КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль журналиста в системе СМИ. Модель личностных свойств публициста.От журналиста зависит какие:- какие ценности и эстет. нормы будут транслироваться аудитории.- степень проф. грамотности в подаче текста.- какие гражд., полит., и идиологич. Убеждения будут предлагаться аудитории.Часть правды не является правдой! Это самое главное и первое професс. Требование к журналисту.Журналист должен быть высоко нравственным и этичным, ответственным за сказанное слово.Главные качества личности журналиста – мировоззренческие и соц.-полит. позиции. Вспомогательные качества – сфера проф. склонности. Нельзя назвать журналиста человека, который не считает себя ответсв. за ту информацию, которую он предлагает ауд. Каждый журн. развивая в себе общепроф. качества, должен обращать внимание на собствен. индивид. характер. Пусковым механизмом журналиста – являются склонности, внутреннее стремленте, расположение. Они зависят отприродных данных и от внешних обстоятельств. Важную роль играют мотивации – внутр.объектив.склонности.Выделяют 2 группы мотивов:Мотивы для себя – реализовать свой потенциал. Мотивы для общества – найти себя в мире людей, сделать что-то полезное.Многое зависит от способностей. Они бывают разного ранга: с ярко выраженной творческой способн., есть со способностями методичной и монотонной работы. Уровни способностей находятся в диапазоне от средних способностей до степени таланта. Способности подаются развитию.они развиваются исходя из различных типов творчества:1.научный тип творчества. 2.художественный. 3.публицистицеский – здесь выявляются собственно журн.способности. Существует принцип невозможного отображения всего многообразия прорявления действительности. Способность публицистицеского взгляда на мир – улаливание актуальных событий, способность к анализу происходяшего.3 области знаний, котрые необходимы для журналиста:А). Энциклопедизм.Б) Профессиональные знания – наукоемкость, (теории, социол.,психологии).В). Специальные знания – узкотематические направления. Для сотрудников СМИ особую значимость приобретает темперамент. Предпочтительнее, на взгляд специалистов, сангвиники. Они обладают хорошей реакцией, легко откликаются на то, что происходит вокруг, быстрее справляются с неприятностями, которыми изобилует напряженная репортерская профессия. Две необходимые составляющие профессионализма – специальные знания и практические навыки. литературные способности. Совершенное владение словом для журналиста обязательно. интеллек.т Интеллект включает в себя внимание – своеобразную настройку человека на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач, воображение – способность создавать новые образы в ходе отражения действительности, память – вид психического отражения действительности, предполагающий закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, мышление – высшую форму творческого проявления личности. зрелость его эмоционального мира. Эмоциональная устойчивость и самоконтроль принципиально значимы для тех, кто постоянно имеет дело с событиями быстро меняющейся реальности.этические чувства. Репортёр. отличающийся особым «фотографическим» видением мира. Что же касается аналитика, то для него важна не просто фиксация факта, но и дар «видеть невидимое – связи, существующие между различными явлениями, определять их причины, оценивать их значимость, прогнозировать их развитие.Если же речь заходит о публицистике, то ее обычно соотносят с яркой литературной одаренностью автора и с определенностью его гражданской позиции. Личностные свойства:- интеллектуальные качества система мыслительных способностей, уровень умственного развития, накопление знаний, интеллектуальная активность, воображение, память.- черты образного мышления и видение явлений в действительности- эмоциальнально - психологический и волевой склад личности: любопытство, экстраверт, мужество, общительность, находчивость, доброта, отзывчивость, чуткость, сочувствие, сосредоточенность, любопытство, толерантность, интуиция, самоконтроль.
15 журналист - источник информации. Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста. Действительность, в которой мы живем, представляет собой совокупность источников информации, из которых журналисты получают сведения о происходящем в мире. Как вам уже известно, существуют три типа источников информации:Первый тип - документ - представляет собой продукт чьей-то деятельности по переработке первичной информации. Второй тип - предметно-вещественная среда - обладает способностью нести на себе "отпечаток" контактов с событиями и людьми. Эти "отпечатки" предстают в виде деталей обстановки, на фоне которой происходят события. Но надо уметь понимать "язык" вещей. Третий тип - человек - ключевое для журналиста звено в информационной среде. Межличностное общение является важнейшим способом журналистской деятельности. Согласно Конституции РФ все граждане имеют право на получение информации. Однако Закон РФ "О средствах массовой информации" наделяет редакции и журналистов дополнительными полномочиями: это право редакции на запрос информации (ст.39), четко прописанный механизм реакции адресатов на такой запрос (ст.40), это и право судебного обжалования незаконных действий этих адресатов (ст.61). Словом, законодательная база для реализации права журналиста на доступ к информации имеется. Однако положения Закона не распространяются на частное лицо. Никто не может обязать его дать ту или иную информацию. И здесь только от журналиста зависит, сумеет ли он найти подход к человеку. Журналист, добывая информацию, то и дело попадает в ситуации морального выбора, выйти из которых достойно можно лишь в одном случае: если ты при всех сложностях придерживаешься принятых в профессиональном сообществе стандартов поведения, существующих профессионально-нравственных норм, не забывая при этом о профессиональной чести и достоинстве. 1. При работе с источниками информации использовать для получения сведений исключительно законные, достойные действия, допуская отступления от требований права и предписаний морали (использование скрытой камеры, скрытой записи, нелегального получения документов и т.п.) только в обстоятельствах, когда налицо серьезная угроза общественному благополучию или жизни людей. 2. Уважать права физических и юридических лиц на отказ в информации, если ее представление не является обязанностью, предусмотренной Законом, не позволять себе бестактности, давления, шантажа. 3. Указывать в материалах источники информации во всех случаях, кроме тех, когда есть основания сохранять их в тайне. 4. Хранить профессиональную тайну относительно источника информации, если есть основания для его анонимности, отступая от этого требования только в исключительных обстоятельствах: по решению суда или согласию с информатором в случаях, когда разглашение его имени является единственным способом избежать неминуемого ущерба для людей. 5. Соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу информатора не делать
16. Традиции отечественной сатиры в советской публицистике. Творчество М.Кольцова. Журнальные сатирические приложения к центральным и местным газетам: "Крокодил" ("Рабочая газета"), "Лапоть" ("Крестьянская газета"), "Бузотер", "Бич" ("Труд"), "Военный крокодил", "Танком на мозоль" ("Красная звезда"), "Красный перец", "Заноза" ("Рабочая Москва") и т. д. «Сатира не должна быть осмеянием пороков и слабостей. В ее основе должен лежать глубочайший юмор, а не веселое и невинное остроумие». В. Г. БелинскийЭти слова стали девизом для М. Кольцова. Михаи́л Ефи́мович Кольцо́в (настоящая фамилия — Фри́длянд, псевдоним в Испании - Мигель Мартинес; 1898—1940 (по другой версии 1942) Печататься в газетах начал с 1916 года. Активный участник Февральской и Октябрьской революций. С начала 1917 сотрудничал в петроградских журналах. В феврале 1917 года в брошюре «Как Россия освободилась» под псевдонимом «Мих. Ефимович» восторженно оценил создание Временного правительства и роль А. Ф. Керенского. Член РКП(б) с 1918 года (с рекомендацией А. В. Луначарского), в том же году заявил о выходе из партии, открытым письмом в «Киногазете», объясняя, что ему не по пути с советской властью и её комиссарами, однако в конце того же года оказывается в занятом германскими войсками Киеве в составе советской дипломатической миссии. Много работал в жанре политического фельетона. Часто выступал с сатирическими материалами и был самым известным журналистом СССР. Инициатор возобновления издания и редактор журнала «Огонёк», редактор журнала «За рубежом», член редколлегии «Правды» и «За рулем», руководитель Журнально-газетного объединения. Сотрудник сатирического журнала «Бегемот». Создатель сатирического журнала «Крокодил». Создатель и бессменный главный редактор юмористического журнала «Чудак», в котором вёл постоянную рубрику «Календарь Чудака». В бытность редактором «Огонька» (1927) придумал и реализовал практически уникальный литературный проект — создание коллективного романа-буриме «Большие пожары». 25 писателей и журналистов (в том числе и сам Кольцов) последовательно пишут по одной главе, которые тут же печатаются в журнале. Кольцов написал около 2000 газетных статей на актуальные темы внутренней и внешней политики. С 1928 по 1936 трижды выходили многотомные собрания его сочинений. Михаил Кольцов — один из первых газетных писателей, создавший новое течение в журналистике, новый тип полноценного художественного произведения. И им стал фельетон. В это время фельетон входит в фазу своего сильнейшего развития». Для такого развития фельетона были серьезные предпосылки. В это время (20-30гг.) Кольцов прежде всего практик, но постепенно он формулирует свои теоретические принципы, определяет основные особенности фельетона. Кольцов говорил, что обрабатывает публицистическую тему художественными методами. Не отрицая значение факта для фельетона, он утверждал: сводить все к факту нельзя. Без этого неосуществим был бы основной в моих глазах прием фельетона-сопоставление». Действительно, главная черта кольцовского фельетона — ассоциативность. Факты или явления Кольцов иногда сопоставлял, а чаще сталкивал между собой. Когда основная ассоциация была найдена, Кольцов считал задачу решенной. Оставалось... написать фельетон, то есть проявить свою изобретательность, мастерство. В самом выборе факта, его оценке, характере сопоставлений видна читателю личность фельетониста. Гневные или иронические интонации авторского монолога воздействуют эмоционально. Кольцов был художником-публицистом широкого плана. Он обращался и к статье, и к очерку, и к фельетону, в рамках одного произведения он свободно переходил от одного жанра к другому. Кольцова привлекала публицистичность, строгая документальность. Для него подобного рода вымысел был неприемлем. В 20-е годы Кольцов в своих фельетонах почти одинаковое место уделял русской эмиграции и деятелям Запада. Но постепенно «бывшие русские» стали все меньше занимать Кольцова. В его очерках, фельетонах, памфлетах, как на экране современного телевизора, проходили «сильные мира сего» — президенты, премьеры, крупные магнаты.Одного меткого слова, одной характерной детали было достаточно Кольцову, чтобы дать политическую оценку явлению. В фельетоне «Листок календаря», пожалуй, впервые Кольцов воспроизводит вполне реальные черты одного из «героев». В фельетоне раскрыта суть политической игры на смене правительства. К концу 20-х годов Кольцовым была написана большая часть фельетонов. Пришла пора первых итогов и обобщений. В 1928 году Академия наук СССР выпустила сборник статей и материалов, посвященных творчеству тридцатилетнего Кольцова. В том же году вышел первый том собрания его сочинений. Том имел название «Крупная дичь». Читатель фельетона смеялся, он ощущал стихию фельетониста, а не отдельные образы. Кольцов написал около тысячи четырехсот фельетонов. Недовольными оказывались начальники, подписывавшие нелепые документы, не читая их («Жара в милиции»), люди, проматывающие в командировке казенные деньги («В большой московской гостинице») и тд. Герои кольцовских фельетонов получали по заслугам; Кольцов считал это важным, но не самым главным, Выбирай такой объект для фельетонного удара, который действительно заслуживает его, которым действительно ты попадешь в цель. А если уж выбрал, тогда бей наповал». Темы фельетонов были весьма разнообразными, как и их выразительные средства; энергия фельетониста, его огромная работоспособность поразительна. В 1925 году в «Правде» появилось свыше ста фельетонов писателя. Примерно столько же и в 1926-м, а из тысячи четырехсот фельетонов большая часть приходится на вторую половину 20-х и самое начало 30-х годов. Середина 30-х годов — особая страница деятельности Кольцова-фельетониста. Несмотря на то, что активность его выступлений в этом жанре значительно снизилась (в 1925 году напечатано в «Правде» сто десять фельетонов Кольцова, в 1935-м — шесть), однако именно в эту пору он создает ряд замечательных произведений, в которых достигает большой силы сатирического обобщения. Важных общественных вопросов коснулся Кольцов в своих фельетонах «Искусство зализывать», «Волос в супе», «Личный стол».Нужно ли говорить, сколь важным, своевременным было напоминание о ценности человека не в общем плане, а применительно к каждой отдельной судьбе. Именно об этом писал Кольцов в фельетонах середины 30-х годов. «Иван Вадимович — человек на уровне» — так назвал Кольцов свое новое произведение. Книга состояла из нескольких главок. Восемь глав — восемь фельетонов. Публицист не произносил обличительных слов, не сокрушал героя остроумными тирадами— все это он доверил самому Ивану Вадимовичу и ни разу не прервал его монологов. Это было произведение, каких прежде Кольцов не писал. Правда, уже среди передовиц журнала «Чудак» встречался фельетон обобщенный, близкий к сатирической новелле. В фельетоне «О ханжах» Кольцов высмеял современных фарисеев. В фельетонах «О пятилетке» и «О некоторых сподвижниках нашей обороны» Кольцов ближе всего подошел к обобщенному художественному образу. В «Иване Вадимовиче…» Авторская задача — разоблачение. С этих, и только с этих позиций для автора важны слова и поступки героя. В очерковом фельетоне могли быть элементы сатиры, в сатирическом -— прямые публицистические высказывания автора. Фельетон становился жанром емким, многогранным. Богаты оттенками названия фельетонов Кольцова. Здесь и столкновения далеких друг от друга понятий и смешные алогизмы и каламбуры. Иногда заголовок звучит как публицистический вывод («Конкурс дураков», «Как пускают хлеб на ветер»), но чаще в нем есть некая игра слов, смысл которой можно понять, лишь прочитав фельетон. Беспощадная ирония и насмешка, добродушная улыбка и пафос сменяли друг друга в фельетонах Кольцова. Он не боялся смешения стилей и смешения жанров. Он думал о своем читателе. На кольцовских произведениях выросли многие фельетонисты. Его по праву считают основоположником этого жанра, именуют классиком фельетона.
18. Журналистика в России периода «хождения в народ» (60-70 19 в.). Крестьянская реформа 1861 г способствовала распространению капиталистических отношений, росту городов и промышленности. Исчезал читатель-дилетант, интересующийся всем понемногу, но ничем в особенности, для дела. Периодическая печать из атрибута состоятельных слоев общества, превращается прессу грамотных слоев населения. Появлялся новый массовый читатель – ремесленники, чиновники, извозчики, прислуга. А вместе с ним и новый тип газеты – массовый. Это привело к расширению прав печати, росту числа и значения частных газет. Это было узаконено в 1865 г. во “Временных правилах о печати”. Согласно им от предварительной цензуры освобождались столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги объемом более 10 печатных листов. Под цензурой оставались иллюстрированные, сатирические издания и провинциальная печать. Но это не значило отмену цензуры для части изданий. Министр внутренних дел в случае нарушений мог посылать им предостережения и даже по решению суда закрывать издания. Мог преследовать издателей в судебном порядке. Издание массовых газет становится коммерческим предприятием, главной задачей которого не только информировать публику, но и извлекать прибыль из своего дела. Заметен рост интереса к газетам среди мещан, купечества и других слоях населения. Появились новые газеты “Народная летопись”, “Очерки”, “Неделя”. Последняя была демократической, выступала против пережитков крепостного права, писала о положении рабочих. В ней сотрудничали революционные демократы и народники, в частности П.Лавров и А.Герцен. Все три газеты были недолговечны. В трудных условиях издавались частные провинциальные газеты “Черниговский листок”, “Волга”, “Воронежский листок”, “Киевский курьер”, “Сибирский вестник”, “Амур”. В провинции было трудно получить право на издание частных газет, но гораздо легче – на издание .биржевых или коммерческих листков. Так, постепенно “Нижегородский биржевой листок” превратился в литературную и политическую газету “Нижегородский листок”. Создаются дешевые и непритязательные газеты для простонародья “Воскресный досуг”, “Народный листок”, “Рабочий”, “Друг народа”. “Воскресный досуг” – еженедельник из 16-ти страниц, в котором публикуются сведения о придворной жизни. Здесь проповедовались смирение, религиозность.Основными читателями были сельские учителя и низшее духовенство. “Народная газета” была одной из первых российских газет для народа. Она писала о крестьянской реформе. Эта газета одной из первых стала продаваться отдельными номерами. В это время можно выделить несколько направлений периодических изданий по отношению к крестьянской реформе и ее осуществлению:Славянофильское - “День” (1861), “Парус” (1859), “Москва”, “Москвич” (1867-1868) высказывались за необходимость освобождения крестьян с землей на основе общинного устройства и круговой поруки за выкуп, спросом не пользовались; «почвенническое» - отстаивали идею необходимость осознания себя народом, журнал “Время”; Монархическое - за сохранение прежних порядков при формальном освобождении крестьян. «Журнал землевладельцев”, “Земледельческая газета”, еженедельник “Домашняя беседа”, газеты “Весть” и “Гражданин, «Московские ведомости” М.Каткова, который встал во главе этой старейшей русской газеты в 1863 г; либерально-буржуазное - “Биржевые ведомости”, “Голос”, “Русские ведомости”, “Санкт-Петербургские ведомости” (до 1875 г.), “Новости; демократическое - журналы “Современник” и “Русское слово. “Русский вестник” (1856) – либерально-консервативное издание М.Н.Каткова. В канун реформ он выступал за отмену крепостного права, но при сохранении царской власти и господствующего положения дворян-помещиков. Журнал активно выступает против демократов, в частности, против Герцена и Чернышевского. С журналом сотрудничали многие крупные литераторы: Тургенев, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Л.Толстой, Достоевский, Крестовский ученые Вл.Соловьев, Н.Тихонравов, Ф.Буслаев. Это было авторитетное проправительственное издание, пользовавшееся вниманием читающей публики. Издавалось 50 лет и было закрыто после смерти М.Каткова. “Вестник Европы” (1866-1918) – один из авторитетных и долговечных журналов России второй половины XIX в. Редактор – М.Стасюлевич, бывший профессор истории Петербургского университета. Журнал был закрыт большевиками в 1918 г. “Современник” – после “мрачного семилетия” журнал, редактируемый Некрасовым, заметно оживился. Здесь стали печататься И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой. Появляется на его страницах юмористический раздел “Ералаш” – и в нем афоризмы и сентенции пародийного персонажа Козьмы Пруткова. В средине 50-х с журналом начинает сотрудничать как литературный критик и публицист Н.Г.Чернышевский. В 1858 приходит Н.А.Добролюбов. Главный жанр публицистики, в том числе и революционные, по-прежнему литературная критика. Популярность “Современника” в эти годы была огромна, тираж доходил до 6-7 тысяч экземпляров. “Русское слово” (1859-1866) – это было научно-популярное издание, отражавшее взгляды разночинной интеллигенции. В 1860 г. его редактором стал Г.Е.Благосветлов. В 1862 г. было разрешено печатать объявления всем газетам, это позволило многим из них существенно улучшить свое материальное положение. Кроме того, газеты стали распространять не только по подписке, но и продавать в розницу, прежде всего на железнодорожных вокзалах. А в 1865 г. “Временными правилами” была разрешена уличная продажа газет разносчиками. Такое право надо было купить. Русское телеграфное агентство (РТА) было создано в 1866 г. Извещение об этом было дано в газете “Биржевые ведомости”, при которой уже 4 года действовало свое телеграфное бюро,к первому телеграфному агентству в России прибавилось еще два – Международное телеграфное агентство (1871) и Северное телеграфное агентство (1882). “ Появился жанр передовой статьи. Появились постоянные рубрики. Общие для большинства газет: заграничные известия, телеграммы, фельетоны. Изменилось и внешнее оформление газет. Текст располагался в несколько колонок, особо стал оформляться “подвал” – нижняя часть полосы, куда обычно заверстывали фельетон или большую статью. Критика в газетах была академической, спокойной. Растет количество издаваемых ежедневных газет. Как и раньше, все периодические издания делятся на три направления: консервативно-монархическое (“Русский вестник”, “Московские ведомости”, “Гражданин”, “Новое время”); либерально-буржуазное (“Вестник Европы”, “Голос”, “Санкт-Петербургские ведомости”, “Русские ведомости”); демократическое (“Искра”, “Отечественные записки”, “Дело”). Первая была представлена изданиями Каткова, князя Мещерского, Суворина (“Новое время”). Третья группа изданий защищала интересы трудящейся части населения. Лучшим среди них был журнал “Отечественные записки”. Народники издавали и подпольные газеты в России. “Начало” - первая революционная газета, издававшаяся тайно на территории России. Другой стала “Земля и воля”. Вышло 12 номеров газеты. Член этой организации Желябов издал несколько номеров “Рабочей газеты”. Главное содержание всех этих изданий – обсуждение методов борьбы за справедливость и за народные интересы, прежде всего путем террора. Просуществовали эти издания недолго. После ужесточения контроля за печатью в начале 80-х были закрыты многие легальные демократические издания, в том числе и “Отечественные записки”.
19. Сатирические жанры. Памфлет и фельетон. Сатира - в переводе с греческого "смесь", это критика реальной действительности с целью ее улучшения, совершенствования. Сатира появилась в древности, с появлением социального строя в человеческом обществе, поэтому считается социальным явлением. Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания, адресностью фактов Исследователи теории журналистики различают следующие виды сатирических жанров: фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот. От других жанров журналистики сатирические жанры отличаются критикой, сатирой, юмором, использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола и других.. Фельетон - это объемный сатирический жанр, "синтез трех начал: публицистического ( факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного ( создание сатирического образа , что и отличает фельетон от сатирической заметки)" Слово фельетон - в переводе с французского означает "листок" - в 1800 году 27 января в журнале "Де Пари" был вложен листок с театральными афишками, с мелкими объявлениями. Жанр фельетона и получил свое название от этого листка, так как позднее на таких листках и печатались сатирические произведения, осмеивающие смешные и нелепые явления жизни, препятствующие нормальному развитию. Виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон - зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон - жалоба, фельетон - заявление ; драматические фельетоны: фельетон-пьеса, фельетон -скетч и т.д. Главная задача фельетона - осмеять. Но не обязательно вызвать смех. В оном случае сатирик стремится вызвать презрение к людям определенной нравственной категории, в других - возбудить гнев, ненависть, в-третьих - показать ничтожность носителей зла, обреченность и никчемность их методов действий. Одно из главных условий успеха фельетона - верное определение социальной сущности рассматриваемых фактов, правильная позиция автора. ). Формирование жанра в России связано с деятельностью писателей Сенковского, Бестужева, Белинского, Добролюбова и др. Политический фельетон стал одним из ведущих жанров 2-й половины 19 века (Искра, Гудок, Будильник). Фельетон являлся актуальным жанром советской печати. Среди его представителей – Горький, Маяковский, Бедныйи др. Предмет ф. - факт или ряд фактов, содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явления того класса, к которому он относится. Факты - опорные точки сатирической типизации. Ф. жанр оценочного характера. Главное в ф. не те факты или события, которые послужили толчком для его создания, а их оценка, интерпретация Памфлет - поисходит от греческого "ран" - все, "рфлего" - жгу, произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое - злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения ( крупное социальное явление, государственные или общественные деятели) Памфлет - редкое событие в литературе и журналистике. Он ведет родословную от Эразма Роттердамского ("Письма темных людей", 1515 г.) , Франсуа Рабле ( "Гаргантюа и Пантагрюэль", 1534 г) . Даниэль Дефо за памфлет "Кратчайший путь расправы с диссертерами" выстоял у позорного столба. В памфлете критика обычно носит черты разо-блачения, осмеяния, осуждения образа мыслей. Памфлет можно найтив творчестве древнегреческого баснописца Эзопа, а также философа, ученого Блеза Паскаля. Отцом русского памфлета является Д. И. Писарев. Его памфлет«Пчелы» является образцом политического памфлета. Произведения А. М. Горького «Русский царь», а также цикл «Город желтого дьявола» являются образцами памфлета. Методы применяемые в памфлете: сарказм, гротеск, гипербола,ирония. гневный смех – тяжелое и незаменимое оружие. Смех в памфлете сдуваетс политического врага напыщенность. Назначение памфлета высмеивать систему взглядов, вскрыть существенное в политике врага, в его идеологии, методах действия. В памфлетах на внутренние темы осуждение, осмеяние всего чуждого нормам, морали данного общества. Пародия - жанр- передразнивание. Цель пародии - гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, его содержания, формы. Пародии бывают на литературные произведения, театральные постановки, кинофильмы и даже на песни, музыку, и бытовые ситуации. Эпиграмма - в переводе с греческого "надпись на камне" - это сатирическая миниатюра, отличающаяся предельной сжатостью характеристики , объема критики, осмеяния. Она метит в определенный объект, в иных случаях бывает нацелена на отрицательное явление. Часто эпиграмма дается как текстовка к карикатуре. Басня - сатирическое произведение назидательного характера, героями которого являются животные. Басня, как литературное и публицистическое произведение состоит их трех частей, обладающих различным стилем и особенностями языка. Первая часть или зачин имеет средний стиль, вводящий читателя в действие. Вторая часть основная - в ней описываются основные действия героев, в третьей - назидание, написанное высоким стилем. Карикатура - это гротескное изображение критикуемого явления, события, человека. Карикатуры бывают словесными и изобразительными. В современной казахстанской прессе встречаются и те и другие. Например, на российском телевидении программу "Куклы" можно отнести к карикатуре. Шарж - от французского слова "тяжесть", критическое изображение человека, события, явления. От карикатуры шарж отличается гипертрофированным, гротескным изображением какой-либо части тела или части явления. Различают дружеские и сатирические шаржи. В казахстанской прессе встречаются и те и другие. Анекдот - небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. Текст анекдота строится по принципу "перевернутой пирамиды" - назидание в самом конце, на "вершине".
20. реклама в системе журналистики: сущность, функции, виды и средства. Реклама (от англ кричать)- оповещение разл способами инф-ии, для привлечения потребителей. Создание Р. требует совмещения 2 литературных стилей.секрет успешной рекламы – повторение. Все слова должны быть понятными. Композиция рекл состоит из слогана – краткий рекл-ый лозунг; завязка – основной текст, дополнит-ая инф-ия. в рекл использ-ся клише – набор протых слов, но очень эффективных в рекламе (новый, сейчас, здесь). Ср-ва Р. - Аллитеризация – образ-ся путем повторения одного и того же слова, звука. Моногозначность – использование тропов, оборотов речи. Сравнение, метафоры (бархатное море), метонимия – слово употребл-ся в переносном знач. Гипербола, олицетворение – перенесение св-в чел на неодуш-ый предмет, эпитеты, перефраз – оборот, в кот название предмета измен-ся описанием признаков. Фразообороты, пословицы, поговорки, слова из песен. Параллелизм – синтаксическое построение соседних отрезков речи (выигрываете вы – выигрывает спорт). Сущ-т 4 основных признака Р. – оплаченный спонор, продает идеи с помощью СМИ, не носит личного хар-ра, содержит точные сведения о спонсоре. Определения товаров и услуг должны вызывать конкретные ассоциации, представления. в рекламном тексте рекомендуется употреблять либо точные, нормативные определения, либо эпитеты, функция которых позволяет дать образное определение товару, услуге, понятию.Весьма плодотворно использование сравнений. Например, в объявлении объединения «Медэкспорт»: «Лазер, как скальпель». Иногда авторы рекламных объектов, стремясь подчеркнуть особые свойства объекта, его исключительность, прибегают к гиперболе. «Всемогущий сахар», «Маршрутам нет числа»... Ещё один, до сих пор не названный нами, приём – олицетворение, когда свойства человека переносят на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Из рекламы изделий Конаковского завода: «Но русский фаянс не подчинялся "аглицкой манере ", своим путём шёл, народные традиции в себя впитал...» И так же как в литературе и журналистике, наиболее действенным художественным тропом является метафора. Реклама консервов: «Кальмар – это энергия океана на вашем столе» Кроме того, в рекламных текстах нередко используются фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова, различные образы из художественной литературы, мифологии, фольклора. Существуют ограничения на рекламу в СМИ: 1) СМИ не несет ответственности за рекламу, 2) регламентированное количество и качество рекламы. РФ: 40% (газета), 25% (ТВ) - максимум, 3) качество: есть продукты, перед которыми разные социальные группы являются не защищенными (дети, пенсионеры, женщины): алкоголь, табак, аборт, яснови-дение. Реклама: целенаправленная коммуникация, распространяемая ясно названным источником в оплачиваемое время в оплачиваемом месте. Имеет неперсонализированный характер. Создается благоприятный образ товара, фирмы, личности или социального действия. Виды: 1) коммерческая, 2) социальная, 3) политическая. Социальная: планируется какое-либо социальное действие или не одобряется какое-либо действие (курение, СПИД, пожары и т.д.). В форме напоминания. Рекламоносители: 1)ТВ, 2)газеты, 3)журналы, 4) радио, 5) народная реклама, а также Интернет, прямое почтовое послание, другие рекламоносители - сувениры, и т.д. Виды рекламы: классификация по субъектному принципу (кто рекламодатель): 1. Реклама от частных лиц; 2. Реклама от производителей товаров и услуг; 3. Реклама от розничных и оптовых торговцев; 4. Реклама от правительства; 5. Корпоративная реклама (от какой-либо партии, фонда, объединения). Средства рекламы: 1. Реклама в СМИ(радиореклама, реклама в прессе, телереклама - классификация на основе носителя рекламной информации), 2. Печатная реклама; 3. Наружная реклама (на улицах, домах), 4. Реклама на мероприятиях по организации общественного мнения; 5. Реклама как средство стимулирования сбыта (выставки и ярмарки, компьютеризованная реклама, реклама на месте продажи). . Ф-ции: информир (формир осведомлен-ти о товаре), увещевание (постепенное формир-е предпочтений), напоминание (поддержание осведомлен), позиционир (представл тов на рынке), удержание покупателей, создание лица фирмы (отлич от конкурент). Все ф-ции свод к достиж 2 целей: формированию спроса, стимулир сбыта. (федеральный закон О рекламе» 22.02.2006) Закон о рекламе принят Государственной Думой 14 июня 1995 года.
21. Современные зарубежные СМИ и поиск модели развития: теория социальной ответственности. Американские исследователи, в частности, Т. Питерсон, выделяют 4 теории прессы, одна из которых - «теория социальной ответственности». Её сущность заключается в следующем: свобода прессы несёт с собой сопутствующие обязательства, поэтому СМИ, находясь в привилегированном положении, обязаны нести ответственность перед обществом, выполняя определённые важные функции массовой коммуникации в современном мире. Любопытно, как в теории социальной ответственности понимается свобода. Она «основывается на понятии позитивной свободы, «свободы для чего-то», что требует наличия каких-то инструментов для достижения желаемой цели. личность свободна определять свою судьбу, используя разум, чтобы понять неизменные законы природы, управляющие Вселенной. Следовательно, чтобы человек мог определять свою судьбу, достаточно освободить его от ограничений. И достаточно снять почти все, кроме самых минимальных, ограничения с прессы, она бы поставляла на рынок идеи и информацию. Теория социальной ответственности во взглядах на природу человека отличается от постсоветской и либертарианской теорий, где человек рассматривался как изначально нравственное и разумное существо, склонное искать истину и руководствоваться ею. Поэтому люди станут выражать свои мнения, если у них будет свобода слова и печати, и делать они это будут, соблюдая умеренность. Несколько идеалистичный взгляд на человека. Поскольку теория социальной ответственности появилась в 20 веке, «она отражает сомнения современной общественной науки и общественной мысли касательно разумности человека. Проблема ответственности печати перед обществом до сих пор не решена, она постоянно в динамике. И хотя книга "Четыре теории прессы" была выпущена (Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т.) почти полвека тому назад, она актуальна и по сей день. С тех пор как появилась первая коммуникация, существует только две или четыре основные теории прессы. Советская теория является продолжением старой авторитарной, теория социальной ответственности, есть просто модификация либертарианской теории. Авторитарная теория оформилась в 16-17 веках, но сегодня практикуется в отдельных странах. Главная цель - поддерживать и проводить политику действующего государства и обслуживать его. В рамках этой теории запрещена критика политической машины. Вид собственности- частная или общественная. СМИ контролируются патентами. СМИ при теории социальной ответственности контролируются общественным мнением, действиями потребителей, профессиональной этикой. Новая идея, заложенная в Канонах журналистики -самый ранний кодекс норм поведения. Этот кодекс был принят американским обществом редакторов газет в 1923 году, призывал газеты работать с чувством ответственности по отношению к общественному благу, соблюдая искренность и правдивость, порядочность. В кодексе отражена вера в то, что человек, прежде всего разумное существо, который сможет отличить добро и зло. Модель "социальной ответственности" - заключает в себе определенные обязательства СМИ перед обществом: соответствовать высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности. Их деятельность регулируется правовыми нормами. Издания должны отражать различные точки зрения на общественные проблемы, иметь возможность ответа на критику. Общество следит за тем, чтобы их деятельность прямо или косвенно не могла способствовать проявлению насилия, общественного беспорядка, нанесению оскорбления различным меньшинствам. В 1940-х годах в ходе дебатов между сторонниками либертарианства в разных его проявлениях, с одной стороны, и регулирования медиа — с другой, постепенно сформировалась теория социальной ответственности. Она представляет собой компромисс между мнением о необходимости правительственного контроля и поддержкой полной свободы прессы. Теория социальной ответственности обязана своим рождением инициативе американцев — Комиссии по свободе прессы. Главным толчком явилось растущее осознание того, что свободному рынку не удалось полностью выполнить обещание свободы прессы и обеспечить общество ожидаемыми благами. Фактически теория социальной ответственности вводит прежние принципы и повторяет идеи, выраженные в кодексах профессиональной этики различных медиа. К примеру, в ней подчеркивается необходимость независимой прессы, которая контролировала бы деятельность других общественных институтов и освещала бы события точно и объективно. Самой новаторской чертой теории социальной ответственности стал содержащийся в ней призыв к медиа взять на себя ответственность за формирование продуктивных и творческих «великих сообществ». Маккуйэл так описывает основные принципы теории социальной ответственности: 1. Медиа должны взять на себя и выполнять определенные обязательства перед обществом. 2. Эти обязательства должны выполняться за счет установления высоких или профессиональных стандартов информативности, правдивости, точности, объективности и баланса. 3. Возлагая на себя и применяя эти обязательства, медиа должны саморегулироваться в рамках закона и существующих институтов. 4. Медиа должны избегать всего, что может привести к преступлению, насилию или гражданским волнениям либо оскорбить группы меньшинств. 5. Медиа в целом должны быть плюралистскими и отражать разнообразие общества, предоставляя доступ к различным точкам зрения и праву на ответ. 6. Общество и публика, в соответствии с первым названным принципом, имеют право ожидать высокие стандарты работы, и вмешательство можно оправдать только заботой о благе народа. 7. Журналисты и медиауправленцы должны быть подотчетны перед обществом, так же как перед работодателями и рынком1.
. Исследователи массовой коммуникации, опираясь на вышеперечисленные теории, выделяют шесть моделей развития СМИ: модель независимой прессы или свободного рынка идей; советская или социалистическая модель; модель социальной ответственности, авторитарная модель, модель "развития", модель демократического представительства. В рамках модели независимой прессы распространение информации должно быть открыто для всех без предварительного разрешения или лицензии. Критика правительства, официальных лиц не должна быть наказуемой. Не должно быть цензурных ограничений и препятствий при сборе материала для опубликования законными средствами. Не должно существовать ограничений на распространение массовой информации через национально- государственные границы. Модель "социальной ответственности" - заключает в себе определенные обязательства СМИ перед обществом: соответствовать высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности. Их деятельность регулируется правовыми нормами. Издания должны отражать различные точки зрения на общественные проблемы, иметь возможность ответа на критику. Общество следит за тем, чтобы их деятельность прямо или косвенно не могла способствовать проявлению насилия, общественного беспорядка, нанесению оскорбления различным меньшинствам. Модель "развития", применяемая в развивающихся странах, направлена на то, чтобы СМИ способствовали целям осуществляемой национальной политики. Их свобода может быть ограничена в связи с приоритетами в экономике и потребностями развития общества. Государство может обосновать интересами национального развития право на введение ограничений и цензуры в деятельности СМИ. В материалах газет и журналов приоритет отдается национальной культуре и языку. Акценты делаются на развивающиеся страны, которые близки географически, политически, по уровню культуры. Модель демократического представительства предполагает, что отдельные граждане и меньшинства должны иметь право на использование прессы в собственных интересах.
22. Н.М. Карамзин. Никола́й Миха́йлович Карамзи́н (1 [12] декабря 1766, родовое поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии (по другим данным — село Михайловка (Преображенское), Бузулукский уезд, Казанская губерния) — 22 мая [3 июня] 1826 спб) Деятельность Карамзина-писателя началась в середине 80х годов XVIII в. и завершилась в 1826 г., т. е. в общей сложности продолжалась свыше сорока лет и претерпела ряд существенных изменений. Вместе со своим другом, также масоном, А. А. Петровым он редактирует первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789), где была помещена его повесть «Евгений и Юлия». Еще до поездки за границу Карамзин твердо решил начать издание собственного журнала, который бы полностью соответствовал его новым литературным вкусам. В 1789-1790 годах писатель совершает путешествие по Западной Европе. Вернувшись в Россию В 1791-1792 гг. он издавал ежемесячный «Московский журнал» с постоянным отделом критики и библиографии. Хороший подбор произведений, изящный язык, высокий эстетический вкус – вот что делало это изданием журналом нового для России типа. По мнению Березиной, ряд черт позволяет говорить о Карамзине как о родоначальнике “настоящего журнала: 1) определенное четкое направление; 2) жесткий отбор произведений в соответствии с этим направлением; 3) разнообразие материалов и их познавательный характер; 4) современность; 5) наличие отделов и рубрик; 6) хороший отдел критики; 7) хороший литературный язык; 8) живая, занимательная, увлекательная манера общения с читателем. Вокруг журнала объединились лучшие литературные силы: Херасков, Державин, Дмитриев, Нелединский-Мелецкий и др. Карамзин напечатал здесь свои маленькие, удивительно содержательные рецензии на романы Стерна, Ричардсона. Руссо, перевел отрывки «Тристрама Шенди» Стерна. В 1802 г. московский книгопродавец И. В. Попов задумал выпускать журнал «Вестник Европы» и пригласил на пост редактора H. М. Карамзина. В течение двух лет Карамзин руководил изданием журнала. При Карамзине «Вестник Европы» состоял из отделов: «Литература и смесь» и «Политика». Большой заслугой редактора было выделение «Политики» в самостоятельный отдел: Карамзин угадывал запросы читателя, желавшего видеть в журнале не только литературное периодическое издание, но и общественно-политический орган, способный объяснить факты и явления современности. В отделе помещались статьи и заметки политического характера, касавшиеся не только Европы, но и России, политические обозрения, переведенные Карамзиным или им самим написанные, речи государственных деятелей, манифесты, отчеты, указы, письма и т. д. Благодаря его стараниям статьи и сообщения отличались как свежестью и полнотой материала, так и живостью изложения. И это сразу же оценили современники. Намеченный первоначально тираж в 600 экземпляров был увеличен вдвое – и то едва удовлетворил желавших подписаться. Наряду с переводами из иностранных авторов и периодических изданий в отделе «Литература и смесь» помешались художественные произведения в стихах и прозе русских писателей. Карамзин привлек к сотрудничеству Г. Р. Державина, M. M. Хераскова, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, И. И. Дмитриева, В. Л. Пушкина, В. А. Жуковского и часто сам выступал на страницах журнала (повести «Моя исповедь», «Рыцарь нашего времени», «Марфа-посадница» и другие, а также публицистические статьи). Материалами этого отдела определялась литературная позиция «Вестника Европы» – защита сентиментализм. В отличие от «Московского журнала» Карамзина, в «Вестнике Европы» не было отдела критики. Редактор мотивировал его отсутствие, во-первых, нежеланием наживать врагов среди писателей, а во-вторых, тем, что серьезная, строгая критика возможна только при богатстве литературы, в России еще не достигнутом. Он начал издавать «Вестник Европы» в духе либеральных веяний своего времени, восхваляя в деятельности правительства все то, что способствует превращению России из деспотии в просвещенную монархию. Защищая незыблемость крепостного душевладения, Карамзин в то же время призывал помещиков быть гуманными и великодушными в обращении со своими крестьянами; он наивно верил в возможность подобного рода отношений в условиях крепостной России. После Карамзина «Вестник Европы» утрачивает свои положительные журнальные качества – современность и злободневность. “Детское чтение для сердца и разума” (1785-1789) –был первым детским журналом и издавался еженедельно. Выходил в течение 5 лет. Это было просветительское издание. Содержание было связано с общественно-педагогической и литературной деятельностью Новикова. В нем он старался восполнить пробел в детской литературе, сделать так, чтобы детям было, что читать. Исторические, естественнонаучные статьи, нравоучительные письма, религиозные материалы, короткие повести, моральные и другие пьесы – вот круг произведений, публикуемых в журнале. Последние три года выходил без участия Новикова. В 1787 г. основными сотрудниками журнала были Н.М. Карамзин и А.А.Петров. Главную задачу журнала Новиков видел в том, чтобы воспитать, сформировать взгляды молодого культурного дворянина, горячо любящего Отечество. Крестьянский вопрос тоже находит место в журнале. Обсуждается проблема отношения к государю. Примечателен язык журнала. Он соответствует возрасту читателей-детей. Здесь нет ни славянизмов, ни запутанных грамматических конструкций. Пользовался популярностью. Журнал под редакцией Н.М.Карамзина сильно отличается от новиковского. Здесь исчезают исторические и естественнонаучные статьи, маленькие пьески, библейские тексты. Остаются большие переводные повести Н.М.Карамзина и нравоучительные сказки. Журнал отходит от решения педагогических задач, а подчиняется литературным интересам Н.М.Карамзина и А.А. Петрова. Хотя продолжает играть важную роль. К работе в журнале Н.М.Карамзин подходил серьезно и опубликовал в нем немало значительных своих поэтических произведений. Тираж издания не известен.
23. Газета как тип издания. Принципы дифференциации газет. Египетские фараоны и жрецы направляли свои написанные иероглифами послания на папирусе, но размножать их было невозможно. В Древнем Риме с I в. до н.э. для всеобщего прочтения выставляли Akta Senatus и Akta diurna populi – сводки новостей на досках, покрытых гипсом. 1448 Печстанок. До сих пор в разных странах спорят, где появилась первая печатная газета. Но известно, что в 1609 г. в Германии стали издавать «Avisso Relation, oder Zeitung», в 1622 г. в Англии появилась еженедельная газета «Weekly News», а еще через десяток лет – в 1631 г. во Франции – «La Gasette». В России уже в XVII в. при царском дворе регулярно выпускали бумажные рукописные «Куранты», иногда носившие другие названия – «Вестовые письма», «Столбцы» – своеобразная прагазета, с которой знакомились царь и его придворные. В декабре 1702 г. Петр I подписал указ об издании в России типографским способом первой настоящей печатной газеты. В конце 1702 г. – начале 1703 г. вышли в свет ее первые номера под названием «Ведомости». Четыре этапа:1 пражурналитика с 1 в до н.э.2)с нач. Возр. – предпосылки появл первых газет3)появл первой газеты.4) 19-20 в, дифференциация газет.5) новые технологии вт.пол.20в. В конце 19в. дифференциация на все более и более различные типы – по идеологическому, политическому, социальному, национальному, профессиональному и другим основаниям, все более высокий уровень профессионализации работы редакции, подготовки и выпуска издания. И коммерциализация газеты, ее нацеленность на получение доходов и прибыли. В течение всего XVIII в. газеты были еще не ежедневными и “газетами” еще не назывались. Еще не оформилось четкое разделение терминов “газета” и “журнал”. Это произошло лишь в 1840 г., когда В.Г.Белинский обратил на это свое внимание и дал определение каждому из этих типов периодических изданий. Периодические издания 1800-1825 гг. Особенностью издания газет этого времени является наличие государственных, арендных и частных изданий. Нередко из-за финансовых и профессиональных трудностей газеты сдавались в аренду частным лицам. Например, в разные периоды в аренду отдавали “Санкт-Петербургские ведомости” и “Московские ведомости”. Так же поступали с журналами. Поэтому мы встречаем разные по содержанию издания с одними и теми же названиями, например, “Современник” или “Отечественные записки”. В этом веке стали четко дифференцировать понятия “газета” и “журнал”, причем термин “газета” впервые используется в заглавии газеты в начале второй декады века. К основным типологическим характеристикам относятся: - во-первых, периодичность выхода газеты. во-вторых, область распространения. Отсюда их деление на надрегиональные и региональные (или местные). Региональные газеты выполняют функцию местных, так как выходят под одной "шапкой" и имеют внутренне другую наполненность номера - так называемые местные части; - в-третьих, адресат или аудитория, на которую рассчитано издание. В этом случае пресса подразделяется на качественную, качественно-массовую (смешанную) и бульварную. ; - в-четвертых, принадлежность печатного издания к той или иной информационной группе или издательскому концерну. по принципу территориального распространения и охвату аудитории — общенациональные, региональные (республиканские, областные, краевые), местные (городские, районные), внутрикорпоративные (обращённые к сотрудникам определённой организации), многотиражные, профессиональные; по тематике — деловые, общеполитические, отраслевые, рекламно-информационные, развлекательные, смешанные; по возрастному принципу — детские, молодёжные газеты, газеты для пенсионеров и тд.; по периодичности — ежедневные (утренние или вечерние), еженедельные, ежемесячные; по формату — A4, Берлинер, A3, A2; по стилю оформления — цветные, чёрно-белые и чёрно-белые с цветными вставками; по качеству: солидные, популярные, «желтые»; по стоимости — платные и бесплатные; Особенности: Мобильность — газету можно читать как дома, так и в любом другом месте; Общедоступность — газета предназначена для неопределённого круга лиц, читателем её может стать любой человек; Периодичность — газета относится к периодическим изданиям, выходящим в свет по установленному издателем графику. По этому признаку газеты делятся на ежедневные, еженедельные, ежемесячные (редко). Существуют газеты выходящие два или три раза в неделю, два раза в месяц и т. п. Существуют также утренние и вечерние газеты; Официальность — многие решения (распоряжения, законы и т. п.) властных органов всех уровней вступают в силу только после их официального опубликования в газете или другом печатном орган
|