КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метод и жанр в публицистике, их соотношение в журналистском творчестве. 3 страницаВенецианские газеты представляли собой листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала новости о различных событиях, происходивших в Италии (исключая саму Венецию) и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве своеобразного «заголовка» выступали название города (страны) и дата происходившего события. Венецианские рукописные газеты назывались «аввизи» (avvisi – от итал. «avviso» – сообщение, извещение), и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 г. . До сих пор в разных странах спорят, где появилась первая печатная газета. Но известно, что в 1609 г. в Германии стали издавать «Avisso Relation, oder Zeitung», в 1622 г. в Англии появилась еженедельная газета «Weekly News», а еще через десяток лет – в 1631 г. во Франции – «La Gasette». В России уже в XVII в. при царском дворе регулярно выпускали бумажные рукописные «Куранты», иногда носившие другие названия – «Вестовые письма», «Столбцы» – своеобразная прагазета, с которой знакомились царь и его придворные. В декабре 1702 г. Петр I подписал указ об издании в России типографским способом первой настоящей печатной газеты. В конце 1702 г. – начале 1703 г. вышли в свет ее первые номера под названием «Ведомости». Четыре этапа:1 пражурналитика с 1 в до н.э.2)с нач. Возр. – предпосылки появл первых газет3)появл первой газеты.4) 19-20 в, дифференциация газет.5) новые технологии вт.пол.20в.
38. Советская публицистика периода «оттепели» (50-60 гг.). Художественно публицистическая школа В.Овечкина. Смерть Сталина 5 марта 1953 г. привела к пересмотру осн.политич.дел послевоен.времени. После разоблачения культа личности дискуссии о работе админ.аппарата, преобразованиях в экономике. Лозунг Хрущ «Догнать и перегнать США по пр-ву мяса, молока и масла на душу нас!». Перевод активности масс в русло с/х пр-ва, пропаганда новых инициатив Хрущева (посадка кукурузы, создание совнархозов эк.районов и проч.), поддержка передовиков, борьба за пятилетки и семилетки, аналитические статьи и очерки в «Правде», «Комсомольской правде», «Советской России». В "Правде" и ж "Новый мир" появл.острые публиц.выст.В.Овечкина(1904-68). Он первым из жур-ов заговорил о вреде парт. руководства сельским хоз-ом. Его "Районные будни"(52-56-созд.правдив.портреты р-ых рук), "В том же районе", "Борзов и Мартынов", "На переднем крае" обратили на себя вним.показом жизни безо всякого затушевывания недостатков.В 56 гпровозглашен нов.парт.курс-"оттепель". Созд в61 г.Агентства печати "Новости" стало важ.шагом в преодолении противостояния СССР и зап-евр.мира. АПН поддерживало контакты со 110странами, имея возм.публ-ть материалы, не всегда соотв-ие офиц.идеологии СССР. Одновр. Развив.радио и ТВцентров. ТВ стало одним из гл.способов инфор-ия о важ. соб. в стране и за рубежом. С фев56 года появл.вторая программа Центрального телевидении(первая в 34), в ян82 года превратив.в общесоюз.Всесоюз.радио насчит.пять программ. Треб-сь нов.высококвалиф.кадры. 24 фак.и отдел.гос.ун-ов готовили жур-ов. А в59 г. в МГУ на жур-ке было создано отд.Рвещ. и ТВ.Прославление передовиков пр-ва.Вед. изд.всесторонне обсуждают экономич. преобразования. С 1962 г. на стр «Правды» разворач.шир. экон.дискуссия, в к-ой прин. участие видные деятели страны, рук.предпр. Однако с приходом к власти Брежнева работа над разработкой подобных вопросов прекратилась."Оттепель" продержалась недолго. В н.1970-х годов вновь начин.борьба с инакомыслием. Стремлению полностью подчин.прессу, сделать ее послужным инстр-ом были подчинены многообр.формы парт-го рук-ва. Валентин Владимирович Овечкин (1904-1968), Писать начал с середины 20-х годов XX века, а с 1934 года становится профессиональным журналистом — разъездным корреспондентом газет юга европейской России, в том числе в армавирской городской газете «Трудовой путь». , писал в основном о проблемах деревни и колхозного строительства. В 1941 году В. В. Овечкин становится членом Союза писателей СССР. Во время Великой Отечественной войны работал в армейских и фронтовых газетах («Боевая Крымская», «Сын отечества») Его фронтовые впечатления отразились в повести «С фронтовым приветом», написанной им в 1945 году. В своих произведения Валентин Владимирович, как и многие писатели тех лет, отразил уверенность многих своих современников в том, что война исправит недостатки и изъяны, имевшие место в жизни советской деревни до этого. После демобилизации в 1944—1945 годах он работал журналистом в газете «Правда Украины». В своих статьях он критиковал гибельный административно-командный стиль руководства деревней, а также бесхозяйственность и некомпетентность местных властей, этому же было посвящено и его литературное творчество. В 1946, живя в Таганроге, он написал пьесу «Бабье лето» (1947) о послевоенной украинской деревне. известным на всю страну Валентин Овечкин стал после цикла из пяти очерков, опубликованных в 1952—1956 годах в журнале «Новый мир» под общим названием Районные будни, связанных общностью темы и лиц, выведенных в них: Районные будни, На переднем крае, В том же районе, Своими руками, Трудная весна. По сути в его очерках «деловая» проза, факты реальной экономической и социальной жизни людей из глубинки, хотя и с вымышленными персонажами и измененным сюжетом. В этих очерках, показанное писателем ужасающее положение колхозного крестьянина (неоплачиваемый труд, отсутствие паспортов, а в силу этого фактически крепостная зависимость от местных властей) Овечкин был убеждённым коммунистом (даже Сталину пробовал писать!) и в очищении партии видел главный путь разрешения всех острейших общественных проблем.Что и говорить, эстетическая самоценность художественных творений Овечкина: рассказов, повести «С фронтовым приветом» (1944), пьес — достаточно невысока. Даже лучшее из драматических сочинений — «Настю Колосову» — нельзя сейчас перечитывать без снисходительной улыбки. «Районные будни»… Сам Овечкин предпочёл бы их считать не серией очерков, а повестью. Разумеется, сыграть столь выдающуюся роль в истории русской литературы и всей общественной жизни СССР человеку отнюдь не гениальному в смысле художественной одарённости, с весьма скромным образованием (4 класса городского технического училища — всего-то!) помогли достаточно серьёзные объективные обстоятельства. Не раз отмечалось, что очерки Овечкина несли журналистские, проблемно-аналитические открытия. Они и апеллировали-то не столько к рядовым читателям, сколько к начальству, «подсказывая» ему формы конкретных организационно-хозяйственных и государственных решений. «Как русская литература выросла из «Шинели» Гоголя, так и «деревенская проза» выросла из очерков Овечкина», — писал Б. Анашенков. Но широта воздействия «Районных будней» (прежде всего именно их) объясняется, конечно, не жанровым новаторством (полужурналистика-полуискусство) и даже не смелостью в постановке проблем, а решительным поворотом литературы лицом к реальной жизни после десятилетий попыток взбивать масло из молока, уже пропущенного через сепараторы их предшественниками. . В области же идеологии наибольших взлётов достигает только тот, кто замахивается на невозможное. Он один из первых сумел бросить в послевоенное сознание страны добрую порцию дрожжей, брожение которых и создало атмосферу
39. Форм-ие и развитие газетно-журнального рынка в Мордовии в постперестроечный период(90г). До 90г. система СМИ в М. была стаб-ой и разв-сь отн-но медл-но.По своей принадлежности была однородно парт-сов.-ой.Учред-ми газ.явл.парт-сов.органы.Сущ-ал обяз-ый набор период.изд.:периодика М.предст. 1 молод.г. «Мол.ленинец» и 3 взрос.»Сов.М.», «Мокш.правда» и «Эрз.правда»-органы обл.ком.-та КПСС Верх.Совета и Совета министров респ.Вых.21 р-ая газ. Советов р-ых деп. Норм.усл.Нац.печать и р-ая содерж-сь за счет госбюджета.В то вр.действ.ценз.контроль за СМИ.Осущ.регион.стр-ры по охране гостайн в печати,а также отделы парт.ком-ов.При такой схеме Жур-ка не могла быть 4 властью.После запрета КПСС и развала СССР сущ-ая система СМи разруш. Откр.возм.для созд.новой.Пуск.мех-зм-правовые акты(З-н СССР «О печати и др.СМИ»90г.,затем – З-н РФ «О СМИ»91г). Перест.вых.ж. «Полит.вестник», респ.г. «Сов.М.», «М.п.», «Эр.п.». Изменили свой пол.статус-стали общ-пол.изд. «Мол.лен.»-«Республика молодая». Волна переименований(ярко идеолог.назв.изм-ли на нейтр.- «Путь Ильича»(Ичалк.р.) на «Земля и люди», «Заветы Ленина»(Б.-Бер.р.) на «Присурские вести»).Появ.нов.газ. и Жур.(г. «Баня», «Мордовия», «Сар.вести», «Прямой контакт»). Развитие нов.переодики шло активно. Сег.-104 печ.изд.( 94газ. И 10жур.).Система респ.печ.неоднородна (респ.,гор.,р-ые,многотир.,изд.общ.орг-ий).Бол-во изд-ся в Сар.разнообр. таматика.
40. Просветительская публицистика Д.Писарева: тематика содержания и «эстетика» формы.Писарев (Дмитрий Иванович) - даровитый критик, родился 2 октября 1840 г. в родовом селе Знаменском, на границе Орловской и Тульской губерний. На третьем курсе Писарев принимается за литературную деятельность, в журнале для девиц - "Рассвет". На его обязанности лежит вести библиографический отдел; в первый же год сотрудничества он дает отчет об "Обломове" и "Дворянском гнезде". Весной 1861 г. Писарев кончил курс в университете. Еще раньше в "Русском Слове" был напечатан Писаревым перевод поэмы Гейне: "Атта Троль", а вскоре началось усиленное сотрудничество Писарева в этом журнале, хотя еще в апреле 1861 г. Писарев искал сотрудничества в "Страннике", органе более чем консервативном. Весной 1862 г. Писарев подвергся преследованию за статью, напечатанную в подпольном журнале, был посажен в крепость и оставался в заключении более 4 лет; но писательство его не прекращалось, а наоборот, развивалось еще энергичнее, так как оно являлось единственным делом и развлечением заключенного. "Святыня человеческой личности" побуждает Писарева требовать от воспитателей уважения к личности ребенка, к его естественным стремлениям. Писарева требовать от воспитателей уважения к личности ребенка, к его естественным стремлениям, к его сознанию. Воспитание личной самостоятельности, личного достоинства и энергии - основной принцип Писарева. Практические приложения этого принципа основаны на крайнем увлечении идеями Конта. Писарев предлагает образцовую программу для гимназии и университета. По выходе из крепости, в конце 1866 г., Писарев обнаружил явное истощение сил. Статьи за 1867 и 1868 годы бледны и безличны: Писарев большей частью ограничивается более или менее красноречивым изложением содержания разбираемых произведений ("Борьба за жизнь" - о романе Достоевского"Преступление и наказание"; статья о романах Андре Лео); Последние статьи Писарева печатались в "Отечественных Записках". С начала 1867 г. отношения его с Благосветловым прекратились; сотрудником "Дела", заменившего "Русское Слово", Писарев не был, хотя здесь напечатана раньше отданная им историческая статья. Смерть застигла Писарева в полном расцвете лет, но едва ли в расцвете сил (он утонул в море, в Дуббельне, 4-го июля 1868 г.). в 60 наряду с «Современником» издавался журнал «Рус. слово», отражавший идеологию разночинной демократии. Он начал издаваться в Петербурге в 1859. его издателем первоначально был граф Кушелев-Безбородко, барин, дилетант в литературе. . Особенно успешно в публицистическом отделе работал Писарев. Свой выбор П. Сделал в одной из первых больших статей «Схоластика 19 века». Схоластикой он называет идеи и мнения только либерально-консервативной прессы. В след. статье «Московские мыслители» П. критикует другого противника рус. революц-ой демократии – ж-л «Рус. вестник». П. горячо пропагандирует идею отрицания старого строя и уклада жизни. Он сторонник самых решительных действий (что можно разбить, то и нужно разбивать). П. ставит своей целью помочь читателям трезво глядеть на жизнь. В 60 г. П. выступает как талантливый лит-ый критик, следующий принципам критики Белинского. П. пишет ряд статей о творчестве Тургенева, одной из лучших его работ явл-ся критическая статья «Базаров». В др. статьях П. продолжает начатую Добролюбовым критику темного царства, уродливых семейных отношений. Пишет ст. «Пчелы», кот. не была пропущена цензурой в печать. В ней он рисует иерархическое общ., кот. всей своей тяжестью давит на нижний слой трудящихся. В 1860-62 П. принадлежит в ж-ле «Р. слово» несколько статей философского и естественно-научного содержания. П. хар-ет смелость мысли, дерзость нападок, категоричность. П. пишет ст. «Реалисты», где требует увеличить число мыслящих людей. В 1866 ж-л «Р. слово» по докладу министра внутренних дел и личному распоряжению царя был закрыт.
41. Методы сбора и обработки информации в журналистике: традиционные и социологические. По роду службы журн-т часто имеет дело с разл. документами. Умело работающий с документами ж-т обычно находит в них самые веские и авторитетные аргументы для подтверждения своих концепций. В основе метода опроса лежит комплекс вопросов, предлагаемых опрашиваемому лицу. В журн-ке метод опроса превращается в анкетирование и интервьюирование. Метод наблюдения – сбор информации путем непосредственного восприятия. Метод эксперимента – ж-т перед экспер. должен проиграть ситуацию В журналистике существует несколько методов сбора информации: 1. Изучение документов. Умеющий работать с документами журналист, находит в них самые веские и авторитетные доказательства для подтверждения своих концепций. Методы изучения документов:- традиционный или цитатно-иллюстративный (вытяжка одного, нескольких основоположений документа и подкрепление их текстовыми ссылками).- формализованный, кантент-анализ (высматривается реальность стоящая за текстом документа. Главной является социальная идея отображённая в документе). 2. Метод опроса. В его основе лежит комплекс вопросов предлагаемых опрашиваемому лицу, ответы которого образуют необходимую исследователю информацию. В журналистике метод опроса трансформируется в анкетирование и интервьюирование. Журналистские опросы делятся на 3 группы:- индивидуальное интервью (пресс-конференция).- групповое интервью (круглый стол, беседа с экспертом).- массовое интервьюирование и анкетирование (проблемно-тематические кампании, осуществляемые сотрудниками редакции). 3. Метод наблюдения. Метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путём непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов касающихся изучаемо объекта. Наблюдение может быть:- включённым (журналист полноправный участник наблюдаемого процесса).- не включённым (изучает объект со стороны).- скрытым (журналист действует инкогнито).- открытым (работает с открытым забралом). 4. Метод эксперимента. Способ получения информации о количественных и качественных изменениях деятельности и поведении социального объекта в результате воздействия на него управляемых и контролирующих факторов. К эксперименту журналист прибегает, когда изучаемый объект обладает мимикрирующими свойствами, позволяющими ему скрывать свою сущность от других методов изучения. В социологии виды эксперимента:- по сфере деятельности – экономические, политические и д. р.- по характеру решаемых задач – практические, научно-исследовательские.- по характеру эксперимента – полевые, лабораторные. В журналистике эксперимент помогает:- глубоко изучать свой предмет
42. Советская публицистика периода «застоя»(70-80). Публицистическая школа А. Аграновского. "Оттепель" продер.недолго. В н.70-х годов вновь начинается борьба с инакомыслием. Стремлению полностью подчинить прессу, сделать ее послужным инстр-ом были подчинены многообразные формы парт. рук-ва. После отставки Хрущева – ликвидация совнархозов, создание отраслевых министерств, новая эк.реформа (выравнивание условий эк.деят-и и улучшение системы оплаты труда). Рез-ы небольшие, падение эк. потенциала страны, сращивание теневой экономики и адм-хоз.аппаратом и правоохр.органами, нерентабельность экономики – замалчивание со стороны прессы.Но глоток свободы, к-ый успели почувствовать в стране деятели культуры, дал неожид. Рез-ты. 5 дек 65 г в Москве прошла первая демонстрация протеста. Эта дата считается началом нов.диссидентского движения. В послед.годы инакомыслящие безжалостно высылались за пределы страны или попадали в тюрьмы. И вновь, как и раньше, Рус.Зарубежье стало играть роль оппозиции сущ. в СССР пол.строю.Остававшиеся в офиц.гос-парт.изданиях жур.искали возможность обойти цензуру, чтобы рас-ть о том, что волнует страну. Сов.публ-ка оставалась гражданственной, яркой и многообразной, невзирая на усилив-ся идеолог.давление. Статьи и очерки А.А.Аграновского, Пескова, Руденко, Голованова, Жукова и мн. др. заставляли задуматься над тем, что и как показывают жур-ты.В сер80-х обнаружились первые плоды их работы. Поворот политики страны к демократизации и гласности - процесс закономерный, готовившийся все годы после "оттепели". Отечественные СМИ в условиях соревнования двух систем (60-70-е гг.). Противопоставление жизни двух систем - капиталистической и социалистической стало характерной чертой журналистики периода “холодной войны”. Но особенно это обострилось после объявления программы строительства коммунизма в 1980 г. Показ преимуществ социалистического образа жизни на страницах прессы, на радио и по телевидению было сутью журналистского творчества. Степень объективности этих материалов прессы были весьма условными. Картина процветания с отдельными, нетипичными недостатками - такой итог был нужен для воспитания масс и борьбы с идеологическим противником в лице капиталистической системы. Критические выступления прессы по поводу отдельных недостатков были обязательными, газетам необходимо было добиваться их действенности, то есть принятия мер. Это было не трудно. Ибо каждое критическое выступление газеты становилось предметом обсуждения партийных организаций. Они и принимали меры, наказывали виновных, обязывали устранять недостатки, улучшать работу. Одной из важнейших в прессе стала тема роли руководителя. На страницах периодической печати можно было постоянно видеть очерки, посвященные мудрым и умелым хозяйственникам, четко выполняющим решения партии. Другая значимая тема – социалистическое соревнование и ход выполнения пятилетних планов. В прессе были развернуты широкие пропагандистские кампании по подготовке к юбилеям Октября, образования СССР, юбилеям В.И.Ленина. Трудовые почины, трудовые подарки к знаменательным датам – были дежурными темами в газетах всех уровней. Существенная роль отводилась печати в реализации важнейших хозяйственных начинаний – строительстве новых предприятий, железных дорог, освоении целинных земель или земель Нечерноземья. Цель таких материалов - привлечь людей к участию в них. Активно пропагандировался тезис стирания граней между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, как важнейший этап создания материально-технической базы коммунизма. Партийное руководство прессой не ослабевает. Газеты рассматриваются как форма контроля и инструмент проведения политики партии в народном хозяйстве. Они отслеживают ход выполнения пятилетних планов как отдельными предприятиями, так и по стране в целом. Особое место занимает сельскохозяйственная тема. Переустройство жизни на новый лад, внедрение новых систем земледелия, новых технологий выращивания скота, иногда недостаточно продуманных и научно обоснованных, – таковы установки, которые даются колхозам и совхозам со страниц газет. Идеологическая установка на строительство коммунизма к 1980 г. полностью не снимается с повестки дня, а лишь отодвигается во времени. Классовый подход и партийность журналистики остаются главными требованиями к печати и к журналистам. Более того, партийность журналистов трактуется буквально. Большинство из них должны обязательно быть членами партии, подчиняться партийной дисциплине, проводить линию партии в своих материалах. В своей работе все издания должны опираться на руководящие материалы партии по руководству печатью, радио и телевидением. Журналистов объявляют “передовым отрядом партии”. Особый статус придают корреспондентам центральных газет “Правда”, “Известия”, “Труд”, “Советская Россия” и других. Журналисты – “подручные партии”. Этот тезис по-прежнему справедлив и действенен. Анато́лий Абра́мович Аграно́вский (8 января 1922, Харьков — 14 апреля 1984, Москва) Публицист, кинодраматург, художник-мультипликатор, помощник кинооператора. По окончании учебы занялся военной журналистикой. В 1946–1947 печатался в газете Московского военного округа «За храбрость». Уже в первые годы работы Аграновского особенно привлекал жанр очерка. В „Известиях“, куда пришёл работать спецкором в 1961 году, он не был самым лучшим, скорее, одним из лучших. Для Аграновского главным в жизни и творчестве был Человек, именно Человек с большой буквы. Казалось, для него нет ни запретных тем, ни закрытых дверей. А ведь многое доставалось непросто. В 1956–1958 учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького СП СССР. По окончании курсов Аграновский полностью посвятил себя публицистической деятельности. Он был сотрудником «Литературной газеты», печатался в журналах «Знамя» и «Новый мир». В 1961 стал специальным корреспондентом газеты «Известия». Любимым героем Аграновского был энтузиаст, борющийся за общественную пользу в разных сферах деятельности. Несмотря на публицистическую страстность, присущую всем его материалам, Аграновский не навязывал читателю однозначного взгляда на описываемые события, предоставляя ему возможность делать самостоятельные выводы. Он неоднократно подчеркивал, что суть его журналистской позиции заключается в доверии к читателю. Для Аграновского было характерно внимание к своим героям: за некоторыми (как офтальмолог С.Н.Федоров, которого он «открыл») он следил в течение нескольких лет. В 1970-е годы Аграновского называли «журналистом номер один». Многие яркие публицисты периода перестройки называли себя его учениками. В течение жизни он издал более 20 книг, в которых в полной мере воплотился его журналистский и человеческий опыт. Спец.кор. «Известий». Выдающийся очеркист. Его очерки публиковались не только на страницах газеты, но и издавались отдельными книгами. Это сборники : «А лес растёт», и др. Герои его очерков ( Своего дела мастер, Лукояновский задор и др.) люди современные ему. Характерно, что многие из его героев были до знакомства с ним вполне рядовыми людьми, иногда не понятыми на местах, иногда и просто гонимыми. Например доктор Фёдоров (директор НИИ микрохирургии глаза в Чебоксарах), но после публикаций герои Агроновского становились ГЕРОЯМИ. Некоторые из них академиками, лауреатами. После его публикаций принимали решения ведомства, министерства. Агроновский умел убедить собеседника, читателя. По большей частью он занимался самой сложной в те годы проблемой – управлением экономикой. Но так же не редко в своих публикациях он затрагивал другие всевозможные проблемы, которые окружают человека в его повседневой жизни. Например очерк «Пустырь» ( жильцы не знают, что будет на пустыре возле их дома. Некоторые считали, что Агроновский тратит слишком много времени на свои очерки, долго пишет. Но он писал ровно столько, сколько требовала тема. С благодарностью слушал любые замечания по поводу уже сданного материала, но соглашался не всегда. Его было не просто критиковать, потому что у него фразы были до такой степени продуманы, что к ним ничего уже нельзя было не убавить, не прибавить. Он был зачинателем исследовательского очерка в нашей журналистике и лучшим его исполнителем. 43. «Персональный журнализм» в истории мировой журналистики: особенности и характер развития. Фр. рев-ция (1789-1793) развив-сь в неск. этапов – на каждом к власти прих-ли более радикальные гр. полтитков. Она уничт-ла предыд-ие полит-ие стр-ры. Наиб. ярко полит-ая борьба отраз-сь в персональном журнализме. 3 крупных персональных издателя – 1. Жан Поль Марат – полит лидер якобинцев, они отстаивали интересы простого народа, («Друг народа», его программа требовала роспуска учредительного собрания, занималась разоблачением известных руководителей учредительного собрания как предателей. М. настаивал на углублении рев-ции. Гл. средством этого он считал террор. Требовал держать королевскую семью в заложниках. Между полит-ми требованиями М. и его соц-ой программой было много противоречий. Он не считал возможным ликвидир-ть соц-ое нерав-во, 2. Робеспьер – «неподкупный», партия жирондистов, политик учредит-го собрания. Газета «Защитник конституции», удалось завоевать доверие народа. Полит-ую программу хар-т тяготение к соц. равенству, выступает против полит-го неравенства, борьба против деления граждан на активных и пассивных. Считал республиканскую форму правления гарантией равенства. 3. Эбэр – «Отец Дюшен» (фольклорный персонаж Фр.). Газета пользовалась популярностью в массах, идея защиты санкселотов. Завоевала полит-ие признания, отлич-ся близким для санкселотов разговорным и нецензурным языком. Соединил в своей газете, все что символизирует рев-цию – блеск ума, рев-ый фанатизм, талант в организации масс. Антикоролевская позиция газ. Выступил за обновление законодат-го собрания, требует избрания в него лишь люд. из народа. Соц-ая программа предполагает введение террора против врагов рев-ции – буржуа, аристократии, требует уничтожить богачей. В то же время ее отдельные положения носили противоречивый хар-р, ненависть богатства, боязнь нищеты. Выступления против частной собственности, но требование собственности для себя. На уровень создания республиканского образца полит-ой системы, санкселоты не вышли. Э. видел утопический вариант – царство мелких собственников. 4 Жак Ру – полит. деятель с нач. 1790, проповедник полит-го хар-ра, принадлежал к клубу кардильеров, выступ-т за реф-мы, кот. могли бы улучшить положение народ. Известная его проповедь «О ср-вах спасения Фр. и свободы» - призыв смертельной казни для спекулянтов, выступающих против бога. Потом эти требования стали постоянными во всех выступлениях. В 1792 стал руководителем партии «Бешеных». Выст-л за борьбу с богатыми и уравнение собственности. Произнес речь в суде над Людовиком и преследовал изменников. Попал в тюрьму, где начинает издавать газ. «Публицист Фр. республики». Покончил с собой. 5. Антуан Де Ривароль – заступник ис-ва и лит-ры. Предпринял издание нац-полит-ой газеты «картины Парижа», он был потрясен размахом крушения порядка. Считал, что любой порядок лучше, чем гибель людей, поддавшихся соблазну перестроить мир. Наследственную монархическую власть считал гарантией порядка. США. Основным признаком "персонального" журнализма, господствовавшего в американской прессе до 90-х годов XIX века, являлся диктат газетного предпринимателя (или группы политиканов) на публикуемые в газете материалы. Таким образом, линия органа массовой информации целиком и полностью была подчинена личным или деловым интересам газетного магната. Отличительным признаком прессы того периода, была ее неразвитость ведь это основную массу периодических изданий составляли мелкие газеты. К "новому" журнализму капиталистическая пресса США переходила в связи с появлением телеграфной информации, с укрупнением объема и усложнением газетного коммерческого бизнеса, впрочем, как и с усложнением содержания газеты. Внутри административного руководства газетного издания стали обособляться функции управления. Назовем несколько имен известных деятелей американской журналистики. В 50е-80е года XIX века по стране "гремели имена" Джеймса Беннета ("Джеральд"), Хорейса Грили ("Трибьюн"), Самюэля Боулса ("Спрингфилд репабликен"), Уильяма Брайана ("Нью-Йорк пост"). Затем настал черед были Чарльза Даны ("Нью-Йорк сан"), Эдвина Годкина ("Нейшн" и "Нью-Йорк ивнинг пост"), Генри Уотерсона ("Луизвилл курьер джорнел"), подготовивших почву для перехода прессы на базис "нового" журнализма, Особо следует сказать о Джозефе Пулитцере. Он был одним из самых известных магнатов эпохи "нового" журнализма. В 1883 году он приобрел обанкротившуюся газету "Уорлд", которую сделал типичным образцом газеты новой журналистики. "Уорлд" Пулитцера сразу привлек к себе широкое общественное внимание. Информация ("ньюс") публиковавшаяся там отличалась от материала других газет тем, что сообщала о более оригинальных, драматических фактах. На полосу попадало все, что отличалось необычностью, сенсационностью. Например, уже в первом выпуске рассказывалось о шторме в штате Нью-Джерси, причинившим убыток в миллион долларов; опубликовано интервью с осужденным убийцей накануне его казни. Таким образом, значение проявления "нового" журнализма в 80-90-х годах прошлого века состояло в том, что пресса США становилась мощным оружием в руках американских монополистов. Правящие круги США с помощью высоко развитой печати пытались оказать максимальное влияние на американский народ. В то время американский капитализм очень нуждался в прессе, соответствующей монополистической стадии его развития и выходу его на мировую арену в качестве могучей державы. На первом этапе — свержение монархии, вся демократическая печать вела ожесточенную борьбу с аристократической и роялистской прессой по всем буквально вопросам. Впервые юридически была закреплена свобода печати сначала в «Декларации прав человека и гражданина», а позднее в статьях Конституции 1791 г. Второй этап — перестала существовать роялистская печать, но зато развернулась напряженная борьба между жирондистами и якобинцами. И здесь важную роль сыграли газеты Марата, Эбера, Робеспьера и Прюдома. Брошюры К. Демулена. Третий этап — характеризуется сложнейшей внутренней борьбой якобинцев, кордельеров, будущих термидорианцев и тяжелой внутренней и внешней обстановкой Французской Республики. Революция вызвала к жизни множество газет. Многие выходили под заголовками «Патриот», «Революцион» и т. д. Количество и тираж газет во многом ограничивали технические возможности. Накануне революции — «Парижская газета». После начала революции продавали и отдельными номерами (до — брошюрами). Реклама — в зачаточном состоянии. Бриссо во «Французском патриоте» помещал частные объявления («Парижская хроника» — ежедневная газета, большой фактический материал). Издание газет дорого, но рентабельно. Особенно газеты, предназначенные для объявлений («Анонс», «Афиша»). Выходили газеты, получавшие субсидии от правительства («Часовой»). Многие органами клубов и кружков («Железные уста» — издание «Социального кружка»). «Народный трибун».
|