Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Метод и жанр в публицистике, их соотношение в журналистском творчестве. 4 страница




1789 год — политическая печать. Начало политической газете П. Бриссо, (проспект «Французского патриота» — «малую плату давать информацию»). Цензура запретила издание. Газета Мирабо «Генеральные штаты», направление — «Конституция, родина, свобода, правда». В следующем номере — критике речь министра финансов Неккера, закрытие газеты. Взятие Бастилии — появляются новые газеты. «Народный трибун», редактируемый Фрероном (близок к Марату).

12 сентября 1789 г. Жан Поль Марат в Париже качал издавать газету «Парижский публицист» ( подзаголовок: «Политическая, свободная, беспартийная газета, издаваемая обществом патриотов и редактируемая Маратом», эпиграф — «Посвятить жизнь истине». С № 6 газета стала называться «Друг народа», под которым она вошла в историю. Ежедневное издание. Сам Марат — редактор, наборщик, издатель одновременно. 18 сентября 1789 г. Марат напечатал «Обращение к народу», принципам которого он остался верен на всю жизнь

В начале 1791 г. — ежедневная газета «Папаша Дюшен» Жака Рене Эбера (популярной среди плебеев). Опубликовал три памфлета, один из которых «Частная жизнь аббата Мори» принес ему известность и язык напоминал его статьи в будущей газете. Обороты, заимствованные из жаргона предместий, использование шуток, ругательств, но мысль выражена ясно и четко. Эбер мгновенно откликался на все острые вопросы текущей политической жизни, умел прислушиваться к нуждам народа, знал его настроение, запросы, умел заинтересовать, привлечь внимание, умел отвечать на различные и зачастую смутные чаяния своей обширной народной аудитории.

Сначала королевский двор спокойно реагировал на возникавшие газеты. «Газетт де Франс» ограничивалась публикацией правительственных актов (ни словом не обмолвилась о падении Бастилии). Королевский двор забил тревогу и начал поход против революции. Обратили внимание на печать. «Газета двора и города» (более известная под названием «Маленький Готье»), сразу же обрушившаяся на революцию и демократическую печать. Позже к ней присоединились «Друг народа» и «Деяния апостолов», другие газеты антидемократического направления (прозвучали угрозы «обновить Францию в кровавой купели»).

Вопрос о свободе печати (нашло отражение при обсуждении «Декларации прав человека и гражданина»). Учредительное собрание 26 августа 1789 г. проголосовало за статью о печати, органически вошедшую в «Декларацию прав человека и гражданина». Свобода печати — естественное право человека и гарантировано законодательно.

Второй этап — в это время перестала существовать роялистская печать, но зато развернулась напряженная борьба между жирондистами и якобинцами (роль газет Марата, Эбера, Робеспьера и Прюдома, брошюр К. Демулена). Жиронда — удар по демократической печати. Против Марата, обвиняя его в призывах к грабежам и убийствам, в клевете на Конвент и в покушении на суверенитет народа. От Марата жирондисты к Демулену. Следственная комиссия Конвента (из жирондистов) — арестовать Эбера (за материалы в «Папаша Дюшен»).

Повышенный интерес либеральных публицистов того времени к истории парламентов и их борьбы против королевского абсолютизма. Антидворянские и антиклерикальные памфлеты либерального публициста Поля Луи Курье (памфлет «Дипломатический документ», перепечатанный из английских газет», написанном в форме вымышленного письма Людовика XVIII королю Испании).

Заметную роль в политической борьбе — пресса. Издание политических брошюр. Правительство — меры для борьбы с либеральной и демократической печатью. 26 июля 1830 г. — указы (ордонансы), которые полностью уничтожали свободу печати. Газетные сообщения о революции во Франции. Новой властью была временно отменена цензура.

Период Июльской монархии — рост периодики. В 40-х годах — проникновение в рабочую среду коммунистических и социалистических идей (демократическая печать). Пропаганда идей и традиций революции в демократической печати.

Возрождение интереса к учению «равных», чему содействовала книга Ф. Буонарроти «Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа». Наиболее полно идеи и взгляды Бабефа — в демократической печати. Газеты «Монитор репюбликен» и «Лем либр» (нелегально тайным военным обществом «Демократические фаланги»). Существовали и легальные необабувистские газеты, подчинявшиеся суровым требованиям закона, менее резкие в выражениях — «Трибюн де пепль» Пийо (к разряду памфлетов). Влияние республиканцев (группировались вокруг «Касиональ») — печатная война против империи. Левые демократические, или социальные, республиканцы — вокруг «Реформы» (за всеобщее избирательное право и социальные преобразования). К концу 1847 г. во Франции — революционная ситуация. Недовольство политикой. Критика — на страницах газет. Свержение Луи-Филиппа и провозглашение Республики.

Франсуа Ноэль Бабёф (Гракх) — публицист Великой французской революции. Впервые свои идеи Бабёф — в журнале “Пикардийский корреспондент” в 1790 г. Выступал против цензовой антинародной конституции, против феодальных поборов, требовал конфискации всего имущества сеньоров и распределения между крестьянами земельных владений церкви. Был активным борцом за установление республики (пропаганда идей “аграрного закона”). Свобода печати — один из важнейших принципов свободного общества.

По Смору: Надо начать с Англии: Свифт, Дефо- основателя персонального журнализма (17 век), рассказать о них и их деят-ти. Далее Аддисон и Стивенс -так же основатели. Франция -это Вольтер, Бомарше, потом Мирабо и Робеспьер. США: Джефферсон (выступал за республиканцев), англичанин Пейн (печатался в издании, кот. руководил брат Франклина), Гамильтон. В 19 веке- Беннет, Грилли (основатель качественной прессы и, кажется, редактор New York Gerald), Генри Раймонд - основатель New York Times, затем Пулитцер.

Еще во Франции Шатобриан, Жермина де Сталь. Испания: д-ть Мариано Хосе де Ларо. Германия: 18 век - Лессинг, Лихтенберг, 19-20 век - Гейне, Маркс и Энгельс.

 

44. Социологическая публицистика в отечественной журналистике: сущность и признаки. Творчество А.Рубинова. По мнению ученых, первым отечественным социолого-журналистским исследованием стало предпринятое Н.А. Добролюбовым изучение журнала «Собеседник любителей российского слова». Тогда он «впервые в отечественной науке о журналистике составил статистическую “карту”, вобравшую в себя сведения о социальном положении, принадлежности к полу, местах проживания людей, писавших в журнал. Эти сведения поддавались графическому изображению. О рассредоточении по стране авторов писем, напечатанных в журнале, можно было составить зримое представление»25.

Таким образом, мы видим, что совершенно разные по ориентации издания (и те, которые стремились адаптировать своих читателей к существующему порядку вещей, и те, которые призывали к конфронтации с системой) могли существовать лишь в поле мнений, интересов, симпатий и антипатий аудитории. Причем знания о них использовались в несхожих, а порой и диаметрально противоположных целях.

Первой крупной научной работой, сделавшей попытку воссоздать целостную картину отечественной социологии прессы в контексте ее теоретико-методологических и эмпирических аспектов, стала книга «Социология журналистики» (1981) под редакцией профессора МГУ Е.П. Прохорова. За ней последовало учебное пособие МГИМО «Социология средств массовой коммуникации» под редакцией Ю.П. Буданцева (М., 1991). В 1995 г. вышло еще одно, выполненное сотрудниками МГУ, пособие «Журналистика и социология» под редакцией И.Д. Фомичевой.

В середине 90-х годов в СПбГУ начал работать постоянно действующий межвузовский научно-практический семинар «Журналистика и социология», организованный кафедрой социологии журналистики. Материалы научных дискуссий в рамках семинара публиковались ежегодно. С тех пор увидело свет несколько сборников, каждый из которых был посвящен наиболее злободневным аспектам деятельности журналистики в социальном пространстве45. В круг обсуждения органично вписались вопросы взаимодействия СМИ и аудитории, а также социализации журналиста и социальности журналистики.Практическая стыковка журналистики и социологии помогает преодолеть их индивидуальные слабости и односторонности. В тесном сотрудничестве они умножают свой творческий потенциал. Идеальным является вариант – журналист владеющий социологической методикой и социолог владеющий журналистским словом (А. Рубинов, Бестужев-Лада, В. Леви). В публикациях этих авторов снимается нейтральность, субъективность, безучастность, добавляется страстность, объективность, причастность к управлению общественными процессами.

Анатолий Захарович Рубинов, настоящие имя и отчество — Абрам Залманович(6 февраля 1924, Смоленск — 9 мая 2009, Москва) Восемнадцатилетним юношей ушел на фронт, был солдатом.Писал заметки в дивизионную многотиражку «Отвага», куда его вскоре направили на работу. После войны работал в многотиражных газетах «Жилищный работник» и «Коммунальный работник», одновременно публиковался в городских газетах. В 1951 году заочно окончил Московский полиграфический институт. Три года работал в «Вечерней Москве», а затем 33 года вел отдел социально-бытовых проблем в «Литературной газете». Был постоянным автором журнала «Журналист». Член Союза журналистов, Союза писателей, автор трёх десятков книг. Четырежды лауреат премии «Литературной газеты», дважды лауреат премии журнала «Огонёк», лауреат премий Союза журналистов СССР, Конкурса репортеров, Конкурса Союза журналистов Москвы, обладатель премии Международного конкурса юмора и сатиры имени Алеко. За свою работу в печати Анатолий Рубинов был награждён двумя орденами «Знак почета». С 1913 до конца ВОВ работал в дивизионной газете «Отвага», работал в многотиражных газетах, заведовал отделом в «Вечерней Москве». С 1966 года – заведующий отделом «Литературной газеты». Дважды награждался дипломами на конкурсе репортёров. Автор 7 книг, рассказов, очерков, репортажей. Член Союза журналистов и Союза писателей СССР.

Дар публициста в нём открылся в 60-е годы. «Операция без секретов» открывает двери в творческую лаборатория А. Рубинова – публициста. «Журналистика сама этого не подозревая идёт рядом с социологией», - пишет Рубинов.

В «Операции «Меченые атомы» он поставил перед министром связи ряд вопросов и сделал несколько предложений которые были приняты: для ускорения сортировки писем введён 6-ти значный индекс, появились красные почтовые ящики для местной почты. За 5 лет существования рубрики «Если бы директором был я» которую ввёл Рубинов, в редакцию пришло более 20-ти тысяч писем с разными идеями. С ними ознакомились министры и многие были воплощены в жизнь. Второе направление его творчества - художественное.

Восемнадцатилетним юношей ушел на фронт, был солдатом[1], писал заметки в дивизионную многотиражку «Отвага», куда вскоре его направили на работу. После войны работал в многотиражных газетах «Жилищный работник» и «Коммунальный работник», одновременно публиковался в городских газетах. В 1951 году заочно окончил Московский полиграфический институт. Три года работал в «Вечерней Москве», а затем 33 года вел отдел социально-бытовых проблем в «Литературной газете».

 

45. .Становление журналистики нового типа. К.Маркс – редактор «Новой Рейнской газеты».

Буржуазно-демократическая рев-ция в Германии (1848-49) это время, когда на основе почти полувекового развития социалистических учений в европейской культуре стали формиров-ся новые взгляды на природу и механизм соц. равенства. Фр. рев-ция предложила формы распределения соц. привилегий. В 1848 в Герм. организованная масса выступила с требованием равных соц. прав к монархической власти. Специфика этой революции в том, что требования пролетариатом социальных привилегий совпали с требованиями буржуазией либеральных свобод. В перв очередь политического оформления свободы частного предпринимательства. И за этим лозунгом скрывались требования свободы от монархического контроля. Свобода слова стала мощным средством передела европейской собств-ти в пользу крупного капитала. Все крупные политики того времени не могли не использовать печать для созд-я новых соц-х стр-р. Маркс в 1848 году предпринял издание газеты «Новая Рейнская газета». Он опирался на созданную им концепцию журналистики. В ней он представил глубокое психологич-е обоснов-е ф-ции печатного слова. Он исходил из того, что словесная агитация обязательно вызывает измен-е в создании аудитории. Для этого нужно изменить принципы подачи информации. До этого издания основная стр-ра газ. текстов имела описательно-отражательный характер. Маркс предложил ввести в газ-ную практику научный анализ, в котором объяснялись бы причины событий. Также он предложил превратить печатные издания в коллективного организатора масс путем привлечения аудитории к участию в созд-ии газ. Обязат-ым условием существ-ия печати нового типа была публикация информ-ии о рабочем движении во всей Европе. «Новая рейнск газ» отчетливо формир идеологию нового соц-го слоя – пролетариата. Газета продемонстрировала принципиально иные основания сущ-ния жур-ки. 1. Финансовая обеспеченность (пожертвования рабочих). 2. Принцип отражения событий (анализ событий, а не простое фиксирование). (+лекция макаркиной)

46. Русский литературный язык и публицистический стиль: проблемы взаимовлияния и нормы соответствия.

Литературный язык главная форма существования национального языка. Будучи обработанным, он отличается от других коммуникативных систем и привосходит их богатством, полифункциональностью, общенародностью распостранения, а так же информативностью. Нормы литературного языка касаются всех его сторон в обеих – устной и письменной формах его реализации. Нормы регламентируются общепринятой практикой пользования языком, а так же авторитетными научными учреждениями. СМИ так же являются источником распространения норм литературного языка, в частности, в распоряжение мастреов слова имеются неисчерпаемые сокровища родного языка, но он выбирает из них только то, что наилучшим образом соответствует цели и аудитории. Это одинаково относится и к ТВ-речи и к газетному языку. Нормы литературного языка продиктованы языковые качества, которыми должен обладать публицистический текст. Качества: правильность речи, богатство языка, краткость, ясность, точность, выразительность и уместность. Литературное произношение и ударение, правильное употребление слов и их форм, соединение слов в предложения, таким образом, чтобы мысль получала чёткое выражение – вот основа хорошей публицистической речи. Всякое отклонение от литературной нормы (в произношении, отборе лексики, фразеологии, использовании грамматических форм и конструкций) препятствует непосредственному и точному восприятию письменной и устной речи, снижают авторитет говорящего и пишущего, создают отрицательный эффект. Точность языка и ясность речи зависит от того, на сколько глубоко и основательно изучен предмет. С этим качеством связана уместность, т. е. соответствие речевых средств теме, аудитории и обстановке. Выразительность речи предполагает не только соответсвие формы содержанию, но и назначению речи. Выразительность достигается фонетическими средствами, чёткой дикцией, правильным произношением, экспрессивностью,эмоциональной насыщенностью. Есть и специальные средства выразительности литературного языка: введение в публицистический текст цитат из художественной литературы, пословиц, поговорок, выражений образного характера, особых стилистических фигур. Устная речь массовой коммуникации определённым образом изменяет соотношения нормированной и не нормированной речи. Если в условиях письменной традиции нормированная речь почти однозначно отождествляется с письменной, а не нормированная с устной, то развитие электронных средств коммуникации способствует тому, что с одной стороны принципы нормированной речи начали более активно распространяться на устную речь, а с другой стороны, языковая норма стала менее жёсткой. Сегодня можно говорить о двух тенденциях развития современной речи: интеллектуализация и демократизация. 1 – связано с вовлечением политики, науки в практику повседневного общения. 2 – разговорная речь поднимается на ранее недоступные ей уровни и функционирует как в устной, так и в письменной сфере. Сейчас в газетной речи наблюдается взаимодействие книжных и разговорных вариантов литературного языка и в то же время влияние просторечия. В результате в письменных текстах вполне официального характера встречаются языковые единицы, пришедшие из сниженных регистров устной речи. Журналисты не редко используют самые ходовые, широко распространённые слова и выражения разговорно-бытовой лексики, чтобы создать атмосферу доверительного общения с теми, к кому они обращаются. При этом переходит и одна из нежелатьельных черт непринуждённой разговорной речи – грубость. Следовательно, публицистический стиль является книжно-письменной разновидностью литературного языка и он должен соответствовать нормам литературного языка и коммуникативным качествам хорошей речи, среди которых нормативность, богатство, выразительность литературного языка

Основные требования к языку и стилю журналистского произведения.

Безупречное владение языком, его нормами и выразительными средствами - обязательное профессиональное требование к журналисту.

Телерадиовещатели России провозгласили в своей Хартии “стремление к чистоте, правильности и образности русского языка в телерадиоэфире, отказ от употребления ненормативной лексики, сленговых и жаргонных выражений”. Непременной чертой текстов должна быть семантическая, синтаксическая и прагматическая адекватность их – правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории. В публицистическом стиле реализуется функция воздействия (агитации и пропаганды) языка, с которой совмещается функция информативная (сообщение нового). Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати, ораторской речи. К основным чертам языка газеты относятся 1) экономия языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности 2) отбор языковых средств с установкой на их доходчивость 3) использование общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей, 4) использование характерных речевых стереотипов, клише 5) жанровое разнообразие и связанное с этим разнообразие стилистического использования языковых средств, 6) совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей, 7) использование изобразительно-выразительных средств языка. Не все указанные черты свойственны всем газетным жанрам. Очерк, фельетон, памфлет- своего рода гибриды, совмещающие черты публицистического стиля и стиля литературного-художественного.

В зависимости от тематики и жанра в публицистическом стиле используется весьма разнообразная лексика и фразеология. Некоторую ее часть составляет общественно-политическая лексика. Значительная часть – общелитературные слова и различные термины. Клише (которые нередко превращаются в штампы – труженики полей, черное золото, справить новоселье). Этой тенденции противостоит тенденция усиления экспрессивности.

Синтаксис публицистических произведений в основном книжный, с упорядоченным строем предложения, с развернутыми синтаксическими конструкциями (+вводные конструкции ,рубленная проза, экспрессивные восклицательные предложения, риторические вопросы). Используются также элементы синтаксиса разговорной речи.

 

47. .Электронные СМИ: проблемы функционирования и перспективы развития в современных условиях.

В развитии электронных средств массовой информации можно выделить несколько тенденций:

1. Разгосударствление радио и телевидения, сокращение доли государственного вещания. Появление частных конкурентов заставляет старые телерадиокомпании рорганизовываться, искать новую нишу. По мере уменьшения доли государственных вложений вырастает роль коммерческих структур.

2. Трансформация государственного телевидения и радио в общественное, менее зависимое от институтов власти. Оно основано на смешанной форме собственности, в его финансировании участвуют государственный бюджет, средства коммерческих компаний, доходы от абонентской платы.

З. Демонополизация ТРК, сокращение и дробление крупных корпораций. Нередко они разделяются на телекомпании и радиокомпании.

4. Рост коммерческих структур, альтернативного телевидения и радио. Во всех крупных странах крупный капитал имеет свои издания и другие СМИ.

5. Разделение функций разных ТРК: одни производят программы, другие их транслируют.

5. Регионализация вещания, укрепление и развитие местных, муниципальных и коммерческих станций. Именно местные теле и радиокомпании способны более точно учитывать экономические, религиозные и иные особенности региона, национальный, образовательный, возрастной состав своей аудитории.

Общемировой тенденцией является использование возможностей телевидения и радио в рекламном деле.

Сегодня российское телевидение, как и другие средства массовой информации, совершает переход о государственной к государственно-частной системе организации информационного процесса. Изменения в нашем обществе означают, с одной стороны, активное участие телевидения в этом процессе, но, с другой стороны, и сами эти изменения влияют на организацию и методы работы телевидения. Расширяется количественный набор тем, имен, регионов, закрытых ранее для анализа и критики, преодолевается узость тем и проблем информации.

Осуществление принципа свободы информации создало новые, более сложные условия для деятельности нашего телевидения: соперничество в эфире стало более открытым. Любой зритель может сегодня сравнить, сопоставить аргументы, точки зрения, позиции тех или иных политиков, толкование событий, получаемое из самых разных источников. Это проявляется в том, что федеральные телеканалы стали независимыми друг от друга и вступили в конкуренцию за внимание телезрителя. Автономным стало и республиканское, и местное вещание, чьи оценки событий далеко не всегда совпадают с московскими.

Качественное совершенствование программ, расширение их тематического и жанрового диапазона влечет за собой приход на телевидение новых людей. Постепенно изменяется и концепция телевещания. Она теперь исходит из принципа дифференциации программ. В современных условиях особое значение приобретают федеральные телеканалы межнационального общения, которые являются плодом совместного усилия республиканских и местных телеорганизаций. Постепенно пробивает себе дорогу цифровое телевидение. Аналоговые методы обработки телесигнала не дают такого качества изображения и возможности реализации различных спецэффектов. Цифровые методы передачи изображения по сетям связи позволяют передавать по спутниковым или волоконно-оптическим каналам не одну, а несколько программ телевизионного вещания и более экономно использовать каналы для других сигналов.

Создание цифровых видеомагнитофонов и другого цифрового телеоборудования позволило объединить всю телетехнику в универсальную систему с единым стандартом цифрового кодирования. Первая цифровая телестудия была введена в эксплуатацию в 1989 году телекомпанией Би-би-си. Создание полностью цифровых телецентров существенно повышает качество телесигналов и делает технологию телепроизводства более гибкой и высокопроизводительной.

Развитие новой техники изменяет методы вещания и распространения телевизионной продукции, а также оказывает существенное влияние на творческий процесс. Некоторые телекомпании проводят успешные эксперименты в области голографии метода рельефного фотографирования. В настоящий момент эта технология освоена и применяется лишь для воссоздания неподвижных объектов.

Основной задачей будущего развития телевидения и радио России является увеличение охвата населения существующими телевизионными и радиопрограммами. При этом усилия должны быть направлены на обеспечение всего населения страны передачами так называемого социально- гарантированного блока, который включает необходимый минимум общественно-политического, информационного, культурно-просветительского, художественного, спортивного и образовательного вещания. Большие возможности для развития предоставляет использование кабельного телевидения, телевидения высокой четкости (ТВЧ). Разработка систем ТВЧ в России в настоящее время практически не ведется из-за отсутствия инвестиций. Новые возможности увеличить число каналов дает цифровое телевидение. . Качество изображения получается гораздо выше, причем оно неизменно от Москвы до самых отдаленных регионов. Недостаток — стоимость приемных устройств. Интернет-вещание получило широкое распространение в среде радиостанций. Информация может быть представлена как в режиме трансляции, так и в виде архива отдельных информационных блоков, которые прослушиваются в случае необходимости. Глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифр. радиосигнал позв.соединять вешание глобальное и местное. Одна из главных тенденций сегодня — бурный рост местн. радио благодаря удешевлению расп-ия сигнала и быстроте его передачи через Инт.или спутники связи. Типология радио также существенно изменилась. России пока наблюд.сущ-ая регионализация радио и его переход на местное вещание. Сущ.изм.происх. и на ТВ, хотя они в большей степени затронули мировоеТВ, чем рос. Прежде всего надо отметить разделение труда между эфирным ТВ и кабельным. В России кабельное Тв сосре.на сугубо местной ауд. В отличие от прессы, утратившей общерос.ауд, вещающие из Москвы каналы Тв сохраняют доступ практич.ко всем регионам. В России ТВ развивается несколько иным путем чем на западе: нет общественно-правового телев, хотя имеется канал, который называется обществ.рос.тел(ОРТ), но он на 51% принадлежит гос, на 49% — частному капиталу. Практич.действует одна система спутник. каналов с самост.программами — НТВ+, но и она, развиваясь весьма успешно, в основном распр. Инт. и СМИ. В Рос.пока отн-но мало подключений к Инт, но его влияние на деят СМи уже весьма велико. Инт позволил многим рос.газ, радиостанциям, ТВ каналам приобрести доступ к шир.ауд. Ресурсы Инт — открытое инф-ое простр-во. Инт.заставляет пересмотреть отн-ие редакций к рекламе. Инт.дает нов.возм-ти газетам, выводя их за пределы только мест.интересов.Значит.роль в рос.инф.пр-ве играют не только электр.версии газет, но и изд, к-рые сущ-ют только в Инт(Gazeta.ru, имеющая шир.ауд.в Рос и за пределами).

 

49. Авторское право в журналистике: нормативные основания, практика применения. Авторское право – система норм, регулирующих отношения по поводу использования результатов творчества в сфере науки, литературы и искусства. В РФ действует закон об авторском праве и смежных правах. АП возникает в связи с созданием , выпуском в свет, распространением, использованием разл областей ТВ-ва – науки, искусства, публицистики. Действует независимо появл произведение отдельно или в составе сборника. Международные документы по авторским правам: -Всемирная конвенция по авторским правам от 1917.- Бернская конвенция 1968. АП распр на произведения – результат творческого труда, независимо от их назначения, способа производства. Не распр на официальные документы. Может принадл отдельным людям, коллективам. Редакции любых СМИ имеют право на эти издания, в то же время АП на отдельные произведения принадлежит автору. По международным нормам АП обозначается «С» - copyright. Обозначает резервирование права на воспроизводство, оно не возм без согласия автора. Соавторство – ситуация, когда авторы создают отдельные части цельного произведения или все произведение считается результатом совместного труда. Не явл авторством литературная запись, обработка, редактирование. Существуют и такие ситуации, как сценарий по книге, иллюстрации к изданию, они рассматриваются как самостоятельные произведения, создатель сценария рассматривается как автор. Автором считается и журналист, проводящий круглые столы, интервью, обзор писем. АП не распр-ся на тему, фактический материал, имена героев, концепцию произведения. Различают имущественные и неимущественные права. Иущ право – возможность в определенных случаях получать авторское вознаграждение. Нередко имеет место использование чужих текстов – плагиат – намеренное воспроизведение полностью или отдельных частей или основных положений чужого произведения под своим именем, или от третьего лица. Имущ права действуют в течении всей жизни автора и на протяжении 50 лет после смерти. Защита нарушенных прав осущ-ся через суд. Может быть оглашено подлинное имя автора, запрещен выпуск произведений, автору, его наследникам возмещен материальный ущерб. Неимущ право – на обозначение своего имени при публикации, может и псевдонима. Для издания, переиздания требуется согласие автора, автор имеет право на неприкосновенность произведения. . Неимущ права действуют бессрочно.В РФ дейст. З-н об авт.праве и смежных правах. А.п.возник. в связи с созданием выпуска в свет произв.различ.обл.тв-ва.Оно действ.независимо от того,появ.ли произв.отд-но/в составе выпуска.Сущ-ет неск.междунар.док0ов по А.п.(«Всемир.конвенция по авт.правам»71г.) Нормы Авт.Пр. не распространяются на идеи, теории, концепции, языки программирования, методы решения задач. В субъективном смысле авт.пр. – это мера возможного поведения лица по использованию результатов творчества. Если автор создал произведение в годы войны или участвовал в войне, срок продляется на 4 года. Если автор б. репрессирован, срок начинает течь с момента его реабилитации. Если произведение создано в соавторстве, то срок отсчитывается со смерти последнего автора. К объектам ав.пр. не относятся официальные тексты (законы и т.п.), официальная символика (гимн, флаг…), деньги, гос. Награды, произведения народного творчества, материалы, имеющие исключительно информационный характер. 1.Личные неимущественные права, включая:


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты