Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Во-вторых, праздник есть, по сути, праздничное событие для самого сервиса.




В праздник сервис приобретает целый ряд преимуществ по сравнению с обслуживанием повседневности. Обслуживание праздника «погружает» сервисантов в предельно насыщенную будничность, работу при максимальной загруженности рутинных мероприятий для обеспечения празднества.

Для профессионалов сервиса праздник превращается в сплошную будничную рутинность, которая помимо всего прочего еще и сопряжена с повышенной затратностью в плане физических и моральных усилий и соответственно затрат. Сервисанты всесторонне реализуют себя для успешной реализации задач по обслуживанию праздника. Они его отчасти творят, креативно обеспечивают как в символически-ритуальной стадии, так и в стадии трапезы-пира.

Современный человек живет в таком мире форматов повседневности-праздничности, который предельно заполнен сервисными отношениями и взаимодействиями.

Экономические отношения в двадцать первом веке постепенно и неуклонно отодвигаются ближе к периферии социальности. Все более центральное место в экономической жизни занимает сервисная составляющая.

Именно через достижения в сфере сервиса возможно сохранение и приумножение духовности. Сервис высвобождает человека из среды повседневности и тем самым расширяет пространство свободы и свободного времени, которое представляется возможным использовать с пользой для духовного роста. Путешествия, туризм, коррекция физического и нравственного здоровья в учреждениях санаторно-курортной направленности, отдых и досуг позволяют приобщиться к достижениям духовной культуры других народов и стран, к их ценностям и духовно-нравственным образцам.

 

Классифицируя праздник архаичной мифопоэтической традиции, можно различать:

- Главный праздник данной традиции (универсальный праздник), так сказать, сверхпраздник, обладающий наибольшей сакральной силой;

- Праздники годового цикла (практически известны и многогодовые циклы – семи, - двенадцати, - шестидесяти годовые; циклы, связанные с новым веком, новой эрой (летоисчислением) и т. п.);

- Праздники, приуроченные к более дробным временным подразделениям (сезонные, месячные, недельные праздники и их эквиваленты, в частности суточные образы праздника, т.е. те разрывы мирского времени, которые приходятся на утреннюю или вечернюю молитву, на посещение храма, на ежедневные фиксированные во времени сеансы медитации, транса, йоги и т.п.);

- Праздники жизненного цикла (рождение. Инициация, брак, смерть).

В ряде случаев существенно различать праздники:

- Официальные (в более позднее время часто совпадающие с государственными праздниками);

- Неофициальные (церковные и народные праздники);

- «Закрытые» (тайные, узко конфессиональные);

- «Открытые» (в которых могут участвовать все);

- Частичные (женские, детские, воинские);

- Полные;

- Разовые и периодически повторяющиеся;

- Подготовленные и импровизированные.

 

 

10. Сервис в отечественной празднично-обрядовой культуре: традиции и современность.

Истоки праздничных традиций в Древней Руси. Церковная и народная традиции праздничной культуры. Скоморохи. Современный российский праздник. Деятельность социально-культурных институтов по сохранению и развитию форм.

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Их отличительной чертой была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда, спокойные и благожелательные отношения, степенность разговоров, замкнутость досуга в пределах своего маленького семейного мира.

Будням противопоставлялся праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.

Праздничных дней в России XVIII–XIX вв. было много: 140–150 в году. Они возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём славян. Их называли календарными или годовыми праздниками, т. к. начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год, и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были: Святки, Масленица, Семицкая Неделя, Иваново-Купальские празднества, а так же праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались самые важные природно-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. В основе этих празднеств, появившихся в глубокой древности, лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, с природой и божествами. Эти праздники имели, в основном, магический характер и были направлены на обеспечение благополучия и здоровья людей, хорошего урожая, хорошего приплода у скота.

Наряду с древними языческими праздниками в русском быту XIX века было много праздников православной церкви. Они стали устанавливаться в конце Х в., после принятия на Руси христианства, но получили всеобщее признание в народной среде лишь с конца XVI– начала XVII в. Церковь, как не велико было ее стремление покончить с языческими пережитками, была вынуждена «привязать» церковные праздники к традиционным календарным и мириться с сохранением языческих ритуалов, которые замысловато переплелись с религиозными.

Все русские праздники выстаивались в определённую иерархическую лестницу. Главным праздником для всех православных была Пасха, которая называлась праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими праздниками православной церкви считались 12 праздников в году, прославляющих Иисуса Христа, Богоматерь, а так же ещё 5, посвящённых Евангельским событиям.

Праздником в России считалось также воскресенье, наступавшее через каждые 6 дней. Оно было принято как день отдыха ещё древними славянами вместе с календарём, в котором год членился на 12 месяцев, а месяц на четыре недели. В древности этот день назывался «неделя» то есть время, когда нельзя ничего делать, а с конца XVIII – начала XIX вв. получил в память о воскресении Иисуса Христа своё современное название.

Праздники отмечались обычно всей общиной. В них участвовали все взрослые жители села, деревни, городского квартала или улицы.

Каждый праздник имел свою отличительную давней традицией программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежащего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. В то же время праздники имели и много общего. Необходимыми компонентом многих из них были молебен и Крестный ход, уличное гулянье и катание на лошадях, длительная трапеза с обилием еды и хмельных напитков, пляска, игры, в том числе и спортивные, посещение ярмарок с их балаганами, лотками, каруселями, медвежьими потехами. В программу праздничных дней включалось исполнение обрядов, прежде всего обрядов годового цикла, связанных с хозяйственной деятельностью русского земледельца, а также отдельных компонентов обрядов жизненного цикла, отмечавшей главные этапы человеческой судьбы: рождение, брак, смерть. В глубокой древности они представляли собой сложные часто драматически оформленные действия, совершаемые в магических целях. К XIX в. религиозно-мифилогическая основа этих обрядов была утрачена, а само действие оказалось включённым в праздник в качестве интересной игры, завещанной предками.

Скоморохи (от греч. или араб. – шут, шутка)— русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.

Скоморохи возникли не позже середины XI века. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому отметить то или иное семейное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках значительно возросла.

 

11. Сервис в сфере зарубежного образования: традиции и современность.

Образовательный сервис – это предоставление услуг всех видов и уровней, удовлетворяющих потребность в получении знаний, приобретении умений и навыков, в просвещении, в сохранении достигнутых знаниях для потомков.

Потребность в письме, счете, в измерении площадей земельных участков, проведении астрономических наблюдений уже в глубокой древности породила образовательные услуги, кот. чаще всего предоставляли храмы (Египет, Индия, Китай). Эти школы получили название храмовых. Наряду с ними сущест. школы писцов, готовивших гос. служащих.

Приоритет военной подготовки породил систему спартанского воспитания, установка на формирование гражданина, сочетающего физическое развитие и высокие нравственные начала, дала систему афинского воспитания и обучения. Спартанские школы были государственными, афинские сочетали государственные и частные.

В Средние века образовательный сервис в европейском образовательном пространстве дифференцируется в зависимости от социально-политических условий. В средневековых городах с 11 в. монополия церкви на образовательный сервис оказалась нарушенной. Наряду с соборными и приходскими начинает действовать система ремесленного обучения при мастерских по профессиям средневековых цехов./

В 1088 г. возникает Болонский университет как центр юридической науки и принципиально новый вариант образовательного сервиса в период Средневековья. В 12-13вв. университеты как высшие учебные заведения создаются при городах Европы: в Париже в 1160г., в Оксфорде-1167г., в Кембридже-1209г., в Праге-1348г., в Кракове-1364г.

К концу 15 века в Европе действовало 79 университетов.///В 15-16 века в Европе возникает тип классического образования – гимназия, в кот. изучают латынь, греческий, античную литературу и искусство.

16-18 века в Европе характеризовались: усилением доли Гос-ва в предоставлении Гос. образовательных услуг, национальной дифференциацией образовательных систем, образовательные услуги предоставляются с учетом возрастных, профессиональных и иных запросов, образование остается сословным, зарождается интернатная форма образования.

В годы промышленного переворота (60-е гг.18 в.) стали организовываться индустриальные школы, где обучали ремеслам и грамоте.

В системе образовательного сервиса в 19 веке появляются детские дошкольные учреждения, возникает дифференцированная система подготовки педагогических кадров: учительская семинария, педагогических институт. В США до 19 века школы, в основном церковные, в 19 в. развивается сеть частных школ.

В 1819 г. открыт независимый универ. в штате Виргиния. Продолжается развитие худ. образования: открываются консерватории, Академии Художеств.

В конце 19 в. наряду с массовой школой возникают так наз. «новые школы»-частные учебные интернатного типа, предназначенные для элиты. В 20 в. в развитых странах мира система образовательного сервиса приобретает некоторые общие черты при сохранении своеобразия, обусловленного нац.традицией.

В сфере высшего образования за рубежом во второй пол. 20 в. появл. Единый рынок высших школ в рамках Евросоюза. Студенты и преподаватели могут выбрать для учебы или работы любой университет в стране Содружества.

Для материальной поддержки студентов существуют специальные программы: «Эрасмус» (обмен студентами), «Кометт» (технологический обмен), «Лингва» (обмен преподавателями языков).

Общественные потребности в новых профессиях определяется развитие профессионального образования (циклы, курсы, «креативные школы».

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Цель Болонской декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

12. Сервис в сфере отечественного образования: традиции и современность.

Образовательный сервис – это предоставление услуг всех видов и уровней, удовлетворяющих потребность в получении знаний, приобретении умений и навыков, в просвещении, в сохранении достигнутых знаниях для потомков. Создание во 2-й пол.9 в. славянской письменности на основе греческого уставного письма и принятие христианства дали мощный импульс развитию образовательных услуг.

Требовались грамотные люди для управления делами Гос-ва. Летописи говорят об открытии первых школ и приобщенности к книжности в Киеве, Новгороде, Смоленске уже в 10-11вв.

Школы создаются при церквях и монастырях. В женских монастырях обучаются и девочки. Обучение основам христианства, письму, счету простых людей вели за плату «мастера грамоты» - дьячки и мирские люди. О распространении грамотности свидетельствуют берестяные грамоты.

В 16-17вв. появ. Братские школы на Украине и в Белоруссии (1615г.–братская школа в Киеве). В 687г. при Андреевском монастыре в Москве открывается высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская Академия.

Во 2-й пол.17 в. усиливается светский элемент в образовательном сервисе. Признается польза проф.обучения (лекарская школа).

При Петре I образование становится Гос. политикой. В перв. четв. 18в. В России были созданы школы, сочетавшие функции общеобразовательных и проф. учебных заведений: Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигационных наук (1701), медицинская школа (1707) и т.д.

По инициативе Петра I открывается Академия наук, при ней университет и гимназия (Московский университет откр. в 1755г.).

В дворянских семья сер. 18 в. начинает распространятся домашнее обучение (учителя, гувернеры). Для дворян создаются Гос. закрытые сословные учебные заведения: кадетские и шляхетские корпуса (позже –Морской кадетский, Артиллерийский и Инженерный корпуса).

Для женщин в 1764 г. – Смольный институт благородных девиц. В 19в. в образовательном сервисе происходит борьба 2-х тенденций: сословности и демократизации образовательных услуг. Открываются университеты в разных города страны.

В 1908г. в Москве был открыт народный университет на средства генерала Шанявского, по окончании выдавался диплом о высшем образовании.

Система образования в Сов. России складывалась из след. частей: 1. услуги дошкольных учреждений. 2. Общеобразовательная школа из 3-х ступеней: начальное, неполное среднее и полное среднее. (ПТУ). 3. Высшая школа.///1-я пол 20в.-становление и упрочения общеобразовательной школы.

Болонский процесс создает уникальный момент в истории российского образования, поскольку может послужить толчком для переосмысления существующих образовательных моделей и их модернизации.

Болонский процесс предполагает переход на трехуровневую систему высшего образования (бакалавриат, магистратура и аспирантура), создание сопоставимых с мировыми образовательных стандартов и совершенствование принципов их формирования, введение кредитной системы, расширение выборности курсов, индивидуализацию образования, повышение роли самостоятельной работы студентов, адекватную обеспеченность курсов новыми учебными и методическими материалами – силлабусами, ридерами, учебниками и учебными пособиями и т.д, отражающими современное состояние науки. Эти изменения предполагают переосмысление соотношения между образованием и наукой, школьным и вузовским образованием, теоретической и практической подготовкой, общей культурой и профессиональным образованием, наконец, между передачей знаний и развитием критического мышления.

В России первые прямые обращения к документам Болонского процесса произошли только в первые годы XXI века, то есть, по сути, тогда, когда уже были сформулированы основные принципы, создана система сотрудничества и механизмы контроля над ходом процесса. Стимулом для обращения к идеям Болонского процесса стало признание необходимости создать такую образовательную систему, которая, будучи включенной в деятельность рыночных механизмов, могла бы выступать на равных и даже конкурировать с европейской.

13. Информационный сервис за рубежом: традиции и современность.

Американские средства массовой информации не имеют равных в мире по количеству, разнообразию и техническим возможностям. Самым массовым и влиятельным СМИ в США является, несомненно, телевидение. В структуру телевидения США входят три общенациональных канала – ABC, CBS и NBC, CNN - американский и международный спутниковый канал, первым в мире начавший круглосуточную трансляцию новостей практически в режиме реального времени, а так же сотни кабельных каналов и телесеть "Фокс". Американское телевидение - живет прежде всего за счет рекламы, Подавляющее большинство из примерно полутора тысяч ежедневных газет рассчитаны на читателей одного штата или большого города, хотя некоторые издания, в особенности "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон пост", известны и авторитетны во всем мире. Америка - родина интернета.

Пресса:

"Вашингтон пост"

"Нью-Йорк таймс"

"Нью-Йорк пост"

"Ньюсуик" - еженедельный политический

журнал "Тайм" - еженедельный политический журнал и др.

Телевидение :

Эй-би-си - крупная коммерческая телесеть

Си-би-эс - крупная коммерческая телесеть

Эн-би-си - крупная коммерческая телесеть

"Фокс" - крупная коммерческая телесеть

Си-эн-эн - американский и международный спутниковый канал, первым в мире начавший круглосуточную трансляцию новостей практически в режиме реального времени

Эм-ти-ви - пионер музыкального телевещания

Эйч-би-о ("Хоум бокс офис") - платная телесеть; первой запустила многие из самых удачных программ американского ТВ

Пи-би-эс (Общественная служба вещания) - общественное телевещание, обслуживает около 350 некоммерческих каналов.

Радио "Свобода" и "Свободная Европа" - вещает на языках народов восточной Европы, бывшего СССР и Ближнего Востока; базируется в Праге; финансируется Конгрессом США

Агентства новостей :

Ассошиэйтед пресс

ЮПИ (Юнайтед пресс интернешнл)

Блумберг бизнес ньюс

Информационное Агентство Соединенных Штатов (ЮСИА)

Радиостанция “Голос Америки” является официальным вещательным органом правительства Соединенных Штатов Америки и обслуживает интересы правящей партии и той политики, которую она проводит.

Впервые электронным образом газеты стали доставляться в начале 1980-х годов в рамках эксперимента, в котором участвовал ряд печатных изданий, в том числе «Нью-Йорк Таймс» и «Вашингтон Пост». В массовом порядке периодические печатные издания начали создавать свои электронные версии на сайтах под своим именем в 1993-1995 годах, Сейчас из более чем 5000 газет в сети 3520 производятся в США. Пять американских штатов насчитывают более сотни локальных сетевых газет каждый: в Нью-Йорке их максимальное количество - 175, затем следует Огайо (161), Флорида (142), Миннесота (134) и Массачусеттс (126).

Радиовещание в сети появилось в начале 90-х. С тех пор объем вещания в Интернете удваивается практически каждый год.

Интернет – это глобальная сеть, появившейся в 1986 году в США. для передачи и хранения информационных и вычислительных ресурсов. Это основа «всемирной паутины». Всемирная компьютерная сеть Интернет вместе с персональными компьютерами образует технологическую основу для развития международной концепции «Всемирное информационное общество. Интернет и средства массовой информации, или СМИ, сейчас являются неразделимым целым.

14. Информационный сервис в России: традиции и современность. (ответ в pdf отдельно)

15. Музейно-выставочный сервис за рубежом: традиции и современность.

Музейный сервис – это предоставление музейных услуг, удовлетворение культурно-познавательных, научных, эстетических, творческих и иных потребностей (развлечений, отдых) потребностей потребителей.

День музеев – 18 мая.

Все цивилизации, даже самые древние, собирали и хранили предметы, имеющие религиозное значение или эстетическую ценность. В античное время не было музеев в привычном смысле слова, но именно тогда (в 5-4 в. до н.э.) ив Академии Платона появился храм, в кот. стояли статуи муз. Храм был включен в повседневную жизнь: «студенты», обучавшиеся здесь, приходили в храм в поисках поэтического вдохновения и научных озарений.

В средние века здания церквей, соборов становятся хранилищами предметов искусства и даров, считавшихся полезными для пропаганды веры. В средневековой Европе формировались церковные сокровищницы. Коллекция становится музеем в силу ее общедоступности, возможности знакомства с ней других людей. Именно такой процесс начинается в эпоху Возрождения. В этот период возникает интерес к естественно-научным коллекциям.

До 17 в. коллекции, являясь собственностью частных лиц, служат лишь удовлетворению потребностей своих хозяев.

18 век, продолжив эту работу, делает королевские коллекции частично доступными для посетителей.

Первыми публичными музеями в современном смысле слова – стали Британский музей в Лондоне (открыт в 1759) , Лувр (с 1791 собственность гос-ва, открыт для народа с 1793г.)

В 19 в. происходит открытие национальных музеев в Европе: Национальная картинная галерея в Вашингтоне (1865), Музей истории искусства (Вена, 1891) и т.д.

В 19 в. возникает и успешно решается новая задача: создание специальных зданий для публичного показа музейных коллекций. Основными потребителями услуг музеев были художники, научные работники, антиквары, коллекционеры. Возникают исторические, естественнонаучные, технические, литературные и т.д.

20 в.: В музеях занимаются школьники и студенты. Здесь организуются экскурсии и лектории, изготовляются сувениры, печатная и иная инфо продукция: книги, альбомы, плакаты, открытки, выпускаются видеокассеты и CD-диски. Все крупные музеи имеют свои сайты в ин-ете.

Сегодня можно говорить об открытости музеев, их растущей свя­зи с обществом, все большей роли культурного наследия в нрав­ственном, духовном становлении личности.

Международный совет музеев (ИКОМ) был создан в 1946 го­ду (ИКОМ) - Это - международная неправительственная организа­ция, объединяющая музейных работников из музеев 157 стран.

«Музейные паспорта». Такой документ, полученный вместе с входным билетом в один из музеев города или даже це­лого туристического региона на определенный промежуток вре­мени, подразумевает, что его владелец, посетив другие, обозна­ченные в паспорте музейные собрания, последнее посещение получит бесплатно. Для туристов ценность таких паспортов оче­видна - они не только экономически выгодны, но информацион­но насыщены: с их помощью можно найти другие находящиеся неподалеку музеи и выставки.

Сотрудники зарубежных музеев заботятся и об информиро­ванности своих посетителей. Практически каждый музей имеет путеводители, сопроводительные печатные материалы к музей­ным выставкам и пр. Это означает, что каждому пришедшему в музей посетителю нужно предоста­вить возможность осваивать музейную информацию в соответст­вии с его возрастом, образованием, просто желанием или при­вычками - предварительно до прихода в музей (с помощью му­зейных каталогов, журналов или материалов научных конферен­ций); самостоятельно в музее (с помощью путеводителей, ин­формационных листков, «рабочих тетрадей»); вместе с музейным педагогом (в форме экскурсии, лекции, научного семинара, со­вместных творческих акций, предполагающих игру, театрализа­цию, диалог) или без него и т.д.

Находящиеся в музеях Великобритании кафе и рестораны обслуживают не только посе­тителей самого музея, но и служащих расположенных неподалеку офисов. Музеи предлагают «посетителям обеденного времени» «быстрые экскурсии после обеда» по вновь открытым выставкам и экспозициям. Разнообразен ассортимент музейных магазинов.

16. Музейно-выставочный сервис в России: традиции и современность.

Музейный сервис – это предоставление музейных услуг, удовлетворение культурно-познавательных, научных, эстетических, творческих и иных потребностей (развлечений, отдых) потребностей потребителей. День музеев – 18 мая.

Отечественная история музеев и музейного сервиса восходит к 10-11 векам, когда после принятия христианства начинается строительство церквей и соборов. Все они имели ризницы – специальные помещения для хранения риз, церковной утвари т других ценных вещей.

В 1037 г. великий князь киевский Ярослав Мудрый повелел хранить рукописные книги при Софийском соборе. В ризницах храмов, кроме рукописных книг хранятся княжеские и боярские дары: ювелирные изделия, узорные и парчовые ткани.

С конца 15 в. начинает формироваться собрание ценностей великокняжеского, а затем и царского двора в Кремле, которое позже влилось в Оружейную палату.

Только в XVIII в. в России появляются первые музеи.

Первым российским музеем стала основанная Петром I в 1714 г. Петербургская Кунсткамера (заимствованная форма распространенного в Западной Европе музейного учреждения). С созданием Кунсткамеры произошел качественный скачок в отношении к древностям, началось их планомерное разыскание.

Во 2-й пол. XVIII в. появились первые учебные музеи, отличавшиеся от собраний кунсткамерного типа, в которых преобладали различные "диковины", учебным характером коллекций.

Первыми были открыты Минеральный кабинет (1772) при Горном училище (ныне С.-Петербургский горный институт г) в С.-Петербурге (в 1793 г. содержал 30 000 руд) и музей Натуральной истории (1791) при Московском университете.

Во 2-й пол. XVIII в. основан первый в России художественный музей - Эрмитаж. Подобно другим старейшим музеям мира, он имел в своей основе дворцовую галерею, которая усилиями императрицы Екатерины II собиралась необычным для XVIII в. способом крупных закупок произведений искусства.

Уже с 19 века Эрмитаж начинает оказывать некоторые музейные услуги: доступ к коллекциям получают иностранные путешественники, профессора и студенты Академии художеств. С 1852 г. Эрмитаж начинает функционировать как публичный музей, хотя доступ в него был ограничен.

Уже во 2-й четверти XVIII в. появились крупные частные коллекции, по сути дела, частные музеи кунсткамерного типа.

В течение 19 века формируется музейная сеть России, складываются различные типы музейных собраний: научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Многие идеи, определившие развитие музейного дела в XIX в., родились в революционной Франции. В 1806 г. вышел указ, документально закреплявший превращение Оружейной палаты в дворцовый музей, доступный для посещения. В Эрмитаж в начале XIX в. допуск публики производился ежедневно по билетам, выдававшимся хранителем.

Во 2-й пол. XIX в. получила серьезное развитие одна из важнейших социальных функций музейных учреждений - просветительская - и начала формироваться группа музеев, специально ориентированная на педагогическую деятельность.

После Февральской революции 1917 г. дворцовые коллекции и музеи были объявлены национальной собственностью. Частные собрания были национализированы. Пересматриваются музейные экспозиции в соответствии с новыми научными концепциями. Проводятся многочисленные временные выставки. Это значительно расширяет географию деятельности музеев. Музеи начинают оказывать консультативные услуги при создании фильмов, спектакле. Расширяется издательская деятельность музеев, проводятся и публикуются результаты научных исследований. Повышение роли музеев в организации культурного досуга народа приводит к появлению особой отрасли знания – музейной педагогики.

В соответствии с рекомендациями музейной педагогики строится широко распространенная музейная услуга – экскурсия. Экскурсии дополняются такими услугами как лекции, вечера, конкурсы, работа кружков, клубов по интересам и т.д.

Музеи проводят научно просветительские и массовые мероприятия, связанные с юбилеями и праздниками.

Во 2-й пол. 1920-х годов музейная сеть страны стабилизировалась, но реорганизация привела к сокращению числа музее вдвое и переводу их значительной части на местный бюджет. В 1922 г. впервые в советских музеях вводится входная плата. В 1923 г. все фонды музеев объявили государственным достоянием.

В годы Великой Отечественной войны перед музеями вновь встала задача сохранения музейных собраний.

В 70-е широко распространяется издание путеводителей по музеям, открыток, плакатов, научные и учебные фильмы и т.д.

Новый этап развития музейного сервиса начался с 90-х гг. 20 века. Создание частных музеев, использование компьютерных технологий в информационной и демонстрационной работе. В то же время резко сократилась государственная поддержка музеев. Тем не менее, музеи сохранили фонды, кадры, опыт массовой работы, ввели льготы для учащейся молодежи и пенсионеров.

17. Зрелищный сервис за рубежом: традиции и современность.

Зрелище— это то, на чем всегда сосредоточено внимание людей, и то, что вызывает их активный интерес. Зрелище всегда являлось своеобразным зеркалом эпохи. По создаваемым праздничным формам можно судить о политической, исторической и духовной жизни общественно-экономической формации, определить идеи, интересы и стремления различных социальных слоев. Зрелище выражает и кризисные явления в культуре.

В условиях потребительского общества зрелище становится аспектом массовой культуры, с ее стереотипами, имиджами, ценностями отдыха и развлечения. В отличие от классической культуры, массовая культура обладает по преимуществу компенсаторно-развлекательными функциями. Привлекательность зрелища, его яркость и красочность, внешняя эффективность делают его весьма важным орудием в борьбе за массовое сознание. При помощи эффективного зрелища можно привить стереотипные убеждения, сформировать определенный тип ментальности. Поэтому игра может быть как истоком катарсиса, так и средством рыночного потребления. Когда в обществе превалирует стремление сохранить духовные ценности, смысл игры — не игра, игра осуществляется ради серьезного, обладая символическим смыслом.

Игра входит в зрелище генетически и структурно. Как самостоятельное явление зрелище возникло из ритуального игрового действа. Игра, которая осуществляется ради серьезного, нуждается в ритуале. Исторически в условиях господства религиозно-мифологического миропонимания понятия «культ» и «культура» были нераздельны. Латинское cultus (почитать, поклоняться) со временем трансформировалось в культ. Именно поклонение лежит в основе всякого ритуала, что и выступает содержанием зрелища.

Культ является самым древним театрализованным представлением, включающим в себя все основные его составляющие: условности, маски или переодевания, музыку, песни, танцы, пышные декорации, коллективные действия. Именно священный ритуал и праздничное состязание — постоянно возобновляющиеся формы, внутри которых культура вырастает как серьезное в игре (Й. Хёйзинга). По сути зрелищное действо выступает как праздничное состязание (праздник, забава) и священный ритуал (культовый обряд).

Зрелище является культурно-эстетическим феноменом широчайшего диапазона: спортивные состязания и игровые программы, обрядовые действа и публичные ритуалы, празднества и театрализованные представления—все это зрелище. Для каждой из этих форм характерны свои особенности, хотя сущностное качество остается одно — игровое действо. Не случайно для зрелища в качестве определяющего признака берется синтетичность, поскольку в нем сочетаются все виды искусства; затем — действенность и коллективность как существенные зрелищные признаки и, наконец, эффект соучастия, сопереживания и сотворчества зрителя.

Й. Хёйзинга, анализируя роль игры в истории, выводит это понятие из соревнования (агона). Согласно Й. Хёйзинге, вся человеческая культура имеет агональный характер, т. е. построена на принципе состязательности; однако с развитием цивилизации агональный фактор постепенно теряет свое прежнее значение, уступая место «серьезному» — всему тому, что, по мнению Й. Хёйзинги, противостоит игре. Вообще, как отмечает Й. Хёйзинга, любая культурная игра невозможна без соревнования. Соревнование же немыслимо без выигрыша, то есть превосходства над противником, пользы, выгоды. Однако получение преимущества сопряжено с подключением фактора количественной или качественной оценки: больше, меньше, дальше. А оценочность — это свойство ритуала. Следовательно, соревнование, агон, — явление по сути не игровое и может быть принадлежностью как игры, так и ритуала. Причем в ритуальном соревновании «на ход вещей влияет сама победа в поединке».

У всех народов мира с древнейших времен существуют праздники – дни игр и развлечений, связ. с ежегодным циклом умирающей и возрождающейся природы, со сбором урожая. Праздники греческой античности получают новые черты: праздник включает совокупность событий: шествия, ритуальные действия, выступления поэтов, певцов и танцоров; обязательно присутствует состязательность, соревновательное начало; праздник имеет сложную организационную структуру и требует участия от организаторов.

С 6 в. до н.э. формируется античный театр, который имеет все основные черты зрелищного сервиса: драматическое представление, демонстрируемое в специально приспособленном месте в определенное время (взималась плата). В римской античности праздник превратился в развлекательное зрелище: гонки колесниц, бои гладиаторов и т.д.

В средневековой Европе зрелищный сервис дифференцируется. Можно выделить: народные (крестьянские) празднества и зрелища; зрелища, организуемые церковью; карнавальные и ярмарочные зрелища; придворные и рыцарские праздники и зрелища.

В 16 в. возникает качественно новый тип зрелищного сервиса – профессиональный театр (1548 г. Париж). Для придворных аристократических кругов характерны новые виды зрелищ: опера и балет, которые непрерывно видоизменяются и совершенствуются в 17-18 вв. 1778 г. – открытие театра Ла Скала (Милан), 1780г. – первый цирк в Европе (Лондон).

19 век в сфере зрелищного сервиса ознаменовался демократизацией, доступностью услуг все более широкому кругу людей («Комедии Франсез»).

Во 2-й пол. 19 в. демократизация оперного театра (Верди, Бизе, Пуччини), появление стационарных комм. театров в США (Бостон). В эстраде усиливается развлекательное начало: варьете, кабаре; в театре – водевиль, оперетта. Начинается движение театральных фестивалей (Байрейт, Германия).

С конца 19 в. стремительно развивается новый вид зрелищ – кинематограф.

Начало 20 века ознаменовалось появлением джаза и блюза (1900, Новый Орлеан, США). Возникает новый вид зрелищ – мюзикл (на театральной сцене и в кино). Сцена и кинематографии соед. в технич. достижении – телевидении.

20 век – массовые праздники на стадионах, открытие и закрытие олимпиад, концерты. Появ. новые профессии – арт-менеджер, продюсер, импресарио. Организация зрелищного сервиса становится неотъемлемой частью современной культуры. Развитие зрелищного сервиса обусловлено историческим видоизменением социально-культурных потребностей человека.

В настоящее время, как правило, к индустрии развлечений относят предприятия, организации и учреждения, основная деятельность которых связана с удовлетворением потребностей людей в развлечениях. Таким образом, к предприятиям индустрии развлечений относят те предприятия, у которых ярко выражен развлекательный характер деятельности. Это могут быть разнообразные зрелищные предприятия: цирки, зоопарки, игротеки, аттракционы, лунопарки, театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы (предприятия шоу-бизнеса). Сюда могут быть отнесены и предприятия, организующие спортивно-зрелищные мероприятия, а также организации с целью развлечения - занятия физической культурой (например, в бассейнах, спортивных залах, клубах и пр.). С развлечениями могут быть связаны и некоторые предприятия культуры (библиотеки, музеи, выставки). Особое место среди перечисленных предприятий занимают и предприятия игорного бизнеса.

Развлекательные и спортивные комплексы

Киноиндустрия

Театры в зрелищном сервисе за рубежом.

18. Зрелищный сервис в России: традиции и современность.

В Древней Руси из обрядов и ритуалов предков-славян вырастают игрища, удовлетворяющие потребность в празднике, зрелище, социальном общении. В игрищах главной становится развлекательно-зрелищная сторона.

С 9-10 вв. главные фигуры игрищ – скоморохи, организаторы действа. С 11 века скоморохи становятся профессионалами-потешниками, объединяются в странствующие ватаги, хотя остаются и оседлые скоморохи. Бродячие скоморохи создали такие мобильные формы зрелищ как кукольный театр Петрушки, медвежья потеха, а оседлые скоморохи породили народный театр живого актера.

Во второй половине 17 века организация зрелищ в России начинает опираться на традиции западного театра, становится частью царской придворной культуры. Петр I осуществил реформу в сфере зрелищ, утвердил традицию театрализации быта: уличные маскарады, торжественные шествия, иллюминации, фейерверки, пародийные обряды, светские ассамблеи с «иноземной поступью» (балетные танцы).

18 век. В 1763 г. по случаю коронации Екатерины II Ф. Волков организовал грандиозный маскарад-процессию «Торжествующая Минерва».

Зрелища и зрелищный сервис в Советской России (1917-1991). Удовлетворение потребности в зрелищах, празднике, культурном обслуживании практически полностью принимает на себя государство (для решения политических и идеологических задач). Перед любителями ставились агитационно-пропагандистские задачи. Низкие цены (часто бесплатно), по которым предоставлялись услуги, делали их доступными для подавляющей части населения.

В 50-70 гг. организуются представления и зрелища на стадионах, на площадях городов: митинги, манифестации, праздники кино, театра, эстрады; театрализованные концерты и т.п. В стране создавалась многокомпонентная система зрелищного сервиса, с 30-х годов шла подготовка кадров с высшим и средним образованием.

Начиная с 1985 г. в сфере зрелищного сервиса начинается развитие частной инициативы.

В 1992г. принят закон РФ «О культуре», согласно которому гос-во заботится о доступности культурных ценностей для своих граждан. Ретроспектива зрелищного сервиса в России открывает возможные пути видоизменения, демократизации, усиления социально-культурной роли зрелищ в современной России.

19. Сервис в сфере развлечений за рубежом: традиции и современность.

Индустрия досуга и развлечений в США: Люди проводят свой досуг, занимаясь своими любимыми делами: посещением музеев, выставок, театров, мюзик-холлов, парков, садов, библиотек, занятием спортом, садов, стадионов, выходами на природу.

Индустрия отдыха в США окрепла в 20-30-е гг. Колледжи и университеты разработали соответствующие учебные программы и с 50-х годов начали готовить высококвалифицированных специалистов для государственных и коммерческих предприятий, берущих на себя организацию досуга широких масс. Основными структурно-функциональными компонентами СК сферы являются: государственный, общественно-добровольный (некоммерческий) и коммерческие сектора рекреационного обслуживания населения.

Отличительной особенностью некоммерческого сектора досуга США является то, что его финансирование складывается в основном из частично – благотворительных пожертвований, и частично - членских взносов. Процесс рекреационного обслуживания осуществляется добровольными организаторами из числа инициативных граждан, имеющих соответствующие навыки и знания в области рекреации и социальной работы.

Наиболее известные добровольные организации — это бой-скауты, герл-скауты. Многоцелевые клубы предлагают более разнообразные про­граммы, чем оздоровительные: несколько типов общей физической подготовки, тренировки, соревнования, турниры. Организация студенческого досуга помогает поддерживать здоровый психологический климат. Многие из этих ме­роприятий (спорт, самодеятельность) могут быть поддержанны­ми организациями бывших выпуск­ников.

Подавляющее большинство организаций, занятых в рекреационной сфере США составляют коммерческие структуры. Они превратили рекреационно-досуговую деятельность в своеобразную отрасль индустрии, которая покрывает недостатки видов услуг предоставляемых населению государственным сектором и общественно-добровольными организациями. В рамках данного сектора активно развиваются следующие области СКС: путешествия и туризм; производство досуговых товаров; развивающая индустрия; индустрия спорта; отдых на природе.

Среди коммерческих предприятий индустрии отдыха тематические парки, аттракцио­ны и клубы. (Парки: Йеллоустонский и Йосемитскоий, Тропа Свободы в Бостоне, Зал Независимости в Филадельфии т.п.) Большинство тематических парков были построены среди зелёных полей. «Дисней Уорлд», и «Юниверсал Стьюдиос». Посещение тематических парков — издавна излюбленное занятие туристов.

«Клубы по интересам» принадлежат к категории некоммерческого досуга. К таким клубам, прежде всего, относятся частные клубы, спортивные клубы, закрытые элитные клубы. Коммерческие и некоммерческие виды досуга создают богатое разнообразие для отдыха в западных странах, причем многие формы коммерческого досуга существуют и как некоммерческие, давая тем самым разным группам населения.

Индустрия досуга и развлечений в странах Западной Европы: Досуг –часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.

В конце 20в. как результат технического прогресса получают широкое развитие новые виды отдыха и развлечений: дискотеки, игорные дома, залы игровых автоматов, компьютерных игр, центры детских аттракционов, семейные развлекательные центры. Существует понятие – «культура развлечений», под которым понимается уровень, степень развития совершенства, достигнутая в результате использования позитивных возможностей явления. В этом случае потребность в развлечении сохраняет культурные формы выражения, не становится избыточной, искусственной (мания, страсть к игре) или даже извращенной, патологической (пребывание сутками в виртуальном пространстве). Культура развлечений проявляется в том, что, развлекшись, человек испытывает потребность заняться чем-то более серьезным: познание, творчество.

В настоящее время функционируют: парки; дискотеки – молодежные танцевальные клубы; казино (игорные дома); центры развлечений и досуга.

Возникла уникальная игровая среда одинаково интересная для детей и взрослых – комплексы аттракционов (Дисней ленд). Создалась целая индустрия, обслуживающая центры развлечений и активного отдыха: изучаются вопросы и исследуется поведение посетителей казино, дискотек, игровых центров, появились специализированные рынки и ярмарки аттракционов и автоматов, специализированные службы монтажа, сервиса, ремонта игровых автоматов и оборудования дискотек, организации по обучению обслуживающего персонала.

Имеет место и национальная специфика развлечений: в Англии - спортивные зрелища; в Испании - шумные празднества, коррида; В Италии – эстрадные зрелища, маскарады, театрализованные зрелища; в Японии – культурные акции, связанные с созерцанием, общением с природой.

20. Сервис в сфере развлечений в России: традиции и современность.

Особенности развлекательного сервиса в России в современных условиях: В конце 20в. как результат технического прогресса получают широкое развитие новые виды отдыха и развлечений: дискотеки, игорные дома, залы игровых автоматов, компьютерных игр, центры детских аттракционов, семейные развлекательные центры. Существует понятие – «культура развлечений», под которым понимается уровень, степень развития совершенства, достигнутая в результате использования позитивных возможностей явления. В этом случае потребность в развлечении сохраняет культурные формы выражения, не становится избыточной, искусственной (мания, страсть к игре) или даже извращенной, патологической (пребывание сутками в виртуальном пространстве). Культура развлечений проявляется в том, что, развлекшись, человек испытывает потребность заняться чем-то более серьезным: познание, творчество.

В настоящее время функционируют: парки; дискотеки – молодежные танцевальные клубы; казино (игорные дома); центры развлечений и досуга. Возникла уникальная игровая среда одинаково интересная для детей и взрослых – комплексы аттракционов. Создалась целая индустрия, обслуживающая центры развлечений и активного отдыха: изучаются вопросы и исследуется поведение посетителей казино, дискотек, игровых центров, появились специализированные рынки и ярмарки аттракционов и автоматов, специализированные службы монтажа, сервиса, ремонта игровых автоматов и оборудования дискотек, организации по обучению обслуживающего персонала. Перспективным является поиск и расширение спектра услуг в сфере отдыха и развлечений, удовлетворяющих потребности разных групп населения, и поиск национальной специфики этой сферы в условиях современной России.

21. Клубный сервис за рубежом: традиции и современность.

Клубный сервис-это предоставление услуг общественный организация и учреждений, объединяющих людей в целях общения по интересам (политическим, деловым и т.д).

Клубы как явление к-ры и многофункциональные центры общения возникли еще в античности. С Объединения городских ремесленников в Зап. Европе оказывали своим членам определенные услуги: образовательные, профессиональные, содействие в производстве и сбыте ремесленных изделий (выполняют ряд функций проф. клубов). .

В начале 17 в. в Англии было основано одно из первых объединений, которое можно считать клубом в его современном понимании – «Пятничный клуб». Это был клуб родовитых дворян. Главная его особенность: услуги оказывались за счет членских взносов.

В начале 18 в. клубы становятся характерной приметой общественно-культурной жизни Англии. При университетах появ. научные клубы: астрономический клуб.

В XVII—XVIII столетиях с повсеместным распространением в Европе кофе стали появляться соответствующие клубы. Это были довольно респектабельные общества — «джентльменские клубы», куда было не просто попасть постороннему человеку. Они быстро превратились в места обсуждения важных общественных, политических и экономических тем.

Автоклубы, Большинство западных автоклубов были основаны в конце XIX – начале XX века. Клубный сервис в 19 в. приобретает новый хар-р, обусловленный: социальным бытием, классовой принадлежностью членов клуба; нац.-культ. особенностями отдельных стран; состава объединений в завис. от возраста, пола и т.п.; представлениями об общественно-культурном назначении клубов. К XIX веку свои клубы имелись у всех уважающих себя сообществ. Существовали клубы офицеров, моряков, судей, членов парламента, адвокатов, учёных и т. д. Для совместных собраний на средства от членских взносов покупались земельные участки где строились клубные здания, либо помещения арендовались у других собственников.

Тогда же понятие клуб стало применяться к различным организациям, которые не ставили основной целью общение, но тем не менее объединялись под общими интересами. Появлялись атлетические, альпинистские, шахматные, спортивные, литературные, автомобильные, музыкальные, художественные клубы.

В Англии выделились 2 разряда клубов: частные (организуемые частными предпринимателями для получения дохода) и общественные (за счет коллективного членства в спец. созданном сообществе). Существовали также женские и рабочие клубы Англии. Частные клубы: игра в карты, пари. В Австрии венские кофейни в 19 в. – настоящие центры обществ. жизни и ск-услуг. В Германии в 19 в. характерные студенческие корпорации со своим традиционным местом встречи. Для Чехии (19в) наиболее характерны «Беседы» - объединения национально-культурной направленности.

Современность. Формой коммерческого вида отдыха являются клубы, здесь мы выделяем понятие «клуб» как форму времяпрепровождения с обязательными членскими взносами за пользование его услугами.

«Клубы по интересам» принадлежат к категории некоммерческого досуга. К таким клубам прежде всего относятся частные клубы, спортивные клубы, закрытые элитные клубы. Частные клубы — это места, где люди, являющиеся их членами, могут собираться для светского, профессионального, дружеского и товарищеского общения. Членство в клубе платное: сначала вступительный взнос, а затем ежегодные членские взносы. В некоторых клубах прини­мается взнос за питание и напитки — независимо от того, вос­пользовался ли член клуба этими услугами или нет.

Загородные клубы, как правило, хорошо оборудованы для заня­тий спортом. Обычно это гольф, но некоторые специализируют­ся на теннисе и плавании. Кроме того, многие клубы создают для своих членов возможности заняться и чем-то еще, кроме гольфа: верховой ездой, карточной игрой, аэробикой и т.д.

Городские клубы делятся на следующие категории: профессиональные; элитарные; спортивные; обеденные; университетские; военные; яхт-клубы; товарищества; корпоративные.

Коммерческие и некоммерческие виды досуга создают богатое разнообразии для отдыха в западных странах, причем многие формы коммерческого досуга существуют и как некоммерческие, давая тем самым разным группам населения.

В 20в. в США большее место в общественной жизни заняли клубы «зеленых» и клубы пожилых людей, кот. имеют важное СК значение.

22. Клубный сервис в России: традиции и современность.

Клубный сервис-это предоставление услуг общественный организация и учреждений, объединяющих людей в целях общения по интересам (политическим, деловым и т.д).

Первый клуб был открыт в Петербурге в 1770г. под названием «Английское собрание». С 70-х гг. в Петербурге существует и немецкий клуб «Юольшой бюргер-клуб». Позже (1784) возникают клубы деловых людей «Коммерческие сообщества».

В конце 18 в. начинают действовать офицерские клубы (перечень услуг: гостиные, карточные игры, балы и танцы, буфет, бильярд). Одним из прообразов офицерских собраний являются, так называемые, клубы (помещения). Возникшие в конце XVIII века, они создавались в основном для совместного времяпрепровождения сослуживцев, не имея определенных правил и охватывая незначительное число офицеров. Купеческое собрание – это словосочетание известно в России еще с XVIII века. С 1786 года в Москве существовал Купеческий клуб, который позднее был переименован в Купеческое собрание.

В начале XIX века его членами были не только купцы, но и профессора, врачи, художники. С 1859 г. вход в клуб для интеллигенции был ограничен, хотя впоследствии в члены Собрания снова принимали без различия «званий и состояний».

Заметное явление в общественно-культурной жизни России первой половины 19 в. –литературные общества и объединения: «Зеленая лампа», «Арзамас», а также начинают действовать салоны. С сер.

Во второй пол. 19в. образуются горные и туристские клубы. (Крымский горный клуб -1890).

В конце XIX в. в Москве возникли первые спортивные клубы: Охотничий клуб, яхт-клуб и др. Охотничий клуб. В начале 20 в. народные дома и рабочие клубы (досуг для жителей городов из «низов).

В Советской России: Дома и Дворцы к-ры, Дворцы молодежи, Дворцы творчества юных и т.п. Их назначение: просвещение, организация самодеятельного творчества, предоставление возможности активного отдыха и развлечений. После революции театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства были переданы государству. Важное значение стало придаваться просвещению и образованию людей. Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования оказывали содействие в налаживание культурно-досуговой работы. Большая роль отводилась учреждениям культуры в деле обучения людей, не получивших начального образования. В целях расширения политической пропаганды в клубах стали проводиться митинги, митинги-концерты, лекции, доклады, вечера вопросов и ответов и др. При клубах создавались политкружки.

В 20-е годы стала активно развиваться художественная самодеятельность, кружки создавались в воинских частях, клубах, народных домах.

Сфера досуга этого времени отмечена возросшей посещаемостью клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, кинотеатров, театров. Стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.

С началом ВОВ резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, наполовину по сравнению с предвоенным периодом уменьшилась их сеть. Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма. Стали проводиться встречи с фронтовиками, небольшие концерты.

В послевоенный период возросли затраты на осуществление культурно-досуговой деятельности, расширилась сеть культурно-досуговых учреждений. В восстановлении и строительстве их государство опиралось на безвозмездную помощь населения. В 70-х годах в среде молодежи началось движение за создание молодежных клубов, развивалось любительское движение (клубы по интересам). Вся их деятельность финансировалась гос-вом.

С начала 90-х гг. в деятельности клубов многое изменилось. Сохраняются лишь те услуги, предоставление которых экономически оправдано. Сократился фонд свободного времени населения, которое чаще используется для дополнительного заработка, а не для любительских занятий по интересу, финансирование. В то же время появляются новые возможности клубного сервиса, связанные с информационными технологиями гос-во в большей мере, чем раньше поддерживает клубы инвалидов. Сохраняется гос. поддержка детских клубов.

Получают распространение Фан-клубы, клубы туристов (самодеятельный туризм).

Во всем мире действуют киноклубы – массовые организации кинозрителей и любителей киноискусства.

С 90-х годов XX века в общероссийской и региональной прессе начали появляться сообщения о деятельности клубов. Термин этот стали связывать с профессиональной деятельностью (банкиров, бизнес-консультантов, главных бухгалтеров), самообразованием (просветительские тренинговые клубы), проведением досуга и отдыха (охотничьи, гольф, спортивные, туристические, развлекательные клубы), проявлением гражданской позиции (благотворительные) клубы. Появились также различные гендерные и этнические клубы.

Особое место в этом ряду занимают виртуальные клубы – новый сегмент сферы межличностных коммуникаций, осуществляющихся при помощи Интернет-ресурсов.

23. Туристский сервис за рубежом: традиции и современность.

Период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития: античный период (2-1 тыс. до н.э. – 4 в. н.э.) – когда основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования;

Период средних веков (5-16 в.) – когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения;

Период Нового времени (17-18 вв.)– когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция. Массовый характер в те времена носили и путешествия в религиозных целях.

Наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств. Развитие науки и связанная с этим организация университетов привели, начиная с XIII в., к появлению в Европе путешествий студентов.

Миграции, связанные с религиозным культом и университетскими центрами, составляли решающее большинство в общей структуре туристского движения в период от позднего средневековья до современной истории.

В XVII в. в Европе появляется форма «чистого туризма», которая охватывала людей, путешествующих с целью познания, лечения либо отдыха.

Зарождение туризма, как социального явления относится к концу XVII – началу XVIII вв., когда учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к современному туризм, как форма отдыха и развлечений, зародился примерно 150 лет назад.

Первую в мире туристическую компанию открыл Томас Кук в начале XIX столетия. Однако понадобилось еще почти 150 лет, чтобы туризм превратился в мощное, хорошо организованное движение. Одними из первых объединились в Лондоне в 1857 г. любители горных путешествий. Они создали «Альпийский клуб». В 60-е годы XIX столетия подобные клубы создаются в ряде стран Европы и Америки.

«Альпийский клуб». В 60-е годы XIX столетия подобные клубы создаются в ряде стран Европы и Америки.

24. Туристский сервис в России: традиции и современность.

Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма. Период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития: античный туризм – когда основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков – когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени – когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция.

Основными местами паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад и другие святые места.

Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов.

С принятием христианства (988 г.) эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах..

К концу XVII в. относится появление в России первых путеводителей, интерес к которым указывает на то, что путешествия, особенно в столицы – Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных граждан России.

Отличительными чертами первого этапа развития туризма в России являлись: а) примитивизм средств передвижения; б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество; в) элитарность путешествия.

Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта.

Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах.

Дальнейшее развитие туризма связано с созданием своего рода досуговых объединений – «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб»,

«Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительно развивших туристический бизнес в России.

Третий этап – начало становления массового туризма.

Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России – февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты