КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инновационная деятельность в СКСАнализ определений терминов новация, новшество, инновация, данных известными российскими и зарубежными учеными в области управления и образования позволяет сделать некоторые обобщающие выводы: Новация представляет собой начальную стадию процесса получения новшества, как принципиально иного невиданного ранее явления. Этим явлением может быть не только новая форма деятельности, но и методический прием, который способен изменить содержание. Реализация цепочки «новация – новшество» в практической деятельности невозможна без третьего звена инновации – действий, способствующих трансформации новации (новое, небывалое) в явление. Таким образом, три звена новация – инновация – новшество (нововведение как синоним новшества) представляют собой законченный цикл получения новшества, в том числе социокультурного. При этом под социокультурной новацией понимается идея, модель, способная реализоваться в социокультурную технологию, методику, услугу; а также действия по организации, регулированию, стимулированию и реализации новации. Социокультурное новшество представляет собой продукт инновационной деятельности (инновации) в виде социокультурной технологии, методики, услуги. При этом главным условием зарождения и развития инновационных методикв социально-культурной среде всегда была и остается выработка максимально большого количества творческих идей В силу этого любая из общепринятых социально-культурных методик, если она обладает несомненными новыми элементами и по своей направленности и характеру дополняют или изменяют в лучшую сторону традиционные подходы какой-либо своей стороной: целями, содержанием, формами и методами, отношениями и позициями участников, может претендовать на статус инновационной методики. Суть альтернативных методик, используемых в социально-культурной сфере, во многих случаях составляет радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований социально-культурного процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов и замена их другими, альтернативными. Инновационные методики в социально-культурной сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Социально-культурные инновационные методики имеют ряд особенностей. К таким особенностям можно отнести: - методики социально-культурной деятельности представляют собой результат коллективного творчества; - применение инноваций в социально-культурных методиках не приносит быстрого результата, не всегда имеет ярко выраженный конкретный характер; - применение инноваций в социально-культурных методиках обусловлено внешней средой и необходимостью внутренних изменений; - инновации социально-культурных методик обладают широкой сферой применения. Поскольку социально-культурные инновационные методики разнообразны по содержанию, сферам деятельности, масштабу использования, объему нововведений, для удобства рассмотрения их можно объединить в следующие группы. Группа методик, объединенных по уровню и объему социально-культурных нововведений: методики с инновациями глобального характера, направленные на решение общечеловеческих социокультурных проблем, инновационные методики с региональными или локальными нововведениями. Группа методик по масштабу использования нововведенийобъединяет единичные социально-культурные инновации, которые осуществляются на одном объекте, и диффузные, распространяемые на несколько или многие объекты. Группа инновационных методик, объединенных по сферам социально-культурной деятельности: методики с нововведениями в сферах досуга, народной художественной культуры, образования, социальной защиты и реабилитации. Инновационный технологический процесс базируется на деятельности по использованию научных знаний и практического опыта с целью получения нового или совершенствования уже существующего социально-культурного обслуживания населения. Этот процесс состоит из нескольких этапов: 1. Анализ предстоящего нововведения, включающей в себя такие действия, как поиск и обозначение проблем, формализация инновационной идеи, предполагающая обозначение её названия, краткой сути и указание возможной области ее распространения и реализации в социально-культурной среде. 2. Разработка нововведений, определяющей цели и направленности нововведений. На данном этапе происходит сбор и обработка необходимой информации, анализ альтернативных решений. На этом этапе соединяются в единое целое все компоненты нововведения, проводится «привязка» нововведения к реальным условиям, решаются процедурные вопросы, оговаривается форма описания способов использования нововведения; 3. Развитие нововведения, включающей апробирование нововведения, проверку его адекватности реальным задачам, доработку или переработку (в зависимости от необходимости); 4. Оценка нововведения, которая является исходным пунктом дальнейшего распространения и внедрения нововведения. На этой фазе происходит оценка произведенных затрат, эффективности и, в случае достигнутых позитивных результатов, решается вопрос дальнейшего использования инновации; 5. Распространение и внедрение нововведения, включающее подготовку материалов по распространению нововведения. Хотя с социальными инновациями человечество имело дело всегда, социально-культурная инноватика [1] появилась сравнительно недавно, вместе с развитием и расширением социально-культурной сферы. Как и везде, в социально-культурной среде инновациям присуще свойство расширять привычные представления, часто вносить кардинальные изменения в установившийся распорядок, стиль и ритм деятельности. Это неизбежно приводит к тому, что процесс внедрения инновационных методик никогда не является легким и для всех долгожданным. Перечисленные этапы работы над нововведениями - от возникновения до внедрения в практику - представляют собой инновационный цикл, на продолжительность которого влияют факторы, вызывающие его торможение. Среди них можно выделить: o группу факторов социально-экономического характера: дефицит финансирования, нехватка высокопрофессиональных кадров, распространение безработицы, низкий уровень жизни населения. o группа факторов психологического характера, обусловленные наличием разнообразных барьеров мировоззренческого или информационного плана. К этой группе можно отнести консерватизм мышления работников социально-культурной сферы, отсутствие у них инициативы и творческого подхода к решению возникающих в ходе профессиональной деятельности проблем С целью преодоления факторов, сдерживающих процесс внедрения инноваций в практику, разрабатываются специальные программы, обеспечивающие позитивное восприятие нововведений. Одним из механизмов, ослабляющих факторы торможения инноваций, является стимулирование творчества работников. Для этого: - создаются условия, поддерживающие творческую атмосферу в организации; - поощряется инновационная деятельность молодых специалистов; - проводятся регулярные конкурсы инноваций; - оказывается материальная и моральная поддержка творческим работникам.
|