Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Метод и жанр в публицистике, их соотношение в журналистском творчестве. 5 страница




• Право авторства, т.е. возможность считаться автором произведения. Действует презумпция авторства, т.е. автором считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения.

• Право на имя, т.е. возможность указывать собственное имя, псевдоним или использовать результат творчества анонимно.

• Право на обнародование, т.е. возможность представить произведение неопределенному кругу лиц, путем публикации, публичного представления, исполнения, показа.

(Показ в домашнем, семейном, дружеском кругу не считается обнародованием)

• Право на отзыв произведения, т.е. возможность запретить его дальнейшее использование.

• Право на защиту произведения, в т.ч. от изменений, искажений, сокращений.

НО, не считается нарушением права создание музыкальной и литературной пародии, написание шаржа.

2. Автору принадлежит исключительное право на использование произвед-я. Хотя права могут предоставляться др. лицам по лицензионному договору.

К исключительному праву относятся:

• Воспроизведение, т.е. создание экземпляров произведения

• Возможность распространения, т.е. введение созданных экземпляров в оборот.

• Возможность использовать произведение путем распространения, показа и т.п.

• Возможность переработки, т.е. создания перевода или иного производного произведения на основе оригинала.

• Возможность размещения произведения в интернете (*в постоянном общем доступе)

Использование произвед др. лицами возможно только с согласия автора или иного правообладателя, однако не считается нарушением:

1. Использование произведения в личных целях без извлечения прибыли.

2. Воспроизведение опубликованных статей по текущим политическим, экономич, социальн. проблемам в др. СМИ, если это не запрещено редакцией (М.б. указано: необходима ссылка на источник или необходимо согласие редакции).

3. Цитирование опубликованных произведений в научных, критических и иных целях в объеме, оправданном целью цитирования.

4. Использование произвед в кач-ве иллюстрации в целях образования, в оправданных объемах.

5. Воспроизведение публичного выступления в СМИ

6. Воспроизведение произвед, находящегося в местах общего доступа, если освещается публичное мероприятие.

7. Воспроизвед-е произвед или их частей в процессе распр-я инф ч/з СМИ.

В случае нарушения прав автора и правообладателя возможна защита этих прав путем:

1. Требование о признании права

2. Требование о прекращении действий, нарушающих право

3. Требование о публикации судебного решения, устанавливающего факт нарушения, за счет нарушителя

4. Требование о компенсации морального вреда

5. Требование о возмещении убытков, включая реальный ущерб и упущенную выгоду.

• Либо, вместо этого, возможно требование о компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей

• Либо в размере двукратной стоимости легального экземпляра за каждый распространенный контрафактный экземпляр.

6. Требование о изъятии контрафактных экземпляров с последующим их уничтожением или передачей правообладателю.

 

 

50. Отечественная пресса периода перестройки(1985-1991). Социально – политический вектор и проблемно-тематический вектор.

Разрушение существ. ранее системы СМИ, создание нов.системы. Появл.нов.изд.различной тематики, рыночные отношения в газетном мире, учредителями выступают органы власти, редакционные коллективы, бизнес-структуры и т.д. Падение тиражей, но увелич.кол-ва изд, сохранение нац-го хар-ра прессы. Наибольшие потери понесли издания КПСС, увелич. тиражей «Рос.газета», «Сельская жизнь», «Коммерсант». В 1985 г. – начала вых.газ.«Гласность»

Неформ.печать критикует власть, раскрывает пагубные последствия большевизма и диктатуры Ленина.

К авг1988 г. в стране выходит 64 самиздат.журнала: «Экспресс-хроника», «Меркурий», «Община», «День за днем», «Благовест» и др. Самые различ.напр-ия: демокр, христ, маркс, худ-фил. Рост тиражей альтернативной прессы, несмотря на то, что до к 80-х г.г. подготовка и распр. подобных изданий было уголовно наказуемо. Пик активности неформальной прессы приходится на 1989 г. Тиражи «Свободного слова», «Экспресс-хроники» достигают 40-50 тыс. экз.После принятия «Закона о печати других СМИ» и «Закона об общественных организациях» институт альтер.прессы практически прекращает свое сущ-ие, т. к. все издания могут выходить свободно, если не пропагандируют то, что запрещено законом

Рост цен на бумагу, доставку и др. – зависимость прессы от прав-ва и финансовых групп. К сер.90-х г.г. ситуация несколько стаб-сь.Формир-ие многопар.печати в нач.90-х г.г.Демократизация об-ва вызвала появл. нов.полит.образований, многие из к-рых создают свои печ. органы.Социал-демократы – «Меньшевик»,кадеты – «Констит демократ» ,республ.партия РФ – «Социал-демократ» и «Новая жизнь»,«Демокр.Россия» - одноименное изд,«Демокр.союз» - «Свободное слово»,«Национал-патриотич.движение» - «Рус.вестник»,Монархисты – «Монархист», «Гражданин Империи» Реклама, занявшая доминир.положение в рын.взаимоотношениях между прессой и деловым миров, - гл.источник дохода. Появление рекл.изд.

КПСС во главе с Михаилом Горбачевым использовала СМИ для того, чтобы изменить существующий порядок и внедрить новые, демократические идеи. Пресса была инструментом перемен, и модель прессы как инструмента действовала во благо переменам. Важнейшие завоевания перестройки – гласность, принятые законы о правах человека, о политических партиях, о печати, которая в условиях монопольного господства КПСС, хоть и рассматривалась по-прежнему как оружие в руках партии, благодаря завоеванной гласности наносила удар за ударом по устоям тоталитаризма, подталкивая его к неизбежному распаду. Вся система средств массовой информации периода 1985–1991 гг. значительно видоизменилась, хотя по-прежнему подавляющее количество полиграфических мощностей принадлежали КПСС. По-прежнему СМИ продолжают развиваться как единый пропагандистский комплекс, растет количество партийных изданий, увеличивается их тираж. Произошло резкое увеличение выпуска центральных газет: тираж «Правды», которая стала издаваться еще на французском, испанском и других языках, «Комсомольской правды», «Труда». Рекордной отметки достиг тираж «АиФ». В августе 1989 г. ЦК КПСС принял постановление «О некоторых вопросах перестройки центральной партийной печати». в 1990 г. была создана ежедневная газета «Рабочая трибуна». Возникает немало новых газет и журналов. В числе первых начал издаваться бюллетень «НТР: проблемы и решения». Из новых изданий следует выделить журналы «Трезвость и культура», «Родина» (ежемесячное приложение к газете «Правда»), еженедельник «Семья» – издание Советского детского фонда им. В.И. Ленина. Наибольшее внимание в еженедельнике уделялось проблемам укрепления семьи, о чем свидетельствовали основные рубрики издания: «Семейный детский дом», «Мамина страница», «Папина страница», «Бабушкина страница» и «Дедушкина страница». Заметным явлением в отечественной журналистике конца 90-х стало издание журнала «Наше наследие». Уже в первом номере читатели познакомились с «Африканским дневником» Н. Гумилева, стихотворными произведениями М. Цветаевой, с захватывающими публикациями под рубрикой «По страницам старых журналов». В последующих номерах внимание подписчиков неизменно привлекали не публиковавшиеся ранее, малоизвестные произведения А. Ахматовой, Е. Замятина, Вл. Ходасевича, Вяч. Иванова, М. Осоргина, мемуары И. Бунина, М. Пришвина и многих других. возобновление в январе 1989 г. журнала «Известия ЦК КПСС» и газеты «Правительственный вестник». В условиях демократизации общества появляются и качественно новые издания: «Независимая газета», «Куранты», «Совершенно секретно». Еженедельник «Куранты» – первая попытка создать независимое от политических партий издание. Учредителем газеты выступил Моссовет. Он же стал учредителем и «Независимой газеты», появившейся в декабре 1990 г. В первые месяцы весь 150-тысячный тираж газеты распространялся исключительно в столице.

 

51. Теоритические основания функционирования современных зарубежных СМИ: либертарианская теория.

Проблема ответственности печати перед обществом до сих пор не решена, она постоянно в динамике. Проблемы социальной ответственности СМИ были и будут в центре внимания общества всегда. И хотя книга "Четыре теории прессы" была выпущена (Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т.) почти полвека тому назад, она актуальна и по сей день. Пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических структур, в рамках которых она функционирует. Пресса отражает систему социального контроля, посредством которой, регулируются отношения между отдельными людьми и общественными установлениями.С тех пор как появилась первая коммуникация, существует только две или четыре основные теории прессы. Авторитарная теория оформилась в 16-17 веках, но сегодня практикуется в отдельных странах. Главная цель - поддерживать и проводить политику действующего государства и обслуживать его. В рамках этой теории запрещена критика политической машины. Вид собственности- частная или общественная. СМИ контролируются патентами.

Благодаря патентам, которая процветала в Англии, она оказалась самой удачной из методов контроля. Другим методом, была система лицензирования, она применялась наряду с термином цензура. Государство требовало, чтобы материалы по религии и политики проверялись, Цензура означала, что все материалы, подлежащие печатанию, должны получить разрешение, санкции. Третий метод

судебное преследование за нарушение установленных правовых норм.

Платон (об авторитарной теории государства) считал, что общество может благополучно существовать только под управлением мудрецов

Теория социальной ответственности возникла в 20 веке в США, ее цель- информировать, развлекать, но в основном переводить конфликт на уровень обсуждения; СМИ имеет право использовать всякий, у кого есть что сказать. Запрещено серьезное вмешательство в сферу прав личности. Основу этой теории составляют этические кодексы.

Либертарианская теория прессы была принята в Англии, потом в США. Вид собственности - в основном частная. Запрещена - клевета, непристойность, антиправительственная пропаганда в военное время.

Главная цель либертарианской теории прессы - информировать, развлекать, продавать, помогать находить истину и контролировать правительство, прессу имеет право использовать всякий, кто имеет на это средства. Отличие от других теорий, что пресса является инструментом контроля над правительством. СМИ контролируется посредством возвращения к истине на свободном рынке идей и в судах. СМИ при теории социальной ответственности контролируются общественным мнением, действиями потребителей, профессиональной этикой. Новая идея, заложенная в Канонах журналистики -самый ранний кодекс норм поведения. Этот кодекс был принят американским обществом редакторов газет в 1923 году, призывал газеты работать с чувством ответственности по отношению к общественному благу, соблюдая искренность и правдивость, порядочность. В кодексе отражена вера в то, что человек, прежде всего разумное существо, который сможет отличить добро и зло.

При теории социальной ответственности правительство не только просто должно разрешить свободу, но обязано активно ее развивать. В либертарианской теории нигде не упоминается о праве общественности на информацию или требование к издателям принимать на себя моральные обязательства. Эти требования вывела теория социальной ответственности. В соответствии с либертарианской теорией, пресса является средством предоставления фактов и аргументов, на основании которых люди могут следить за тем, что происходит, и определять собственное мнение по поводу политики. Как отмечает один из авторов работы «Четыре теории прессы» Ф. Сиберт, «должны быть равно услышаны все идеи, должен существовать «свободный рынок» идей и информации. Любое меньшинство и любое большинство, и слабые и сильные должны иметь доступ к прессе».

Здесь кажется уместным разделение газет на «качественные» и «жёлтые». Первые, как известно, дают читателям «пищу для размышлений», вторые - в погоне за сенсацией игнорируют это правило. Своими корнями либертарианская теория (или теория свобод­ной прессы) уходит в европейское Средневековье. Она возникла в XVI в. как противовес авторитарной теории, оправдывающей контроль правящей элиты или властей над всеми формами коммуникации.Но несмотря на это у свободы коммуникации, суще­ствует немало ограничений: например, законы о клевете, ложной рекламе, порнографии и ненормативной лексике. В самом общем виде она полагает, что индивид должен быть свободен публиковать все, что ему нравится, и, следовательно, является продолжением других прав — права на собственное мнение, свободу выражать его, объединятьсяс другими людьми и вступать в организации. Таким образом, главные принципы и ценности, на которых она базируется, идентичны принципам и ценностям либерально-демократического государства — вера в верховенство индивида, в разум, правду и прогресс и, в конечном итоге, в суверенитет воли народа. Пресса служила различным целям: являлась средством противодействия колониализму (сначала в американских колониях), выпускным клапаном для выражения недовольства, ар­гументом за свободу религии, защищала от злоупотреблений влас­ти, выступала то, как самоцель, средство достижения истины, со­ставной компонент коммерческой свободы, а порой принималась как неизбежность. Либертарианская теория прессы часто ассоциируется с доктри­ной «свободного потока информации», которая в советское время подвергалась острой критике за то, что предполагала организацию международного теле- и радиовещания, распространение периоди­ческих изданий, книг, кинофильмов, видеозаписей, компакт-дис­ков, кассет и т.п. по всему миру. Фактически все то, что сейчас бла­годаря новым коммуникационным технологиям происходит повсе­местно и воспринимается как нечто само собой. Пресса служила различным целям: являлась средством противодействия колониализму (сначала в американских колониях), выпускным клапаном для выражения недовольства, аргументом за свободу религии, защищала от злоупотреблений власти, выступала то, как самоцель, средство достижения истины, составной компонент коммерческой свободы, а порой принималась как неизбежность.

 

52. Журналистика и проблемы формирования экологического мышления. Учение Вернадского о ноосфере.Понятие информационного пространства весьма неоднозначно. Впервые о влиянии информации на биосферу заговорил в начале XX века великий русский ученый В.И.Вернадский («Научная мысль как планетное явление», «Несколько слов о ноосфере»). Он считал, что в связи с развитием научной и технической мысли человека в биосфере создается новая сила, базирующаяся на информационном объединении всего человечества в ноосферу. «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения на планете».До недавнего времени средства телекоммуникации ограничивались телеграфом, телефоном, радио и телевидением, о которых писал ещё Вернадский. Имелась возможность передавать данные от одного компьютера к другому при помощи модема, подключенного к телефонной линии, документы на бумаге передавались с помощью факсимильных аппаратов. Только в последние годы развитие глобальной телекоммуникационной компьютерной сети Internet дало начало настоящей революции в человеческой цивилизации, которая входит сейчас в эру информации.Сейчас сеть Internet - это мировое сообщество около 30 тысяч компьютерных сетей, взаимодействующих между собой.

Влади́мир Ива́нович Верна́дский (28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург — 6 января 1945, Москва) До революции был членом ЦК Конституционно-демократической партии (кадетов). В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Лауреат Сталинской премии I степени. По мнению Вернадского, основными предпосылками создания ноосферы являются:

- расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, «конкурирующих с человеком»,

- радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми,

- создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной», «ганглиевой»),

- «подъём благосостояния трудящихся» и «победа демократии»,

установление «равенства всех людей», причём не только равенства перед законом, но и других его форм,

- учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства,

- вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой,

- превращение человечества в «геологическую силу».

В.И.Вернадский писал: "Скоро можно будет сделать видными для всех события, происходящие за тысячи километров". Предпосылки формирования ноосферы, сформулированные Вернадским, оказываются удивительно схожи с принципами информационного общества: «единство и равенство по существу, в принципе всех людей, всех рас». По мнению академика В.И.Вернадского, «биосфера ХХ столетия превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего, ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества» (Вернадский, 1993: с. 496). Новые информационные технологии, то есть Интернет, становятся единым, глобальным преобразователем всех человеческих мыслей в информацию и тем самым формируют новую земную оболочку – ноосферу, а сам Интернет становится действительно концентратом мировой мысли, всемирным разумом. «Впервые в истории Земли, пишет В.И.Вернадский, - человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым». Вхождение СМИ в Интернет и завоевание в интернет-пространстве весомых стратегических позиций ознаменовало новую фазу развития СМИ как части глобального информационного производства. Все средства массовой информации, заявившие о себе в Интернете, можно условно разделить на четыре основные категории и одну дополнительную. К основным категориям относятся электронные информационные агентства, сетевые копии и сетевые версии бумажной периодической печати, сайты радиовещательных и телевизионных программ и собственно сетевые СМИ. Дополнительным средством массовой информации можно назвать индивидуальные веб-страницы профессиональных журналистов. Основные ошибки и неточности в материалах об экологии.Стилистические ошибки. «Мы дышим всякой выхлопной гадостью» – не понятно о какой проблеме, не четко используется терминология.Мифологизация (кактусы устраняют радиацию). Мифы касаются либо бытовых проблем, либо глобальных. Неверная оценка. Встречается приувеличение, приуменьшение серьезных проблем. Часто это бывает при оценке последствий экологической катастрофы.недостаточная информированность. Когда проблема мало изучена.обилие цифр и специальной терминологии. Излишняя эмоциональность

 

 

.53. Жанровая структура теле- и радиовещания.

Телевизионная и радиожурналистика условно разделяется на информационную и публицистическую. На выбор жанра влияет не только характер изображаемого объекта, но и место будущего материала в эфире, рамки определенной рубрики. Два журналиста могут быть направлены на один и тот же объект. К информационным жанрам телевидения относятся: заметка (или видеосюжет), отчет, выступление, интервью и репортаж. На телевидении в жанре ЗАМЕТКИ выступают устное сообщение и видеозаметка. Иногда видеозаметку называют хроникальным репортажем. Заметка на телевидении — короткий материал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности. Устное сообщение является основным элементом выпусков новостей. Основное преимущество — особая оперативность. Устные заметки подаются короткими блоками, объединенными по тематическому признаку.

Видеозаметки условно делятся на две разновидности. Первая — сообщение об официальном или просто конкретном событии. Вторая — авторская видеозаметка, с планированием сценария (сценарная заметка).

ВЫСТУПЛЕНИЕ — любое обращение человека к массовой аудитории, когда сам человек является основным (и часто единственным) объектом показа. Выступление является скорее не жанром, а методом, при помощи которого автор может донести до зрителя любую информацию. Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, документов. Успех выступления в кадре зависит от техники и приемов, используемых в авторской речи. Тележурналисту, которому предстоит выступать в кадре, следует ознакомиться с основными риторическими операциями. С точки зрения техники показа выступление в кадре — самая простая форма передачи.

На телевидении выделяют три основные формы выступлений в кадре:

— текстовое, написанное самим выступающим и отредактированное телевизионным редактором;

— тезисное, где заранее обозначена тема, основной ход мысли, кратко прокомментированы центральные вопросы, которые намеревается затронуть выступающий.

— импровизированное выступление, где предварительно обозначены тема и хронометраж.

Существенное качество телевизионного ИНТЕРВЬЮ — эрелищность. Источником информации при использовании телеинтервью становится уже не только звучащая речь, но и мимика, жест поведение собеседников и окружающая их среда. Эрелищностью объясняется достоверность и широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.

Интервью для тележурналиста — это способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией. Интервью занимает особое место на телеэкране. В зависимости от задачи, поставленной журналистом, различают интервью-мнение (высказывание по какому-либо поводу) и интервью-факт (сообщение о чем-либо известном данному лицу).

Интервьюируемые традиционно делятся на три категории:

1) политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области;

2) знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики.

З) обыкновенные люди; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии.

Примерная типология интервью:

Протокольное интервью (получения официальных разъяснений по различным вопросам), информационное интервью (получение определенных сведений - ответы не являются официальным заявлением), интервью-портрет (его цель - всестороннее раскрытие собеседника), гiроблемное интервью (или дискуссия), интервью-анкета (выявление мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом).

Самый распространенный жанр тележурналистики — РЕПОРТАЖ. По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия. Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации.

Существует также разделение телерепортажа на синхронный (содержащий естественные шумы события и речь его участников), и немой (закадровый текст читает теледиктор) С точки зрения типологических особенностей репортажи делятся на событийные (показ реального события, не зависящего от репортера), тематические (журналист подбирает объект показа в соответствии с темой и идеей) и постановочные (журналист — организатор события).

В практике телевещания используются комментированный и некомментированный репортаж. Некомментированный репортаж (или трансляция) используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, где интерес для зрителей представляет все происходящее, без каких бы то ни было исключений.

В комментированном репортаже активно действующей фигурой становится репортер. И хотя на протяжении всей передачи он часто остается за кадром, а само событие нередко предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер как очевидец события наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана.

К аналитическим жанрам телевидения относятся: КОММЕНТАРИЙ, ОБОЗРЕНИЕ, БЕСЕДА, ПРЕССКОНФЕРЕНЦИЯ, ДИСКУССИЯ, ТОК-ШОУ, КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КОММЕНТАРИЙ — это разновидность выступления в кадре. Все шире используется и закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами. Основу телевизионного комментария составляет открытая авторская оценка и авторский анализ.

Специфический жанр ОБОЗРЕНИЯ прочно утвердился на современном телевидении. Обычно различают общее обозрение, в котором рассматриваются разнообразные события определенного отрезка времени («Зеркало», «Итоги» и пр.) и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики — экономики, науки, искусства, спорта («Футбольное обозрение», «Мое кино»).

Кроме обозрения монологического характера появились обозрения-диалоги, в которых обозреватель со своими компетентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни.

Беседа, пресс-конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью.

Беседа — специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Этот жанр широко представлен в телепрограммах. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Перед пресс-конференцией часто проводится брифинг — краткий инструктаж для журналистов, ориентирующий их в программе того или иного важного события и желаемых аспектах его освещения. Телевизионная пресс-конференция, требующая режиссерского монтажа как и любая студийная передача, обычно не подвергается сокращениям или идет в прямой эфир («Без ретуши» РТР).

В последние годы в наших программах все более заметное место занимают передачи в жанре ТОКШОУ. В переводе с английского дословно — разговормое зрелище, разговорное представление. Ток-шоу, сочетая признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Непременными компонентами ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости — люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими мыслями, поступками, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков простых зрителей. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом и пр. Иногда термином ток-шоу обозначают любую разговорную передачу, например беседу за круглым столом или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист.

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ пришла на телевидение из газеты и радиовещания. На телевидении жанр корреспонденции получил широкое распространение в программах в виде публичных размышлений, телевизионных расследований острой проблемы конкретным журналистом. В сущности телевизионная корреспонденция — экранный эквивалент газетно-журнальной корреспонденции или проблемной статьи. У корреспонденций на телеэкране два полноправных автора — журналист и оператор. К художественным жанрам телевидения относятся: ОЧЕРК, ЗАРИСОВКА, ЭССЕ, САТИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ. ОЧЕРК является ядром художественной телепублицистики. Очерк на телеэкране остается одним из наиболее сложных жанров публицистики, что объясняется сочетанием исследования документального материала и рассказа. Построенный на строго документальной основе, очерк облекается в художественно-обобщенную форму. Очерк сочетает в себе все качества репортажа и обозрения. Разновидности очерка: портретный, путевой.

ЗАРИСОВКА — это жанр, где образность преобладает над информационностью. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки.

У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы. Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть). В зарисовке широко используется музыка и естественное шумовое оформление.

ЖАНРЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ

Радиовещание в своем развитии уже создало и продолжает создавать свои, присущие только ему одному формы и жанры, приемы построения материала.

Содержание радиовещание в целом можно разделить на две основные части: радиожурналистику и художественное вещание. Между этими частями нет непереходимой границы. Структура жанров, их черты и свойства складывались на радио исторически. Некоторые из жанрообразующих элементов существовали до возникновения радиовещания в газетных и журнальных жанрах.

РАДИОЗАМЕТКА чаще всего применяется в выпусках новостей. Это небольшие оперативные сообщения. Основные качества — краткость, конкретность и выразительность. Часто объединяются в тематические блоки.

ОТЧЕТЫ — преимущественно идут в эфир в дикторском чтении с места события. Остальное об отчете — то же самое, что и об отчете в прессе.

ИНТЕРВЬЮ — стандартно.

РАДИОРЕПОРТАЖ — стандартно.

КООРЕСПОНДЕНЦИЯ — один из самых распространенных жанров на радио. Посвящена узкой теме, часто используется оживление авторской речи диалогами, вопросами и ответами.

РАДИООЧЕРК — в нем используется литературно-разговорная речь, включаются дополнительные элементы: фонограммы, музыкальные вставки, шумовые эффекты.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты