короткие рассказы. Они становятся весьма популярными жанрами газет и журналов. Конец века в России – это равнозначное сосуществование газет и журналов в системе СМИ, что говорит о вполне хорошо сформированном и насыщенном информационном рынке. Главный изъян российского информационного поля – отсутствие свободы печати и других политических свобод.

 

55 Понятие «аудитория» в журналистике. Сущность, свойства, типы массовой аудитории, принципы и методы публицистического воздействия. Аудитория – временная, относительно устойчивая общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Очень подвижное, быстро меняющееся образование со своими характеристиками. В составе ауд есть пассивная и более активная часть, которая как правило формирует линию обратной связи(те, кто пишет письма). Ауд пост меняется. Ауд характеризуется первичностью и вторичностью. Первичная ауд – люди, кот сами получили информацию от СМИ и передают ее тем, кто не получил. Так образуется вторичная ауд. Она составл большой пласт. Массовая аудитория – та часть общества на кот специально ориентировано определенное издание, к кот это изд обращено. Аудиторию определяют так – расчетная(предполагаемая)- на кого направлена информ; реальная – ауд конкретного источика инф-ии; потенциальная- та часть ауд, кот может приобщиться к источнику инф-ии. Чтобы эффективно управлять ауд нужно рассчитать на какие слои людей будет ориент информ, кто реально сможет потреблять информацию, и кого можно будет привлечь. Нужно регулярно измерять ауд. 3 среза – соц-демократич сведения(возраст, пол); сведен о взглядах и убеждениях, целях и стремлениях, об отнош к власти и оппозиции; об отнош к изданиям, программам, запросах, мотивах Аудитория. Этимологически понятие «аудитория» связано с представлением о множестве людей, непосредственно включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно толкуется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источником информации. Газеты, радио, телевидение—даже в самом специализированном виде—обращаются к тысячам и сотням тысяч читателей, слушателей, зрителей. Газеты, радио, телевидение—даже в самом специализированном виде—обращаются к тысячам и сотням тысяч читателей, слушателей, зрителей.Эта система ориентирована на прямую связь общества в целом с личностью.Средства массовой информации апеллируют к личности в совокупности её социальных ролей—как к гражданину и семьянину, представителю российского народа в целом и жителю конкретного района, представителю данной профессии и работнику народнохозяйственной отрасли и т.дВ поле зрения социологии журналистики попадают и те характеристики (отношения) аудитории, которые определяются рамками самой системы массовой информации (аудиторные характеристики или отношения), и те, что определяются объективным положением в более широкой социальной системе(социально-демографические и профессиональные характеристики) и субъективным отношением к своему положению людей (социально-психологические характеристики). знание только профессиональных характеристик аудитории не дает возможности прогнозировать ее аудиторное поведение. Таким образом, исследователю нельзя объяснять, а практику прогнозировать поведение аудитории, исходя лишь из социально-профессиональных) характеристик.

того региона, в котором они действуют. Население страны или региона составляет потенциальную аудиторию СМИ. В целом вся система массовой информации рассчитана на все население страны, местные средства—соответственно на все население Есть часть информации и вовсе рассчитанная сразу на всех— на «среднего» представителя аудитории. Таковы справочные отделы газет и передачи радио и телевидения, значительная часть информационных разделов и программ и др. Существуют материалы, которые путем сочетания различных аспектов проблемы, аргументов, иллюстрации и т. п. также рассчитываются на как можно более широкую аудиторию. Таково большинство развлекательных и познавательных передач радио и телевидения, подборки, колонки новостей в газетах, информационные программы радио и телевидения. ии

Соотношение регулярной и нерегулярной аудитории относятся к числу показателей эффективности СМИПрактически в каждом издании сосуществуют материалы, направленные на все или на отдельные виды аудитор

В рамках каждого из средств информации действуют отдельные издания, программы, рассчитанные на определенную часть населения, выделенную по конкретному признаку (полу, возрасту, образованию, профессии, любительским увлечениям). Такая аудитория является расчетной, или целевой(этим понятием можно обозначать и ту часть аудитории издания, данного канала информации, на которую рассчитаны данные рубрика, цикл передач и т. п.). Люди, вступающие в контакт с источниками информации (отдельно рассматриваемыми рубриками, циклами передач) составляют реальную аудиторию—это те, кто читает, смотрит, слушает данные материалы, передачи или вообще обращается к данному изданию, программе.Для аудитории СМИ характерна черта, которую можно определить как устойчивость, ибо работа средств массовой информации рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. Этому способствует система распространения информации: подписка на печатные издания на длительный срок, покупка радио- и телеприемников, которые позволяют длительно «абонировать» эфирную информацию. Более тонким оказывается разделение аудитории на массовую и специализированную. В аудитории многих изданий или программ радио и телевидения есть часть аудитории, на интересы и компетенцию которой делается особый акцент. Вообще у большинства материалов есть двойной адресат, точнее, в их аудитории есть две группы: одна, для которой данное сообщение несет информацию, связанную с профессионально - должностной или общественно-политической ролью, другая — для которой содержание сообщения таким образом «повернутым» не оказывается.Аудитория характеризуется множеством связей со СМИ, обозначаемых общим понятием «отношение аудитория к средствам массовой информации.Характеристики аудитории не исчерпываются внешне проявляющимися факторами поведения: выбором того или иного источника, того или иного материала, длительностью подписки на газету и пользования телевизором и т. д. За внешне одинаковыми я поведенческими актами стоят разные потребности, интересы, ожидания.Массовые издания и программы должны рассчитывать свои выступления на обе группы аудитории, иногда помещая дифференцированные материалы, иногда — те, что должны привлечь внимание обеих групп, ибо «призвание» СМИ — устанавливать связи между специалистами и неспециалистами, производителями и потребителями, Среди связей (отношений) аудитории с другимиу частниками системы информации можно выделить связи объективные и субъективные. К первым относятся те из них, что проявляют себя в поступках, фактах поведения людей: выбор источников информации, письменные и устные контакты с«журналистом» и «издателем». Ко вторым — интересы и мнения, представления и требования и многие другие формы внутреннего отношения аудитории. Для задач конкретного анализа отношения аудитории к массовой информации может быть представлена система уровней отношения, выстроенных «по линии потребления», выбора массовой информации (то же может быть сделано и по линии участия аудитории в производстве информации).

1 Включенность в систему массовой информации, выбор средств (газеты, журналы, радио, телевидение),использование «наборов» средств.

2 Выбор источников информации в рамках отдельных средств (центральные и местные каналы, отдельные издания), использование«наборов» источников.

3 Выбор отдельных сообщений (материалов, передач) в объеме материалов, поставляемых данным источником информации.

4 Избирательное восприятие (запоминание, усвоение, оценка) материала и его частей.

5 Актуализация (последействие) информации в сознании и поведении потребителя информации.

Журналист – аудитория

1. всемерно защищать свободу прессы;

2. уважать право людей знать правду (своевременно предоставлять им объективную и правдивую информацию о действительности, четко отделяя факты от мнений; противодействовать намеренному сокрытию общественно значимых сведений и распространению заведомо ложных данных);

3. уважать право людей на собственное мнение;

4. уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории (не допускать в своих работах смакование подробностей преступлений, потворство пороку, не оскорблять, в том числе и невольно, национальных, религиозных, нравственных чувств человека);

5. укреплять доверие людей к средствам массовой информации (содействовать открытому диалогу с аудиторией, предоставлять возможности ответа на критику, оперативно исправлять существенные ошибки и т.д.).

 

.

56. Тип современного публициста-проблемника. В.Песков. Сегодня все чаще на страницах общих печатных и электронных СМИ говорится о возрождении общественного интереса к экологической информации. Частично это следствие наступления некоторой, пусть даже относительной, стабилизации в обществе, частично - невозможности отвернуться от проблем повседневной жизни. Экологическая журналистика переживает сейчас нелучшие времена: экологические материалы, даже самые интересные, публикуются в основном на последних страницах изданий, часто хорошие экологические статьи заменяются другими, с точки зрения редакторов, более важными - криминальными или спортивными материалами. И в погоне за тиражами и рейтингами издания стремятся подражатьбульварным" хорошо продающимся газетам и журналам

За 2 тысячи лет с лица Земли исчезло 110 видов, причем 1/3 из них - за последние 50 лет""1000 видов животных и 25000 видов растений находятся сейчас под угрозой полного исчезновения…" Это - цитаты из публицистических выступлений В. Пескова. Потому что, по большей части, мы вынуждены устранять последствия своей деятельности, тогда как необходимо принятие профилактических мер

А вот плоды наших действий оценить предстоит уже нашим детям и внукам - природные процессы сказываются обычно через 2-3 поколения

Много лет Василий Песков работает над темой природы и человека в ней. Здесь нет откровенных назиданий; В выборе избранной для себя главной темы Песков никогда не сомневался. "Для меня Природа - это мир, в котором я ощущаю радость и полноту жизни. Природа - кормилица, лекарь, источник знаний.Смысл разговора Пескова с читателем о природе заключается в том, что нужно беречь природу, наслаждаясь всеми ее благами. "Это обращение "ко всем" мне кажется важным, потому что многие беды проистекают от нашего незнания, равнодушия и беспечности" [3], - пишет В. Песков. В свое время книга "Шаги по росе", за которую Песков получил самую тогда почетную награду Родины - Ленинскую премию, вышедшая тиражом в сто шестьдесят пять тысяч экземпляров, была буквально сметена с полок книжных магазинов. Но даже сегодня, открывая рубрику "Окно в природу", понимаешь, что Песков не утратил своего необыкновенного дара, хотя за плечами 72 года жизни, из них 49 - в газете. 72 года назад на реке Усманке родился Василий Михайлович Песков. Позже он посвятит ей рассказ "Речка моего детства". Рубрика "Окно в природу" впервые открылась в "Комсомолке" в 1968 году. характер журналистского поиска у этих двух журналистов будут различны. К информационным жанрам телевидения относятся: заметка (или видеосюжет), отчет, выступление, интервью и репортаж.

На телевидении в жанре ЗАМЕТКИ выступают устное сообщение и видеозаметка. Иногда видеозаметку называют хроникальным репортажем. Заметка на телевидении — короткий материал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности. Устное сообщение является основным элементом выпусков новостей. Основное преимущество — особая оперативность

Лишь намек на то, что так хотелось бы воплотить в реальность

Все без исключения работы Пескова направлены на то, чтобы мы осознали, что человек не сторонний наблюдатель земных процессов, а непосредственный участник и руководитель. Действенность очерковой публицистики В. Пескова сегодня многими расценивается как эталон, признается на самых высоких научных уровнях. Обратимся в прошлое. В 1982 году в Ашхабаде работала 14-я ассамблея Международного союза охраны природы, созданного более тридцати лет назад.

Ключевым моментом ассамблеи было обсуждение важнейшего документа современности - "Всемирной стратегии охраны природы"Вследствие заслуженного признания В. Пескова "личностью в проблеме", он получил право прокомментировать фундаментальные положения "Стратегии".характер журналистского поиска у этих двух журналистов будут различны. Все без исключения работы Пескова направлены на то, чтобы мы осознали, что человек не сторонний наблюдатель земных процессов, а непосредственный участник и руководитель. Действенность очерковой публицистики В. Пескова сегодня многими расценивается как эталон, признается на самых высоких научных уровнях. Обратимся в прошлое. В 1982 году в Ашхабаде работала 14-я ассамблея Международного союза охраны природы, созданного более тридцати лет назад. Ключевым моментом ассамблеи было обсуждение важнейшего документа современности - "Всемирной стратегии охраны природы"Вследствие заслуженного признания В. Пескова "личностью в проблеме", он получил право прокомментировать фундаментальные положения "Стратегии".

Но статью "Стратегия жить" написал все же Песковон послужил связующим звеном между не всегда понятным миром ученых и общественным мнением миллионов.Очерки Василия Пескова читают все, но, конечно же, большая их часть направлена к подрастающему поколению. На данном этапе развития человеческого общества экологический кризис стоит в ряду других, не менее важных проблем - проблем ядерной войны, энергии, пищиПоэтому с величайшей благодарностью нужно отнестись к очень важной работе Василия Пескова, который подарил нам книги "Шаги по росе", "Отечество", "Край света - Камчатка", "Белые сны", "Лесные глаза" и другие. В. Песков в своих очерках вскрывает острое противоречие, характерное для века ИГР: мы все интенсивнее используем природу для того, чтобы сделать наше существование максимально свободным от утилитарных забот, - но не получится ли так, что на путях достижения этой свободы мы, в конце концов, уничтожим то естественное многообразие Земли, без коего немыслимы и эти высшие ценности? Песков призывает вооружиться знанием, чтобы иметь силы обратить разрушительное в этом движении на созидательноеОн видит мир, в котором Человек и Природа стоят рядом как нечто нераздельное.

Самое главное - привить человеку, юному гражданину нашего общества, с детства любовь к природе, ее богатствам.Критерии публицистического мастерства В.М. Пескова не только в достоинствах литературного изложения. Они - в ясной и твердой позиции автора, в том, насколько объективно верно увидел он корни и скрытые механизмы происходящего.

Василий Михайлович Песков (14 марта 1930 года) После окончания школы Василий стал сотрудничать с областной газетой «Молодой коммунар» города Воронеж, именно это занятие и послужило толчком к началу творческой деятельности журналиста. В 26 лет он стал писать очерки для «Комсомольской правды», его очерки отличались большой любовью к природе и окружающему миру в целом.В 1960 году в свет выходит первая книга Пескова «Записки фоторепортера», а спустя 3 года широкую известность приобретают его книги «Молодой коммунар», которая затем становится лауреатом Ленинской премии, и «Ждите нас, звезды».В 1965 году в печати появляется книга под названием «Белые сны», рассказывающая о вечной мерзлоте Антарктиды. Затем, в 1967 году, выходит книга «Край света», в которой автор подробно повествует о жизни и труде ученых, исследующих Антарктиду.Сборник очерков под названием «Странствия» получает широкую известность в 1991 году. В этом сборнике автор дает четкую картину Восточной Африки, Венгрии, Швейцарских гор Альпы, а также описание их рек и озер.Песков является ведущим регулярных рубрик газеты «Комсомольская правда» – «Таёжный тупик» и «Окно в природу». Очерки, написанные им легли в основу книг с одноименным названием.На всех произведениях Василия Пескова лежит отпечаток лиризма, одухотворенности, поэтичности. На страницах своих книг атвор талантливо раскрывает характеры и судьбы людей. Он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

 

.Жанры литературно-художественная критики: типология и характеристика.

первым начал изучать теорию форм литературной критики Л. П. Гроссман. В статье "Жанры литературной критики"[24] он выделил и проанализировал 17 типов критических трудов, не считая мелких видов: 1) литературный портрет; 2) философский опыт (эссе); 3) импрессионистский этюд; 4) статья-трактат; 5) публицистическая или агитационная критика (статья-инструкция); 6) критический фельетон; 7) литературный обзор; 8) рецензия; 9) критический рассказ; 10) литературное письмо; 11) критический диалог; 12) пародия; 13) памфлет на писателя; 14) литературная параллель; 15) академический отзыв; 16) критическая монография; 17) статья-глосса.

по методу критика[25] (сюда относятся эссе, импрессионистические этюды, трактаты, публицистическая критика, академические отзывы, глоссы); 2) по "литературному" роду или виду критической работы (сюда – фельетоны, рассказы, письма, диалоги, пародии, памфлеты); 3) по степени и по широте охвата объектов (сюда – литературные портреты, обзоры, рецензии, параллели, монографии)

интерпретационный тип (когда в основе статьи движение от литературного факта к социальной и литературной проблеме); сюда относятся многие статьи Белинского начала 40-х годов; 2) идеологизированный (когда в статье совершается переход от проблемных высказываний к литературным фактам); сюда относятся в первую очередь обозрения; 3) разновидностью предшествующего типа оказывается статья с переходом от факта к факту; сюда примыкают литературный портрет, философско-критические этюды, отчасти рецензии; 4) рефлективные или полемические жанры, где литературные факты очень ограничиваются, зато на главное место помещается личность критика с определенной идеологической позицией, поэтому движение совершается от проблемы к проблеме

 

58. Языковое оформление материала в процессе журналистского творчества. Cмысловая окраска ваших материалов будет достигаться при помощи языка и стиля – также чрезвычайно важных компонентов формы.

При помощи языка и стиля журналист не только наиболее точно описывает события, характеры и внешний облик героев, но и проявляет собственную индивидуальность, делает авторские материалы узнаваемыми, ни на кого другого не похожими. Тропы: Сравнение, Эпитет, Метонимия, Синекдоха, Литота, Гипербола Метафора .Несомненно, над языком своих произведений вы будете работать всю жизнь. Всю жизнь вы и ваши редакторы будете бороться со словесными штампами во имя незамутненного, ясного, легко воспринимаемого языка с убедительными сравнениями, яркими метафорами. Порой начинающие журналисты словно бы стесняются говорить просто и понятно. Им кажется, что они выглядят убедительнее, если используют напыщенные, а подчас и заумные выражения. Разница между речью героев и авторской речью прежде всего в стилистике. Никогда не старайтесь “причесать”, “олитературить” слова человека, приглашенного к микрофону или камере. Его речь должна быть предельно индивидуализирована, в ней допустимы синтаксические погрешности, специфические словечки и даже профессиональный жаргон.Пластика (греч. plastice – вязание) движение как средство раскрытия характеров героев.Журналистский текст, как правило, отличается хорошим литературным языком, образной речью; здесь неуместны канцеляризмы, сленг, ненормативная лексика. Впрочем, в каждом отдельном случае, в каждом конкретном материале язык выполняет свои особые функции, полностью зависит от темы и идеи произведения, а также от индивидуальности автора.Наиболее важным компонентом телевизионного языка является пластика изображения. Говоря о языке экрана, следует, кроме того, указать на понятие кадра. Есть в экранном языке и другие приемы, о которых тележурналисту следует знать: наплыв, затемнение, двойная экспозиция, расфокусировка и др. Воспринимаются эти оптические ухищрения как своеобразная пунктуация, знаки препинания операторского языка.

Внутрикадровый монтаж – построение, композиция кадра – диктуется как задачами съемки, так и вкусом, индивидуальной манерой оператора. Внутрикадровый монтаж также несет значительную смысловую нагрузку

 

 

59. Исторические особенности возникновения и развития русской журналистики. Газета «Ведомости» Петра I.

Журналистика в России возникла “сверху” как элемент правительственной политики – по Указу Петра Первого и предназначалась для пропаганды и разъяснения новаторских реформ государя. Феодальное общество России еще почти не нуждалось в регулярном и оперативном обмене информацией через средства массовой информации. Здесь достаточно было деловой переписки. И научная общественность еще не ощутила потребность в необходимости издания своего журнала, как это было в Великобритании и Франции. Поэтому в России полноценные СМИ появились только в начале 18 в. Первое время они были мало заметны, маловлиятельны, затем постепенно развились в значимую силу общественной жизни. Около полувека непосредственно правительство России непосредственно и при посредничестве Академии Наук держало в своих руках монополию на прессу и лишь в конце пятидесятых годов XVIII в. появилось первое частное издание. Первая российская газета “Куранты” (1621 г.) была рукописной. Внешне – длиной в несколько метров, узкие, складывающие листы бумаги, писали на них без перерывов сверху донизу. После прочтения куранты поступали в Посольский приказ. . Материал брали из других газет, переводы, газеты получали от своих агентов – польские, голландские, немецкие, шведские. Другие источники: расспросные речи (прообраз интервью) – показания определенных лиц, чаще иностранцев. Прообраз корреспондентов – на рубежах содержались информаторы, которые доносили специальную информацию. Четвертый источник – вскрытая частная переписка иностранцев (первая иллюстрированная). Их по-другому называли “Вестовые письма”. Это была газета наоборот – ее “выпускали” в нескольких экземплярах 2-4 раза в месяц многие люди, дьяки и подьячие Посольского приказа, для очень ограниченного круга читателей – царя Алексея Михайловича и его приближенных. Она создавалась по типу “Ньюз-леттерз” и содержала выборку сообщений на дипломатическую, военную, придворную и торговую темы из немецких, шведских, польских и голландских газет, переведенных на русский язык. Для массовой аудитории не предназначалась и вообще ее выпуск был окружен тайной. 1668 – регулярная почта, что повлияло на регулярность газеты. 2-4 раза в месяц. Разноплановые сведения: торговые, военные, об образе России на западе. Первая настоящая газета – “Ведомости” (декабрь 1702-1727). Это государственное издание. Создана по Указу Петра Первого. Это существенно отличается от путей формирования западной системы СМИ, где первые газеты возникали в основном как частная инициатива и служили торгово-коммерческим целям. Первый номер не сохранился, до нас дошел номер от 2 января 1703 г. Петр I нередко сам принимал участие в подготовке, редактировании и отборе материалов для газеты. Цель издания – пропаганда внешней и внутренней политики государства. Важная тема – Северная война. Первый редактор – директор печатного двора Ф.Поликарпов. Выходила под разными названиями – “Ведомости Московского государства”, “Ведомости Московские”, “Российские ведомости”. Тираж был непостоянный – от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров. Периодичность – тоже различной: в 1703 – 39 номеров, в 1705 – 46, а в 1718 – один! С 1715 г. “Ведомости” начинают выходить и в Петербурге. А с 1719 г. – только в Петербурге. В 1720 г. в газете появился первый репортер, который собирал и готовил к печати сведения о русской жизни, прежде всего – придворной жизни. Это был Яков Синявич. Он готовил сообщения об успехах российской экономики, давал информации об ассамблеях, гуляниях и празднествах. Важной фигурой в газете был переводчик, готовивший переводы материалов из иностранных газет для публикации в “Ведомостях”. В Петербурге во главе газеты встал переводчик Б.Волков. Со 2 января 1728 года и на русском языке в Академии Наук. Первый тираж русской версии – 250 экземпляров, 1й номер – 4 страницы. 1м редактором был Генри Миллер. Газета скорее напоминала брошюру или тетрадь – восьмая доля листа. Количество страниц в разных номерах было различным – от 2 до 22. Главное содержание – информационные материалы и официальные сообщения. Тематика выступлений широкая – от политических новостей до устройства лодки. Газета продавалась, но особым спросом не пользовалась. Перестала издаваться через два года после смерти Петра I. Еженедельная газета, с 1728 года стала выходить дважды в неделю по почтовым дням. В 28 году – вторник и пятница, потом могли меняться. За год – 104-105 номеров.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты