КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личность и общество. Проблема свободы личности.Философские проблемы личности имеют большое значение для социально- гуманитарной сферы. Есть два определения личности: - личность- человеческий индивид, активный и целенаправленный субъект отношений; - личность- совокупность постоянных, определенных, социально- значимых черт, характеризующих индивида. Есть различные типы личности: - первобытная(коллективизм); - рабовладельческого периода( рабовладельцы, свободные граждане и рабы) - личность феодального общества( помещики, крестьяне, ремесленники) - личность капиталистического общества; -социалистическая личность. Другая типология: - мифологический тип; - религиозный тип; - идеологический тип; - ценностный тип; Проблема свободы личности- общество не должно подавлять личность, но личность несет перед обществом ответственность. ЧЕЛОВЕК — высшая ступень живых организмов на Земле, уникальное создание, наделенное телесностью, разумом и душой. Человек стал размышлять о том, кто он, собственно, такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человека. ЛИЧНОСТЬ (от лат. реrsопа — маска актера) — социально и духовно развитой человек. Это слово подчеркивает социальность человека, его возвышение над природным миром. Поздняя античность называла человека личностью, чтобы подчеркнуть, что ' тот не является лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо человеческие свойства. Личность может проявиться только в сообществе людей. Все, что относится к личности, называется персональным. Индивид — это человеческий экземпляр, имеющий уникальные черты. Личность же — это индивид, наделенный множеством социальных свойств. Каждый человек самобытен, экземплярен. Однако нельзя доводить персоналистскую идею до абсурда.Персоналистская традиция, задумавшись над предназначением человека, выдвигает перед ним определенные нравственные императивы, соразмеряет его поступки с общечеловеческими целями. Свобода трагична. Она ставит человека перед выбором, потому что основана на нравственном законе, а не на игре страстей. Личность отнюдь не стремится к самоутверждению и не пытается навязать общественной организации своекорыстные интересы. Начиная с ХУШ в., особенно с Канта и Гердера, философы отличают личность от индивидуальности. Иначе говоря, личностью становится не каждый человек, а только тот, кто обнаружил богатейший внутренний опыт. Только зрелое сознание обнаруживает разницу между свободной личностью, вобравшей в себя универсальный опыт человечества, и тем, кто возвеличил себя и свою волю, вытравив из своей души высшее начало, абсолютизировав собственные вожделения. Человеческое, следовательно, в значительной степени можно оценивать как всечеловеческое.
|