Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Проблема периодизации философии.




1. VI в. до н. э. – натурфилософия – исследование природы

2. Платон и Аристотель – возникновение онтологии – теоретической науки о бытии и основе человеческого знания – сознание человека выделяется из природного мира

3. Эллинистическая (римская) эпоха – усиление этики

4. Гибель античного мира. Средние века – ф. тесно связана с религией, становиться служанкой богословия. Бл. Августин, Фома Аквинский +возрождается интерес к Аристотелю

5. Возрождение – XIV-XVI вв. – Николо Кузанский – возврат к свободному философскому творчеству

В начале XVII в. возникает точное мат. естествознание - Галилей

6. Философия начинает носить характер методологии научного знания – Декарт, Бэкон

7. Ф. превращается в теорию знания – гносеологию - Локк, Беркли, Юм

8. Эпоха Просвещения - XVIII в. – поворот в сторону социальных вопросов, ф. Те сно связана с этикой и политикой – Руссо, Вольтер, Дидро

9. Конец XVIII в. – появление универсальной системы Канта, в которой выразились все области философии

10. Середина XIX в.:

поворот в сторону религиозных этических вопросов – Шопенгауэр

интерес к экономическим и социальным вопросам – Фейербах

обращение к биологическому началу в человеке

11. XIX в. – возникновение позитивизма, единственно верный способ познания мира - наука

12. конец XIX в. – Ницше – «философия жизни»

13. рубеж XIX и XX в. – интерес к религиозным вопросам – В. Соловьёв, к иррациональному, к тёмным сторонам человеческой психики, изучение структуры человеческой психики – психоанализ Фрейда, Юнг – коллективное бессознательное, понятие архетипа

14. середина XX в. – ф. становится близка к филологии – философия текста, философия языка

80-е гг. XX в. – структурализм, пост структурализм

Периоды:

- Античная философия (5 в. до н. э. – 5 в. н. э.) появляется сам термин философия, как любовь к истине и правде. Главные проблемы: начало всех вещей; проблема человека; проблема воли и свободы человека (гносеология и мораль); мир вещей и мир идей.

- Средневековая христианская философия (1-15 вв). Главная черта – сопряженность с религией. Философия – служанка богословия. Два главных этапа: патристика (1-6 вв), проблема сущности бога, соотношение веры и разума, движение к «граду божьему», свобода воли и проблема теодицеи и схоластика, отношения разума и веры, религии и науки. Сближение философии и религии (сакрализация философии).

- Философия Ренессанса (14-16вв). возврат к античности, антропоцентризм, освобождение от церкви, опора на опыт и разум.

- Философия нового времени (16-18 вв). в центре внимания теория познания, чистый разум, рационализм, огромная роль науки.

- Немецкая классическая философия (1770-1872). Кант – теория познания, знания происходят из ощущений, главная ценность свобода; философия – наука, диалектика, история – путь разума.

- Постклассическая европейская философия (19-20 вв). иррационализм, смысл жизни понять что жизнь это скорбь вечный поток, мораль относительна, сверхчеловек, Маркс – рационализм, базис, надстройка; Конт – социология.

- Современная. Идеи: идея изучения жизни отдельного человека, идея подсознания, идея разделения общественного и индивидуального сознания, непересекаемость научного и философского знания.

9. Проблема бытия в истории философии: монистические, дуалист, плюралист.

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

Существуют следующие основные концепции:

a) Монизм – учение о том, что первооснову мира составляет единое начало (Бог, дух, Логос). Многообразие явлений мира рассматривается исходя из единой основы. Может иметь либо идеалистическую, либо материалистическую основу.

b) Дуализм – признание двух первоначал (противоположных): добро и зло, душа и разум, свобода и необходимость. Термин ввел Х. Вольф. Важно, что эти начала равноправны. Паскаль, Декарт

c) Плюрализм – множественность начал – как правило бесконечное множество, но возможно и просто больше двух

Начало «тяжбы о бытии» было положено милетцами, которые открыли концепт Бытия под именем первоматерии (архэ). Следующий, ключевой, шаг в осмыслении бытия принадлежит Пармениду, который вводит сам термин «бытие». Он соотносит Бытие не с первоматерией, из которой «состоят» вещи, а с тем, что не дает вещам распасться, т.е. с некоторой единящей их «силой», или первоформой. Но и здесь Бытие мыслится превращенным образом из-за его отождествления с Единым. Различение в парменидовском концепте Бытия «единой» и «бытийной» составляющих принадлежит Платону (см. диалог «Парменид»). Суть этого различения такова. Если мы рассмотрим предложение «Бытие есть», то Парменид соотносит свой концепт с субъектом предложения, мысля Бытие как Единое (точнее: Парменид еще не различает четко субъект и предикат предложения, а вводимое им бытие-единое фигурирует и на месте субъекта, и на месте предиката), а Платон соотносит Бытие с предикатом предложения, т.е. с глаголом «есть» (различая при этом субъект предложения как Единое, а предикат как Бытие). «Неточность» же Платона в осмыслении Бытия состоит в том, что он предлагает в рамках общего предикативного подхода более узкое — атрибутивное — понимание бытия. Платоновское Бытие — это не сам глагол «быть», а атрибутивный комплекс «быть чем-то», где акцент ставится на «что-то», с которым и должны соотноситься вещи для того, чтобы существовать: быть для Платона — это быть причастным к «миру идей». При этом Платон задает новую субъектно–предикатную парадигму осмысления Бытия, значимую для последующей метафизики. Ученик Платона, Аристотель смещает акцент в этой паре на субъект предложения, мысля Бытие скорее как субстанцию (подлежащее) происходящего и отождествляя суть бытия с сущностью. Вместе с тем Аристотель замечает, что Бытие (resp. Сущее, Единое) представляет собой не формальное обобщение (resp. «наивысший род») существующего [Метафизика, 998b], а выполняет роль объемлющей его — фоновой — среды (см. подробнее об этом в [5]). Последующая схоластическая мысль (в лице Ф. Аквинского) вводит еще одно важное для понимания смысла бытия различение между сущностью и существованием. Теперь в предложении «Сущность есть что-то» Бытие соотносится не с субъектной (аристотелевской) сущностью и не содержательным (платоновским) предикатом, а самим глаголом «есть». Кант закрепляет это открытие в своем знаменитом тезисе о том, что «бытие не есть реальный предикат». «Поворот к бытию» в XX в. связан с именами Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера. Несмотря на существенное различие в стиле их философствования, их подходы сходны в том, что оба они выходят за рамки классической субъектно-предикатной парадигмы: Бытие не находится «внутри» предложения, его нужно соотносить с предложением в целом. В «Логико-философском трактате» Витгенштейн предлагает событийную концепцию бытия: мир состоит не из вещей, а из фактов, которые указывают на со(вместное)–бытие вещей. Здесь Бытие мыслится как (со–)отношение в отличие от вещного подхода Аристотеля и атрибутивного подхода Платона. Тем самым Бытие выступает здесь как нечто не-сущее, или ничто, — что концептуально близко к подходу Хайдеггера, который отличает Бытие от Сущего (см. об этом выше) и также склоняется к пониманию Бытия как Ничто.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты