КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фольклор в контексте народной культурыНародная художественная культура как одна из составляющих глобальной системы художественной культуры общества и многомерный феномен, имеющий сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством. Формы народной художественной культуры: фольклор, традиционное прикладное и изобразительное народное искусство, все формы современного любительского творчества, художественной самодеятельности. Фольклор в сфере народной художественной культуры. Понятие фольклора. Фольклор как искусство слова Происхождение и значение термина «фольклор». Варианты трактования сущности фольклора в трудах отечественных и зарубежных ученых. Фольклор как предмет изучения разных научных дисциплин. Фольклор как искусство слова. Специфика фольклора: устная форма создания, распространения и бытования; анонимность и проблема авторства; единство традиционности и импровизационности; коллективность творчества; вариативная природа. Синкретичность как основная черта фольклора. Сущность фольклора как полисоциального явления и художественной парадигмы. Носители фольклора. Варианты классификации фольклора: жанровая структура, структура по социальному признаку, структура фольклора по приоритету ритуально-обрядового начала и др. Фольклор и литература. Понятия фольклоризма и фольклоризации. Фольклор в контексте формирования этно-национального менталитета. Основные условия использования фольклора в духовном возрождении общества. Историческое развитие и генезис фольклора. Историческая классификация как периодизация фольклора. Традиционный фольклор и фольклор «нового времени». Национальная психология и нравственное чувство народа в классическом фольклоре. Культурно-историческая трансформация образцов традиционного фольклора. Сущность и истоки возникновения понятия «городской фольклор» («городской “примитив”») и его характерные черты. Роль скоморошества и образцов западноевропейской культуры в процессе рождения и становления городского фольклора. Представление о городском фольклоре как об истоке массовой культуры. Современные формы фольклора и проблема «постфольклора». Фольклор и вера. Мифологическое сознание, народно-бытовая мифология, обряд и обрядовая система, символ и ритуал. Мифология славян, языческая демонология. Анимизм, тотемизм и фетишизм как архаические формы сознания. Отражения архаических мифологических представлений народа в различных жанрах классического фольклора. Традиции, приметы, суеверия. Их место в современной культуре и массовом сознании. Проблема канонического и народного христианства. Православие и проблема «двоеверия» или «народного православия». Православная традиция и раскол. Христианство и бытовая мифология, их соотношение в русской народной культуре в целом, обрядах и различных фольклорных жанров. История изучения и собирания фольклора. Сфера деятельности фольклористики, ее сущность и объект исследования. Академические школы фольклористики. Деятельность отечественных ученых-фольклористов ХХ в. Современные проблемы фольклористики. Научные и справочно-библиографические издания по фольклору. Ритуально-обрядовая культура народа и обрядовая поэзия Определение обрядов, их ритуально-магическое, хозяйственное и психологическое значение. Обряд и миф. Народная обрядово-ритуальная система. Классификация обрядов: календарные и семейно-бытовые. Обрядовая поэзия. Приговоры, песни, причитания и их жанровые признаки.Время в народных представлениях. Христианские и дохристианские основы народного календаря. Слияние языческого и церковного календарей. Календарный цикл обрядов: зимние (рождественско-новогодние, масленичные); весенние (встреча весны, Егорьев (Юрьев) день, Вербное воскресенье, Пасха, Радуница, Красная горка, Фомина неделя); летние (троицко-семицкие, Иван Купала, похороны Костромы, Петров день); осенние (жатвенные). Годовой цикл православных праздников и народные традиции. Двунадесятые праздники. Рождество. Крещение. Масленица. Пасха. Троица и Духов день. Иванов день. Петров день. Ильин день. Спасы. Покров. Посты. Аграрная магия: ритуальные способы повышения плодородия полей. Дикие и домашние животные в верованиях и обрядах. Обрядовый комплекс пастушества. Охотничьи обряды. Ряженье. Зооморфные персонажи народной демонологии. Традиционные народные праздники, обряды и ритуалы в современном обществе и СМИ. Семейно-бытовые обряды: родильный, свадебный и похоронный.Магия и мифология зачатия, родов и материнства. Отцовство и безотцовщина в народных представлениях. Родильные и крестильные обряды. Свадебный обряд. История формирования и развития. Свадьба как сложный магический, юридически-бытовой и игровой комплекс. Ритуальная магия свадьбы. Этапы свадьбы. Распределение «ролей» участников свадьбы. Свадебная поэзия. Похоронные и поминальные обряды и ритуалы. Слияние календарных и семейно-бытовых ритуалов. Дни поминовения усопших. «Родительские» субботы. Радоница. Похоронные причитания как жанр обрядовой поэзии. Элементы традиционных обрядов в современной жизни.
38.Общая характеристика работы институтов культурно-досуговой сферы за рубежом.
В число учреждений культурно-досугового типа входят объекты: функционирующие по административно-территориальному признаку, с универсально-комплексным характером деятельности: центры культуры и досуга, культурно-спортивные и социально-культурные комплексы; сельские (поселковые, городские) клубы; сельские (центральные, зональные, районные, городские, областные, краевые, республиканские) дома и дворцы культуры; ориентированные на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, культурных и других социально-демографических категорий населения (например, клубы, центры и дома интеллигенции, книги, кино, эстетического воспитания детей, женщин, молодёжи, пенсионеров; фольклора, музыкальной культуры, технического творчества; национальные культурные центры; центры традиционной культуры; дома ремесел и фольклора и др.); специализирующиеся на передвижном характере деятельности с использованием различных транспортных средств (автоклубы, агиткультбригады, плавучие культбазы и т.п.)". Культурно-досуговые учреждения: театры, музеи, кинотеатры, выставочные залы, концертные залы, консерватории, дискотеки, парки культуры и отдыха, парк по месту жительства, дворец и дом культуры, клубы по интересам. СК центры могут быть: социально-гуманитарные (в т.ч. реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические. В своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение следующих целей: -удовлетворение потребностей всех социально-демографических групп населения вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям; -предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей центра полной возможности реализации досуговой активности; -обеспечение поступательного процесса включения населения в современную сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного времени; -активизация деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующих спросом у населения. Для достижения указанных целей центры досуга выполняют следующие функции: -разработка, постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и мероприятий с постоянным обновлением и совершенствованием своей технической базы: -переподготовка специалистов для работы с новыми техническими средствами и осуществление соответствующих досуговых программ; -прокат досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей как на базе самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учреждений и организаций. Функции СКИ: Творческая, функция индивидуализации, функция социализации (распространение культурных ценностей, обеспечение доступа к ним), функция социальной памяти (обеспечение сохранности культурных ценностей). Это не тот вопрос, характеристики работы СКИ зарубежом смотрите в конспекте установочных лекций.
Технология планирования в системе менеджмента СКС Планирование занимает центральное место в системе менеджмента. Это определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов. План – определяет содержание работы конкретной структуры (фирмы, подразделения, службы) на какой то период (год, месяц, неделя, день) – при этом речь может идти о работе, связанной на этот период с реализацией нескольких проектов и программ. Планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны По содержанию: 1.Планы культурно-досуговой деятельности 2.Планы финансирования 3.Планы повышения квалификации В зависимости от уровня: 1.федеральные 2.республиканские 3.областные и краевые 4.районные и городские 5.планы учреждений и организаций, их подразделений 6.индивидуальные От степени обязательности: 1.прогнозные 2.рекомендательные 3.директивные (обязательные, планируются ассигнования из гос. бюджета, задания, связанные со строительством и др.) В зависимости от сроков: 1.перспективные (среднесрочные и долгосрочные) 2.текущие (краткосрочные и оперативные) Долгосрочные свыше 5 лет (на федеральном и региональном уровне), среднесрочные от года до 5 лет. Краткосрочные до года. Также есть стратегические и тактические планы. Этапы разработки плана: 1.организационно-подготовительный этап (определение круга исполнителей, определение сроков разработки, информационное обеспечение, методическое обеспечение) 2.разработка проекта плана (определение целей и задач на планируемый период, их характеристика в конкретных показателях, обоснование реализации плана, оформление проекта плана) 3.согласование и утверждение плана 4.пропаганда и организация контроля выполнения плана. В качестве реализации конкретного проекта используется бизнес-план, который представляет собой набор документов, фактов, анализ информации, оценку рынка. Бизнес-план – разновидность планирования, направленного на привлечение финансирования. Инвестором мб: банк, гос-во. Структра Б-П: 1 анотация (краткое изложение сути проекта, кот вкл необходимую суммы на 1-2стр); 2 цели и задачи (мб производство или предоставление услуг); 3 маркетинговый план (потребители, анализ факторов макросреды - при выходе на заруб рынок – правовая, культурная специфика; и анализ микросреды – конкуренты, их деятельность, товары и услуги; партнеры; поставщики); 4 анализ внутренних возможностей фирмы – наличие ресурсов (квалиф персонал, имущество, деньги). SWOT –анализ – определяет сколько имеется собств средств, сколько необходимо средств от инвесторов. 5 Финансовый план – стоимость товаров и услуг, кот производятся, график будущих поступлений от реализации (график безубыточности) определяется порядок выплат по кредиту и др заемному финансированию. 6 Производственный план – особенности произ-ва т/у, особенности поставки сырья и материалов, режим работы оборудования, сертификация качества, контроль качества. 7 Общие выводы – проводятся итоги по всем состовляющим. Если фирма сама занимается сбытом т/у, то в бизнес-план входит Р и ПР деят-ть. Методы планирования: 1.аналитическое – связано с выявлением тенденций, действовавших в предшествующий период. В зависимости от конкретных технологий различают интуитивные и формализованные методы. АП совпадает с прогнозированием, отличие лишь в степени директивности принятия решения по итогам разработки, минусами АП являются то, что результаты зависят от глубины и достоверности проведенного анализа, и идет опора на предыдущий опыт, это же является и плюсом. 2.Нормативное – обоснование плановых норм с помощью норм и нормативов. Его использование предполагает наличие и использование нормативной базы, которая включает систему показателей, выбранных в качестве нормативных, методику расчет количественных значений этих показателей, расчет конкретных нормативных и количественных значений показателей, утверждение конкретных норм и нормативов, процедуру пересмотра норм и нормативов. В сфере культуры используются нормы и нормативы, связанные с планированием финансовой и хозяйственной деятельности, использование основных фондов, нормы расхода материала, электроэнергии, инвентаря. 3.Балансовый, то есть планирование материального и финансового обеспечения. Три вида балансов: материальный – менее распространен, финансовый – стоимостной и трудовой – кадры. 4.Матричный – построение таблицы, в которой соотносится перечень необходимых работ и круг должностных лиц и подразделений, который обеспечивают их выполнение. 5.Сетевой – упорядочение необходимых работ в зависимости от их последовательности и длительности. Три этапа: составление полного перечня работ, упорядочение в зависимости от последовательности, упорядочение в зависимости от длительности
|