КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема сознания в отечественной психологии.Сознание (Леонтьев) –форма отражения реальности в объективных устойчивых связях и отношениях и в отдельности от наличных отношений к ней субъекта. Сознание –не проецирование и созерцание субъектом образов и понятий.Сознание –особое внутреннее движение, порождаемое движением человеческой деятельности. Ψ-ая категория сознания заключается в реальных переходах, которые связывают психику индивида и общественное сознание. Индивидуальное сознание пристрастно, т.е. имеет двойную детерминацию или принадлежит 2-м сферам: а) познавательные процессы; б) потребности и аффекты. Джемс – сознание – хозяин психики. Высказывал сомнение в необходимости и существовании сознания вообще. Выготский в структуре сознания выделяет психические функции и переживания. Ганзен В.А. определяет сознание как интегратор психических процессов. В статье «Проблема сознания» Выготский выделяет 3 частные проблемы: 1) проблема знака как отношение психических функций к переживанию; 2) проблема системности как отношение между функциями; 3) как отношение деятельностей к целому – проблема интенции – направление сознания на что-либо. В классической психологии, благодаря Рубинштейну и Леонтьеву связано изучение сознания. 2 аспекта:1. методологический –разрабатывался Рубинштейном и Леонтьевым. Рубинштейна интересовала взаимосвязь бытия и сознания. Он писал, что сознание –психические образы, вплетенные в деятельность человека. Сознание служит отражением человека как деятельности. Сознание выполняет функцию познания окружающего мира и самого себя. Деятельность рассматривается как условие возникновения сознания. Деятельность и сознание связаны между собой.2. генетический (или развития) –касались и Рубинштейн и Леонтьев. Одной из важнейших тенденций является групповая или коллективная тенденция, а затем переход к индивидуальному сознанию. Условие возникновения сознания: 1) труд –который связан с наличием форм коллективной деятельности и изготовления орудия труда. 2) Язык как система кодов. Леонтьев отмечал, что сознание неаддитивно, т.е. не простая сумма, это не плоскость и даже не емкость, а движение 2-х образований сознания: 1) чувственная ткань – те образы, которые испытывает человек. Она придает ощущение реальности окружающего мира; 2) смыслы и значения –прежде всего кристализированное и объективированное знание об окружающем мире, и человеческое сознание формируется как система значений. Она преломляется и пропускается через значения индивидуального опыта человека. В психике человека значения удваиваются. Смысл –бесстрастное, субъективное отражение реальности. В сознании выделяется 2 плана:- бытийный –отражение реальности, взаимодействие человека с окружающим миром;- рефлексивный. С точки зрения современной психологии свойства сознания характеризуются многомерностью, рефлексивностью (человек способен отдавать отчет о мыслях), интенциональностью (предметно или направлено), идеальным характером. Сознание –это всегда общественно исторический продукт, сознание становится особой формой деятельности. Сознание социально по своей сущности. Функции сознания: 1) познавательная –познание окружающего мира, также способность познание самого себя. 2) коммуникативная –позволяет людям обмениваться информацией; 3) регулятивная –сознание обеспечивает произвольное управление человеком своим поведением.. Свойства сознания:- целостность- социальная природа- предметность Отечественная психология:представление об онтогенетическом формировании сознания. Структуры сознания формируются в раннем онтогенезе, благодаря присвоению (интериоризации) ребенком структур такой деятельности, как общение с взрослыми. Возможность такого присвоения формируется в филогенезе. Предметная деятельность и общение имеют свойства: социальное происхождение и строение (опосредованность орудиями и знаками), разделенность между двумя субъектами, направленность на объект. Структура такой совместной деятельности порождает структуру сознания, определяет ее. Долго сознание рассматривалось или как общее условие существования психики («сознание – общий хозяин психических функций»), или отождествлялось с какой-либо функцией (внимание, мышление). Это порождало мнение о том, что сознание – фикция. (У. Джемс). Сознание не удается расчленить во времени – трудность для обнаружения характеристик сознания, нельзя измерить во времени. Важная для анализа сознания – идея Канта И. о наличии устных инвариантных структур сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток сенсорной, поступающей от органов чувств, информации и организующих его определенным образом.
|