КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сам праздник, во-первых, противостоит будням вообще.Во-вторых, он противопоставляется именно моменту «неудачности» будней, их монотонности. Поэтому цель праздника - достижение определенного душевного состояния всех, достижение душевного подъема. Праздник всегда имеет связь и соотношение с сакральной сферой. Даже светские праздники никогда такого соотношения не утрачивают. Праздничности характерна незанятость, свобода, «пустота» повседневных дел, которые полностью распространяются на праздник. В древние времена празднество и праздник фиксировались по пространственно-временным параметрам предельно строго, праздник нельзя было «перенести», отменить. Сакральный потенциал праздника признавался в качестве непререкаемого и любая искусственная «операция» с ним была равносильна «измене Богам». Для современного сознания и духовной культуры праздничность чаще всего отождествляется с «досугом», «отдыхом», «свободным» от труда временем («свободное время» рассматривается как свободное от повседневности трудовой, а не праздной). Ядро праздника составляет игра. Досуг носит только светский характер, а праздник всегда или почти всегда пересекается со сферой сакрального. Праздник предшествует будням, а не наоборот. В современных условиях появляются суррогаты праздника. Сервис такие суррогаты провоцирует. Праздники могут заменяться отдыхом, досугом, развлечением. Каждый развлекается при этом в меру своего умственного и нравственного развития, а также в меру своих материальных и физических возможностей. Развлечение содержательно обеднено духовностью. Современная цивилизация выработала целую индустрию досуга и развлечений: от телевизора до Дисней-ленда, от игровых автоматов до большого спорта. В ней происходит «изгнание» праздника в угоду самых низких сторон чувственности, когда удовлетворяются потребности телесности, а духовность минимизируется или вовсе «устраняется» из такого суррогата праздника. В результате человек превращается в объект порабощения со стороны индустрии игрового и досугового бизнеса. В современных условиях праздник испытывает на себе влияние НТР и технизации повседневной жизни. Технизация мира стирает различия между работой и досугом, между деятельностью и отдыхом, между повседневностью и праздником. Складываются парадоксальные ситуации, когда праздничность трансформируется в отдых как особую форму работы. Технизация досуга приводит к исчезновению праздников традиционного строения и стиля. В современном обществе потребления примером реализации праздника выступает феномен посещения гипермаркета, театра, шоппинга или экскурсии. Традиционна связь праздника и сервиса, праздника и торговли (ярмарки), которые трансформируются в такие феномены, как презентация или реклама. «Повседневность»-«праздничность» сопровождает человеческое существование от рождения до смерти, и сами эти два феномена обслуживаются сервисно. Цепь сервисных понятий включает в себя «обслуживание», «услугу», «толерантность», «помощь», «заботу», «внимание», «участие» и т. п. категории. Ни один праздник не обходится без того, чтобы его ждали, готовились к нему задолго до его наступления. Обслуживание праздника начинается с окончания предыдущего праздника, когда люди, подводя итог пройденному празднованию, начинают проективно намечать особенности его празднования в следующий раз. Сфера сервиса вовлечена во все процессы, имеющие место как в повседневности, так и в праздничности. Развитие технологий и техник сервиса приводит к существенному высвобождению времени в рамках повседневного бытия человека, особенно той его части, которая вовлечена в обеспечение быта, домоведения, реализации задач личной гигиены, семейных забот. Автоматизация и компъютеризация многих процессов обслуживания обыденной повседневности приводит к размыванию традиционных форм повседневности, к срастанию повседневности с элементами праздничности при отсутствии ситуаций праздника.
|