КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Информационный рынок в России и особенности функционирования.Стр 1 из 23Следующая ⇒ И.р – частично регулируемая система потоков социально значимой информации, идущих по различным идеолог. Векторах, кот. Задаются на равноправных основах властными структурами, полит партиями, движениями, объединениями (или индивид учредит), а также журн аппаратом и поддерж (корректир) выходным аксиологич. Контролем. Осн. Х-ками являются наличие реальной возм. Для полит плюрализма в прессе и преобладание в журн. Деят-ти идущего снизу инф. Запроса (соц. Заказа) над идущим сверху инф. Заданием (офиц. Заказом) И.Р. можно определить как стихийно возникшее отношение продавцов (журналистов, учред., издат.) и покупателей (читателей, зрителей, слуш.) осуществляющих обмен в форме продажи и покупки товара (газеты, журнала Т и Р прогр.) или передачи отдельного материала, рекламного образца.Главная особенность И.Р. – то, что продавец и покупатель могут в любой момент поменяться ролями. Развитие и функционирование информационного рынка регулируется специальными законами,- закон спроса и предложения, - закон стоимости,-закон воспроизводительного потребления.Информационный рынок имеет сложную структуру, которая делится на две части.1. ресурсный рынок 2. производство, где продукция СМИ превращается в товар, который подвергается обмену или купли-продажи, это, собственно информационный рынок, формирующий переменчивую среду, к-я либо способствует, либо препятствует выходу на него новой журналистской инф-ии. Он состоит из рынка периодических изданий и компаний СМИ, производящих информацию рынка распространителей, способствующих продаже информационного товара и рынка покупателей инф-ии. Все части рынка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но среди них есть такие, от которых прямо зависит существование СМИ. Н-р финансы. Финансовый рынок предоставляет нуждающимся несколько источников капитала: 1 дотация (регулярн. Финансовая поддержка), 2 банковский кредит (прибегают, когда есть возможность вернуть долг), 3 спонсорская помощ ( прибегают в критических ситуациях, соглашаясь на определённые условия спонсора). Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов. С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. Закон "Об информации, информатизации и защите информации". Закон "Об авторском праве и смежных правах".
8. . Значения Вольной русской прессы. Газеты «Колокол» и альманах «Полярная звезда» Герцена и Огарева. Издания “революционных демократов” – это издания, выпускавшиеся за границей и доставлявшиеся в Россию нелегально. Первым, кто стал этим заниматься, был А.И.Герцен, талантливый публицист, литератор и философ. Герцен, покинувший отечество в самом начале 1847 г., задумал начать, по его словам, «заграничную русскую литературу» В феврале 1853 г. Герцен напечатал воззвание «Братьям на Руси», в котором объявлял о создании «вольного русского книгопечатания в Лондоне Вольная типография была создана 22 июня 1853 г. Через несколько дней появилось первое издание – брошюра «Юрьев день! Русскому дворянству». 20 июля вышла вторая брошюра – «Поляки прощают нас» – по вопросу о независимости Польши и за нею третья – «Крещеная собственность». Положение Вольной русской типографии было в то время очень тяжелым. Начавшаяся Крымская война почти полностью разорвала слабые связи типографии Герцена с Россией. «В 1854 – начале 1855 г. Герценом были опубликованы лишь старые и новые его произведения – «Прерванные рассказы», «Тюрьма и ссылка», «Письма из Франции и Италии», «С того берега», речи на организованных революционной эмиграцией «сходах», Полярная звезда». издание, выходящее без цензуры, исключительно посвященное вопросу русского освобождения и распространению в России свободного образа мыслей. Первая книга журнала, кроме статей, заметок и больших отрывков из «Былого и дум» самого Герцена, содержала статью Энгельсона «Что такое государство?», переписку Белинского с Гоголем по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» письма Гюго, Прудона, Мишле, Маццини, приветствовавших «Полярную звезду». Второй номер по содержанию был разнообразнее первого: кроме произведений Герцена, в него вошли присланные в Лондон запрещенные стихи Пушкина, Рылеева и других поэтов, статьи Н.И. Сазонова и Н.П. Огарева, два письма из России.Он был сторонником русского утопического социализма. И главной задачей своей журналистской и издательской деятельности считал революционную пропаганду. Критика крепостничества, просвещение народа, распространение идей утопического социализма, опора на русскую крестьянскую общину – вот главная тематика его изданий. На их страницах он поддерживал революционные проявления в разных странах, прежде всего польских повстанцев России. Сначала Герцен издает брошюры, затем альманах и газету. Издания Герцена: альманах “Полярная звезда” (1855) и газета “Колокол” (1857-1867). Альманах выходил в Лондоне. Название полностью повторяет заглавие альманаха декабристов. Отражено это и в оформлении – на обложке портреты всех казненных декабристов. Первый номер вышел к годовщине их казни – 25 июля 1855 г. Главное в нем – письмо императору Александру II, в котором он требовал свободы слова и освобождения крестьян. Издание получило распространение в России. Через год вышел второй номер. В нем были опубликованы запрещенные стихи Пушкина, Рылеева и других поэтов. Литературные произведения и у Герцена играли пропагандистскую роль. Альманах выходил редко. Герцен решил выпускать в дополнение к ней газету “Колокол”. Выходила раз в месяц, а став самостоятельным изданием в 1861 г., – два раза в месяц. Главная тема выступлений газеты определялась провозглашенным в “Полярной звезде” девизом: “Везде, во всем, всегда быть со стороны воли против насилия, со стороны разума против предрассудков, со стороны науки против изуверства…” Здесь публиковались злободневные острые сообщения из России. Многие материалы были написаны в жанре революционных воззваний за освобождение крестьян от гнета помещиков, за отмену цензуры и свободу слова. За освобождение крестьян от побоев. В своих выступлениях Герцен беспощадно критиковал самодержавие, помещиков, сановников-казнокрадов. Он способствовал развитию новых жанров революционной публицистики: передовой статьи, критической корреспонденции, памфлета открытого письма. Отмена крепостного права сначала обрадовала Герцена. Но потом стало ясно, что проблем едва ли стало меньше. Крестьяне без земли, власти все так же ведут антинародную политику. Пишет для этого издания и его друг Огарев. Успех газеты в России был огромен. Ее читали многие. Тираж составлял 2500-3000 экземпляров. Естественно, издавалась газета на собственные средства издателя. Однако цели своей Герцен не достиг – революции в России не произошло. Свобода слова не была обретена. Демократия не сформировалась. Он испытал некоторое разочарование. И понял, что стихийные крестьянские бунты, бессмысленные и беспощадные, по его словам, не могут привести к успеху. В последние годы он стал больше материалов в газете посвящать опыту революционной борьбы в европейских странах, деятельности I Интернационала. В 1867 г. издание прекращается. Однако влияние публицистики Герцена на русское общество и на журналистику в целом весьма значительны. г В начале апреля 1856 г. в Лондон приехал старый друг и единомышленник Герцена – Николай Платонович Огарев. «Колокол», который появился 1 июля 1857 г. «Колокол» представлял собой небольшой журнал на восьми страницах с подзаголовком: «Прибавочные листы к «Полярной звезде». Девизом были выбраны начальные слова «Песни о колоколе» Шиллера: «Vivos voco» – «Зову живых Изредка помещались в «Колоколе» стихотворения Огарева, Некрасова, М. Михайлова и др. В 1860-е годы в журнале не раз публиковались и перепечатывались революционные прокламации. Революционная организация московских студентов (кружок П.Г. Заичневского) создала типографию для литографирования «Колокола» и отдельных сочинений Герцена; в Воронеже семинаристы переписывали «Колокол» от руки Уже с 15 февраля 1858 г. он выходит дважды в месяц, а не один раз, как раньше. Тираж его был увеличен до 2500–3000 Особенно большое значение придавали Герцен и Огарев публикации материалов о жизни и деятельности декабристов В основу программы «Полярной звезды» и «Колокола» была положена теория «русского социализма» защищали всестороннюю демократизацию государственного строя в России и боролись против самодержавия. С октября 1859 по 1862 г. Герцен и Огарев выпускали в качестве приложения к «Колоколу» особый листок «Под суд!», посвященный разоблачению преступлений и безобразий, творившихся в России (вышло тринадцать номеров). Одним из наиболее явных отступлений Герцена от демократизма к либерализму явилась статья «Very dangerous!!!» («Очень опасно!!!»), опубликованная в №44 «Колокола» 1 июня 1859 г. В ней он резко напал на руководителей «Современника» и «Свистка». . Было также решено издавать для читателей и корреспондентов из народа новое прибавление к «Колоколу». Под названием «Общее вече» оно стало выходить с 15 июля 1862 г. С осени 1863 г. начался период упадка «Колокола» и Вольной типографии. Резко уменьшаются поток корреспонденции и количество читателей. Герцен и Огарев выпустили отдельными изданиями «Думы» Рылеева, сборники «Русская потаенная литература XIX столетия», «Свободные русские песни», перепечатали книгу Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Было издано и много произведений редакторов «Колокола».
9. Художественно-публицистические жанры. Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла. Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. К художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк, зарисовка, эссе, В рамках это жанра можно рассматривать и документальный рассказ. Здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка. В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой). Описательные очерки отличаются в основном одно линейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные - постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий. Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может "за кадром", его повествование может быть просто "фоном", на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем - главным "оценщиком".Портретный очерк. Предмет – личность. Большинство портретов известных людей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их биографий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик. Проблемный очерк. Предмет отображения - проблемная ситуация. ак и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения проблемы, пытается определить дальнейшее развитие, выявить пути решения. Отличие: в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Путевой очерк. Относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Авторами, прославившими путевой очерк стали А.С. Пушкин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.А. Бестужев и др. главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями. Виды эссе по тематике: 1. Политические, 2. Экономические, 3. Литературные, 4. Публицистические. и др. В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный "поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Зарисовка. Распр. т. зр. з.-малая форма очерка(образность описания) Объект – соц.значимое соб/ индивид-но значимое, это операт. жанр, роль обстановки и деталей, познав. и воспитательные функции (Пришвин,Пауст.,Тург.). Зарисовочные моменты имеют место почти во всех жанрах. 1. Пейзажная.2. Ассоциативная - построенная на ассоциациях.3. Портретная - портрет человека, или местности, явления. В зарисовке отсутствует проблема
10. М.Салтыков-Щедрин – редактор и журналист. Известный писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков (псевд. Н.Щедрин) (1826-1889) родился 15 (27) января 1826 г. в с.Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Выходец из старинного дворянского, по матери - купеческого рода. Под влиянием социалистических идей пришел к полному отрицанию помещичьего уклада, буржуазных отношений и самодержавия. Первая крупная публикация писателя - "Губернские очерки" (1856-1857), изданные от имени "надворного советника Н.Щедрина". В начале 1860-х гг. сблизился с социал-демократами, в 1868 г. на время отошел от журнала "Современник" в связи с кризисом демократического лагеря. Умер М.Е.Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая) 1889 г. в Петербурге. Публицистическая и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова Щедрина в «Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он начал еще в «Современнике». В «Отечественных записках» сатирик работал 16 лет, с 1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти в каждой книжке и во многом определяли характер и на правление журнала. Начиная свое сотрудничество в «Отечественных записках», писатель опубликовал в 1868—1869 гг. два цикла: «Признаки времени» и «Письма о провинции». И в том и в другом произведении Салтыков-Щедрин, как бы подводя итог прожитому после реформы десятилетию, ставит вопросы: что изменилось в жизни России после реформы 1861 г.? Почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемых результатов? В чем причина неудачи революционного движения? Салтыков-Щедрин увидел причину неудачи борьбы против самодержавия в том, что слишком неоднородно было «движение реформаторов», как он условно называл движение 60-х годов. Оценивая другие реформы 60-х годов, Салтыков-Щедрин так же недвусмысленно раскрыл их крепостническую сущность. Никогда не выступая против земств как органов местного самоуправления, он был лишь против засевших в них крепостников-помещиков, которые прилагали все силы к сохранению своих привилегий. В 1872—1876 гг. Салтыков-Щедрин печатает на страницах «Отечественных записок» два новых публицистических произведения: «Дневник провинциала в Петербурге» (1872) и «Благонамеренные речи» (1872—1876). Оба эти цикла посвящены преимущественно дальнейшему развитию капитализма в России и отражению этого процесса в политической жизни страны. Писатель одним из первых в русской литературе создал типические образы представителей русской буржуазии 70—80-х годов и ее идеологов — либералов. Разоблачение либерализма становится одной из главных тем его литературной деятельности. После поездки по Европе Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественных записках» цикл очерков «За рубежом» (1880). Симпатизируя передовой, революционной Франции, восхищаясь ее прогрессивными традициями, он беспощадно разоблачает современную французскую буржуазию, затоптавшую из алчности и страсти к наживе славные идеалы якобинцев. Письма к тетеньке» (1881—1882), «Современная идиллия» (1877—1883) и публицистические произведения, написанные после закрытия «Отечественных записок», рисуют русское общество в период обострения революционной борьбы и реакции, наступившей вслед за разгромом движения народников. Публицистика Салтыкова-Щедрина 70—80-х годов - это подлинная революционно-демократическая летопись всей пореформенной России. Резкость и непримиримость сатиры были отражением убежденности писателя в том, что необходимо решительно покончить с царизмом и эксплуататорами. В своем творчестве он часто прибегал к иносказанию, гиперболе, иронии, фантастике. Писатель быстро и верно умел подметить новое в экономике, политике, литературе. Это умение позволило ему раньше других, уже в начале 70-х годов, создать яркие, типические образы. Огромная сила сатирического обобщения, типизации— яркая индивидуальная особенность стиля Салтыкова-Щедрина. Он мог схватывать явления в их становлении, росте. Салтыков-Щедрин был мастером эзоповского языка. Щедрин-редактор. С конца 1862 г. активное участие в издании журнала «Современник» стал принимать М.Е. Салтыков-Щедрин. Он стал ведущим публицистом журнала, автором хроники «Наша общественная России, центрального отдела «Современника». Кроме того, Салтыков-Щедрин участвовал в создании журнала «Отечественные записки», где руководил беллетристическим отделом. статьи, принадлежащие начинающим или мало известным авторам, он нередко переделывал, почти что писал вновь. Не менее тщательно он перечитывал и статьи постоянных сотрудников и просил исправить все, что представлялось ему ненужным или вызывало сомнения.
11. Журналистский менеджмент в рыночной экономике, его принципы и функции. Экономические факторы редакционной деятельности:- Принцип прибыльности – повышение доходов и прибыли.- Обеспечение конкурентоспособности издания- Экономической достаточности – достижение целей с использованием наименьших средств, сил и энергии. Цели редакционного менеджмента – обеспечение существования периодического издания путем укрепления его экономической, финансовой базы. И воспитание экономического мышления у всех работников трудового коллектива. Важнейшее значение имеют два вида менеджмента: производственный и финансовый. Ими занимаются специалисты – менеджеры. Основные формы собственности (частная, кооперативная, общественная) Концентрация средств массовой информации: вертикальная, горизонтальная, перекрестная. Плюсы и минусы процесса концентрации. Имеет место, так называемое, “перекрестное владение” (между телевизионным и радиовещанием, между телерадиовещанием и периодическими печатными изданиями), “вертикальная интеграция” (т.е. вложение капитала в организации, связанные с основным бизнесом) в сфере СМИ, а также проникновение иностранного капитала. Антимонопольное законодательство. Экономическая политика развитых государств в СМИ. Средства массовой информации в условиях глобализации рыночной экономики. Транснациональные корпорации СМИ и их место в современной экономике развитых стран.Развитие индустрии свободного времени в условиях прогресса информационных и коммуникационных технологий. Влияние процесса конвергенции СМИ(печать-цифра) на медиа-экономику. К менеджменту СМИ можно отнести совокупность принципов методов средств и форм подготовки и выпуска газетных номеров и телерадиопрограмм с целью удовлетворить потребности массовой аудитории и получить прибыль. Кроме того, это наука управления отношениями людей в процессе производственной деятельности коллектива СМИ, а также в ходе взаимосвязей с инфраструктурой журналистики и с потребителями информации. Существуют четыре функции менеджмента – 1) финансовая -- добиваться превышения доходов над расходами. 2)-- содержательная, производственная -- подготовить высококачественные журналистские материалы, в интересных жанровых формах, чтобы специфический товар, информация обладал зримой потребительской стоимостью. 3) -- маркетинговая: связана с умением продать этот товар на информационном рынке. 4)четвертая -- человеческий фактор, кадровая -- паблик рилейшенз редакции, поведение сотрудников в социальной и профессиональной среде. Внешний круг -- создание и поддержание имиджа в глазах общественности. Но и внутренний -- установить гармонию внутри редакции, предотвращать трудовые конфликт, стабилизировать коллектив, управлять персоналом, дать ему мотивацию, развить инициативу и направить ее в нужном менеджеру направлении. Менеджмент СМИ заключается в том, что редактор должен учитывать что нужно аудитории, знать ситуацию на рынке, знать в каких регионах инф. пользуется наивысшим спросом, при производстве информации нужно учитывать кто является ее потребителем, учитывать характер восприятия информации , нельзя долго манипулировать обществом. Концепции: 1)..Экономическая,(производить только тот товар, который насущно необходим) Маркетинг иссле-я , др. подходы. 2) Уравленческая ( не з/п а вознограждение за конкретновыполненный труд) 3) социально-пихологическа Решение двух основных проблем: Создание творческой атмосферы в редакции(система конкуренции) Недостаток – конфликты. 2. хорошие межличностные отн-я 4)Юридическая. Кодексы…5) Идеологическая. Идеология- свод идей. Идеология владельца СМИ.6) Образовательная. Не ограничиваться. Новейшие технологии. Весь маркетинговый процесс на предприятии может быть разделен на стратегический и оперативный. Стратегический маркетинг – анализ среды, в кот. планируется запустить бизнес (внутренние и внешние факторы, влияющие на функционирование компании в целом). Цель анализа среды – определиться с направлением деятельности. Сегментирование рынка – делается выбор целевой аудитории. Позиционирование – придание товару фирмы специфического четкого места и вида+ закрепление в сознании целевой аудитории. Позиция – это заключительное стратегическое решение, при реализации которго фирма моментально преходит к оперативному маркетингу.Оперативный маркетинг – это решение фирмы, посредством которого позиция реализуется в реальную практику. 4 элемента:Товар, цена, продвижение (коммуникация), распределение (сбыт, продажа)
12. Провинциальная (губернская) печать Среднего Поволжья (2 пол. 19 в.) В 1838 г. в большинстве губерний появились местные газеты – губернские ведомости. Эти газеты состояли из двух частей – официальных и неофициальных. Со вступлением России в эпоху капитализма местная периодика начинает активно формироваться как система. Первые элементы этой системы проявились еше в 1830 Г., когда правительство приступило к созданию официальной губернской печати. 27 декабря этого года последовал Указ Сената об издании правительственных печатных органов в губерниях и областях России. Первоначально решено было издавать губернские ведомости в виде опыта в шести губерниях: Астраханской, Казанской, Киевской, Нижегородской, Слободско-Украинской и Ярославской. Причем министерству внутренних дел предписана «распорядиться, чтобы Ведамасти были печатаемы на лучшей бумаге, хорошим шрифтом и имели приличную форму» Согласно положению 1837 г. губернские Ведомости должны были иметь два отдела -- официальный и неофициальный, которые печатались бы отдельно, с .особой нумерацией страниц. «в не официальной части, которая именуется прибавлением к губернским ведомостям, могут быть помещены: 1. Известия о чрезвычайных происшествиях в губернии; о рыночных ценах на разные потребности; о курсах на золото и серебро; о состоянии как казенных, так и частных значительнейших фабрик и заводов; о выданных привилегиях на изобретения и со-ставление компаний; о способах улучшения сельского хозяйства и домоводства; о состоянии урожая; о метеорологических наблюдениях; о ярмарках; о главнейших рынках и вообще о состоянии промыслов и торговли в губернии; о состоянии судо-ходства в губернии; .об открытии в губернии новых учебных заведений; о находимых в губернии монетах и иных древностях; о замечательных в губернии чрезвычайных явлениях по всем царствам природы; разные достойные .любопытства исторические сведения о губернии, некрологи известнейших в губернии лиц. 2. Частные известия --- о продаже или покупке недвижимого :и движимого имения; отдаче в наем домов, лавок и прочее. далеко не всегда властям удавалось держать губернскую печать в рамках официальных программ и запретов. С самого начала издания ведомостей среди их редакторов, цензоров, корреспондентов оказались прогрессивно настроенные писатели, учителя, чиновники, учащиеся, взгляды и настроения которых не совпадали с правительственной политикой. Заметное место среди деятелей губернской прессы XIX в. занимали А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. И. Костомаров, и др Возросший интерес к ведомостям со стороны разночинной интеллигенции объяснялся тем, что они в большинстве российских провинций длительное время оставались единственным печат• ным органом. На их страницах много места отводилось пропаганде передовой литературы, народному образованию, книжноЙ торговле и библиотекам, театральному искусству. Оценивая значение ведомостей с позиций современности, мы должны учитывать два обстоятельства. Во-первых, в подавляющем большинстве городов дореволюционной России они были ,первым местным периодическими органами печати, именно им выпала задача приучить к чтению прессы самые отдаленные, глухие уголки российской провинции. В этом их культурно-историческое значение. Во-вторых, на страницах неофициальной части губернских ведомостей, объединивших вокруг себя лучшие местные краеведческие силы, нашло отражение громадное количество материалов, связанных с изучением местного края. Их наличие определяет значение «Ведомостей» как историко-краеведческого источника. Пензенские губернские ведомости .История Пензенских губернских ведомостей» начинается с 1838 г. Издавались для присутственных мест и офиц. получателей на грубой серой бумаге в четвертую долю листа и были разделены на две части: официальную и неофициальную ... Печать ведомостей груба, шрифт крупный, при каждом номере прилагалось по многу статей под одною рубрикой «особой статьи», за тем иногда следовали прибавления Переломными для «Пензенских губернских ведомостей» оказались 1850-е гг. Статьи неофициального, отдела стали самостоятельными, читались с интересом. Редактировал газету в тот период И. Полисадов, автор многих статей по истории, этнографии, статистике. Из-под его пера вышли «Статистические сведения о состоянии Пензенской губернии», «Список населенных местностей Краснослободского уезда», «.о граде Краснослободске» и многие другие. Весьма разнообразные по тематике и содержанию публикации постоянно появлялись на страницах «Ведомостей» в 1860-е гг. С 1865 по 1867 г. газету редактировал- Н. В. Прозин, врач по профессии, долгое время жившийий в Краснослободске. На страницах «Пензенских губернских ведомостей» он опубликовал большой цикл очерков «Город Краснослободск и Краснослободский уезд». Мордовской тематике. В. Прозин посвятил цикл «Картины мордовского быта», опубликованный в нескольких номерах газеты за 1865 г. Примечательным в истории «Пензенских губернских ведомостей» было время редакторства М. В. Сурина - 1868 ~ 1871 гг. Собиранию и публикации географических, исторических, статистических и других сведений новый редактор отвел главную роль в своей программе. С 1873 г., во время редакторства Н. Пантелеевского, ведомости стали выходить два раза в неделю (по средам, субботам), а С 20-го номера --- три раза (во вторник, четверг и субботу)В начале 1878 г. «Пензенские губернские ведомости» начинают выходить ежедневно. «Тамбовские губернские ведо- мости выходили два раза в неделю (среда, суббота), а со второй половины 1877 г. и почти до конца столетия -- три раза в неделю (вторник, четверг, суббота). Редактировали газету В. О. Поспелов, граф Е. А. Салиас-Турнемир, П. А. Смирнов, Н. П. Шамшаев. 13 марта 1880 г. редактором был назначен преподаватель Тамбовской гимназии М. П. Григоровский, занимавший эту должность до 1885 г. При нем содержание газеты настолько обогатилось, что справочные материалы, казенные и частные объявления стали печататься отдельно, увеличился формат газеты, появились корреспонденты на местах, о чем свидетельствуют публиковавшиеся почти в кажлом номере письма в газете. В сентябре 1885 г. редактором ведомостеЙ становится инспектор Таким образом, изменения в содержании и форме газеты во многом зависели от общего характера того или иного исторического периода, от отношения к ним со стороны органов власти и от личности редактора. ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДQМОСТИ Для Российской провинции XIX в. xapaктерно было еще одно периодическое издание, аналогичное губернским ведомостям и издававшееся почти повсеместно Это Еепархиальные ведомости. Первые епархиальные ведомости появились в 1860 г. в Ярославле, Херсоне, Одессе и издавались по программе, учреждённой Синодом. В последующие годы они начали выпускаться в Вологде, Вятке, Иркутске, Рязани, Калуге, Пензе, Орле, Саратове, Тамбове Всего к 1917 т. они печатались в 42 городах. Перед епархиальными ведомостями ставил ась задача оперативно распространять постановления и распоряжения церковных властей. Кроме того, они должны были оказывать помощь церкви в борьбе с расколом. Как и в губернских ведомостях, программой предусматривались две части - официальная и не-официальная. Первая заполнялась постановлениями и указами Синода, распоряжениями местного епархиального начальства, отчетами местных церковных учреждений и обществ. Вторая отражала текущую жизнь епархии, миссионерскую деятельность и состаяние раскола в епархии, особенности быта и верований народов, населяющих епархию. На страницах епархиальных ведомостей помещались многочисленные публикации этнографического характера о поверьях, обрядах, обычаях местного и инородческого населения. Представляют интерес материалы по истории епархий, отдельных приходов, церквей, монастырей, сел (особенно в пензенских, казанских, самарских, калужских). И, наконец, в епархиальных ведомостях помещены многочисленные материалы о народном образовании.
|